Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Дворцовые тайны
- Елена ЛЫЖИНА
- 15 октября 2011 года
Во время посещения Казани в 1836 году Николай I распорядился построить в кремле «военно-губернаторский дом с императорскою квартирою». Сегодня в бывшем губернаторском дворце - резиденция Президента Татарстана.
Любое старинное здание, как и человек, имеет свою историю жизни. Но в отличие от людей стены, к сожалению, не умеют говорить. А ведь наверняка хранят немало загадок, о которых мы никогда не узнаем. Хотя если приложить некоторые усилия, то можно и узнать. С тайнами одного из таких зданий я недавно познакомилась – это дворец Президента Республики Татарстан на территории Казанского Кремля.
По словам главного архитектора Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль" Рустема Забирова, возведение дворца было поручено Казанской губернской строительной комиссии во главе с губернским архитектором Ф. Петонди. Он представил несколько вариантов проекта, но ни один не был утвержден. И тогда проектирование дворца было поручено новому архитектору – К.Тону.
Кстати, несколько из проектов, которым не суждено было осуществиться, до сих пор сохранились.
Рождение дворца
По данным известного казанского краеведа Льва Жаржевского, Государь лично указал место для дома, подчеркнув, что фасадом дом должен быть «обращен на церковную площадь», а рядом стоящая обгоревшая бывшая Введенская церковь должна быть восстановлена и соединена закрытым переходом с дворцом.
Исполняя приказ, казанский губернский архитектор А. Шмит в короткий срок составляет проект, в июле 1837 года рассмотренный и одобренный в Петербурге генерал-лейтенантом Горголи и архитектором Висконти. Здание на проекте нимало не напоминало существующее.
Благородство пропорций, сдержанная торжественность – основные черты позднеклассицистического фасада. На первом листе архивного дела, содержащего шмитовский проект, запись о том, что «Государь Император высочайше соизволил одобрить в 26 день сего марта как сии фасады для Военно-губернаторского дома в г. Казани, так и расположение всего здания, изображенное на генеральном плане казанской крепости и на приложенных при сем шести чертежах. 26 марта 1838 года. С.-Петербург».
Утвержденный царем первоначальный проект не был осуществлен и почему-то столичному архитектору Константину Тону было поручено составить новый проект. Мало того, К. Тон был вынужден дважды заниматься проектированием здания для Казани.
Первый его проект был утвержден государем в сентябре 1843 года во время его пребывания в Киеве. Тогда же граф П.А. Клейнмихель направил копию проекта в Казань с распоряжением о немедленной подготовке к началу работ. В ответ казанское начальство 27 января 1844 года высылает подробный пятилетний план-смету возведения дворца. Казанский губернатор генерал-адъютант Шипов отстраняет от руководства строительством губернского архитектора Петонди, назначает главным строителем архитектора Мальте, а в помощь ему выделяет архитектора Песке, о чем и уведомляет графа Петра Андреевича, главного строителя России.
На счету Коннстантина Андреевича Тона было немало проектов разных сооружений. Самые известные – храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве. Он известен как создатель эклектичного направления в русской архитектуре под названием «русский византийский стиль». Работая над казанским дворцом, Тон одновременно проектировал Кремлевский дворец, поэтому некоторые его мотивы угадываются и в его казанском детище. Например, по мнению специалистов, в окнах второго этажа хорошо читается абрис окон Большого Кремлевского дворца, в свою очередь, позаимствованный у другого дворца, сооружения более ранней постройки. Так как Константин Тон в тот период работал в Москве, надзор за ходом стройки в Казани вели местные архитекторы. В исторической литературе называются имена А.Песке и М.Коринфского.
Однако прежде чем стройка началась, случились важные события, о которых рассказывает Лев Жаржевский. Во-первых, комиссия в составе местных архитекторов Песке, Петонди и Миртова делает вывод о невозможности восстановления стоящей рядом церкви. Во-вторых, сам губернатор загорается идеей развернуть дворец фасадом на Казанку.
Сергей Шипов был довольно яркой звездой на административном небосклоне, и с его мнением граф П.Клейнмихель считался. Во «Всеподданнейшем докладе» он осторожно поддержал идею казанского губернатора, но царь проявил твердость. Вот его резолюция на докладе: «Церковь при Военно-губернаторском доме в Казани возобновить в настоящем виде, подведя новый фундамент, где нужно будет. Относительно же предположения генерал-адъютанта Шипова о составлении совершенно нового проекта для Дома Военного Губернатора, то Его Величество не соизволяя на оное, Высочайше повелеть соизволил: немедленно, в нынешнем же году, начать возведение такого дома согласно Высочайше утвержденному 19 сентября 1843 года проекту. 11 Генваря 1845 года».
Май 1845 года стал в Казани месяцем ударных закладок: 6 мая заложено Дворянское собрание, 8-го – Духовная академия (сейчас здесь 6-я горбольница), а 9-го – Военно-губернаторский дом.
Дворцовая церковь. Современное фото
Особо следует остановиться на истории восстановления церкви. Для её освидетельствования из Москвы был прислан архитектор Никитин. В отличие от своих казанских коллег он нашёл, что при известных усилиях церковь восстановить можно. С весны 1849 года работа по восстановлению церкви закипела. До 1 ноября, то есть до морозов, продолжались каменные работы.
Церковь была восстановлена, но без куполов, прямо над барабаном временно был установлен крест. В сентябре 1849 года с казанским купцом Г. Дегтяревым был заключен договор о настилке постройке куполов «по Высочайше утвержденным формам». Куполов было пять – главный и четыре маленьких, не все из них дошли до нас.
В архиве сохранились подробнейшие инструкции по сооружению глав. Инструкция, касающаяся устройства четырех малых главок, носит забавное для современного глаза название: «Образ устройства маленьких глав». «Господину Начальнику губернии. Государственный Совет при рассмотрении смет расходов МВД постоянно встречает затруднения в ассигнованиях сумм на меблирование губернаторских домов, находя требования по сей статье начальников губерний слишком значительными и не всегда основанными на действительной необходимости» – такая бумага пришла в 1860-х годах в канцелярию казанского губернатора. И «пошла писать губерния» – в архивной папке к этой бумаге приложены подробные ведомости убранства губернаторского дворца, как звали это здание в просторечии. Строительство велось с 1845 по 1848 годы.
Здание имеет симметричное решение, а потому у него два парадных входа. Здание построено в традициях русского византийского стиля – в нем можно найти элементы древнего зодчества, русского классицизма, барокко и византийского стиля.
Каким же был нынешний дворец, когда именовался императорским?
На антресольном этаже жили служители. Подвальный этаж, спроектированный, по выражению архитектора К. Тона, «удобным для приличного помещения», был отведён под канцелярию губернатора. В бельэтаже размещались приемная самого губернатора, его квартира и «запасные помещения».
Как подсказывает Татарский энциклопедический словарь, в момент окончания строительства губернатором был Ираклий Абрамович Боратынский, брат известного поэта (годы жизни – 1802-1859, возглавлял губернию в 1842-1857 гг.). Распорядок рабочей недели губернатора публиковался в справочных книжках Казанской губернии, и в этом распорядке было предусмотрено время для ежедневного приёма просителей. Более того, любой «имеющий срочную надобность» мог в любое время суток побеспокоить господина начальника губернии по телефону.
Излишне говорить, что путь к губернаторскому дворцу был свободен – охрана стояла лишь у самого входа. Второй этаж был полностью отведен под императорскую квартиру (17 помещений) – на случай его приезда в Казань. Высота потолков здесь достигает 6 метров.
Два боковых крыла делились на правое (женская половина) и левое (императорская половина). Благодаря архивным разысканиям Льва Жаржевского, мы можем знать, какими были императорские покои, в которых, кстати, ни один российский император не побывал.
Сохранились подробные ведомости обстановки императорских апартаментов за разное время.
К началу нашего века на царском этаже были отдельные покои для императора и императрицы, 4 гостиных – красная, белая, жёлтая и голубая, приемная зала императора (она же – бильярдная) и большой (ранее – «бальный») зал. Никакой роскоши в убранстве не было – просто соблюдалось необходимое приличие.
Вот как была обставлена спальня императрицы. На кровать был уложен зеленый сафьяновый тюфяк, сверху обшитый белой замшей. Обитая малиновым атласом шестистворчатая ширма отделяла кровать от остальной спальни. Малиновым же тиком были обиты диван, четыре кресла и четыре стула, дополнявшие меблировку спальни. Окна были завешены малиновыми гардинами и зелеными шерстяными шторами, пол устилал ковер. Разумеется, в спальне были туалетный и отдельно умывальный столик.
Никакой «малины» не было на половине императора: в его кабинете стояли диван, кресло и стулья, обитые зеленым сафьяном, зеленые же гардины закрывали окна кабинета, мраморные камины, бронзовые каминные часы и два бронзовых канделябра завершали убранство царского кабинета. В императорской квартире нашлось место голубизне – одна из гостиных звалась «голубой»: в гостиной был мраморный камин с зеркалом над ним, в нем отражались диваны, стулья и кресла, обитые голубой материей, и голубые же, конечно, шелковые гардины на окнах.
Гостиную освещали бронзовая люстра и шесть бронзовых бра. На камине стояли опять же бронзовые с голубой эмалью часы и такие же канделябры. А вот обстановка большого зала уже на рубеже веков. Белый с золотом цвете отделки придавал залу должную парадность. Четыре зеркала были в белых лакированных рамах, у стен стояли 26 белых резных диванчиков.
Зал освещало двумя золочеными «гипсовыми люстрами и четырнадцатью такими же бра. Сведущие люди, конечно же, понимают, что речь идет об алебастровых светильниках, довольно широко распространенных в дворцовых интерьерах: ими освещались и многие помещения Зимнего дворца.
«Приёмная зала» перед императорским кабинетом украсилась со временем диковинной вещью – бюстом Александра III из стеарина. Несомненно, этот бюст был подношением Крестовниковых, владельцев мыловаренного и стеаринового завода в Казани.
В архивах есть сведения и о тех местах императорской квартиры, куда даже царь ходит пешком: в ведомости за 1860-е годы упомянут «переносной ватерклозет». В это время о водопроводе еще только вели разговоры, и поэтому означенный ватерклозет, тем более переносной поражает своей загадочностью не меньше, чем квадратный трёхчлен из известного анекдота. Впоследствии во дворец пришли осветительный газ, водопровод и электричество.
А вот настоящей канализации тоновское творение дождалось лишь при Советах: еще в 1916 году казна заплатила тысячу рублей за ассенизацию губернаторского дворца.
Не дворец, а государственное учреждение
В советское время главный дворец в Кремле стал главным государственным учреждением. До введения поста президента в республике здесь находился Верховный Совет Татарской АССР, с 1991 года это резиденция Минтимера Шаиповича Шаймиева.
Рустем Забиров отметил, что прежде, до революции, планировка дворца была совсем другой, в советские времена ее сильно изменили. Банальные перегородки сделали из дворца обыкновенное здание коридорной системы. Поскольку кабинетов всем служащим аппарата Президента не хватало, а в коридорах было много пустого пространства, некоторые чиновники сидели прямо в коридорах, как, например, секретарь вице-президента В.Лихачева.
Даже у секретаря Президента своего кабинета не было: перед кабинетом главы республики был небольшой закуток, где и находился его стол.
В феврале 2000 года началась реставрация дворца, которая продолжалась два года. Была восстановлена анфиладная система. Апартаменты Президента Татарстана расположены на императорской части. В здании, кроме кабинетов М.Шаймиева, государственных советников и управления делами, – несколько залов, прекрасно декорированных.
Два – для официальных переговоров. Оформленный в белых тонах зал уже известен всем, кто здесь получал государственные награды.
Есть еще каминный зал, где М.Шаймиев общается в неформальной обстановке.
Возвращая при реставрации дворца старые элементы, проектировщики думали и над тем, как обеспечить обитателям дворца современные удобства. Здесь появились два комфортабельных лифта, которые гармонично вписались в существующие ниши, более современные туалеты.
В былые времена императору, если бы он все-таки приехал в Казань, наверное поставили бы под кровать "ночную вазу"...
Что было, что стало…
Перед началом реконструкции здания прошло его полное обследование. Архитекторы неожиданно наткнулись на старинную систему отопления, о которой прежде не знали. В пяти больших комнатах были калориферные печи, но никто не подозревал, что они способны обогреть целый дворец. Кроме традиционного водяного отопления, сейчас в каждой дворцовой комнате установлены современные кондиционеры. Есть также система очистки воды – без нее в наши дни тоже не обойдешься.
За всеми системами следят работники диспетчерской, а точнее – компьютер. В целом дворец состоял из трех зданий: собственно губернаторский дворец (П- образное здание); за ним "подковой" – каретник и дворцовая церковь.
В советское время каретник был переделан под гараж.
В 1996 году, когда на территории Казанского Кремля был образован заповедник, он стал одним из первых объектов реконструкции. Сейчас в этом здании, помимо офисов, находится небольшой музей подарков президенту Татарстана. Дворцовая церковь соединялась переходом с основным зданием. Ей почему-то часто не везло: она не раз горела и большую часть времени стояла в запустении.
В советское время здесь размещалась столовая для высших чиновников.
Согласно концепции развития Кремля, в бывшей церкви предполагается разместить музей истории государственности в нашем крае. На втором этаже разместится историческая экспозиция, а нижний предполагается выполнить в виде тронного зала ханского времени. Так как дворцовая церковь была как бы «посажена» на несколько усыпальниц казанских ханов, решено в одном из помещений часовни воссоздать обстановку такой усыпальницы.
Проектом реставрации внутренних помещений занималась творческая мастерская под руководством Фариды Забировой. Предпроектные работы были нелегкими, в них входили как архивные изыскания, так и зондажи, обмеры и исследования здания. Как оказалось, начиная с фундамента и заканчивая верхушкой, по дворцу шла огромная трещина, местами достигавшая пяти сантиметров. Ее, конечно, ликвидировали. Фундамент укрепили, просверлив землю на глубину около 16 метров и залив полости бетоном.
Непосредственно интерьерами дворца занималась творческая мастерская Виталия Логинова и Евгения Прокофьева. Все детали оформления восстановлены, как было раньше. Вообще отделка очень богатая, и в то же время не вычурная. Значительная часть строительных материалов и мебели – импортные, однако есть и наши, российские, и даже татарстанские. Например, напольные часы в каминном зале сделаны на Чистопольском заводе, но мало кто в это верит – так они хороши.
Кабинет Президента стал больше. Его отделка выполнена в основном из дерева. Благодаря реконструкции дворца заменили мебель на более элегантную и современную. Говорят, М.Шаймиев роскоши не любит. До этого президентский кабинет был настолько скромный, что краше апартаменты даже у хозяина небольшой фирмы. Финансировал работы по реконструкции дворца «Казаньоргсинтез», но как нам удалось узнать, в настоящее время деньги предприятию возвращены.
Работы по реконструкции здания выполнены специалистами турецкой фирмы "Одак" под руководством ведущих архитекторов республики. При реконструкции дворца архитекторы постарались восстановить его в первозданном виде, по чертежам К.Тона.
Единственное дополнение на фасаде – это флагшток для президентского штандарта. Сначала хотели сделать небольшой купол, но вносить изменение в памятник федерального значения не решились. Флагшток, который мы сегодня можем видеть, предложенный, кстати, Рустемом Забировым, не нарушил образ старинного здания и в то же время стал естественным элементом современного дворца.
Стоит сказать несколько слов о благоустройстве территории перед дворцом. Кто бывал здесь раньше, помнят тенистый скверик и памятник внутри: на лавочке рядышком сидели Ленин и Сталин. Позже Сталина убрали, на его место «положили» книгу.
В наше время памятник вождя пролетариата стал в этом месте как-то неорганичен. Может, поэтому памятник решили убрать, а садик вырубить.
Но скорее всего решения диктовала история: по проектам прошлых веков известно, что перед дворцом была когда-то открытая площадь. Как и сейчас. Немного непривычно, но как с архитекторами и тем более с историей поспоришь…
Было предложение архитектора Светланы Мамлеевой разместить на месте садика небольшой павильон с исторической иллюстрацией. Возможно, оно было бы и реализовано, но неожиданно в процессе подготовки площадки под брусчатку строители натолкнулись на любопытный археологический объект. Оказалось – остатки ханского дворца...
Рустем Забиров признался, что это огромное везение. Найти следы столь крупного сооружения XVI века – сенсация! Найденный объект обмерили, сделали консервацию. И образ первоначально спроектированной площади был восстановлен почти в точности.
Не за горами – 1000-летие Казани, и к этому времени надо успеть многое сделать. Для Кремля это уникальный случай, ведь столь масштабные реставрационные работы не проводились здесь, наверное, с XVI века, когда после захвата Казани Иван Грозный менял Кремль на свой лад.
Благодаря образованию заповедника "Казанский Кремль" заметно преобразился комплекс Пушечного двора, построена мечеть Кул Шариф. Вскоре закончится реставрация Благовещенского собора. К 2005 году в Кремле появятся музеи, исторические выставки.
«Казанские истории», №15-16, 2002 год
ДОБАВЛЕНИЕ ИЗ 2011 ГОДА
После реставрации дворца из него в соседние здания были переведены все президентские службы. Даже рабочие совещания с большим числом приглашенных проходят в соседнем здании.
На дворце - личный флаг Президента, над соседним зданием, о котором стоит рассказать особо в другой раз, - флаги Российской Федерации и Республики Татарстан.
Большие совещания и встречи проводятся теперь в этом здании
На территорию дворца может попасть только приглашенный, на которого оформляют пропуск. Остальные могут посмотреть на прекрасное сооружение только через красивый забор.
Возле дворца появился красивый фонтан.
В настоящий момент в президентском дворце работает Рустам Нургалиевич Минниханов, новый глава Республики Татарстан.