Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Архитектурные ансамбли создаются веками

Многие думают, что открытия последнего времени в Кремле продиктованы желанием некоторых людей, в частности, меня, заявить себя в истории и сказать то, что до них никто не говорил, не имея на это никаких оснований. На самом деле ситуация вокруг Кремля немножко другая.

Каждая эпоха оставила здесь свой след

Дело в том, что никто никогда Кремль профессионально не изучал, хотя мы знаем многочисленные публикации, в том числе по отдельным объектам и событиям, связанные с его историей. Однако тщательный анализ источников показывает, что громадное их большинство принадлежит не профессиональным ученым, а краеведам, либо писалось историками на скорую руку, под заказ и не было обеспечено полноценной подготовительной работой».

Неизбежные архитектурные характеристики и оценки, за редким исключением, либо непрофессиональны, либо отрывочны и недостаточны. Комплексного архитектурно-градостроительного анализа ансамбля Кремля, опиравшегося бы на документы, зондажи, археологические исследования культурологический подход и логическое моделирование, никем не делалось.

Так сложились традиционные представления о Кремле, некритически суммировавшие в себе множество локальных суждений отдельных авторов и родившие целый ряд прочно закрепившихся в общественном сознании мифов. Со временем ошибки наращивались, как снежный ком. В итоге сложилась модель, далеко отходящая от науки.

Сыграли свою роль и идеологические мотивы, не позволявшие вплоть до конца XX века выходить на какие-либо объективные оценки. К тому времени в Казани уже начала складываться профессиональная архитектуроведческая наука, и рано или поздно такая работа была бы проведена. Создание музея-заповедника «Казанский Кремль» лишь ускорило процесс.

Дайте слово архитектору

Когда я начал рассматривать историю Казанского Кремля с архитектурной точки зрения, выяснилось, что, во-первых, очень многие документы неправильно трактованы, многие оценки абсолютно неверны, во-вторых, все это не подкреплено археологией. Кремль никогда никто системно не копал, а потому ничего нельзя было ни подтвердить, ни опровергнуть.

Считалось, например, что Дворцовая церковь – это переделанная мечеть Нур-Али – и все этому верили. В XVIII веке это утверждение даже вошло в топографические планы города. А это уже документ. Когда же провели археологические исследования (с 1993 по 2001 на территории Кремля было заложено 44 раскопа на общей площади 9038 кв. м), оказалось, что это единовременное сооружение, построенное в XVIII веке. Причем церковь построена по законам православной архитектуры, хотя и на фундаменте XVI века. Я таких случаев знаю массу.

И современные исследователи Казанского Кремля не виноваты в том, что до них так много было наворочено небылиц и дилетантских суждений. Сложилось мнение, что в середине XVI века произошел принципиальный разрыв градостроительных традиций, в корне изменивший архитектуру казанской крепости, а современный ансамбль Кремля является произведением русской архитектуры, выполненным бригадой псковских мастеров по указанию Ивана Грозного, а от татарской крепости не осталось ни единого следа. Что же сохранилось в Казанском Кремле с древних времен?

Если рассматривать его не с обывательских позиций, т.е. как сумму видимых глазом наземных сооружений, а с точки зрения профессионального архитектурного анализа, то следует искать в нем прежде всего некую идею организации пространства и постараться выяснить, насколько она сохраняла с течением времени свои первоначальные параметры.

Для градостроительного комплекса ее вполне можно формализовать в ряд параметров: функция, местоположение, типология, привязка к ландшафту, планировочная идея, композиционная идея, внутренние функциональные взаимосвязи. Так вот, особенностью Казанского Кремля была консервативность ее внутренней структуры, не менявшейся при смене хозяина и при всех коренных реконструкциях. Менялись лишь конкретные стилевые выражения отдельных объектов.

Исследования последнего времени позволили сделать вывод о том, что Казанский Кремль является памятником булгаро-татарского средневековья, реконструированным в русское время с сохранением ключевых характеристик. Нам удалось подтвердить свои гипотезы в научной среде, и Казанский Кремль вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как единственная в мире татарская крепость.

Керман, XII век

Кремль полон сенсаций. Самая яркая сенсация – это тысячелетний возраст Казани. Доказательства были найдены при археологических раскопках на территории Кремля. В свое время 800 лет отмечать не разрешили – это была политическая акция. Сейчас к тысячелетию готовимся, и это результат объективного научного исследования.

Прошло 4 международные научные конференции, все исследования, какие надо, проведены. И мы вышли на очень важные выводы, которые ставят под сомнение многие прежние утверждения. В XII веке каменный кремль (лучше сказать – керман) на этом месте уже был. В X – начале XI века здесь стояла небольшая, но мощная деревянная крепость, которую волжские булгары, искусные строители, заменили в XII веке на каменную. Она была расширена в период Золотой Орды, а затем укреплена и вновь расширена в XV-XVI веках новыми казанскими правителями – чингизидами колена Улуг-Мухаммедова и крымской династии Гиреев.

Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, стала одним из красивейших городов средневекового Поволжья. Здесь находились правительство и религиозные лидеры Казанского Юрта (название Казанского ханства в средневековых документах), а в северной части обведенная несколькими рядами стен на разных уровнях возвышалась ханская цитадель Арк.

С центральной площади Кермана, за высокими стенами и двухбашенными воротами Арка, сверкали золотом купола белокаменного Хан-Сарая, окруженного деревянными галереями, павильонами, другими монументальными зданиями и хозяйственными постройками. На краю верхней террасы, в окружении высоких каменных надгробий и мавзолеев, стояла Ханская мечеть, где хоронили казанских правителей и святых.

Неприступный Керман выдержал к тому времени не одну неприятельскую осаду, и из-под его стен не раз с позором уходили войска русского царя – пока он не воспользовался услугами предателей внутри самого казанского государства. Именно поэтому русские, с таким трудом захватив город, не стали переделывать крепость, а лишь немного расширили ее к югу, заменили часть деревянных стен на каменные, перестроили некоторые башни.

Не изменилась и внутренняя композиция Кермана, сохранилось местоположение дворца правителя и священных зданий, главных проездных ворот с расходящимися от них дорогами-улицами. Не изменился даже сакральный каркас крепости: ее главные мечети были переделаны в церкви.

Башня Сююмбике – привет из XVIII века

Все источники по Казани говорят, что стены у древней крепости были деревянными. Естественно, утверждение о том, что кремлевские стены могли быть каменными уже в древности, было встречено с недоумением. Надо было доказывать, и это с позиций сегодняшнего дня задача, конечно, сложная.

У меня сначала родилась идея о каменном цоколе для деревянных стен. Потом появилась идея другая, которая созревала долго. Дело в том, что археологи обнаружили каменные фундаменты домонгольского времени по всему периметру Кремля. Как можно на каменном фундаменте возвести деревянные стены? Ведь по всем источникам, наш Кремль деревянный.

Может, крепость разрушали, а потом строили деревянные стены? Но это довольно глупо. Тогда родилась гипотеза о том, что древние татарские стены были обстроены в XVI-XVII веках русскими и находятся теперь внутри прежних. И действительно, шурфуя древние кремлевские стены, мы наткнулись на каменную оборонительную стену XII века двухметровой толщины из прекрасно обработанных каменных блоков. Подлинная псковская кладка от этой радикально отличается.

Я думаю, здесь произошла такая история: каменная крепость к XV веку перестала соответствовать своему назначению. На что были рассчитаны древние двухметровые стены? На копья, на стрелы, самое большее – на метательные машины. А в это время уже появилась осадная артиллерия. Вероятнее всего, каменную стену просто заключили в деревянную обойму. Она была обложена дубовыми бревнами и засыпана камнем (щебнем) и глиной.

Такое укрепление могло выдержать любой натиск противника. Вот почему войска Ивана Грозного штурмовали казанскую крепость целых два месяца. Остатки каменной татарской стены сохранялись еще долго – со стороны улицы Батурина. Ее никто не разбирал, и она видна на многих планах XVII-XVIII веков. Не менее загадочно происхождение «ласточкиных хвостов», украшающих зубцы кремлевских стен.

Эта форма была занесена итальянскими зодчими в Восточную Европу в XV веке и отразилась в архитектуре Московского (XV в.) и Тульского (1504 г.) кремлей. Есть основания полагать, что в период наибольшего сближения Казанского ханства и Московского княжества в конце XV века здесь поработали те же итальянские бригады строителей.

Мечеть Кул Шариф еще строится

Как бы ни хотелось татарам, чтобы башня Сююмбике была татарской, построена она уже в период «русской» истории. Башня возникла как один из элементов большой реконструкции оборонительных сооружений Кремля в первой половине XVIII века как монументальный въезд в комплекс губернаторского дворца. Современное татарское название – это калька с ее русского названия, появившегося в краеведческой литературе в первой половине XIX века и не употреблявшегося татарами вплоть до последних десятилетий. Татарское же название башни – Хан манарасы (Ханский минарет) или Хан мэчете манарасы (минарет Ханской мечети) – отражает феномен народной памяти о местоположении Ханской мечети и ее минарета, разрушенных русскими воинами во второй половине XVI века. Следы этих сооружений были обнаружены археологами в 1976-1977 и 2000 годы.

Декоративное решение башни Сююмбике выполнено в духе московской школы. Однако на ее фасадах и в силуэте присутствуют мотивы казанско-татарской традиции. Это минаретоподобное завершение, наличие приставных, декоративных, ничего не несущих трехчетвертных колонн, сталактитовые капители, ячеистые консоли над раскреповками в углах второго яруса. Монументальный въезд в центр государственной власти Царства Казанского (лишь в 1708 году переименованного в Казанскую губернию) символизировал имперскую идею: татарская башня, увенчанная двуглавым орлом.

Были тут и русские, и татары

Реставрационные работы в Кремле идут уже давно. В 1993-1994 годах под руководством историка архитектуры С.С.Айдарова и археолога А.Х.Халикова разрабатывалась концепция реконструкции и развития комплекса Казанского Кремля. Я тоже входил в этот творческий коллектив. Ставилась задача вернуть Кремлю такой внешний вид, какой мы видим на старинных открытках: церкви, монастыри…

Для меня лично показалось неприемлемым, что место, которое было выбрано когда-то булгарами, будет восстанавливаться по модели XIX века. Я высказал свои соображения, предложил вытаскивать из небытия все, что напоминает нам о дорусской истории. Не надо разрушать то, что есть. Надо дополнять. Но чтобы всем было видно, что были тут и русские, и татары. 

Поскольку со мной принципиально не согласились, мне пришлось выйти из этого коллектива, но впоследствии разработанный документ попал ко мне на экспертизу. В конце концов, он был переименован из «Концепции» в «Основные направления Концепции» и мне было предложено возглавить коллектив по выработке нового документа.

Комплексное и беспрецедентно тщательное изучение Кремля началось лишь после того, как указом Президента РТ от 22 января 1994 года был создан историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль».

Мы исходим из того, что Казанский Кремль – это продукт двух культур. В камне его сооружений находим следы всех эпох, труды многих поколений зодчих, напластования столетий. Каждая эпоха оставила свой след, начиная от градостроительного замысла булгарских и золотоордынских зодчих до конкретных зданий ХVШ-ХХI веков. Поэтому мы видим в формах и деталях реставрируемого Пушечного двора, резиденции Президента Татарстана черты русского барокко, романтизма и мотивы татарского декоративного искусства.

Появляются на поверхности земли свидетельства, казалось бы, навсегда исчезнувшего прошлого. Буквально у нас на глазах усилиями археологов и реставраторов возродилась древняя крепостная Северная башня ханского Кермана XV века на высоком берегу Казанки и Пятигранная башня XV века напротив входа на стадион. На площади перед губернаторским дворцом музеефицированы остатки одного из каменных сооружений Ханского двора.

Археологами исследован древнейший земляной вал X-XI веков, остатки каменной крепости XII века, укрепления на рву Тазик, древние мостовые и деревянные здания, фундаменты огромной мечети близ Благовещенского собора. Интересные каменные сооружения обнаружены внутри некоторых зданий Пушечного двора, в том числе и загадочные подземные сводчатые галереи. Все это будет открыто для туристов к 1000-летию Казани.

Появляются и новые сооружения. В районе улицы Батурина мы не только восстановили разрушенную стену, но и добавили в ансамбль Кремля еще одну башню. Правда, пришлось согласовывать это с московским представительством ЮНЕСКО и Министерством культуры РФ. Согласно правилам реставрационного строительства, ее возведут только до бойниц крепостной стены.

В своей истории крепость имела 13 крепостных башен, сохранилось 8. Утраченная башня была построена в начале XVII века, она не была проездной, относилась к типу стрелен. Башня рухнула в середине того же века. Скорее всего, в результате сильного наводнения. Вместо нее соорудили каменную перегородку. Новодел нельзя назвать башней в полном смысле.

Следы еще одной башни XV века были обнаружены со стороны Казанки. Сейчас это место законсервировано до лучших времен. На более тщательное обследование пока нет средств.

Конечно, не все кремлевские объекты будут восстановлены. Так, только на фотографиях останется Спасо-Преображенский монастырь. Но здание братского корпуса, где жила монашеская братия (1670), восстанавливается. Причем стены возводятся из старинного кирпича б/у. Надеемся таким образом сохранить ауру прежней эпохи. Да и попрочнее этот кирпич будет против современного.

Рядом восстанавливается здание офицерского манежа. Посетители Кремля увидят «пещерку», сооруженную у алтарной стены бывшего собора. Это каменная клеть, расположенная ниже уровня земли, – место захоронения казанских чудотворцев. Погребения были разрушены в 30-х годах прошлого века.

Ярким примером воплощения многовековой традиции Казанского Кремля в современных формах становится мечеть Кул Шариф. Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной.

Архитектурные ансамбли, как правило, создаются веками. К первоначальному замыслу добавляются современные элементы, неудачные решения отбрасываются. Ярким примером тут может быть представительский корпус аппарата нашего Президента (на фото). Когда-то это было невзрачное здание для госучреждений, изуродованное современными перестройками. При проектировании его реконструкции восстановлено все лучшее, что было в архитектурном решении северного крыла Пушечного двора, трансформировано в формах российского классицизма.

Казанский Кремль – место, где тесно сплелись интересы двух исторически соседствующих народов: татарского и русского. Для татар как внутри Татарстана, так и за его пределами Кремль (Керман) имеет особый статус центра исторической родины – оскверненного, но не потерявшего привлекательности.

Сегодня Керман олицетворяет собою начало и исторический очаг государственности; ореол героической защиты и мученической смерти мусульманских воинов и жителей татарской столицы; местонахождение центра разрушенного государства, его священных зданий и могил; место паломничества и ежегодных массовых молебнов; центр возрождающейся государственности; резиденция Президента РТ.

Для русских (особенно не граждан РТ) Кремль – всего лишь один из административных центров России, не сопоставимый с Владимиром или Москвой. Его значение сводится в основном к административному центру управления губернией и Татарской автономией за последние 450 лет, местонахождению церковной власти и кафедрального собора. Для татар эти же ценности носят отрицательный характер.

Различные эмоции вызывают у татар и русских и мемориальные сооружения, закрепляющие память об осаде и захвате Казани в XVI веке, последующих насильственных крещений в Свияжске и казанских монастырях.

Одна из главных задач при воссоздании Кремля – восстановить историческую справедливость, не нанеся новые раны, создать правдивую национальную историю с учетом ментальности всех проживающих в Республике Татарстан народов.

«Казанские истории», №5-6, 2005 год