Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Татары и Екатерина II
- 25 февраля 2004 года
Среди всех российских правителей дореволюционной России татары особо выделяли Екатерину Великую. Летом 1767 года она совершила поездку в Поволжье. Во время визита в Казань посетила Новокрещенскую школу для инородцев в Старо-Татарской слободе, разрешила строительство там двух каменных мечетей.
На долгом пути становления цивилизованных межконфессиональных отношений в России важную роль сыграла работа Уложенной комиссии в 1767-1768 годах. Она должна была подготовить новый свод законов. Эту задачу комиссия не решила. Однако ей суждено было совершить другое важное дело – создать законодательную базу для принятия ислама как терпимой веры. Именно на ее заседаниях впервые в истории России публично обсуждались и вырабатывались рекомендации для удовлетворения насущных проблем народной жизни, касающиеся, в том числе, положения конфессий в стране и межконфессиональных отношений.
Ко второй половине XVIII века в этой сфере было немало проблем. В результате активной деятельности Новокрещенской конторы в Поволжье было крещено более 4 тысяч иноверцев, в том числе свыше 10 тысяч татар-мусульман. Хотя в 1764 году указом Екатерины II миссионерская организация и была закрыта, однако просветительская деятельность среди мусульман продолжалась, в религиозной сфере существовали стеснительные для мусульман ограничения. Данное положение, возможно, понимала и политическая элита России, предпринимая робкие шаги для решения возникающих проблем.
Религиозный фактор был учтен в положении о порядке выборов депутатов Уложенной комиссии. Посланцев от некочующих инородцев выбирали, независимо от религии – крещены они или нет, с каждой провинции – по одному. Такой порядок избрания иноверческих депутатов был определен не сразу. В проекте князя А.А.Вяземского предлагалось от каждого народа и губернии выбирать по два депутата; если есть крещеные, то депутат должен быть крещеным. Порядок выборов некрещеных устанавливала местная администрация. В первой редакции положения Екатерина II написала: «Некочующие разные народы – крещеные и некрещеные, от каждого уезда по 1 депутату, порядок назначает местное начальство».
В иноверческих селениях о выборах депутатов сообщали представители мусульманского духовенства. В Темниковском уезде о выборах депутатов объявляли абызы, которые приезжали с волости, собирали там башлыков, ясаулов, «читали им манифест «через перевод по-татарски толковали». Аналогичным образом действовали и православные священники этого уезда, когда созывали новокрещеных для выбора депутатов.
Казанскую губернию в Уложенной комиссии представлял 61 депутат, из них 5 дворян, 16 горожан, 12 иноверцев и 14 новокрещеных. Среди всех депутатов насчитывалось 32 иноверца, новокрещеных – 24. По данным А.В.Флоровского, всего было избрано из разных губерний 20 татар, из них крещеных – трое. Кроме того, были избраны три башкира, два мещеряка, один тептяр, один бухарец. Такой подсчет вряд ли можно считать корректным, так как здесь смешаны этнические названия с сословными. Писарь Мухаметкарим Ибрагимов, представлявший башкир, отнесен к башкирам, однако надо иметь в виду, что в башкирские волости писарями назначались мещеряки. А.В.Флоровский насчитал среди депутатов только двух мещеряков, а на самом деле мурзы Аюп Еникеев, Батый Идебердеев, Ураз Ишмаков, Якуп Мангушев, Вялш Юлгушев были мещеряками – этнографической группы татар, носителей западного диалекта. Нам кажется, что можно упростить систему подсчета иноверческих депутатов по этническому признаку, отнеся мещеряков, тептяр, бухарцев к татарам.
Наши собственные подсчеты показали, что депутатами было избрано 28 мусульман, из них 24 депутата из татар-мусульман, два башкира, два бухарца, т. е. сибирских татарина. Среди татарских депутатов было по одному старо- и новокрещену. Крещеных среди иноверческих депутатов было 15 человек, наибольшее число крещеных представляли чуваши (пять человек).
В состав депутатов мусульманское население делегировало наиболее авторитетных членов своей общины. Среди них было три муллы, пять мурз, два старшины и один старшинский сын, два писаря. Служилых мурз и татар Свияжской провинции представлял мулла Мустафа Юсупов, служилых мещеряков Исетской провинции — мулла Абдулла Тавышев, татар Ичкинских и Багаряцких юрт — мулла Алмугамет Ибрагимов.
Некоторые историки полагали, что депутаты из инородцев были не более чем «этнографической выставкой», намекая на показной, внешний характер их участия в законодательном творчестве. Однако такую оценку А.В.Флоровский справедливо считал «глубоко несправедливой». Участие в работе Уложенной комиссии инородцев современники воспринимали положительно, видя в этом знак объединения народов России. Н.М.Карамзин в своем «Похвальном слове Екатерине» писал:
«Воображение мое не может представить ничего величественнее сего дня, когда в древней столице нашей соединились обе гемисферы земли, явились все народы, рассеянные в пространствах России, языков, обычаев и вер различных: потомки славян — победителей норманнов, ... мирные пастыри южной России, лапландские ихтиофаги и звериными кожами одеянные камчадалы. Москва казалась тогда столицею вселенной и собрание российских депутатов – сеймом мира».
Работа депутатов проходила на общем собрании и в 19-ти частных комиссиях. Однако татарские депутаты не вошли в состав комиссий, за исключением Сагита Халфина, депутата от татарских слобод Казани, который был избран кандидатом в комиссию «О рудокопании, растении и сбережении лесов и о торговле вообще». Попытка мурзы Аюпа Еникеева избраться в комиссию для рассмотрения образа сборов и образа расходов депутатами не была поддержана: он при голосовании получил «за» всего 68 голосов, а «против» – 219. Аюп Еникеев был выбран помощником Ивана Голенищева-Кутузова, члена комитета «о размножении народа, земледелия и прочего».
Общий список депутатов Уложенной комиссии публиковался в дореволюционных изданиях, которые давно стали библиографической редкостью. Список же татарских депутатов отдельно еще никогда не был опубликован. Мы восполняем этот пробел. Нам удалось уточнить дополнительные данные о некоторых депутатах: место жительства, включая деревню, годы жизни и участие в восстании Е.И.Пугачева.
На наш взгляд, работа по уточнению данных о депутатах Уложенной комиссии должна быть продолжена, и здесь открывается поле для сотрудничества всех заинтересованных лиц. В этом смысле предлагаемый список нужно рассматривать как рабочий, подлежащий дополнению.
Файзелхак ИСЛАЕВ, кандидат исторических наук
«Эхо веков», №3-4, 2003.
(Статья дана в сокращении).
«Казанские истории», №3-4, 2004 год