Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Николай Фешин «пожал лавры полного триумфа»
- 27 сентября 2006 года
В фондах Национального музея РТ хранятся два небольших альбома с подлинными прижизненными фотографиями Николая Фешина. Хронологически они охватывают период его жизни, начиная с 1909 года.
Листая альбомы, мы видим знаменитого художника в домашней обстановке, с друзьями на охоте. А вот он, вдохновенный, с кистью и палитрой в руках...
Первый альбом открывается портретом Фешина с очень характерным для него острым взглядом, направленным прямо в объектив фотоаппарата. Этот же взгляд передан в другом, несколько необычном портрете – на маленькой фотографии выхвачено крупно только лицо художника, похоже, в момент какого-то неожиданного восторга, когда Николай Иванович, озорно придерживая рукой широкополую шляпу, что-то крикнул, засмеялся. Голова откинута назад, глаза блестят от неудержимого смеха.
Есть в альбомах две однотипные фотографии 1915 года, сделанные, вероятно, в один день. На обеих – стол с точеными фигурными ножками, ярко освещенное окно с подоконником, расположенным высоко над столом, пестрая штора на окне, ковер на полу и на переднем плане – глубокое кожаное кресло. На одном снимке Николай Иванович сидит в кресле, на другом – Надежда Михайловна Сапожникова. Она училась в Казанской художественной школе. Она была умной, одаренной женщиной. Будучи ученицей Фешина, в свою очередь, обучала его языкам. Другая фотография в альбоме 1909 года подтверждает это: на обороте – автограф: «На добрую память учительнице и ученице Надежде Михайловне от признательного ученика и учителя. Н.Фешин».
На выставке в Музее изобразительных искусств – несколько портретов Сапожниковой. Самый ранний относится к 1910 году, репродукции с него встречаются крайне редко. Тем интереснее одна из фотографий в альбоме: на ней Фешин изображен в группе людей, сидящих в зале, где на стенах развешаны многочисленные картины. В центре крупно – портрет Сапожниковой 1910 года. Это о нем вспоминает С.Коненков, когда приводит цитату из статьи в газете «Ивнинг пост» 1910 года, опубликованную после первого вернисажа Фешина за рубежом. Тогда одновременно с ним показали свои работы именитые европейские художники: Клод Моне, Писсарро, Ренуар, Гастон ля Туш, и первенство было отдано Фешину.
Газета писала: «...Один только русский художник Николай Фешин своим портретом м-lle Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера. Фешин, родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувств, столь типичной для настоящего русского».
Известно, что Сапожникова покровительствовала художнику, который очень нуждался. Портреты сестры, племянницы, а также свои она покупала обычно по очень высоким ценам. Не случайно, конечно, что описываемые альбомы были бережно сохранены в семье ее сестры и по завещанию племянницы Надежды Михайловны – Варвары Владимировны Адоратской переданы в дар музею.
Рассматривая эти драгоценные реликвии, мы ощущаем эпоху, в которую были созданы творения великого земляка.
Л.ПОХВАЛИНСКАЯ
Использована публикация «Вечерней Казани», 4 февраля 1982 г.