Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Православно-мусульманское сотрудничество: среднеазиатский опыт
- Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР
- 13 октября 2011 года
19 июня 2002 года в Национальном культурном центре «Казань» состоялось открытие международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Вятском регионе: история и культура».
Основные задачи конференции – изучение истории христианства в этом регионе; развитие религиозной толерантности с учетом примера межконфессионального согласия в Республике Татарстан; обсуждение истории и современного положения христианских святынь региона; развитие сотрудничества между научными и культурными учреждениями стран-участниц конференции; расширение международных контактов научных учреждений Казани; разработка совместных проектов.
Конференция проходила под эгидой Московской патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО. Участником конференции был митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР.
Мы предлагаем вашему вниманию его доклад на этой конференции.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР
Взаимоотношения мировых религий - один из важнейших вопросов как истории, так и современности. От того, как складываются эти отношения, зависят судьбы народов и государств. В наши дни, когда некоторые идеологи искусственно и искусно разжигают межрелигиозную рознь, становится насущной необходимостью знание не только собственной веры, но и межрелигиозных отношений.
Уже на протяжении нескольких десятилетий на Западе муссируется тезис об исламской угрозе человечеству. Он возник в связи с ближневосточным конфликтом и развивался по мере усиления давления Запада на мусульманские страны. Появилась теория противостояния Севера и Юга, в которой утверждается, что столкновение христианской и мусульманской цивилизаций якобы неизбежно. А после трагедии “черного вторника” президент США Джордж Буш даже обмолвился страшными словами: “крестовый поход”, за что ему впоследствии пришлось извиняться.
К сожалению, злокачественная пропаганда с Запада успела перекочевать в некоторые российские средства массовой информации.
Для России же, многонациональной страны, где испокон веков в мирном соседстве жили православные и мусульмане, подобная трактовка действительно существующей проблемы может стать смертельно опасной. Попытаюсь доказать, что миф об исламской угрозе не имеет под собой ни религиозных, ни исторических оснований, а лишь является инструментом порочной геополитики.
Православие - это религия Божественной Любви. Святое Евангелие заповедует любовь ко всем людям, без различия их национальности и убеждений. А в Коране, главной вероучительной книге мусульман, сказано: “Ты несомненно найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: "Мы христиане!". Это потому, что среди них есть священники и монахи и что они не превозносятся” (Сура 5 “Трапеза”, аят 85/82).
Коран именует христиан “людьми Священного Писания” (“ахл-аль-Китаб”) и признает за ними право на собственный путь к Богу. Мировые религии - христианство и мусульманство - дружественны по своим вероучительным основам. А конфликты между ними могут возникнуть лишь тогда, когда эти основы подвергаются извращению.
Мне, православному архиерею, выпало на долю служить в странах Центральной Азии, в регионе, где накоплен уникальный полуторавековой опыт не просто добрососедства, а сотрудничества и содружества православных и мусульман. Этот опыт побывавшая в нашем краю в 1995 году делегация Всемирного Совета Церквей признала образцовым и поучительным для всего мира.
Для современной же России внедрение такой модели межрелигиозных отношений насущно необходимо. Должен подчеркнуть, что являюсь решительным противником так называемого гиперэкуменизма, то есть попыток создать на основе мировых религий некое единое суперучение.
Православие и Ислам представляют собой несовместимые типы мировоззрения: мы по-разному представляем себе Единого Бога и вечность Божию. Однако перечень добродетелей в Православии и Исламе почти одинаков. Если Православие называют религией любви, то Ислам именуют религией справедливости. По сути, различие наших мировоззрений - в том, какое из этих двух великих чувств должно главенствовать при служении человека Всевышнему, на его пути в вечность. Но в земных делах справедливости не о чем спорить с любовью.
“Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся”, - заповедует Евангелие. “Кто примирит и уладит, милость тому от Аллаха; ибо Аллах любит справедливых”, - гласит Коран.
К сожалению, никакая религия не застрахована от извращений, насаждаемых самозванными вождями и учителями, которые искажают вероучительные основы. Например, в России существовали изуверские секты хлыстов и скопцов, адепты которых считали себя истинными христианами, а сейчас из-за рубежа сюда проникают различные тоталитарные секты, тоже именующие себя христианскими, хотя их деятельность есть поругание учения Христова. То же относится и к Исламу.
Сегодня западная пропаганда пытается представить весь исламский мир рассадником терроризма и наркоторговли, хотя эти преступления - по сути антимусульманские. В Средней Азии я живу рядом с мусульманами, почти ежедневно общаюсь с ними. Смею надеяться, что разбираюсь в Исламе лучше, чем те, кто дерзает судить об этой религии издалека, распространяя заблуждения и предубеждения.
Прошу извинения у присутствующих здесь мусульман за то, что буду говорить о вещах, превосходно им известных, но, может быть, не столь хорошо известных остальной части аудитории.
ТЕРРОРИЗМ совершенно абсурдно считать специфически мусульманским явлением. Этот метод политической борьбы известен с древнейших времен: античный пример теракта - убийство императора Юлия Цезаря древнеримскими республиканцами. В новой истории террор приобрел особо злодейский характер - появились взрывчатые вещества, при применении которых были “побочные жертвы”: гибли невинные люди, не имеющие к политике никакого отношения. Хуже того: террористы начали сознательно убивать невинных с целью запугать общество.
Российские народовольцы, чернопередельцы, эсеры, европейские “красные бригады”, “ирландская республиканская армия”, баскские сепаратисты - все эти террористические организации отнюдь не были мусульманскими. В арабском мире терроризм возник как акт отчаяния во время ближневосточного конфликта. Однако никаких религиозных оправданий этого зла не существует и быть не может.
Человек - любимейшее создание Бога, которого христианство называет Вселюбящим, а мусульманство - Милостивым и Милосердным. Каждая человеческая душа в очах Всевышнего дороже всей материальной вселенной с ее звездами и галактиками. Убийца, отнимающий у невинного человека величайший дар Божий - жизнь, совершает чудовищное преступление, оскорбляет Божественного Создателя. Это азбучная истина для всех мировых религий.
Строжайшая заповедь Библии гласит: “Не убий!” В мусульманском Коране звучат грозные слова: “Кто убьет человека без вины, тот как будто бы убил людей всех”. Террорист - убийца невинных - не может быть ни христианином, ни мусульманином. Какими бы лозунгами ни прикрывался террорист, он служит не Милосердному Богу, а злобному сатане. НАРКОТИКИ.
К этому злу мусульманство, воспрещающее своим последователям даже алкоголь, относится совершенно нетерпимо. Улемы Таджикистана издали целую книгу “Учение Ислама против наркотиков”. В этой книге приведена очевидная трактовка ряда аятов Корана и хадисов, говорящих о “веществах, помрачающих разум”, наркоделец там приравнивается к отравителю, а наркоман - к самоубийце. Первый, по действовавшим во времена халифов нормам шариата, должен быть зашит в мешок с ядовитыми змеями и утоплен в стоячей воде, о втором сказано в хадисе: “Тот, кто убил себя какой-либо вещью, на Страшном Суде будет казним этой вещью” - то есть наркоман обрекается на вечную “ломку” в адской бездне. Как наркоман, так тем более и массовый убийца-наркоделец, преступают строжайшие требования Ислама.
И трудно себе представить худшее глумление над мусульманской религией, чем действия талибов, которые ставили на мешках с героином печать “Исламский эмират Афганистан”.
Религия - дело Небесное, политика - дело земное. И те, кто ради власти или выгоды устраивают политические или национальные спекуляции на религии, оскорбляют Божественное Правосудие. Некоторые экстремисты выступают под лозунгами “чистого Ислама” и “халифата”, но от дел их пахнет кровью невинных жертв терактов и героиновой “белой смертью”. Эти лозунги украдены экстремистами у просвещенных мусульман.
Документальные исследования свидетельствуют о том, что Ислам времен Арабских халифатов совершенно несовместим с нынешними экстремистскими спекуляциями. Видный российский правовед Леонид Сюкияйнен говорит:
“Не представляю, как можно бороться с исламским экстремизмом, не заботясь прежде этого о развитии мусульманской культуры, образования, не заботясь о признании важной позитивной роли уникальной и самобытной исламской цивилизации. Самая эффективная борьба с экстремизмом - это внедрение иных, традиционных исламских ценностей”.
С этим утверждением невозможно не согласиться. Ключевым периодом в становлении мусульманской цивилизации являлась эпоха Арабских халифатов, которую именуют золотым веком Ислама. Какой же была мусульманская империя, подарившая миру гениев науки и искусства, дивные произведения зодчества, поэзии, философской мысли? Арабские завоевания, приведшие к созданию империи халифов, носили характер миссионерских военных походов.
Как известно, Коран непримиримо относится ко всем видам язычества. И мусульмане применяли к язычникам жесткую миссионерскую практику: в жилище огнепоклонника или шаманиста поселялся воин-араб и следил за тем, чтобы все обитатели дома исполняли обряды Ислама. Но совершенно иным – благожелательным было отношение мусульман “к ближайшим по любви людям Священного Писания” – христианам.
Свидетель создания халифата – сирийский Патриарх Тимофей I писал восторженно:
“Арабы, которым Бог дал власть над миром в эти дни, как вы знаете, не только не противодействуют христианству, но хвалят священников и святых Господа нашего, помогают церквям и монастырям”.
В окружении основателя Ислама Мухаммеда, как известно, было немало христиан. Христианином был Варака ибн-Науфал, его близкий друг и брат его первой жены Хадиджи. Мусульмане очень почитают Хадиджу, называя ее “матерью верующих”. Варака занимался переводом Библии на арабский язык. О нем сам Мухаммед заявлял, что Варака “не нуждается в обращении в Ислам, поскольку стоит на правильном пути”.
Личным секретарем Мухаммеда и первым переписчиком Корана был несторианский иеромонах Сергий. Когда на Мухаммеда ополчились язычники, его укрыл от гонений христианин - император Эфиопии. Христианских правителей основатель Ислама заверял в близости их убеждений: “Свидетельствую, что Иса (Иисус) Сын Мариам (Девы Марии) есть Дух Бога и Его Слово”. Все это хорошо знали и помнили арабские мусульмане и не видели оснований для того, чтобы относиться к христианам хуже, чем основоположник их вероучения.
В халифате христианство заняло положение хотя и не государственной, но признанной и уважаемой религии. При дворе халифов были представлены православные, несторианские, яковитские священнослужители, в обязанность которым вменялось молиться о здравии повелителя империи. Христиане могли занимать сколь угодно высокие государственные посты: из их рядов выходили визири левой руки (“госсекретари”) и казначеи (“министры финансов”) халифата. Когда халиф Мамун основал Дом мудрости (“Академию наук”), во главе его был поставлен христианин Абу Захария Юханна. Разумеется, в создании великолепия золотого века Ислама первенствовали мусульмане, но можно назвать десятки имен христианских ученых и деятелей культуры, внесших заметный вклад в достижения халифата.
В период расцвета Арабский халифат пришел к толерантности даже по отношению к язычеству: в 738 году наместник халифа Наср ибн-Сейяр провозгласил полную амнистию идолопоклонникам. Ислам “золотого века” создал просвещенное, веротерпимое и открытое общество, перенимавшее достижения и восточной, и европейской античности для развития собственной цивилизации.
Классическое мусульманство не имело ничего общего с терроризмом и наркоторговлей. Клин в отношениях между христианским и исламским мирами был вбит отнюдь не мусульманами, а римо-католиками, начавшими в эпоху Средневековья так называемые крестовые походы, по сути дела являвшиеся военными авантюрами. Это было вопиющее извращение веры Христовой - абсурдная попытка насаждать учение Божественной Любви силой оружия.
Под спекулятивным лозунгом “освобождения Гроба Господня” папские войска явились на Восток как грабители, насильники и убийцы. Во время одного из своих походов крестоносцы разгромили Константинополь: великой христианской державе был нанесен удар, от которого она уже не сумела оправиться. На протяжении веков многократно возникали тяжелейшие конфликты между мусульманами и римо-католиками, несторианами, а затем и протестантами.
Однако исследователи, умеющие отделять религию от политики, могут засвидетельствовать: на всем протяжении истории между Исламом и Православием конфликтов не возникало. Восточные православные патриархаты - Константинопольский, Антиохийский, Александрийский - сохранились на территории мусульманских империй и поныне свободно действуют в мусульманских странах.
Православию, в отличие от западных христианских конфессий, чужда миссионерская агрессивность. Смирение является одной из главных православных добродетелей. Православная Церковь призывает свою паству не к активности внешней, а прежде всего к очищению и украшению добродетелями собственной души -“ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит”.
Такое учение не может не вызывать уважения у мусульман. Здесь уместно еще раз вспомнить призыв Корана: любить христиан, которые “не превозносятся”. В Средней Азии мусульмане увидели в Православии дружественную религию, даже несмотря на то, что появление Православия в этом краю последовало за его завоеванием Россией - следствием борьбы между Российской и Британской империями за сферы влияния в Азии.
“Лев британской разведки” Сидней Рэйли называл политику России в Туркестане странной, но эффективной. Действительно, англичанам, привыкшим применять административное насилие в завоеванных ими странах, могла показаться странной позиция российских властей - не покорять, а просто присутствовать, не навязывать своих взглядов и традиций, а поддерживать местную культуру и религию. В инструкциях направлявшимся в Туркестан чиновникам сразу же за призывом к верности Отечеству и Царскому престолу следовало требование: “проявлять справедливость к нуждам и интересам мусульман”. Полностью были сохранены привилегии, доходы и владения (вакуфы) исламского духовенства, которые не облагались налогом. Вдобавок преподавателям мусульманских учебных заведений - медресе и мектебов - стали выплачивать государственное жалованье.
За счет имперской казны был массовым тиражом издан Коран (кстати, именно здесь, в Казани) и весь тираж был безвозмездно передан исламскому духовенству. Крупные дотации выделялись на реставрацию старинных мечетей. На личные средства императора Александра III, Миротворца, в Ташкенте была восстановлена из развалин знаменитая мечеть Джами.
В обращенной к “белому царю”, как здесь называли российского императора, благодарственной речи казий туркестанских мусульман Мухаммед Мухитдин-Ходжа говорил: “Повсеместно у всех народов наиболее почитаются два предмета: религия и знание. И правитель, оказывающий покровительство этим двум предметам, большей милости оказать не может”.
Эти мудрые слова не мешало бы услышать некоторым современным российским политикам, занятым исключительно экономическими проектами. Разгадка “странной” политики имперской России видится в том, что политика эта была проникнута духом Православия - духом смирения, братолюбия и кротости. Поэтому не удивительно, что мусульмане Центральной Азии с добротой и радушием встретили иноземцев - православных русских людей.
Православие явилось в этот край отнюдь не как торжествующая религия завоевателей, а смиренно, лишь для пастырского окормления крестьян - переселенцев из густонаселенных районов России. К этим бедствующим скитальцам отнеслись здесь с высоким милосердием. Иеромонах Харитон, очевидец тех событий, свидетельствовал: “Местные жители сочувствуют бедным переселенцам, без того многие поумирали бы с голоду и нужды”.
Русские крестьяне и в далеком краю помнили о родной православной вере. Как только они обживались на новом месте, первой их заботой становилось создание храма. И в этом им помогала щедрая рука мусульман. Три сельских храма в Туркестане были полностью построены на средства мусульманских благотворителей. Деньги на строительство сохранившегося поныне и ставшего монастырским Свято-Георгиевского храма в Чирчике пожертвовал местный имам.
В списке главных вкладчиков строительства крупнейшего в регионе Самаркандского Свято-Алексиевского собора указаны “купцы из мусульман Алимбековы”. Храмы Средней Азии отличались особой красотой лепных украшений, применением в своем убранстве традиционной для местных народов резьбы по алебастру и карагачу; храмовые здания и ограды украшались восточными мозаиками. При этом мусульманские мастера считали для себя делом чести - работой на вакуфе - участие в создании православных храмов.
Знаменитые соборы Ферганской долины являлись совместными шедеврами славянского и тюркского искусства. Увы, большинство этих творений было уничтожено большевицкими варварами. Вместе православные и мусульмане Туркестана творили дела благотворительности, создавали приюты для детей-сирот. Кроме средств православных братств, большой помощью в этом стал дар эмира Сайда Алимхана, приславшего десять тысяч червонцев “на доброе дело”. В приютах вместе воспитывались сироты разных национальностей, но при этом Закон Божий русским детям преподавал священник, а детям мусульман - мулла.
Утвердившееся уже в XIX веке содружество православных и мусульман в Центральной Азии с течением времени только крепло. Однако ничто так не сближает людей, как совместно перенесенные страдания. Большевики-богоборцы с одинаковой яростью обрушили репрессии на Православие и Ислам. Одни и те же кощунники взрывали храмы и жгли мечети. Одни и те же чекисты арестовывали священника и имама. Одни и те же “воинствующие безбожники” врывались в дома православных, срывали со стен и рубили топорами иконы, а в дни Рамадана вламывались в дома мусульман и силой запихивали им в рот пищу, заставляя нарушить пост.
Перед лицом свирепых гонителей мусульмане и православные проникались взаимным сочувствием, стремились помочь друг другу. Если Сибирь времен большевицких репрессий называют землей мучеников, то Центральная Азия должна быть названа землей исповедников - сюда во множестве ссылали твердое в вере православное духовенство. Здесь в разных городах и селениях претерпевали ссылку девятнадцать архиереев Русской Православной Церкви.
В Ташкенте за Боткинским кладбищем располагался целый городок православных ссыльных, который местные жители называли “Шанхаем”. Там в сараях, шалашах, землянках жили более трех тысяч священников и монашествующих. По свидетельству очевидцев, в этот “Шанхай” каждый день приходила группа мусульман-узбеков, раздававших пищу и одежду, а ведь за помощь ссыльным их самих могли репрессировать.
Известны случаи, когда мусульмане укрывали православных от гонений, рискуя собственной жизнью. Так, известной среднеазиатской подвижнице игумений Лидии (Нагорновой), которой уже был подписан “расстрельный” приговор, помог бежать от ареста мусульманин по имени Джура. Проверенное на протяжении полутора веков и закалившееся в испытаниях содружество Православия и Ислама в Средней Азии успешно развивается в наши дни.
Восстановлены традиции взаимной благотворительности и общих благотворительных проектов, среди которых - гуманитарная помощь Таджикистану во время шедшей там гражданской войны. Постоянными стали консультации духовенства и совместные выступления по вопросам нравственного воспитания, просвещения, общественной жизни. Транслировавшийся по телевидению Узбекистана цикл моих бесед с муфтием был посвящен выявлению общих для наших религий идеалов созидания, неприятия греха и порока.
Недавно совместными усилиями Среднеазиатской православной епархии и Духовного управления мусульман Киргизстана была предотвращена легализация тоталитарных сект, которую этой республике пытались навязать представители ОБСЕ. В 1995 году на Ташкентском межрелигиозном форуме “Совместно жить под одним небом” православным и мусульманским духовенством региона было принято совместное Обращение к народам Центральной Азии. В этом документе, в частности, говорится:
“Мусульмане и православные видят свою общую задачу в создании процветающих, высоконравственных, духовно просвещенных обществ в своих родных государствах Центральной Азии...
Мы сознаем стоящие перед нами вопросы и задачи в стремлении удовлетворить духовные потребности наших народов. Мы рассмотрели эти многочисленные проблемы, в особенности в области воспитания молодежи, а также подготовки кадров религиозных наставников... Как добрые соседи и искренние сотрудники в укреплении наших государств, мы решительно настроены на борьбу со всяким искажением образа наших мировых религий...
Мы стоим за религиозную свободу, однако нас беспокоит, когда ею злоупотребляет все растущее число иностранных миссионерских организаций.
Мы озабочены их действиями, несущими разделение, их невниманием к нашей культуре и традициям, их агрессивной религиозной пропагандой и тем, что они используют материальные нужды людей в целях прозелитизма... Нам необходимо усилить нашу работу по религиозному просвещению народов, чтобы поиски смысла жизни не приводили людей к вступлению в чуждые группы и секты”.
Видится, что точно такие же общие проблемы и задачи стоят перед православными и мусульманами Российской Федерации. Традиционные религии - как Православие, так и Ислам, - созидательны для государственного строительства, ибо воспитывают своих верующих в добродетелях патриотизма, законопослушания, честного труда на общее благо, крепости семейных устоев, милосердия в отношении к страдающим и обездоленным.
Совершенно очевидно, что человек, воспитанный в таких добродетелях, становится образцовым гражданином любого государства. Эта очевидность уже вполне осознана правительствами республик Средней Азии, где как мусульманское, так и православное просвещение получает действенную государственную поддержку.
К несчастью, эту истину до сих пор не поняли власти России. Российские СМИ до сих пор позволяют себе выпады, которые нельзя расценить иначе как рецидивы преступного “воинствующего безбожия”, а также доходящие до клеветы нападки на Православную Церковь и на мусульманскую религию. Упомянутое выше “искажение образа мировых религий” провоцирует опаснейшую межрелигиозную рознь и в России, где Православие и Ислам вкупе исповедует абсолютное большинство народа.
Этому злу традиционные мировые религии должны противостоять сообща. Опыт такой совместной борьбы уже имеется. Кто поддержал Русскую Православную Церковь в протестах против демонстрации на канале НТВ чудовищного по богохульству фильма Скорцезе? Ни одна из действующих в России западных сект и словом по этому поводу не обмолвилась: так сектанты сами засвидетельствовали свое равнодушие к Христу Спасителю.
Православных поддержали мусульмане, также возмущенные оскорблением Иисуса Христа, которого они почитают под именем Безгрешного Исы. Абсурдно было бы нападать на христианство как таковое из-за деятельности лжехристианских сект вроде “Богородичного центра” или “Белого братства”. Однако подобную подмену вслед за западными идеологами совершают их российские подражатели, пытающиеся представить Ислам в “образе врага”, “рассадника экстремизма”.
Сущность пропагандисткой подмены в том, что на толерантную и миролюбивую мусульманскую религию силятся возложить ответственность за преступления тоталитарной секты ваххабитов. Слово “ваххабизм” сейчас у всех на слуху, но вокруг сути этого явления существует настоящий заговор молчания. Ни лидеру чеченских мусульман Ахмату-Хаджи Кадырову, ни одному из видных исламских улемов, ни ученому с мировым именем Леониду Сюкияйнену, ни мне, знающему мусульманство не понаслышке, несмотря на многократные попытки, ни в одном действительно массовом российском СМИ не дали возможности сказать о том, что такое ваххабизм.
Здание начинается с фундамента, затем возводятся стены, создаются архитектурные украшения. Так и мировые религии, обретя основы вероучения, в ходе истории осмысляют их, из поколения в поколение укрепляются, украшаются трудами самых разумных и преданных своей религии людей. Это прямое естественное развитие, непрерывное духовное строительство.
Пренебрежение историческим опытом религии, самовольные радикальные “реформы и новшества” неминуемо приводят к искажению самих вероучительных основ (хотя под лозунгом “возвращения к основам” такие новшества зачастую и проводятся). Таким образом на месте грандиозного храма мировой религии еретик-реформатор возводит домик собственного изобретения - секту.
Протестантизм, пытавшийся “начать историю христианства с XVI века”, породил бесчисленное множество сект, стремительно размножающихся в наши дни и все дальше уходящих от учения Христа. Подобно этому действовал и ваххабизм, силящийся начать историю мусульманства с XIX века и проявляющий все большую враждебность к классическим направлениям Ислама.
ВАХХАБИЗМ - это модернистское движение в Исламе, около двух столетий назад распространившееся на Аравийском полуострове под лозунгом “очищения Ислама от суеверий”. Суевериями, по мнению ваххабитов, были все труды мусульманских ученых, все благочестивые обычаи (адаты), вообще все, что происходило в исламском мире со времен четырех первых халифов. В XVI веке секта баптистов заявляла, что христианство до их появления якобы “существовало невидимо”. Подобно этому и вах-хабиты объявили, что до их прихода “весь мусульманский мир находился в заблуждении”, то есть на протяжении полутора тысячелетий Ислама просто не существовало. Апеллируя к “четырем халифам”, ваххабиты среди многого другого “сбросили с корабля современности” наследие четырех великих имамов: в ваххабизме упразднены все канонические школы суннизма - ханафитский, ханбалитский, маликитский и шафитский махзабы.
Ваххабизм представляет собой “облегченный вариант” Ислама: не нужно изучать тонкости мусульманского права, книги мусульманских мыслителей прошлого. Зато в качестве дополнения к образованию ваххабиты стали учреждать при мечетях училища рукопашного боя, а затем - в лагерях по подготовке боевиков в Пакистане, Афганистане, Чечне - стали обучать владению оружием, проведению диверсий, методике пыток.
При “экспорте” ваххабизма за пределы Аравии он обнаружил явственные признаки тоталитарной секты, специализирующейся на преступлениях против человечества, в том числе и против мусульман, терроризме и наркобизнесе. По сути, все мировоззрение ваххабитов сводится к одному лозунгу: “Убей неверного!” Ничего подобного нет ни в Коране, ни в Сунне, ни в одном классическом мусульманском источнике.
Более того, выясняется еще одна тайна ваххабитов: они считают подлежащими уничтожению “неверными” всех приверженцев классического Ислама, всех мусульман, не принадлежащих к их секте. Ректор Московского исламского университета имам-хатыб Марат Муртазин говорит:
“Даже беглое знакомство с учением ваххабизма показывает, что оно нацелено на то, чтобы оправдать борьбу с "кафирами".
К последним относят и мусульман, которые, по мнению ваххабитов, не соответствуют рамкам, установленным этим течением. Дается определение, что к неверным относятся те, кто посещают могилы предков и просит у них заступничества, проводит поминки, раздает милостыню тем, кто ее не заслуживает. Но обвинять человека в неверии только за эти поступки и, соответственно, разрешать его убийство и ограбление, явно не соответствует духу Ислама как религии милости и милосердия...
Для ваххабита мусульманином является только ваххабит. Центр тяжести ваххабитского учения лежит в сфере политической, и его целью является установление "ваххабитского порядка" путем вооруженного джихада”. А вот что пишет политолог из Германии Леонид Левитин: “В ваххабизме присутствуют два главных, базовых положения: такфир и джихад (религиозная война)...
Тафир - это обвинение в неверии всех мусульман, которые не согласны с ваххабитами. В отношении таких мусульман предусмотрена смертная казнь или убийство... Такфир ваххабиты распространяют в странах, население которых в большинстве привержено Исламу”.
К этому нужно добавить откровения боевика из банды Джумы Намангани, угрожавшей Узбекистану:
“В Афганской провинции Файзенбау нам преподавали основы партизанской войны: учили организовывать рейды в тыл противника, устраивать взрывы объектов коммуникации, связи и жизнеобеспечения, планировать и проводить физическое устранение государственных лиц. При каждом боевом центре есть мулла, проповедующий "чистый Ислам" (то есть ваххабизм). Мулла говорил нам, что террор необходим для победы Ислама и что любой муфтий или имам, не принимающий "чистый Ислам", должен быть физически уничтожен”.
Имеющий уши да слышит. Вот что несет эта секта мусульманским народам. Дело рук ваххабитов - надругательство над местами мусульманских паломничеств зияратом Хеди в Чечне и Сулейман-Тоо в Киргизии. Дело рук ваххабитов - убийства муфтиев Таджикистана и Дагестана, уже двенадцати чеченских имамов, настоящая “террористическая охота” на Ахмата-Хаджи Кадырова.
Дело рук ваххабитов - и развязывание унесших жизни десятков тысяч мусульман гражданских войн в Афганистане и Таджикистане, и длящаяся поныне трагедия Чечни. Еще в 1996 году Конгресс мусульман Северного Кавказа потребовал “объявить ваххабизм вне закона и немедленно расформировать вооруженные группировки проваххабитского характера”. Однако за ваххабитов вступились юристы из федерального центра, заявившие, что запрет этой тоталитарной секты якобы нарушает свободу религий.
Московские законники самоуверенно решили, что разбираются в мусульманских делах лучше, чем сами мусульмане. Результат этой федеральной “толерантности” известен: ваххабиты сформировали армию, вторглись в мирный мусульманский Дагестан и России пришлось иметь дело с вооруженным авангардом ваххабизма, которым руководил из Афганистана Усама бен Ладен, вложивший в эту бойню огромные деньги.
Тысячи убитых, десятки тысяч беженцев, кровь, до сих пор льющаяся в многострадальной Чечне, - вот результаты деятельности невежественных “правозащитников”. Нельзя забывать, что именно дагестанские мусульмане первыми грудью стали на пути ваххабитов, не позволив им осуществить чудовищный план - расколоть Россию по Волге и Уралу. Нельзя забывать и о том, что до сих пор есть силы, желающие ввергнуть Россию в межрелигиозное братоубийство. И те российские журналисты, которые внедряют миф об “исламском экстремизме”, по невежеству или злонамеренно содействуют этим силам.
Повторяю: у нас с мусульманами разная вера, но клевета с точки зрения любой религии есть смертный грех, навлекающий гнев Божий. И недоброй славы “Аль-Каида”, и Талибан, и “Харакат уль-Ансар”, которая сейчас провоцирует индо-пакистанскую войну, - это не мусульманские, а ваххабитские организации. Бандитов надо называть бандитами, террористов - террористами, ваххабитов - ваххабитами, а не исламистами.
Православие и Ислам в многонациональной России имеют одинаковое, древнее происхождение: к одному историческому периоду относятся Крещение Руси при святом равноапостольном князе Владимире и исламизация Булгарского царства, государства предков казанских татар и башкир.
Вряд ли российские мусульмане вслед за ваххабитами согласились бы признать, что многие поколения их предков заблуждались и коснели в суеверии. Тем более едва ли согласились бы это признать чеченцы, издревле исповедовавшие суфизм - поэтическую форму мусульманства, которой ваххабизм особенно враждебен.
Но беда в том, что безбожный режим СССР искоренял всяческую духовность, и после обретения свободы совести оказалось, что народы утратили глубину знаний о вере своих предков и им не хватает просвещенных религиозных наставников. На этом духовном вакууме начали спекулировать иностранные конфессии и секты. Искажения сознания верующих, порожденные религиозным невежеством, приводят к фанатизму и экстремизму.
Фанатики следуют не основам вероучения, а самозванным вождям. Недавно по телевизору показали тринадцатилетнего террориста, который признается, что не читал Коран, но тем не менее “ведет джихад”. Кто обманул этого несчастного ребенка? И кто виноват в том, что ни он, ни, очевидно, его родители не знают собственной религии?
Лучшее лекарство от экстремизма - широкое просвещение в духе традиционных религий. Это поняли в Центральной Азии, где в начале 1990-х годов также возникали тревожные явления. Так же, как на Северном Кавказе и в других мусульманских регионах России, ваххабитские эмиссары в Ферганской долине проводили “кампании по захвату мечетей”, вытесняя наставников классического Ислама.
На саудовские деньги создавались банд-формирования, совершались теракты. Узбекистан ответил на эту угрозу не только и не столько правоохранительными мерами - в стране была создана система мусульманского просвещения традиционной для Центральной Азии школы Ханафийа. В Ташкентском Исламском университете глубоко изучается наследие мусульманских мыслителей прошлого, их юбилеи празднуются на государственном уровне. Реставрируются мусульманские памятники и возводятся новые, среди них достойный эпохи халифата по красоте мавзолей знаменитого мухаддиса имама аль-Бухари в Самарканде.
Теперь узбекские мусульмане слушают просвещенных имамов, а экстремистская демагогия о якобы “чистом Исламе” получает должный отпор. Одновременно в Ташкенте открыта православная Духовная семинария, создается Духовный центр Православной Церкви - реальное противоядие действиям лжехристианских тоталитарных сект. Это мудрая государственная политика, вследствие которой традиционные религии становятся опорой государства.
По поводу инициируемых Западом попыток столкнуть традиционные для России, дружественные между собой христианскую и мусульманскую религии имам Марат Муртазин говорит:
“Бесценный исторический опыт мирного сосуществования мусульманских и православных народов в Российской Империи в течение столетий является залогом того, что мы сумеем противостоять силам, пытающимся разжечь огонь межцивилизационного столкновения именно на территории России. Мы обязаны вывести эту опасность за пределы нашей страны, выбить почву из-под ног у тех, кто хотел бы еще раз поэкспериментировать над нашей страной и нашими народами. Исламский мир может навсегда убедиться в том, что Россия не станет врагом мусульман и не будет вести войну против Ислама именно потому, что она православно-мусульманская страна...
С другой стороны, и западные партнеры должны четко понять, что Россию нельзя превратить в марионетку, которая разыгрывала бы карту межцивилизационных столкновений, народы России нельзя сделать жертвами этой игры. Если у кого-то на Западе есть желание разжечь факел подобной войны, пусть займутся этим у себя дома...
Только мир и согласие в обществе для такой великой православно-исламской державы, как Россия, - вот наш призыв и наш лозунг”.
Все видные российские мусульманские деятели единодушно говорят о своем патриотизме, о своем желании видеть родную Россию страной межнационального и межрелигиозного согласия, процветающим и сильным государством.
Нет никаких оснований для того, чтобы сомневаться в искренности этих свидетельств. Еще в начале XX века замечательный православный исповедник, архиепископ Димитрий (Абашидзе) утверждал: “Мусульмане всегда были верными друзьями Российской державы”. О том же подробно, приводя множество фактов, писал выдающийся исламский просветитель Исмаил-бей Гаспринский.
И ныне в созидании будущего России, в преодолении того тяжелого положения, в котором она находится, православные и мусульмане должны быть вместе. Речь идет отнюдь не о богословских дискуссиях, не об обсуждении тонкостей вероучений. В наши дни, когда есть силы, разжигающие межрелигиозную рознь, подобные дискуссии могут оказаться даже вредоносными. Нужно понимать: в отличие от протестантизма или ваххабизма, Православие и Ислам - это действительно древние религии, они неколебимы в своих основаниях и движутся сквозь историю как бы по параллельным путям.
Как ни парадоксально это звучит, но именно яркая несовместимость учений Православия и Ислама, практическая нереальность взаимных миссий создают перспективы для их плодотворнейшего сотрудничества. Речь должна идти о выявлении общего для наших религий созидательного и нравственного потенциала. Мы должны объединить наши усилия в борьбе с равно неприемлемыми для нас явлениями - моральным растлением народа, пропагандой разврата и насилия, наконец, с искажениями образа наших религий в действиях псевдохристианских сект и лжеисламских экстремистов. Россия сделалась ареной нашествия всевозможных иностранных миссионеров, стремящихся раздробить российское общество на мелкие группировки по религиозному признаку.
Прозелитизм - попытки перевести в иные верования людей, поколения предков которых были православными или мусульманами, - тревожит как православных, так и мусульман. Такие попытки базируются на текущих из-за рубежа финансовых потоках, фактически на подкупе, но такая “торговля человеческими душами” есть кощунство. Диалог Русской Православной Церкви с западными конфессиями оказался практически бесплодным. Сладкие слова о Церквах-сестрах, которые произносил папский Рим, обернулись униатским “крестовым походом” на Украине и нынешней римо-католической экспансией в России. Невзирая на декларировавшийся Всемирным Советом Церквей запрет на прозелитизм, входящие в эту организацию протестантские деноминации ведут в России активнейшее миссионерство.
Что касается Ислама, то это толерантная религия, но к прозелитизму в своей собственной среде мусульмане относятся крайне болезненно. В Киргизии уже многократно доходило до рукопашных побоищ между киргизскими мусульманами и киргизами, превращенными в прозелитов западных конфессий.
Тревогу в Центральной Азии вызывает и активность Ватикана: даже в Туркменистане, где нет ни одного католика, папский легат стремится учредить свою епархию. Спрашивается: могут ли быть патриотами своих государств поклонники “живого бога” в лице Римского папы, адепты иеговистского центра в Бруклине или фанатики “вождя джихада” Усамы бен Ладена?
Повторю еще раз: просвещение в духе традиционных религий - Православия и классического Ислама - становится задачей не только духовной, но и государственной. За годы “перестройки и реформ” Россия смогла перенять у Запада отнюдь не высокие технологии и материальное преуспеяние, а только так называемую масс-культуру. В нынешних российских СМИ пропаганда разврата, всех видов смертного греха стала не менее тотальной, чем пропаганда атеизма в СССР.
Порнография, проституция, содомия, педофилия, преследуемые законом во многих странах Востока и Запада, в России сделались фактически легальными. Подмена свободы совести “свободой от совести”, вопиющее попрание законов не только Божеских, но и человеческих, вот против какого зла должны совместно восстать православные и мусульмане. Позор современной России - вакханалия детоубийств-абортов, массовая детская беспризорность и сиротство, эпидемия наркомании, от которой “сгорают” сотни тысяч российских юношей и девушек.
Могут ли с этим мириться те, кто верует в Единого Всемилостивого Бога? Наш общий враг - это и терроризм, одинаково противный и Православию, и настоящему Исламу. После бандитских терактов в Москве и Буйнакске Духовное управление российских мусульман выступало с заявлением, в котором сказано:
“С душевным содроганием и болью восприняли мусульмане России террористические акты, унесшие сотни жизней мирных граждан, среди которых беззащитные дети, женщины, старики... Мусульмане, как все люди доброй воли, осуждают эти жестокие бесчеловечные акты убийства невинных людей. Подобные действия противоречат принципам всех мировых религий, в том числе и Ислама”.
Нужно прямо сказать, что насаждаемый российскими телеканалами культ насилия и жестокости является прямой провокацией распространения и терроризма, и преступности, и таких противоестественных для многонациональной России явлений, как расистское движение скинхедов.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечает:
“На телевидении почти ни одного часа не обходится без показа того, как рекой льется человеческая кровь. Нас пытаются убедить, что человеческая жизнь ничего не стоит. В сознании людей, и особенно молодого поколения, фундаментальные ценности, на которых зиждется общество: уважение к человеческой личности, сострадание, милосердие -превращаются в пустой звук.... Тем самым пропагандисты жестокости и насилия ставят себя в один ряд с террористами. После терактов 11 сентября американцы резко изменили свою политику в кино и на телевидении. Были запрещены для показа и положены на полку десятки уже отснятых фильмов со сценами жестокости и насилия... Другая картина на российском телевидении. У нас по-прежнему любое выступление против показа насилия пытаются квалифицировать как попытку введения цензуры”.
Православные и мусульмане едины в неприятии порока и беззакония, тех оскорбляющих Пречистого Бога явлений, которые православные называют смертным грехом, а мусульмане – «ширк» (нечестием). Мы должны вместе протестовать против того, что народу России навязываются богопротивные мерзости. У православных и мусульман нет ни исторических, ни тем более новых оснований для взаимного недоверия.
Во времена богоборческого режима СССР Православие и Ислам одинаково подвергались гонениям, выстояли и ныне могут засвидетельствовать: будущее России - в возрождении ее традиционной духовности. Православное и мусульманское духовенство должно смелее идти навстречу друг другу, организуя консультации, встречи, совместные благотворительные проекты, общие выступления, вместе бороться за просвещение и нравственность.
Если мы будем в этом едины, наши силы умножатся и к нам начнут прислушиваться государственные деятели, заслуживающие этого имени.
«Казанские истории», №13-14, 2002 год