Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1893 – В семье крестьянина-удмурта в селе Ново-Волково Глазовского уезда Вятской губернии родился революционер Иван Николаевич Волков, именем которого названа улица в Казани
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Казанский Кремль – древняя цитадель Казани
- Нияз ХАЛИТОВ, доктор архитектуры, профессор, заслуженный деятель науки
- 01 марта 2002 года
Кремль – древняя цитадель Казани. Господствуя над всем историческим центром города у слияния Казанки и Булака, древняя крепость символизирует собою славное прошлое татарской столицы, значимость ее культурных традиций, бережное отношение власти к истории края.
Тысячу лет назад на этом месте поднялись стены деревянной крепости, и уже тогда здесь процветала международная торговля. В XII столетии булгарские мастера выстроили каменные стены и башни, разрушенные спустя полвека монголами. Здесь размещались правительство и религиозные лидеры государства, а над Казан-су возвышались высокие стены Арка – Ханской цитадели. Кремль помнит болгарских князей, воинов Чингис-хана, ханов Золотой Орды, всех русских царей, Ленина, Троцкого, Хрущева. Здесь побывали многие известные деятели культуры: Толстой, Пушкин Шевченко, Горький. Никто не минует Кремль.
Казанский Кремль татарской эпохи. Реконструкция Нияза Халитова, компьютерная графика Э.Гирфанова
Это – единственная в мире сохранившаяся татарская крепость, и сегодня служащая центром государственности. Окруженный высокими стенами на разных уровнях, на краю высокого обрыва когда-то стоял каменный многоглавый дворец, с многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками, садом, гаремом, баней. В центре Арка возвышалась высокая дозорная башня. Западную панораму украшала Ханская мечеть, где были похоронены казанские правители.
Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, была одним из красивейших городов Поволжья. Далеко с Волги был виден затейливый силуэт восьмибашенной мечети, образ которой впоследствии воплотился в архитектуре храма-памятника на Красной площади в Москве в честь завоевания Казани (храм Василия Блаженного).
Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных как в татарском Поволжье, так и в средневековой Руси.
В настоящее время Казанские Кремль представляет собой средневековую крепость, внутреннее пространство которой имеет регулярную планировку и застройку XVIII – XIX веков. Проявляется тенденция к реабилитации градостроительного облика на научной основе на преемственном фоне крепостной структуры. Восстанавливаются функции христианских и мусульманских культовых сооружений, появляются музеефицированные археологические экспозиции, представительские и музейные сооружения.
Сегодня ансамбль Казанского Кремля обрел новую жизнь. В 1994 году здесь открыт Государственный историко-архитектурный и художественный Музей-заповедник «Казанский Кремль» при Кабинете министров РТ, ведется планомерное изучение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, масштабные археологические раскопки. Именно на территории Казанского Кремля были обнаружены свидетельства 1000-летнего возраста Казани, другие уникальные находки.
В 2000 году ансамбль Казанского Кремля включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
ЧТО НАПОМИНАЕТ НАМ В КРЕМЛЕ О ТАТАРСКОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ?
Прежде всего, не следует забывать о татарских корнях самого слова «Кремль». В русском языке существует три обозначения укрепленного поселения: «крепость» (от славянского «крепкий»), «город» или «град» (от западноевропейского guard– «охранять») и «кремль» (от татарского «кирмэн»). И сегодняшнее название «Казанский Кремль» прямо перекликается с татарским «Казан Кирмэне».
Здесь причудливо смешались образы Запада и Востока, земля его овеяна легендами. Здесь творили булгарские, золотоордынские, татарские, итальянские и русские архитекторы, это самый южный образец псковского архитектурного стиля в России. С приходом русских прежний градостроительный замысел, когда-то гениально осуществленный безвестными булгарскими зодчими, сохранился почти в неизменности и получил дальнейшее развитие, но уже в новых формах. Весь этот ансамбль на первых порах в почти неизменном виде лег в основу русского Кремля, который почти точно повторил татарскую крепость; его стены лишь слегка отошли от прежних на южной границе.
Псковские мастера, приглашенные царем Иваном в Казань для ремонта крепости, полностью сохранили всю фортификационную схему Кермана и лишь заменили ее деревянные стены на кирпичные, перестроили часть башен. Сохранилось местоположение дворца правителя и священных зданий, главных проездных ворот с расходящимися из них дорогами-улицами. Главные мечети крепости оказались переделанными в церкви. Коренная реконструкция крепости на спланированном холме с видоизмененным ландшафтом началась в 1-й половине XVIII века, в связи с основанием огромной Казанской губернии.
Двор губернатора разместился на бывшем Ханском дворе; в течение XVIII века в Кремле появились новые церкви, реконструированный Пушечный двор, Присутственные места, каменный Архиерейский двор, новый облик приобрел кафедральный Благовещенский собор, были надстроены некоторые башни Кремля.
В XIX веке крепость приобрела гражданский вид, регулярную планировку, появились огромные здания казарм и Юнкерского училища, Губернаторский дворец, новые церковные сооружения и др.
РЕЗИДЕНЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА
находится в здании бывшего Губернаторского дворца (1845-1848, архитекторы К.А.Тон, А.И.Песке, интерьеры под руководством М.П.Коринфского).
Дворец губернатора
Расположена в северной части Кремля и предположительно построена на месте дворца казанских ханов, остатки которого сохранились до XVIII века. Проект дома «военного губернатора с помещениями для императорских квартир» составил известный московский архитектор К.А.Тон, автор Большого Кремлевского дворца в Москве.
Казанский Губернаторский дворец был построен на месте, где в ханской столице был расположен дворцовый ансамбль, а в XVIII веке стоял обер-комендантский дом. В облике губернаторского дворца четкая композиция плана сочетается с поверхностно истолкованными элементами византийского и древнерусского зодчества, что характерно для русской архитектуры второй половины XIX века.
Здесь 500 лет назад стоял Арк Казан (Ханский двор) – цитадель, окруженная высокой оградой. Внутри Арка находились: Ханский дворец, мечеть, сад, кладбище знати с тюрбе (мавзолеями) и другие сооружения. Разрушен в XVI-XVII веках. Сегодня следы градостроительной структуры Арка читаются в очертаниях ограды Президентской резиденции, местоположении Губернаторского дворца, Дворцовой мечети и башни Сююмбике, унаследовавших местоположение Ханского дворца, мечети и ее минарета. На площади перед Президентским дворцом обнаружены и музеефицированы остатки сторожевой дозорной булгарской башни и окружающих ее построек (предположительно, здания ханской гвардии).
Мечеть Кул Шариф в представлении Нияза Халитова. Реконструкция и рисунок автора
СТЕНЫ И БАШНИ КРЕПОСТИ
Стены. Археологические исследования показывают: фундаменты современных каменных стен Кремля на многих участках были заложены во времена татарской Казани – в период Казанского ханства, а иногда и раньше. Внутри стен, выложенных псковскими мастерами, обнаруживаются другие, более ранние, толщиной около 2-х метров, с лицевой кладкой из хорошо отесанных блоков. Не менее загадочно происхождение «ласточкиных хвостов», украшающих зубцы кремлевских стен. Эта форма была занесена итальянскими зодчими в Восточную Европу в XV веке и отразилась в архитектуре Московского (XV в.) и Тульского (1504 г.) кремлей. Есть основания полагать, что тогда же, в период наибольшего сближения Казанского ханства и Московского княжества «ласточкины хвосты» увенчали и стены Казанского Кермена или Арка, а затем уже перекочевали и на стены русского Кремля.
Спасская проездная башня (татарское название, предположительно – Арча или Хан). Выстроена на месте главного парадного въезда в Керман и даже сохраняет некоторые планировочные особенности татарской башни: следы Т-образного проезда, ликвидированного уже во 2-й половине XVI века при перепланировке крепости псковскими мастерами. Два кирпичных яруса, надстроенные в начале XVIII века, придали башне некоторые образные черты булгарского стиля, дополненные декоративными деталями исламского стиля: поясками «мукарнас» на парапете восьмерика. Образ башни символизировал древнее Булгарское царство под российской властью (башня в булгарском стиле, увенчанная двуглавым орлом).
Старое изображение Спасской башни
Вид на Спасскую башню сегодня
Тайницкая проездная башня (татарское название Нур-Али) находится в северо-западной части Кремля. В прошлом называлась также Никольской. Это квадратное в плане двухъярусное сооружение с коленчатым арочным проездом и четырехскатным двухъярусным шатром, возможно, является переделанными татарскими крепостными воротами Нур-Али. Отсюда, согласно легенде, шел подземный ход к роднику, снабжавшему водой Арк (Ханский двор).
Такой подземный ход реально существовал и был взорван русскими в 1552 году, ускорив падение города. Название башни, происходящее от слова «Тайна», сохраняет воспоминание о тайном ходе к роднику.
Тайницкая башня
Преображенская проездная башня (татарское название Тюмен), возможно, является перестроенной древней Тюменской башней, оставшейся еще от татарского Кермана. Белокаменная башня с прямым проездом была одна из самых мощных в крепости. В прошлом называлась также Сергиевской. Деревянный шатер Деревянный шатер с дозорной вышкой, судя по средневековым ее изображениям, также сохранил черты татарской крепостной архитектуры. (Реставрирована в 1980-е годы по проекту С. Мамлеевой).
Пятигранная башня. Оригинальная по своей архитектуре и одна из наиболее монументальных башен крепости, разрушилась в конце XVIII века. Археологические исследования осенью 2001 года неожиданно показали ее происхождение временем Казанского ханства.
Северная башня (археологические остатки нижнего яруса). Квадратная в плане, сложенная из хорошо отесанных каменных блоков, выстроена в конце XV-XVI веках и была реконструирована в конце XVI-XVII веках русскими. Впоследствии русская часть башни обветшала и развалилась. Вскрыта археологами в 1999-2000 годах.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСТАТКИ
Фундаменты каменных оборонительных стен, ХV-ХVI века. Обнаружены на западных и северных участках кремлевской стены. На прясле между Тайницкой и Северо-Западной башнями внутри стены в 1998 году обнаружена более ранняя стена из хорошо отесанных блоков, предположительно дорусского времени.
Древнейший земляной вал Казанской крепости и ров Тазик. X-XVI века. Исследован раскопками 1976 года (А.Х.Халиков), 1998-2011 годы (А.Г. Ситдиков).
Внутренний земляной вал и ров, XIII-XVI века 100 м севернее Спасской башни, шел от ворот Тюмен в восточном направлении, пересекая крепость. Прослежен в 1948 году Н.Ф. Калининым.
Улицы и мостовые, XV – XVI века. Найдены следы нескольких улиц в районе Пушечного двора, Благовещенского собора с бревенчатыми мостовыми и деревянными домами и хозяйственными постройками. Большинство из них сгорело в пожаре 1552 года. В 1996-1997 годах исследована ремесленная слободка кожевенников под восточным склоном Кремлевского холма, вдоль восточной стены Кремля (археологи А.Г. Ситдиков, Ф.Ш. Хузин).
Майдан, XV – XVI века. Во 2-й половине XVI века здесь был поставлен Благовещенский собор. Южнее Майдана в 1997 году (археолог Ф.Ш.Хузин) обнаружены остатки монументальных каменных построек, сориентированных на Мекку (возможно, комплекс мечети).
Хан-джами.Стояла в казанском Югары Кермене близ Арка и служила фамильной усыпальницей ханов, где «по стенам златотканыя запоны, на царьских гробех покровы драгия, усаженные женчюгом и камением драгим». Это было обширное здание, поскольку упоминается о 1000 женщин, священнослужителей и приближенных хана, укрывшихся в нем во время штурма Казани русскими. Ее фундаменты были вскрыты в 1978 и 2001 годах у подножия башни Сююмбике. Вокруг размещался некрополь знати в каменных дюрбе (усыпальницах).
В 1978 году археологами были найдены фрагменты их гипсовой облицовки, покрытой изящным орнаментом. Мечетей, близких по размерам и композиции предполагаемым изображениям Хан-джами, достаточно. Это было 1-2-этажное каменное здание с 2-4-скатной крышей, стоявшее у монументального западного въезда на Ханский двор.
Двусветный купольный зал его мог иметь балконы-галереи по второму ярусу вдоль стен. Высокий цилиндрический на квадратном в плане основании минарет стоял немного в стороне. На месте разрушенной в XVI веке Хан-джами, рядом с башней Сююмбике, сегодня стоит здание Дворцовой церкви, часто ошибочно связываемое с мечетью Нур-Али (согласно легенде, церковь является перестроенной мечетью). В настоящее время в здании бывшей церкви ведется проектирование Музея государственности Татарстана и татарского народа.
ЛЕГЕНДАРНЫЕ МЕЧЕТИ
Мечеть Нур-Али
Каменная мечеть Нур-Али упоминается в русских средневековых документах и в более поздней исторической и краеведческой литературе. Она входила в центральную группу каменных мечетей близ Арка и стояла неподалеку от «Муралеевой башни». Судя по всему, это было центрально-купольное сооружение, размерами около 15х17 м с одним или двумя угловыми минаретами, типичный образец османского стиля. Резные украшения в таких мечетях применялись либо в районе входа, либо в верхней части минарета. Интерьеры, также достаточно скромные, расписывались разноцветными орнаментами по куполу и его основанию; наиболее пышно декорировались михраб и деревянный мимбар. Кроме того, интерьер украшался тканями и коврами, висячими светильниками. Здание, вероятнее всего, появилось в XIII – XIV веках., либо в первые годы после возникновения Казанского ханства.
Тайницкий ключ, около Нур-Алиевых ворот Казанского Кермана был одним из главных источников питьевой воды жителей Казани. Взорван русскими войсками во время штурма города (1552). Затем восстановлен, в 1-й половине XIX века, обложен камнем, сооружён бассейн. Вода Тайницкого ключа считалась целительной (святой). Был местом поклонения. Намечается восстановление источника.
Башня Сююмбике, признанный архитектурный символ Казани, широко известна далеко за пределами Татарстана, и по сути дела признана всеми татарами мира за символ своей Родины. Это эффектное сооружение находится на самой высокой точке Кремлевского холма (70 м над уровнем Казанки) – сакрального центра старой части Казани, является важнейшей доминантой этой древней цитадели и занимает лидирующее положение в северной панораме городского центра. Письменных источников о времени ее строительства не обнаружено. Башня возведена из больше-мерного, хорошо обожженного кирпича и имеет заметный наклон в северо-восточную сторону: на сегодняшний день отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м.
Современное татарское название – «Сююмбикэ манарасы» («минарет Сююмбике») является калькой с ее русского названия, появившегося в краеведческой литературе в 1-q половине XIX века и не употреблявшегося татарами вплоть до последних десятилетий. Татарское название башни – «Хан манарасы» (Ханский минарет) или «Хан мэчете манарасы» (минарет Ханской мечети) отражает феномен народной памяти о местоположении Ханской мечети и ее минарета, разрушенных русскими во 2-й половине XVI века и в действительности обнаруженных на этом месте археологическими исследованиями 1976-1977 годов.
Башня Сююмбике. Вид на Дворцовую церковь
Хотя декоративное решение башни Сююмбике выполнено в целом в духе московской школы, на фасадах и в силуэте башни Сююмбике присутствуют и мотивы казанско-татарской традиции. В их числе минаретоподобное завершение, наличие приставных декоративных, ничего не несущих трехчетвертных колонн, «сталактитовые» капители, ячеистые консоли над раскреповками в углах второго яруса.
Башня Сююмбике возникла как один из элементов большой реконструкции оборонительных сооружений Казанского Кремля в 1-й половине XVIII века, монументальный въезд в комплекс Обер-комендантского (губернаторского) дворца, символизирующий своей архитектурой имперскую идею («татарская башня», увенчанная двуглавым орлом).
В 1918 года башня была передана декретом Совнаркома «в вечное пользование трудящимся мусульманам» и увенчана посеребренным полумесяцем. Сброшен в 1934 году. С 1991 года башня используется как минарет для чтения азана во время поминальной молитвы в честь жертв 1552 года и в связи с этим в 1993 году была увенчана золоченым полумесяцем.
Мечеть Кул-Шариф
Из татарских источников известно сообщение Шигаб-эд-дина аль-Марджани о восьмибашенной мечети в «кальга» (крепости) города Казани. Местоположение ее точно не установлено: она стояла где-то в районе рва Тазик. Можно предположить, что это была мечеть-медресе османского типа школы Синапа, выстроенная местными, крымскими или турецкими мастерами, купольной композиции, с четырьмя высокими минаретами и четырьмя дополнительными башенками. Основание купола окружали от 8 до 16 небольших башенок. Минареты могли иметь утяжеленные, «булгарские» пропорции; завершающие элементы здания – луковичные маковки разнообразной формы. Мечеть, занимала господствующее положение в срединной части крепости.
Символический «перенос» главной мечети Казани в Москву мог сопровождаться столь же символическим ее разрушением на месте.
Новая мечеть Кул Шариф – главная мечеть Казани, Татарстана и татарской диаспоры. Расположена в западной части Кремлевского комплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собою мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной.
Основные идеи: возрождение государственности, мемориальность, память о защитниках Отечества.
Мечеть Кул Шариф
Авторы композиционной идеи и генерального плана – архитекторы Ш.Латыпов, И.Сайфуллин, А.Саттаров, М.Сафронов, объемно-пластического решения – архитекторы И.Сайфуллин, С.Шакуров. Купольное задание с минаретами по углам – центр всей композиции, символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама.
Сакральное пространство мечети ограничено стенами Кремля и бывшего Юнкерского училища. Границы площади по проекту закрепляются павильонами-»мавзолеями», дополняющими мемориальный образ комплекса. В многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул Шариф; главный купол обрел формы, ассоциирующиеся с образом «Казанской шапки» – короны казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате. Переплетающиеся конструкции стрельчатых арок, подчеркивают родство с каркасной конструкцией юрты – древнего жилища кочевых тюрок.
Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древне-булгарский знак возрождения и процветания – тюльпан. Комплекс мечети Кул Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским учреждением и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.
Мечеть находится на балансе Музея-заповедника «Казанский Кремль» и лишь дважды в год, по великим праздникам Рамазан и Курбан-байрам будет открываться для всенародных молебнов.
Вид на крепость. Рисунок Турина
Фото М. Зиннурова (Набережные Челны)
«Казанские истории», №2-3, 2002 год