Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

С Баратаевской на Почтамтскую, а потом на улицу Лобачевского

Эта небольшая улица берет начало в самом центре города, у сквера Лобачевского, стремительно спускается вниз, бежит мимо двух старых городских садов – Ленинского и Черноозерского, пересекает улицы Дзержинского и Карла Маркса и упирается в Большую Красную.

Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет об улице Лобачевского, одном из типично казанских уголков, придающих городу неповторимое своеобразие.

В XVIII веке улицы как таковой еще не существовало. Просто жители проторили тропку покороче от Красной слободы к Кремлевскому холму. Затем здесь возникли две короткие улочки, продолжающие одна другую: Баратаевская (была названа так по дому князя Баратаева, в котором сейчас располагается Казанский научный центр АН России) и Почтамтская, получившая свое название в связи с построенной здесь почтовой конторой (ныне 5-е здание КАИ).

В честь 100-летнего юбилея Н.И. Лобачевского в октябре 1893 года на карте Казани появилась улица Лобачевского. Это было вполне естественно и логично: поднимаясь вверх по улице, подходишь к дому, где много лет жил знаменитый ученый, к университету, славу которого и научными трудами, и ректорством своим он приумножил.

Памятник Николаю Лобачевскому, великому геометру, долгие  годы возглавлявшему Императорский Казанский университет. За памятником - одно из зданий Казанского центра Российской Академии наук, в прошлом вторая, Ксенинская женская гимназия 

Мемориальная табличка, извещающая о том, чье имя носит улица, укреплена на здании химфака

В годы ректорства его квартира располагалась  в двухэтажном доме рядом с главным зданием университета. Последние годы жизни великий ученые жил на улице Большой Проломной, в не сохранившемся до наших дней доме рядом с Госбанком. Могила Лобачевского находится на первой аллее Арского кладбища.

В прошлом веке на улице помещались, помимо нескольких доходных домов, гимназия, две фотографии, цветочный магазин Квасникова (он, кстати, находился там же, где и нынешний, в угловом доме рядом с садом «Черное озеро»), пивная Петцольда. По утверждению краеведа Леонида Абрамова, это самый первый цветочный магазин Казани. Здание, которое считается памятником гражданской архитектуры общественного назначения павильонного типа, было построено в 1890 году, принадлежало М. Квасникову. Строилось как часть часть Черноозерского парка.

В 1892 году в здание, которое сейчас занимают институты Казанского научного центра Академии наук России, переехала вторая Ксенинская женская гимназия, основанная в 1880 году. Эту гимназию окончила М.В. Нечкина, известный советский историк, академик, посвятившая жизнь изучению движения декабристов. Училась здесь и одна из участников борьбы за Советскую власть в Казани, впоследствии крупный советский работник – Ю.М. Зарницына-Лапина.

Дом князя Семена Михайловича Баратаева, казанского генерал-губернатора и правителя Казанского наместничества, построенный во второй половине XIX века, сначала был двухэтажным.

В 1839 году по проекту архитектора Фомы Петонди и в 1878 году для нового владельца - купца И.И. Апакова архитектором П.И. Романовым надстраиваются 3 и 4 этажи. В конце 40-х годов по проекту архитектора П.Т. Сперанского здание было перестроено для Казанского филиала АН СССР. В 1957 году архитектором М.К. Игламовым сделан трехэтажный с цокольным этажом пристрой.

После революции, в 20-х годах, в бывшем баратаевском доме был Татрабфак, где лекции по истории читал соратник Ленина В.В. Адоратский. В 1924 году здесь выступил приехавший в Казань нарком просвещения А.В. Луначарский. На рабфаке здесь учился Муса Джалиль.

Несколько лет спустя, после закрытия рабфака, здесь была средняя школа, в годы войны – госпиталь, а в 1945 году сюда переехали ученые.

Замечательно, что в Казани каждые 50 лет совершались научные открытия мирового значения. С улицей Лобачевского связаны судьбы трех известных ученых, прославивших наш город. Первым следует назвать, конечно, имя самого Лобачевского, создавшего Неевклидову геометрию и тем самым опередившего современную ему науку на целых полстолетия.

Долгие годы  в Казанском филиале АН СССР работал другой ученый с мировым именем – А.Е. Арбузов, автор теории фосфорорганических соединении, а с 1945 по 1947 – выдающийся физик Е.К. Завойский, который именно здесь, в Казани, открыл явление электронного парамагнитного резонанса. В этих зданиях творили многие известные ученые. Назовем только одного - ученого-физика, члена-корреспондента АН СССР Б.М. Козырева.

О соседнем доме №4 стоит сказать особо. Он был построен во второй половине XIX века для Н.И. Чарушина. Трехэтажное здание отличается богатым эклектичным оформлением, в котором преобладают элементы западноевропейского барокко. Это здание также принадлежит Казанскому научному центру.

В 1929-1950 годах в этом здании жил известный татарский актер - заслуженный артист РСФСР, народный артист ТАССР Зайни Султанов, «властелин сцены», как его называли, один из основателей профессионального татарского театра.

В 2013 году завершена реконструкция фасада соседнего здания, и теперь казанцы могут видеть всю красоту этого особняка.Историю этого здания узнать не удалось.

Соседний дом, по данным Леонида Абрамова, связан с именем основателя нефтяного дела в России Василия Кокорева. В 1859 году он построил в Сураханах, под Баку, первый в России керосиновый завод. Кокорев жил в Казани с 1842 по 1846, имел здесь дом. Тот самый, в котором сегодня находится  кафе "Пицца", рядом с Ленинским садиком, наискосок от цветочного магазина.

Кстати, в доме его брата Николая в Екатеринбурге была в 1918 году расстреляна царская семья.

Двухэтажный дом под номером 7 не производит впечатление памятника и сегодня им не является, хотя в 1993 году был включен в свод архитектурно-исторического наследия. Построен в 1866 году в стиле эклектики с элементами классической архитектуры. Интересен балкон с кованым криволинейным ограждением, интересный образец декоративно-прикладного искусства. Скорее всего ковали его неподалеку от Казани, в Чебаксе. Здание принадлежало А.П. Безобразову. В настоящее время в нем находится одно из подразделений Министерства внутренних дел. 

Под номером 8 в Своде памятников 1993 года значится дом И.М. Кузнецова, построенный в 1863 году в стиле эклектики с сочетанием в декоративном решении уличного фасада элементов барочного, псевдоготического и классического стилей. Проект архитектора П.В. Тихомирова.

Очень красивое здание в стиле эклектики с элементами модерна находится по адресу: улица Лобачевского, номер 27/6, на пересечении улиц Дзержинского и Лобачевского. В своде памятников 1993 года оно значится как дом И.А. Сахарова – А.И. Головиной, построенный во второй половине XIX  века. Его особенностью является обилие на фасадах лепнины растительного характера и кованых элементов.

В 90-х годах здание было отдано под офис Татарскому общественному центру. В настоящее время в нем находится Духовное управление мусульман Татарстана.

Два дома на этой улицы связаны с именем богатого купца И.Г. Стахеева. Это современный дом №9, построенный в начале XX века, бывший доходный дом с магазином в первом этаже, а также дом его дочери – Марии Ивановны Подуруевой – современный дом №10.

В конце февраля 1918 года дом Стахеева занял Комиссариат по делам мусульман Казанского губернского совета, сыгравший большую роль в развитии революционных событий в Казани и губернии. В комиссариате работали видные татарские большевики С. Саид-Галиев, К. Якубов, Г. Касимов, В. Шафигуллин и другие. В трудные дни августа 1918 года на третьем этаже располагался штаб Восточного фронта, которым руководил И. Вацетис. Здесь бывал приехавший а то время в Казань татарский революционер М. Вахитов.

В доме №10 сегодня офис Союза композиторов Республики Татарстан. Здание было построено в 60-х годах XIX века.

Как пишет Лев Жаржевский, интересна история этого участка. Пожилая его владелица сдавала комнаты в антресольном этаже стоявшего здесь дома студентам, среди которых был и А. Пыпин, двоюродный брат писателя-демократа Н. Г. Чернышевского, ставший впоследствии известным историком и исследователем литературы.

Затем дом перешел к семье богатого старообрядца Матвея Подуруева, который и выстроил на месте старого полукаменного здания в 1906 году ныне существующий красивый трехэтажный особняк по проекту знаменитого архитектора Ф. Амлонга. В 1900-1903 годах Амлонг преподавал архитектуру в Казанской художественной школе, в 1902-1903 годах был архитектором Казанской губернской земской управы, в 1904-м – архитектором Казани.

Из известных его проектов – дом Шамиля (вместе с Г. Рушем), где сейчас находится музей Г.Тукая. Есть предположение, что этот архитектор является и автором проекта дворца Сандецкого (ныне здание Государственного музея изобразительных искусств РТ). Специалисты усматривают между этими зданиями большое стилистическое сходство в облике и образном решении. Об этом писала искусствоведа Галины Могильникой.

 

 

Фасады особняка имеют выступающий асимметричный объем с шатровым завершением с характерным рисунком кровли (косыми линиями) и декоративным шпилем, рисунок парапетов с вазами. У обоих зданий характерные крупные арочные проемы в выступающей части объема и повторяющийся прием – сгруппированные три окна. Чувствуется одна рука и в прорисовке декоративных архитектурных деталей (оконные замки, рустовка).

Здание поражает своим богатым убранством. Это видно даже сегодня, когда особняк сильно запущен. Внутри сохранились массивные двери с дореволюционными ручками.

В грозные 1905 –1903 годы здесь располагалась редакция «Волжского вестника», вскоре прикрытого властями за «крамолу». В 1918 году в этом здании содержались арестованные Губ.ЧКа граждане, в том числе приговоренный к расстрелу А.Н. Баратынский, внук поэта Е.А. Баратынского, общественный деятель и литератор.

Здание нуждается в реконструкции. Как нам сказали, есть уже проект. Осталось найти средства.

М.И. Подуруевой принадлежал и двухэтажный пристрой, построенный в конце XIX века (имеет этот же номер). Флигель долгое время пустовал. Как выяснили корреспонденты газеты «БИЗНЕС Online», в октябре 2012 года дом купила предпринимательница Гузель Вагапова за 9,2 млн. при стартовой стоимости в 4,41 млн. рублей.

Это здание не является памятником архитектуры. Как ранее сообщил газете «БИЗНЕС Online» архитектор Сергей Саначин, «в памятниках числится только главное здание - непосредственно Союз композиторов, сад и ограда». Как писали авторы корреспонденции в этой газете:

Безусловно, очень приятно, что масштабный проект по восстановлению исторического центра открывает новые имена людей, которые готовы вкладывать десятки миллионов в реставрацию исторических зданий. Покупатель явно купил данное здание не с коммерческой целью. Учитывая уникальность объекта, реставрация обойдется ему в сумму, которая в десятки раз превышает заявленную на аукционе цену. Дополнительные сложности создают обременения, которые взял на себя новый инвестор - завершить ремонтно-реставрационные работы по фасаду здания и благоустройству территории в срок до 01.04.2013 года. В случае их невыполнения инвестор рискует потерять не только само здание, но и немалые средства, которые он вложит в реставрацию.

На перекрёстке улиц Карла Маркса и Лобачевского стоит здание постройки второй половины XIX века классического стиля. В своде памятников истории и культуры РТ (1993) ее хозяйкой названа Любовь Ивановна Пальчикова, но есть казанские издания, которые называют другую фамилию — Лихачевой.

Как пишет Рустем Ахунов, оба сообщения правильные, просто речь идет о разном времени. В 1912 году дом по дарственной перешёл от Пальчиковой Инне Владиславовне Лихачевой.  Потомственная дворянка в девичестве была Пальчиковой. Она вышла замуж за Ивана Петровича Лихачева, который был из того самого дворянского рода Лихачевых, к которому принадлежал  известный казанский коллекционер, археолог и нумизмат А.Ф.Лихачев, чья коллекция легла в основу собрания нынешнего Национального музея РТ.

Во второй половине XIX века дом принадлежал Л.И. Пальчиковой. Ее муж Николай Евграфович Пальчиков (1838-1888), уроженец села Николаевка Мензелинского уезда Уфимской губернии, был человеком довольно известным в кругу любителей музыкального искусства. Серьезно увлекаясь изучением фольклора, он посвятил жизнь сбору и записям русских народных песен. Собрав в своей родной деревне 125 напевов, мелодий и текстов к ним, Пальчиков впервые в истории подготовил работу, посвященную песенному творчеству одного русского селения. Из печати она вышла в Санкт-Петербурге в начале 1888 года, уже после смерти автора под названием «Крестьянские песни, записанные в селе Николаевка Мензелинского уезда Уфимской губернии». Кроме того, известен еще один рукописный сборник фольклориста, вобравший записи одноголосных народных песен.

Чета Пальчиковых находилась в самом центре тогдашней музыкально-театральной жизни города, вела дружбу и знакомство со многими страстными ценителями искусства и была явно неравнодушна к проблемам музыкального просветительства. Поэтому ни в коей мере нельзя считать простым стечением обстоятельств то, что именно в доме Пальчиковой в начале девяностых годов XIX века разместилась знаменитая «Музыкальная школа свободного художника Гуммерта».

Рудольф Августович Гуммерт окончил Петербургскую консерваторию по классу профессора Миклашевского. Теорией композиции он занимался у самого Римского-Корсакова. По окончании в 1837 году консерватории Р. Гуммерт стал в Казани помощником А. Орлова-Сокольского по дирижированию оперой. А тому его рекомендовал А. Рубинштейн.

Талантливый исполнитель и педагог создал в Поволжье целую сеть начальных музыкальных классов, так называемых гуммертовских школ, в которых учились дети из разных семей, невзирая на сословия, звания, национальную или конфессиональную принадлежность.

В казанской школе можно было получить образование по классу фортепиано, скрипки, теории композиции, обязательной теории и гармонии, совместной игры для скрипачей, хорового пения, игры на духовых инструментах. Преподавали эти науки выпускники Санкт-Петербургской консерватории, свободные художники К.А.Корбут, О.О.Родзевич, выпускник Пражской консерватории К.И.Русс, выпускница Московской консерватории О.В.Ильина и другие.

Впервые в истории города сюда, в дом Пальчиковой, к Рудольфу Августовичу пришли постигать тайны музыки и основы исполнительского искусства юноши-мусульмане. Так, в классе К.И.Русса учился играть на скрипке будущий руководитель оркестра при Восточном клубе Вали Апанаев, а у О.О.Родзевича в 1913-1917 годах брал уроки по классу фортепиано композитор Салих Сайдашев.

Из других замечательных питомцев школы следует назвать педагогов и музыкантов П.К.Тилли, Р.Л.Полякова, А.Ф.Бормусова, скрипача-виртуоза и собирателя татарского фольклора И.А.Козлова.

Школа Гуммерта работала в этом здании с 1907 по 1917 год. С 1919 по 1922 год тут была Восточная консерватория, с 1922 по 1924 - Восточный техникум. С 1922 по 1932 год в этом здании жил татарский композитор Султан Габяши.

На противоположном углу улиц Карла Маркса и Лобачевского находится красивое здание, построенное в первой половине XIX века. Дом принадлежал С.Т. Аксаковой, сестре писателя С.Т. Аксакова, теще А.М. Бутлерова. Великий химик жил здесь в 1852-1864 годах.

 

Первоначально это был двухэтажным домом с мезонином, в 1848 году со двора были сооружены боковые пристрои. Фасад был модернизирован в 1905 году, когда 1 этаж приспособили под магазин.Известен дом был так называемой «Покровской аптекой» провизора Бенинга. В советское время здесь также находилась аптека.

К тысячелетию Казани фасад здания под номером 27/11 был отреставрирован, но работы внутри продолжены не были. Так и стоит оно до сих пор. 

Улица Лобачевского связана с историей Казанского театра. Во-первых, хозяин дома №2 князь Баратаев был, как свидетельствуют современники, завзятым театралом. «При нем и его ближайшем участии, – пишет краевед Н. Загоскин, – в Казани получил начало свое публичный театр».

В доме №3/24, построенном в конце прошлого века, с осени 1897 по весну 1899 года жил актер Василий Иванович Качалов, впоследствии выдающийся советский артист, имя которого с гордостью носит русский драматический театр города.

Мы не нашли этого здания в Своде памятников истории и культуры Республики Татарстан 1993 года. И никто по этому поводу не сожалел - здание не представляло особого интереса. Но когда летом 2013 года оно прошло процесс реконструкции, мы увидели, что старинный особняк достоин нашего внимания.

 

Дом возведен предположительно в середине XIX века и принадлежал протоиерею Воскресенского собора А.И. Иорданскому. В 1869 году Иорданский был переведён на службу в другой приход и дом продал купцу Герасиму Михайлову. Записав дом за женой, Анастасией Ивановной, купец начал обустраивать свои владения и первым делом соорудил забор, отделявший дом от погоста Воскресенского собора, прихватив при этом часть церковной землицы, которую Воскресенский староста безуспешно пытался было отсудить.

 

Затем во дворе дома выстроили каменный флигель в два этажа, соорудили стеклянную галерею, служившую, очевидно, теплицей для выращивания свежих овощей. Во флигеле и в самом доме устроили меблированные комнаты для постояльцев. К 1884 году здание было известно в Казани как «Номера Михайлова».

 

При доме была питейная лавка, а в 1875 году Анастасии Ивановне выдали свидетельство на право открыть в своём доме трактир, хотя фактически трактир существовал уже и в 1874 году и располагался он, видимо, в полуподвальном этаже, выходящем на улицу Черноозёрскую. Есть сведения, что к 1897 году Михайлов  имел  ресторан.

 

По качеству услуг Номера Михайлова, перешедшие по наследству сыну — Степану Герасимовичу Михайлову, купцу второй гильдии, относились к второразрядным и стоили, следовательно, не так дорого, по близости своей к университету и театру и по наличию собственного ресторана удобны были и артистам, и студентам. В 1885 к дому был пристроен двухэтажный корпус. 

 

В меблированных комнатах купца Степана Герасимовича Михайлова, и жил Василий Иванович Качалов (Шверубович), приехавший в Казань продолжить занятия на юридическом факультете и выступить на казанской сцене. Он и руководитель казанской театральной труппы Михаил Матвеевич Бородай подписали контракт. За период своей работы в Казани Качалов сыграл свыше 13 ролей (в том числе Бориса Годунова, Кассия), став одним из ведущих артистов труппы и любимцем казанской публики. 

 

В январе 1900 году он был приглашен Немировичем-Данченко в Московский художественный театр (МХАТ) и в феврале покинул Казань.

Большой доходный дом много раз перестраивался за свою более чем вековую историю. На земельном участке общей площадью 3940 кв.метров было несколько зданий. Стоит подчеркнуть, что культурный слой исторического центра города Казани (а номера Михайлова располагались в самом центре, на спуске с Кремлевского холма) датируется  XI – XVIII веками.

Номера Михайлова переданы для реконструкции фирме AGS, руководит которой Алексей Семин. Пока приведено в порядок только одно здание, выходящее на красную линию улицы (руководитель авторского коллектива – архитектор-реставратор И.В. Карпова).

Остальные здания находятся за ним во дворе. Надо сказать, что они доведены, что называется, до ручки. Не верится, что еще совсем недавно здесь жили люди.

Может быть, не все знают, что в том же доме №3, в номерах Михайлова,  жил еще один актер — Василий Николаевич Андреев-Бурлак, имя которого, как писали в прошлом веке, «буквально гремело и служило синонимом гениальности».

После окончания гимназии Андреев-Бурлак учился в Казанском университете, но курс не закончил. Его игрой на казанской сцене восхищался Лев Толстой, тогда студент университета. Восторженно относился к артисту и гимназист Володя Ульянов, не пропускавший ни один из его спектаклей. «Вот так талантище!» – говорил он об Андрееве-Бурлаке.

Скончался актер 10 мая 1988 года в этом же доме. 11 мая 1888 года об этом событии сообщил «Казанский биржевой листок»: «…вчера в 6 часов вечера в номерах Михайлова скончался известный даровитый артист В. Н. Андреев-Бурлак»

Дом №3/24 — памятник жилой архитектуры в стиле эклектики классицистического направления. Поставлен на охрану Постановлением Совета Министров ТАССР от 30.10.1959 г. за №591.

Известный казанский краевед Лев Жаржевский напоминает, что в начале улицы когда-то стоял огромным Воскресенский собор с пятью золочеными куполами, приметными из любой точки города, который и дал название главной улицы кремлевского холма (ныне Воскресенская).

Как сообщается на сайте http://kazan.telecet.ru/Slist/lb/, первоначально собор был возведён в 1671 году с пределом во имя происхождения честных древ Креста Господня. В 1830-х годов в Казани жил англичанин Эдвард Турнерелли, преподававший в Императорском Казанском университете. Он зарисовал собор того времени. Колокольня с церковью Св. Сергия Радонежского была отстроена на средства купца Л.Крупеникова в 1839 году.

Затем храм стал ветхим, его разобрали в 1857 году и возвели новый, но до 1874 года здание стояло без отделки, стены дали трещины, и собор был снесен. В 1890 году по проекту барона Розена возвели большой пятикупольный собор, а слева – часовню во имя всех святых. После революции собор закрыли, здание просуществовало до середины 1930-х годов, потом  было взорвано и на этом месте в 1954 году было выстроено здание химического факультета КГУ, в котором до постройки второй высоки университета находился историко-филологический факультет.

Воскресенский собор был знаменит не только своей архитектурой, но и прекрасным хором, которым руководил преподаватель духовной семинарии И. Морев. Примечательно, что после революции этот хор предпочел исполнять в актовом зале университета пролетарский гимн «Интернационал», а его руководитель стал преподавателем в Восточном музыкальном техникуме (ныне Казанское музыкальный колледж имени Аухадиева). В этом хоре пел в юности М.Д. Михайлов, впоследствии – известный бас, солист Большого театра, народный артист СССР.

Улица Лобачевского  на Кремлевском холме упиралась в здание пожарной части. Кстати, оно сохранялось до 1970-х годов, до тех пор, пока не понадобилось освободить земельный участок для строительства высотного здания физического факультета Казанского государственного университета.

С другой стороны улицу замыкала Большая Красная. Мы о ней писали. В настоящее время на месте старинных домов, к которым можно было пройти по Лобачевского, находится массивное здание Управления госбезопасности России по Татарстану. В Казани нет, пожалуй, больше таких помпезных сооружений.

Лев Жаржевский обращает наше внимание на здание, которое идет во всю длину квартала от улицы Карла Маркса до улицы Большой Красной. Это дома М. Данилова. Многое и многих повидали они на своем веку. Перед первой мировой войной тут жил выдающийся невропатолог Л. Даркшевич, квартировал известный адвокат и педагог С. Ушаков, весьма активно участвовавший в общественной и политической жизни города, ставший после революции талантливым пропагандистом идей Октября, преподавателем многих вузов Казани.

 

«Даниловские бани в конце улицы были построены в конце 70-х годов XIX века и реконструированы после революции. Вот банями да еще склонностью к азартным играм и был известен Михаил Данилов. Только тем и был помянут в газетном некрологе. Типичный образец жизни типичного представителя того класса, который вскоре смела Октябрьская революция», - пишет Жаржевский.

Если спускаться вниз, мы окажемся между двумя живописными городскими садами. Один из них, в прошлом городской детский парк, который называли «Черное озеро", был издавна любимым местом отдыха горожан. Вот что писал о нем Н. Загоскин в 1895 году:

«Черноозерский сад получил свое наименование от озера, засыпанного в 89-91 гг. вследствие своей загрязненности и издаваемого им зловония, хотя это Черное озеро знавало когда-то и лучшую участь, будучи не только чистым, но и рыбным».

Добавим, что по свидетельству очевидцев, в Черном озере любили удить рыбу профессора и преподаватели Казанского университета, а вода считалась незаменимой при выпечке знаменитых казанских калачей.

«В настоящее время, – продолжает Загоскин, – Черноозерский сад служит излюбленным бесплатным летним гуляньем для казанцев, привлекаемых сюда ежедневно играющею по вечерам музыкою. В саду имеется прекрасно поставленный, открытый и по зимам ресторан г. Ожегова, с биллиардами, кегельбаном и тиром… По зимам на нижней площадке сада устраивается каток для конькобежцев».

В годы учебы в Казанском университете здесь часто прогуливался молодой Лев Толстой. По воспоминаниям Н. Веретенникова, любил гулять по Черному озеру и гимназист Володя Ульянов.

Существует легенда, согласно которой юный Лобачевский как-то пытался прокатиться а этом саду верхом на корове во время народного гулянья.

Еще одна легенда связана с аркой, за которой начинается парк. Все, кто слышал об этой легенде, наверняка знают о необыкновенной  акустике этого сооружения: с одной стороны арки слышен даже шепот человека, стоящего по другую сторону. Это сооружение называют аркой влюбленных. Так что если боитесь признать в любви, идите к арке - она поможет произнести заветные слова. А заодно загадайте желание.

С любовью вспоминает о своих прогулках в этом саду известный советский художник А. Родченко, юность которого прошла в нашем городе.

Парк «Черное озеро» сегодня

Но не только местом гуляний и развлечений был этот парк. 21 января 1905 года Казанский комитет РСДРП организовал здесь митинг протеста в связи с трагедией 9 января в Петербурге.

Многочисленные рабочие митинги и собрания проходили в саду весной 1917 года. В них активно участвовали большевики, в частности, А. Комлев, которого противники в насмешку прозвали героем с Черного озера.

В советские времена парк был детским. Зимой здесь устанавливалась большая елка, заливался каток. В двух деревянных сооружениях работали различные кружки. Сегодня кружки в прошлом. Здания разрушены, обожжены пожаром, но их никак не снесут.

Достопримечательность нашего времени - современный туалет, который бывает весьма кстати, если гулять в парке долго. А он к этому располагает. Во-первых, туалет оборудован по-европейски, что кажется невероятно в Казани, во-вторых, он работает бесплатно.

Чем не достопримечательность, когда надо платить даже не вокзале?

По другую сторону улицы Лобачевского - Ленинский сад, называвшийся ранее Николаевским сквером. Он возник на месте прежней Николаевской, а еще раньше – Кузнечной площади. Сад был разведен в 1891 году, в 1894-м украшен оригинальным фонтаном, подаренным городу Обществом казанского водоснабжения.

Сад этот, как и другие городские скверы, постоянно благоустраивается. Недавно часть его реконструирована, а в начале новой прямой аллеи, кратчайшим путем связавшей улицы Лобачевского и Пушкина, открылось новое, необычное для казанцев кафе – пиццерия, где продают итальянскую пиццу. Чуть дальше - кафе, где часто справляют веселые свадьбы.

А в целом за многие годы особых перемен на улице не произошло. Ее неповторимый силуэт напоминает о прошлом старого города. Тем и дорога эта улица казанцам.

Любовь Агеева

Использован материал Фагили ГАФУРОВОЙ, опубликованный в «Вечерней Казани»

Снимки разных лет из архива автора и с сайта «Все дома России»