Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Кабан, Кабан…Ты грустный глаз Казани

Так сказал поэт Равиль Файзуллин. Связано ли это с тем, что когда-то Кабан был «грязным отстойником» и на него было грустно глядеть, вернее НЕ глядеть и даже нюхать?..

Или это связано с тем, что много чего «перенес» Кабан на своем жизненном пути, а путь этот был немалый, если не сказать многовековой?.. Что же кроет в себе таинственная зеркальная гладь Кабана?

 Природная среда – особо тонкий, легко ранимый организм,

требующий к себе чуткого и бережного отношения.
Эта среда может терпеть насилие и год, и два, порою – десятилетия.
Но попробуйте потом восстановить исходный баланс,
вернуться к первоначальной точке – не поможет и все золото мира…
 
Рафаэль Мустафин

Множество легенд связано с загадочным озером. Они передавались из поколения в поколение, пересказывались в различных вариациях. История возникновения Кабана, его эволюция, экология и тайны, которые хранит озеро,  – все это описывается в книге Рафаэля Мустафина «Тайны озера Кабан».

Этот снимок хорошо передает размеры озера Кабан

Книга содержит собственные наблюдения автора, выдержки из древних книг, правительственных постановлений, а также отрывки из писем обычных читателей.

Казанцы наверняка помнят Кабан в конце семидесятых, помнят  по  запаху, а точнее – по вони.  Молодежь  скорее всего  не знает об этом, по крайней мере, я не знала: меня и на свете еще тогда не было.

Весной, когда начинался паводок и таял лед, над озером стоял невыносимый запах сероводорода, который образовывался в результате вредных веществ, химикатов, ядов, хозфекалий, выбрасываемых в озеро близстоящими предприятиями: ТЭЦ, химкомбинатом, обувным комбинатом «Спартак» и т.д. Пробы воды санэпидстанции говорили о том, что все показатели во много раз превышают допустимые нормы.

Еще живы люди, которые видели эти пароходики на Кабане

Р. Мустафин пишет, что работники санэпидстанции однажды провели такой опыт: разбавляли воду из озера чистой дистиллированной водой до исчезновения неприятного запаха. Для этого ее пришлось развести 250 раз!

Исследования Н. Мингазовой показали, что ил на дне Кабана насквозь отравлен сероводородом, соединениями тяжелых металлов и яйцами глистов.

Омертвление Кабана берет истоки еще со времен, когда в Казанской губернии стала появляться первые фабрики и заводы. Это конец XVII века. «В первой половине восемнадцатого века вокруг Кабана располагалось 25 мыловаренных и 40 кожевенных мастерских…

Со всех сторон в озеро текли ядовитые ручейки…», - пишет Рафаэль Мустафин. Тогда канализационных труб еще не было, и в озеро стекали все ливневые воды, вся уличная грязь.

Кабан на старинной открытке

Теперь представьте себе, сколько же грязи, яда накопилось в нем за столько веков!? А ведь все это вредно не только для озера, но и для здоровья граждан. Медики предупреждают, что химическое загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на здоровье дыхательных путей. Вспомните из истории эпидемии тифа, малярии, туберкулеза, болезней, напрямую связанных с качеством воды.

Может сложиться впечатление, что на протяжении всего этого времени никому не было дела до «жемчужного ожерелья» Казани. Но нет, были научные работы (первая научная работа о Кабане – сочинение инспектора Казанской врачебной управы Р. Лангеля «Краткое медико-физическое и топографическое обозрение Казанской губернии и губернства города Казани»), жалобные письма жителей (которые подшивались в отдельные папки и накапливались томами) в редакции, в горисполком. Были журналистские материалы с возмущениями по поводу экологического состояния озера.

Кабан на старинной фотографии

По подсчетам Р.Мустафина только с 1971 по 1987 год центральная печать, радио и телевидение тридцать восемь раз выступали по проблемам Кабана и протоки Булак.

Фото Татьяны Нужиной

Великие личности вспоминали о былой красе озерной системы Кабан, о его чистых водах и зеленых берегах, о богатом животном мире:

«С одной стороны Кабана – тихая Татарская слобода и огромная фабрика Крестовниковых, с другой стороны – Пески (когда-то вокруг Кабана были застроены бани, места отдыха богачей, а Пески, был местным пляжем из-за плавного песочного берега – Прим. автора), где всю ночь напролет пьют и дерутся,  – писал в своих воспоминаниях Ф.Шаляпин.- А между этими противоположностями – спокойное, темное пространство; в глубине его Чортов угол, место прогулок молодежи, куда ездили в лодках шумными компаниями студенты, модистки и всяческая молодежь».

Действительно, Кабан не всегда ведь был таким.

Вернемся на несколько столетий назад.

«Каюм Насыйри приводит в своих сочинениях древнюю легенду возникновения озера. Когда-то, много лет назад, первых людей привел в эти места святой старец по имени Касыйм-шейх. Вокруг были лишь заросшие камышом и осокой болота, кустарник и непроходимая урема. И возроптали люди: «Зачем ты привел нас туда, где много комаров и нет чистой воды?». И тогда святой старец, расстелив свой бешмет, помолился аллаху, взялся за край бешмета и поволок за собой. И там, где он протащил бешмет, возникло благодатное озеро с чистой и целебной водой».

По наблюдениям Р.Мустафина, если смотреть сверху, Ближний Кабан (Кабан делится на три части: Верхний, Нижний и Средний) и впрямь напоминает расстеленный бешмет с двумя рукавами – Булаком и Ботанической протокой.

Фото Татьяны Нужиной

Но это легенда, а что же на самом деле?

В работе неизвестного автора говорится, что на месте города Казани протекала Итиль-река, то есть Волга, но потом она отошла на запад, и тогда здесь поселились люди. В научных работах сказано, что происхождение Кабана несомненно связано с Волгой.

Подавляющее большинство ученых считает, что озера – остатки древнего русла, т.е. старица Волги. Как считают ученые, Волга протекала здесь 30-40 тысяч лет назад, следовательно, примерный возраст озерной системы – 25-30 тысяч лет.

Возникает вопрос, почему озеро носит такое название – «Кабан»? Р.Мустафин в своей книге приводит легенду, которую услышал, еще будучи студентом-первокурсником, от своей тети.

Вдали - Камаловский театр

Много веков назад, когда слова «татары» еще не было и все татары назывались булгарами, они жили в славном городе Булгаре. Но сюда пришел с несметным войском Аксак Тимур, перебил и разграбил все население. Спастись удалось немногим. В их числе был и сын последнего булгарского хана Абдуллаха по имени Кабан.

Поскольку он был беком, т.е. князем, его называли Кабанбек. Он, спасаясь, весь израненный истекающий кровью, бежал на север. Пробирался через непроходимые леса, болота и топи. И наконец вышел на берег большого и прекрасного озера. Омыл князь раны озерной водой, и они тут же зажили. Напился воды – у него прибавилось сил, а в сердце поселилась надежда на лучшее будущее и любовь к тогда еще дикому краю.

Люди, которые пришли с Кабанбеком, стали вырубать лес, строить дома, сеять хлеб и ловить рыбу. Сюда же пришли друзья и родные Кабанбека. И вскоре возле озера возник княжеский дворец под названием Бустан, а озеро стали называть Кабаном.

На озере Кабан, рядом с Татарским академическим театром имени Г. Камала, находится самый большой фонтан Казани. Его основание - прямо в озере.

В книге Р. Мустафина можно вычитать про три версии возникновения названия озера:

1) Древнейший смысл слова «кабан» – «яма», «водоем». Так называли и некоторые реки. Позднее так стали называть диких свиней – то ли потому, что они обитают вокруг водоемов, то ли потому, что вечно роются в земле, образуя ямы.

2) Самый древний, первоначальный смысл слова «кабан» – «вепрь», «дикая свинья», и даже в древних русских источниках слово «кабан» переводится как «Свиное озеро».

3) Имя человека.

Сам  Р.Мустафин склоняется ко второму варианту, потому что в летописях говорится, что у Абдуллаха было два сына: Алтынбек и Галимбек, которые еле спаслись после нашествия и основали город Иски-Казан. Про Кабанбека не говорится ни слова, к тому же, если даже был такой князь, то по раскопкам археологов можно предположить, что на берегу Кабана до его прихода уже был процветающий городок.

Но главная тайна Кабана, благодаря которой он стал «знаменитостью», – это ханские сокровища, которые, возможно, до сих пор лежат на дне озера, под 5-10 метрами ила.

Книга «Тайны озера Кабан» начинается с того, как к автору однажды в редакцию пришел чудаковатый старик и рассказал странную историю о ханских сокровищах. Его звали Исмагил Азимов, выходец из знатного рода Азимовых. Сначала он говорил о спасении Кабана, сетовал, что озеро гибнет прямо на глазах, а потом, сказал, что он единственный на свете человек, который знает истину о ханских сокровищах.

Сведения о богатстве передавались из уст в уста, по его словам, это было семейным преданием. Сокровища, лежавшие на дне озера, составляла казна Казанского ханства: золотые и серебряные монеты самого разного происхождения: турецкие, арабские, персидские, русские, а также золотые и серебряные бруски и слитки, военная добыча, подарки, подношения ханам, ювелирные изделия, редкие драгоценные камни, шкатулки из слоновой кости, дорогая посуда, кубки, пояса, кувшины и т.д. и т.п.

Старик рассказывал с таким жаром и увлечением! Он сказал, что сокровища были вывезены на ладьях до осады стен Кремля Иваном Грозным в 1552 году, причем все это было сделано тайно. Но как именно, он не сказал. В доказательство того, что не врет, Исмагил Азимов предоставил древние документы, которые готовы были рассыпаться. Он назвал  Р.Мустафину столько имен и фамилий, что тот так и не понял, кто кому и кем приходится.

После двухчасовой беседы старик попросил ничего никому не говорить и ушел, так как ничего не добился. Да и Р.Мустафину нужно было уходить на собрание. Но эта встреча надолго отпечаталась в памяти редактора журнала «Казан утлары». После этой встречи он понял, что в этой кипучей, напряженной жизненной суете нам не хватает чувства ощущения живой связи времен.

Вернемся к экологическим баталиям, которые развернулась в 70-х годах двадцатого века. Сколько предупреждений вынесено, сколько штрафов наложено на предприятия, которые бессовестным образом засоряли, отравляли озеро Кабан, сколько ругательств было услышано по этому поводу спустя 12 лет (1969-1981), когда были предприняты первые шаги к «реанимации» Кабана.

Пока Р.Мустафин изучал проблемы озера, параллельно, обнаруживались новые факты о некогда упомянутых ханских сокровищах. Оказывается, в 1949 году, когда в Казани проводились соревнования на первенство РСФСР по баскетболу, в озере утонул один из участников приезжей команды. Во время поисково-спасательных работ сотрудники водно-спортивной базы зацепили что-то очень тяжелое. Настолько тяжелое, что даже сил десяти здоровых мужиков еле хватило, чтобы вытащить это что-то, которое оказалось обычной бочкой с высотой в метр. Но не судьба была ей быть «спасенной»:  не успели ее вытащить до конца, как тросы не выдержали и лопнули, а бочонок пошел ко дну.

Сколько ни пытались снова поймать этот бочонок, так и не удалось.

Второй такой же бочонок обнаружился позднее  в другом месте в 1967-68 годах, когда на Кабане проходили всесоюзные соревнования по водно-моторному спорту. Владимир Кириллович Хиблин отвечал за организацию этих соревнований и по окончании их, когда снимали поворотные буи, один из якорей за что-то зацепился. Он начал вытаскивать его, тот не поддавался. Даже всемером не смогли  якорь сдвинуть. Но после некоторых усилий, когда все же удалось вытащить неподъемный груз, снова не судьба…

В начале восьмидесятых работы по спасению Кабана развернулись в полную силу, через полгода заметно улучшились экологические показатели, а после трех лет работы, конкретно 14 июля 1984 года, на Кабане появился первый рыбак. «Он сидел, свесив тощие ноги с расцарапанными коленками на бетонном парапете на набережной и сосредоточенно глядел на поплавок… В его консервной банке наперегонки носились две юркие уклейки».

Но отсасывание грязи продолжалось, работу должны были закончить к открытию нового здания Татарского театра им. Г. Камала, к концу 1986 года.

А что же с сокровищами хана? Во время спасательных работ Кабана на них не натыкались, во всяком случае в книге Р. Мустафина об этом ничего не говорится. Но после некоторых публикаций об этих тайнах, сделанных автором в газетах, уже после очистки озера летом в 1988 году из Москвы приехала научно-поисковая экспедиция по поиску ханских сокровищ.

Были задействованы опытные аквалангисты, ныряльщики. Погода не благоприятствовала этим поискам: бушевал ветер, хотя до этого стояла ясная солнечная погода. Поиски велись четыре дня, и были безрезультатными. «На следующий же день ветер стих, заметно потеплело, и озеро заголубело под ясным небом как ни в чем не бывало»!

Будто озеро не хотело, чтобы сокровища были найдены и присвоены чужими. «Озеро Кабан – наша национальная святыня, тесно связанная с историей края, его прошлым, настоящим и будущим.

С Кабаном связана одна традиция дореволюционной Казани - по весне здесь сходилась на кулачный бой молодежь русской и татарской части города. Бой был благородный, до первой крови. В Казани еще живут люди, которые участвовали в таких боях.

Озеро красиво в любое время года, с какого бы берега вы на него не смотрели. Снимки, которые мы нашли в Интернете, подтверждают это.

Татьяне Нужиной принадлежит несколько фотографий зимнего Кабана. Мы воспроизводим одну из них. 

Нельзя забывать, что самое дорогое, поистине бесценное сокровище Кабана – это чистая вода, зеленые берега, и воздух, насыщенный живительным кислородом», – заключает Рафаэль Мустафин.

Айгуль ЗАКИЕВА

Практика 2009 года