Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1906 – Высочайшим указом заслуженный ординарный профессор Н.П. Загоскин с 7 марта утвержден после избрания ректором Казанского университета.

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Экспозиции главного музея Казани

Пожар 1987 года уничтожил экспозицию Национального музея. С тех пор уже на протяжении 18 лет экспозиции не было. Но музей не закрывался ни на один день. И что же было предложено посетителю? Конечно, выставочный материал.

Строго говоря, с выставки и началась история Национального музея. И выставок за сто десять лет прошло не мало… Как капли, они оставили море истории.

О нескольких «каплях»

Все началось с научно-промышленной выставки, прошедшей в Казани с 15 мая по 15 сентября 1890 года. Конечно, различные выставки бывали в Казани и до этого. Многие из них давали возможность познакомиться с имевшимися в Казани частными и общественными собраниями. Но научно-промышленная выставка качественно отличалась от всех предыдущих хотя бы по масштабности.

На ней были представлены собрания Общества археологии, истории и этнографии, Общества естествоиспытателей, большое место было отведено портретам царей, деятельности церкви. Она стала крупным событием не только в Казани, но и во всем Поволжье и на Урале. Экспонаты этой выставки наряду с коллекцией Андрея  Лихачева составили первоначальные фонды Национального музея.

Одна из интересных выставок послереволюционного периода – выставка «Казань в прошлом и настоящем» (1931 г.). Замысел заключался в противопоставлении Казани дореволюционной и Казани современной. Особое значение ее было в том, что музей впервые обратился к сбору материалов, характеризующих быт рабочих и крестьян. На этой основе в экспозиции были представлены интерьеры, создающие комплексное восприятие тяжелого положения рабочих и крестьян – казарма бондюжских рабочих и изба бедняка, привезенная из Арского района.

Но выставка закончена не была, «Казани в настоящем» так и не появилось, так как материалов для ее создания практически не имелось.

Были выставки не просто интересные, а героические, проходившие, как вы догадались в годы Великой Отечественной войны. После сообщения по радио о вторжении гитлеровских войск музей решил немедленно включиться в пропагандистскую работу. Сотрудники музея работали вторую половину дня 22 июня и всю ночь. Утром 23 июня на площади перед музеем была устроена выставка «Советский Союз победит!». Она напоминала казанцам о героическом прошлом страны, о подвигах русских солдат в войнах с Пруссией, о героике периода гражданской войны, о том, что Россия в конечном итоге побеждала всех, кто пытался идти на нее войной.

После окончания войны основной задачей было восстановить свернутые экспозиции и продолжить работу.Большое место в постоянной экспозиции заняли материалы об истории войны. В одном из залов находился легендарный самолет конструкции В. Петлякова, который делали в Казани.

В 1954 году на основе сбора и изучения материала о развитии татарского театрального искусства, Государственный музей открыл стационарную выставку об истории татарского театра. На ней экспонировались материалы о первой передвижной татарской группе «Сайяр», об участии татарских актеров во фронтовых группах, о создании в 1920 году первого государственного татарского театра.  

А в наши дни…

Коллекционеры старой Казани

Такая выставка была открыта к 105-летию музея. Она посвящена «золотому веку» коллекционирования (вторая половина XIX – начало XX). В те времена крупные археологические, этнографические и нумизматические собрания; коллекции также включали памятники письменности, книжные редкости, предметы старинного быта, произведения художественной культуры, восточные древности и пр.

Национальный музей был открыт на основе крупнейшего личного собрания, принадлежащего А.Ф. Лихачеву. В 1920-е годы поступили фрагменты других личных коллекций казанцев, значительно обогатившие музейное собрание.

Последующие десятилетия не были благоприятными для развития коллекционирования и сохранения целостности старых коллекций, но прежние корни жили, давая импульс роста новым собраниям.

На выставке были представлены около двадцати коллекционеров – А.Ф. Лихачев, Н.Ф. Высоцкий, В.М. Флоринский, В.И. Заусайлов, Л.О. Сиклер, Н.Ф. Катанов, И.М. Покровский, Д.А. и В.Д. Корсаковы, Б.П. Ильин, С.А. и О.С. Хованские, М.И. и Я.М. Лопаткины, Н.М. Коровин, П.М. Дульский, В.В. Егерев, П.Е. Корнилов и др.

(Использован материал Е.И.Карташевой)

  «Все живое из яйца»

Так утверждают автор одноименной выставки М.П.Новикова, О.Г.Богаткина, Ф.Ф.Казаков и художник – Ф.А. Зиязов. С 23 ноября 2004 г. выставка предосталяет более 150 экспонатов из коллекции яиц, птиц, гнездовий естественного фонда. Основной замысел – раскрыть биологический смысл появления яйца как крупнейшего шага в эволюции животных и показать коллекцию яиц естественного фонда музея. Актуальность проекта обусловлена еще и тем, что в культурологическом понимании в самом образе яйца закодирован философский символ начала жизни. Донести до посетителя эту идею – одна из задач выставки.

Выставка рассказывает о строении яйца у различных представителей животного мира, о разнообразии яиц по форме, окраске, толщине скорлупы. Показ птиц – лесных, степных, полевых, водных – позволяет наглядно продемонстрировать, какие гнезда вьют птицы, где они их размещают, как заботятся о своем потомстве. Панорамы биогрупп прекрасно дополняют зрительное впечатление, создавая ощущение леса, отмели, реки. Кроме того, показаны моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, яйцекладущие млекопитающие – все те, кто внесли свой вклад в эволюцию размножения с помощью яйца.

(Использованы материалы сайта музея)

«Все струны сокровенные сердец»

И такая выставка работала в Национальном музее. Она была создана совместными усилиями отдела этнографии музея, доцента кафедры народных инструментов Казанской консерватории В.И.Яковлева и профессора КГУ Е.П.Бусыгина.

Как вы догадались, на выставке были представлены музыкальные инструменты. Все они были разделены на четыре группы: самозвучащие, мембранные, струнные и духовые. В витринах соседствовали колокола и африканские маракасы, ложки, трещотки и ритуальные барабаны Китая.

О впечатлении, которое произвела выставка, свидетельствуют записи в книге отзывов посетителей:

«До посещения музея многое приходилось видеть только по телевизору, а сейчас увидела наяву, настоящие» (пенсионерка В.Панаева).

Немудрено, когда еще появится возможность увидеть африканские музыкальные луки, которым около 150 лет.

А о том, что нарс-юх это ханты-мансийский гусельный инструмент теперь знают все, кто успел увидеть уникальную выставку.

(Использован материал Л.Е.Еньковой)

Остров сокровищ в центре Казани

К 10-летию суверенитета и 105-летию музея 26 сентября 2000 года открылась выставка «Сокровища Татарстана: реликвии государственного музея».

В фондах музея более 700 тысяч единиц хранения. Но как «в двух словах» рассказать о всех, или хотя бы о наиболее значительных. Нет, такая формулировка не допустима: заявлен показ сокровищ, значит все предметы выставки уникальны.

Скажу о тех, которые удивили меня.

Единственный подлинный документ XVI века хранится в фондах музея – тарханный ярлык хана Сихиб-Гирея от 1 января 1523 года.

Впервые в истории музея в разделе «Золотая кладовая» демонстрировались изделия из золота и серебра – знаменитое золотое височное кольцо с уточкой и серебряные клады Волжской Булгарии, золотые античные монеты и наградные знаки Российской империи XVII – XIX вв., Евангелие XVII века в золотом окладе, украшенном алмазами, рубинами и изумрудами, а к ювелирным украшениям татарских женщин рука так и тянется…

Когда видишь замок, изготовленный мастером Абу-Бекром и датируемый 1147-1148 годом, кажется, что это не может быть правдой. Ведь это было так давно! Но это правда, и в фондах музея хранится еще много тысяч таких «правдивых» экспонатов.

Авторы выставки – Г.С. Муханов, Г.Р. Назипова, Г.А. Милашевский, Ю. Измайлова, С.И. Матвеев.

(Использован материал С.Ю.Измайловой)

  «…Духовной жаждою томим…»

Выставка под таким названием работала с мая по сентябрь 1999 года. Она была посвящена 200-летию А.С.Пушкина.

Тема «Пушкин и Коран», представленная на выставке, неисчерпаема и крайне загадочна. Девять «Подражаний Корану» Пушкина до сих пор вызывают споры среди литературоведов и историков.

Авторы выставки (Р.А.Абзалина, Д.Р.Загидуллина, А.З.Сингатуллина) основной ее задачей признавали ознакомление посетителей с малоизвестными гранями творчества поэта при помощи самих произведений и рисунков А.С.Пушкина, подробного показа первоисточника – Корана.

На выставке не было ни одного предмета или листка бумаги, принадлежавшего Пушкину. Но предметы эпохи в некоторых случаях сопровождались строками поэта, что создавало определенный настрой. Авторам выставки хотелось главным «экспонатом» представить именно поэзию А.С.Пушкина.

Помимо основной темы, на выставке можно было познакомиться с родословной поэта, его жизнью в Михайловском, легализацией Корана в России.

(Использован материал А.З.Сингатуллиной)

«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…»

18 июля 2003 года в Национальном музее РТ состоялось открытие выставки, посвященной юбилею Гавриила  Державина, нашего земляка. Национальный музей и Национальный архив РТ, Отдел редких рукописей и книг Казанского государственного университета объединили свои усилия для представления на выставке уникальных мемориальных предметов и документов, связанных с именем Г.Р.Державина.

О Державине писали много, но, тем не менее, некоторые эпизоды его биографии ускользали от внимания исследователей. Как ни печально, именно «казанский период» его жизни оставался наименее известным.

Арфа, на которой играла жена поэта Гавриила Державина

 В 1758 году Державин в числе других стал одним из первых учеников Первой гимназии Казани. Несколькими годами позже он принимает самое активное участие в событиях крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева.

Ряд документов и художественных памятников позволят восстановить события далеких лет: оружие восставших крестьян и правительственных войск, пушка XVIII в., указы Сената и Синода, портрет Е. Пугачева, написанный на портрете Екатерины II, и др.

На выставке впервые представлены документы и периодические издания, отражающие этапы создания, открытия и уничтожения памятника Г.Р. Державина в Казани, – единственного в России в XIX-XX вв.

Казань не забыла поэта. На выставке нашли отражение материалы, связанные воссозданием памятника Державину в Казани и увековечением его памяти на родине – в Лаишевском районе Татарстана.

(Использованы материалы сайта музея)

  Наши в Москве

В апреле 1998 года свершилось небывалое! Впервые исторический музей России предоставил свои музейные площади татарстанским музеям.

В выставке приняли участие Национальный музей РТ, Государственный музей изобразительных искусств, музей национальной культуры при НКЦ «Казань», Государственный историко-архитиктурный заповедник Булгар и Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный и природный музей-заповедник.

Основная идея выставки – ввести посетителя в культурно-историческое пространство нашего региона с древнейших времен до начала XX века.

15 июля состоялось официальное открытие выставки «Сокровища музеев Татарстана». Экспонаты ввели посетителя в культурно-историческое пространство нашего региона с древнейших времен до начала XX века. Были показаны редчайшие археологические памятники региона, а так же уникальные экспонаты, раскрывающие культуру трех крупных этносов: тюрского (татары, чуваши), славянского (русские) и финно-угорского (мари, мордва, удмурты).

Особое место на выставке занимали мемориальные комплексы знаменитых жителей Казани. Впервые столичный зритель смог увидеть подлинные предметы, принадлежавшие Г.Р.Державину, Ш.Марджани, Ф.И.Шаляпину. Всего за два месяца работы выставку посетили 85 тысяч человек, это немало, даже по столичным меркам.

(Использован материал Г.А.Милашевского)

«Казанские истории», №5-6, 2005 год