Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Крестовоздвиженская церковь – обитель главной иконы Казани
- Гульнара Бекмансурова и Алина Мартынова
- 29 марта 2005 года
21 июля 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II внес в Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого женского монастыря (улица Большая Красная, 5) список Казанской иконы Божией Матери, привезенный через Москву из Рима, от Папы Римского Иоанна Павла II.
Специально к этому событию в церкви начались масштабные реставрационные работы. В восстановлении первоначального облика принимали участие мастера из Казани и Санкт-Петербурга.
Крестовоздвиженская церковь входит в ансамбль Богородицкого женского монастыря, одного из старейших на территории Казани (основан в 1579 году). Она относится к новым постройкам – была возведена в 1877 году (архитектор Тихомиров). В первоначальном виде церковь украшали восьмиколонный портик и лепное «всевидящее око». Ивану IV после обретения Казанской иконы Божьей Матери приказал соорудить во имя Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была Матрона Онучина, принявшая имя Марфы.
В 1595 году по указу царя Федора Иоанновича была построена Каменская церковь, увеличен штат монахинь. Тогда же в честь обретения иконы Богородицы был установлен особый праздник, отмечавшийся 8 июля (по старому стилю). В начале ХХ века Казанский Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек. Так, главный монастырский собор был построен в 1798-1808 годах по проекту столичного зодчего Ивана Егоровича Старова.
Это был величественный по размерам и изящный по архитектуре пятиглавый храм с обширным куполом, украшенным снаружи колоннадой коринфского ордена. С трех сторон собор имел порталы с поддерживающими фронтон колоннадами ионического ордена. Это был выдающийся памятник русского классицизма. Здесь и находилась легендарная икона.
В XVIII веке была сооружена шестиярусная колокольня высотой 55 метров. С 1882 года началась постройка нового двухэтажного каменного корпуса в стиле классицизма с надвратной Крестовоздвиженской церковью. Церковь с иконостасом, для первого яруса которого было написано шесть больших живописных икон греческого письма на Афоне, находилась в купольном этаже. На первом и втором этаже располагались общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале – пекарня и квасная.
Двухэтажные Настоятельный и Братский корпуса, полукругом охватывавшие собор были построены в 1810-1816 годах на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона, была возведена церковь Николы Тульского. Единственным действующим храмом на территории бывшего монастыря до недавнего времени была Софийская церковь.
По монастырским документам она была построена в 1807-1825 годах на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е года XIX века была возведена новая ограда, и храм оказался в глубине монастыря. По мнению ученых, Софийская церковь построена значительно раньше, чем датировалась ранее: вероятно, в конце XVII-начале XVIII веков. На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля барокко.
В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции. Судьба монастыря не была легкой. Построенный на месте пепелища он то и дело притягивал к себе различные бедствия. Так, во время штурма Казани войсками Пугачева в 1774 году многие жители укрылись в этой божьей обители. Однако это не остановило пугачевцев, и они ворвались внутрь, беспощадно убивая людей и грабя святое место. После этого бунтовщики, поставив одну пушку на паперти, в другую – на монастырских воротах, открыли пальбу по зданиям…
3 сентября 1815 года в ходе сильнейшего пожара пострадали 70 городских кварталов, 1500 домов, сгорели четыре православных собора и четыре монастыря, среди которых был и Казанский Богородицкий монастырь. В начале ХХ столетия обитель считалась одной из самых благоустроенных и богатых в Казанской епархии. Но после Октябрьской революции все резко изменилось.
Казанский Богородицкий монастырь разделил общую участь религиозных учреждений. Многие его здания были заняты военными частями и организациями. В 1929 году в жилых корпусах разместили общежитие студентов педагогического техникума, что оставило ужасные следы: были сломаны двери и окна, порублены на дрова ступени лестниц и перила, разбиты надгробные памятники вод дворе. Летний храм в это время был использован под склад для хлеба, причем зерно ссыпали прямо под иконостас.
В феврале 1930 года с колокольни сняли колокола. В том же году были взорваны главный храм монастыря — собор Казанской Богоматери и стоявшая рядом колокольня. В 1931 году СНК ТАССР принял решение о строительстве в Казани киностудии. Церкви бывшего Богородицкого монастыря были отданы в ведение татарстанского отделения «Востоккино». Однако в 1934 году это объединение было закрыто, и работы прекратились.
В 1942 году в Казань были эвакуированы две табачные фабрики, которые объединили и разместили в полуразрушенных зданиях монастыря.
Главное здание фабрики, которая выехала с территории бывшего монастыря буквально перед юбилеем, находилось на месте собора Казанской Богородицы, а на месте колокольни – площадка перед проходной.
Сегодня от монастыря мало что осталось. Сохранились лишь Софийская надвратная церковь, Братский и Настоятельский корпуса, Крестовоздвиженская церковь, храм Николы Тульского и башни ограды. Сравнивая эти «остатки» с фотографиями прошлых лет Казанского Богородицкого монастыря нельзя не заметить, как много потерял город с уничтожением этого замечательного архитектурного ансамбля, игравшего важную роль в формировании силуэта и образа древней Казани.
Крестовоздвиженской церкви повезло больше других построек Богородицкого женского монастыря. В советское время к зданию церкви были пристроены гаражи. Долгое время здесь располагалось учебное здание Казанского государственного педагогического института, потом это было студенческое общежитие. В апреле 2005 года здание Крестовоздвиженской церкви было передано Казанской епархии.
Масштабная реставрация храма началась в 2004 году, когда стало известно о реальности возвращения в Россию Ватиканского списка Казанской иконы Божьей Матери. Строительно-восстановительные работы продолжались буквально до юбилея Казани, и перерыв будет только на праздничные дни. Их ведет научно-производственное объединение «Космос» (Москва). Разработчиком проекта реставрации выступил институт «Казгражданпроект» (главный конструктор – Т.Сальникова, главный архитектор – А.Никитин).
К юбилею успели восстановить внешний фасад церкви и ее внутреннее убранство. Установлен крест из черного железа, покрытый сусальным золотом, общим весом около 300 кг. Он был изготовлен Казанским трестом инженерно-строительных изысканий. Особую ценность представляет иконостас, выполненный в классическом стиле и украшенный позолотой. Над ним трудились мастера Русской православной церкви из подмосковного поселка Софрино.
Справа от него находится киот со знаменитой иконой Казанской Божьей Матери, подаренной Папой Римским Иоанном II. Казанцы хорошо помнят трагическую судьбу оригинала иконы Богородицы, а потому приняты серьезные меры безопасности. Икону поместили в специальный сейф с бронированным стеклом, работает охранная система сигнализации. Круглосуточно здание церкви охраняют 10 работников милиции.
Молельный зал восстановлен по существующим границам. Купол и стены расписывали художники А.Беляев и А.Пьянков из Санкт-Петербурга, а также студенты Мухинской художественно-промышленной академии (Санкт-Петербург). В здании планируется разместить праздничный тронный зал, монашеские кельи, трапезную, кухню.
В ходе работ строителями обнаружено несколько интересных находок. Так, на глубине двух метров были найдены совершенно чистые берестяные пластины большого размера. На протяжении реставрации церковь будет открыта для прихожан: ежедневно в ней проходят богослужения.
Гульнара Бекмансурова и Алина Мартынова
Крестовоздвиженская церковь сегодня. Съемка 9 августа 2011 года