Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории   Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Начало «теряется в древности»

Путеводители, о которых речь пойдет сегодня, знают немногие. И хотя в них рассказывается не только о Казани, стоит обратить внимание на эти издания.

«Путеводитель по Волге, Каме, Белой и Вятке» издан И.И.Ивановым в Казани в 1899 году, «Путеводитель по Волге и Каме» Г.П.Демьянова и Д.К.Зеленина увидел свет в Нижнем Новгороде в 1908 году. Интерес вызывает книга Виктора Рагозина «Волга. От Оки до Камы», изданная в Санкт-Петербурге 1890 году, в которой есть очень любопытные сообщения о казанских татарах.

«Путеводитель по Волге и Каме»

«Путеводитель по Волге и Каме» вышел уже одиннадцатым изданием в типографии губернского правления, причем в роли заказчика выступал нижегородский книжный магазин В.И.Бръева. Издание небольшого формата, большая часть рассказывает о Волге, о Каме – «краткое описание». В приложении – полезные для путешественников справочные объявления. Рассказывая о Казани, авторы пользовались, в том числе, материалами профессора Н.Загоскина, изданием Казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставки 1886 года «Казань прежде и теперь». Интересно, что начинается путеводитель со стихотворений, посвященных Волге.

После знакомства с историей средневековой Казани, интересно прочитать версию 1908 года. Оказывается, авторы путеводителя склонны полагать, что Казань существовала «еще раньше нашествия на Булгарию Менгу-Тимура (нападавшего на нее в конце XIII века). С уверенностью авторы называют временем рождения селения Казань коней XII века, однако допускают, что его возникновение «теряется в древности». Во всяком случае, авторам известны упоминания русских летописей 1164 года.

«Существует предание, – пишется в путеводителе, – что старая Казань была основана не татарами, а болгарами, которые разбежались после того, как их царство было разрушено хлынувшими с юго-востока полчищами монголов». Следы исчезнувшего Болгарского царства остались в образе полуразрушенных зданий в Спасском уезде, близ села Успенского. Ранее местность эта была заселена вотяками, черемисами и другими народами.

«Как стратегический пункт, Казань имела очень серьезное значение: во-первых, она замыкала вход в низовье Волги и в устье Камы, а во-вторых, как крепость, она могла считаться неприступной, так как была окружена водой, непроходимыми болотами и топями, а в то же время самая крепость стояла на возвышенности, версты две по течению реки Казанки, выше того места, где она теперь стоит» (речь идет о крепости Иски-Казань»).

Среди важных событий в жизни Казани в путеводителе называются военное противостояние татар и русских, закончившееся в 1552 году захватом Казани (в плен были взяты до 60 тысяч человек, в основном женщины и дети). В путеводителе приводится старинная былина об этом «мировом событии». «Исчезла «луна» и вместо нее заблистал крест. Казань стала русским городом, которому суждено было служить центром просвещения и фабрично-промышленной деятельности Волжско-Камского края». Это утверждение находит подтверждение в достопримечательностях города: прежде всего это храмы: Спасо-Пребраженский монастырь и кафедральный собор Благовещенья в Кремле, Казанский женский монастырь с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, Самым древним зданием в Казани называется церковь во имя Николая Чудотворца Ратного (1558) в Спасском монастыре.

В «Путеводителе…» Демьянова и Зеленина приводятся чрезвычайно интересные факты, опубликованные в казанском журнале «Деятель» в 1901 году. Речь идет о митрополите Ефреме помазавшем на царство родоначальника Романовской династии – Михаила Федоровича Романова. Он благословил того на царский престол 21 февраля 1613 года. В журнале указывалось, что митрополит Ефрем был в свое время «знаменитым историческим лицом на всей восточной окраине Руси, усмирителем мятежей и всяких нестроений в эпоху самозванцев». Существует даже иконописное изображение митрополита Ефрема, относящееся к 1722 году.

Авторы сетуют, что митрополит забыт исторической наукой и современниками: его могила «до самой последней степени скромна; на ней простая каменная плита со скромной надписью: «Преставися раб Божий Ефрем, митрополит казанский». Ни одного слова, ни одного намека на его бессмертные заслуги перед всей Россией! Над могилкой нет образа вовсе, потому что его негде поставить; вход в «пещерку» (Спассо-Преображенский монастырь – Р.Б.), как называют в монастыре усыпальницу митрополита Ефрема, деревянный и довольно ветхий, несомненно требует ремонта, а рядом с этой скромностью поставлена великолепная частная часовня, своей эффектностью вовсе затемняющая историческую святыню».

Ныне могила эта находится на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.

В путеводителе содержится богатая информация по улицам Казани. Приводятся самые разные сведения, характеризующие многовековую жизнь города.

«Лучшая и большая часть города, заключенная с одной стороны между Булаком и Кабаном, а с другой – Казанкой, имеет впереди себя крепость. От крепостной башни идет прямо Воскресенская улица (ныне Кремлевская – Р.Б.), считающаяся в Казани лучшей.

На Воскресенской улице: дума, суд, палата, окружной суд, лучшие магазины, гостиницы и Александровский пассаж, открытый 5 ноября 1883 г. и названный именем владетеля казанского миллионера, Александрова, вид которого много проигрывает от того, что лучшая его сторона по внешности обращена в переулок. Воскресенская улица оканчивается грандиозными зданиями: с правой стороны университетом, а с левой – клиникой, выходящей одной стороной на Николаевскую площадь, продолжением которой служит Театральная площадь (ныне площадь Свободы – Р.Б.); эти площади отделяются друг от друга Державинским садом (ныне на этом месте Татарский театр оперы и балета им М.Джалиля – Р.Б.), посреди которого возвышается памятник Державину. На Театральной площади – театр, к которому с противоположной стороны прилегает другой, маленький садик, разведенный на бывшем болоте, и здание дворянского собрания (ныне здание Ратуши – Р.Б.). Рядом с Николаевской площадью находится Черное озеро теперь совсем засыпанное. Черное озеро служит обычным местом гулянья.

Проломная улица (ныне Баумана) идет параллельно Воскресенской; на этой улице сосредоточено главное торговое движение. На месте Проломной улицы проходила стена, в которой сделан был пролом при штурме Казани в 1552 г., оттого в позднейшее время и самая улица получила название Проломной. На этой улице, где воздвигнута церковь Богоявления, стояли ворота татарской Казани и назывались Проломными, почему и сама церковь называлась «у Проломных ворот».

Как по красоте зданий так и по внешней чистоте, обращает на себя внимание Грузинская улица (ныне улица Карла Маркса, со стороны площади Свободы – Р.Б.). Начинаясь от Театральной площади, она выходит на Арское поле, замечательное тем, что тут не раз происходили битвы русских с татарами. На Арском поле находится Родионовский женский институт (ныне одно из зданий Суворовского училища – Р.Б.), а далее – большое здание военного госпиталя и духовная академия (ныне клиническая больница №6 – Р.Б.). Немного не доходя до госпиталя, встретится овраг через который идет дорога по каменной дамбе. В нескольких саженях от этой дамбы еще недавно были заметны остатки разрушенного моста, где встретились известные «временщики» Бирон и Остерман… (это место бывшей Сибирской заставы у церкви Святой Варвары – Р.Б.). Вообще Арское поле может считаться историческим местом Казани, отсюда велись осады и атаки на город, как это было в 1552 г.; тут проходил «большой сибирский путь»; тут происходила когда то знаменитая ярмарка, служившая местом торговых сношений Азии и Европы; эта ярмарка, как утверждают некоторые, была предшественнице – Макарьевской ярмарки».

Столь же увлекательно автор очерка ведет экскурсию по Русской и Немецкой Швейцарии, по Адмиралтейской слободе.

Среди иллюстраций книги – памятник «Царю-освободителю Александру II» в Казани. Автор проекта – академик В.О.Шервуд. Это одно из немногих изображений, на котором мы видим памятник вблизи.

Памятник царю-освободителю Александру II

В книге дается подробное описание памятника, открытого 30 августа 1895 года. Фигура императора имеет вышину 4 аршина и 9 вершков, высота всего памятника – 10 аршин. по углам нижнего постамента – 4 фигуры крылатых зилантов, или драконов – казанские гербы. Зиланты держат в руках по венку, это – венки «Славы». Они соединены между собой гирляндами.

В путеводителе приводится много других интересных сведений об истории Казани: «Памятников татарской Казани не сохранилось, что и следовало ожидать: Иван Грозный в 1552 году отдал приказ истребить все татарские мечети»; « в доме, где Петр Великий проездом 30 мая 1722 г. праздновал 50-летие своего рождения, еще недавно помещался трактир»; «на иконах Казанской Божьей Матери и Спасителя надеты руками Императрицы Екатерины II-й (она посетила Казань в 1767 г.) золотые венцы с бриллиантовыми коронами»; «один раз в году, именно 26 июня, в Казань стекаются массы богомольцев поклониться образу Смоленской Божией Матери, приносимому ежегодно из Седьмиозерской пустыни, находящейся в 17 в. к северу от Казани.

Икона Божией Матери считается чудотворной и глубоко почитается верующими» (она спасла жителей города от моровой язвы – чумы – в 1654 г.). Читателю сообщается, что А.Л.Панаев пишет оперу «Сумбека» – о бывшей царице Казани, которой «выпало быть свидетельницей печального финала татарского царства»: воевода князь Серебряный-Оболенский с воинами взяли ее и царевича «яко смиренную некую птицу в палатах ее» (что не соответствует действительности, поскольку ханша Сююмбике была вывезена в Москву еще до взятия Казани.

Казань и ее достопримечательности описываются восторженно: замечательная библиотека духовной академии; университетская типография с прекрасной репутацией; Казанский музей – один из самых замечательных музеев России; библиотека и обсерватория Казанского университета – богатейшие в России. «Казань может назваться царством мыла, как Астрахань – рыбным царством».

Тем не менее, в путеводителе обращается внимание и на неприглядные стороны жизни казанцев: «Нужно заметить, что едва ли существует такая безобразная пристань на Волге (в то время пристань размещалась у старого русла Казанки ниже по течению Волги – Р.Б.), как в Казани. Берег, ничем не защищаемый, размывается водой и каждый год обрушивается; сама пристань, смотря по сезону, покрыта невылазной грязью и невылазной пылью.

В общем, внешний вид Казани говорит далеко не в пользу города. Один из волжских литераторов сравнил Казань в этом отношении с «чиновником, оставленным за штатом».

«Путеводитель по Волге, Каме, Белой и Вятке»

Знакомясь с «Путеводителем по Волге, Каме, Белой и Вятке», узнаем, что подобные издания выходили в ту пору ежегодно. Мы имеем возможность прочитать выпуск за 1899 год. Контора издания находилась в Саратове. Издатель Ив.Иванов вместо предисловия написал обращение к рекламодателям следующего издания – на 1900 год, сообщая, что целая страница в книге «Путеводителя Волжско-Камскому краю» будет стоит 20, половина страницы – 12 рублей. Эта книжица – небольшая: 149 страниц оригинального текста и еще около 30 страниц с объявлениями, напечатанными на более дешевой бумаге.

Путеводитель рассказывает о Свияжске, Казани, Седьмиозерской пустыне, селе Булгары, или Успенском и Тетюшах. Естественно, более всего – о губернском центре. Описание Казани в издании Ив.Иванова много короче, без комментариев и оценочных эпитетов – в основном факты и сведения: Казань – «губернский город, на реке Казанке, в 6 верстах от реки Волги, от Москвы 823 вер., от С.-Петербурга 1427 верст. Жителей по переписи в 1897 году 131.508 человек.

Герб Казани – на белом поле крылатый черный змей (Зилант) с красными крыльями, под золотою короною».

Город «особенно живописен бывает весною во время полноводья; в это время Волга и Казанка сливают свои воды вместе и, покрывая все низменности, подходят под самый город».

В путеводителе живым и образным языком, не чуждым изящной словесности того времени, рассказываются татарские легенды, поясняющие происхождение названия «Казань». В первой речь идет о хане, который любил охотиться на кабанов в долине реки Казанки. Его слуга как-то, черпая в реке воду для пищи, оступился и уронил котел, в котором готовилась пища для охотников. Впоследствии хану пришла идея построить город на месте неудавшегося ужина, город назвали по имени реки.

Другая легенда повествует о богатом татарине, у которого был пчельник на горе Джилантау (Змеиной горе), и когда ездил он сюда, брал с собой свою дочь. Она и рассказала хану про красоты Змеиной горы, предложив уничтожить змей, живущих там, при помощи колдунов. Только самый большой крылатый змей Зилант о двух головах улетел и поселился на горе недалеко от города. На этом месте с 1559 года расположился Успенский Зилантов монастырь.

Два события привлекают внимание автора текста: взятие Казани Иваном Грозным и возникновение в 1555 году Казанской епархии. Кроме первого епископа Гурия и архимандритов Германа и Варсонофия, называются император Петр I, сделавший в 1744 году Казань губернским городом (ошибка – Казанская губерния была образована в 1708 году).

Среди достопримечательностей путеводитель называет Кремль, «основанный ханом Улу-Махметом в XV веке».

 

Губернаторский дворец

Вот как описывается, например, «Сююнбекина башня»: она «имеет 7 уступообразных этажей. Над которыми поднимается шпиц с русским орлом, башня высотою высотой 244 фута. Кем была построена башня, неизвестно. У татар существуют разные предания, одни говорят, что это остаток Ханского дворца, другие прибавляют, что под башней похоронен благочестивейший магометанин и что из его черепа бьет родник, образующий тайный ключ; третьи утверждают, что башня построена ханшей Сююнбекой, от которой она и получила свое название. Сююнбека, дочь ногайского хана Юсуфа, которая была женою трех последних казанских ханов».

Представляет интерес подробное описание Казанской иконы Божией Матери – в 1899 году она еще находилась в Никольском соборе. «Поклониться святой иконе считают обязанностью все, посещавшие Казань».

Много интересных сведений приводятся об Императорском университете, основан 5 ноября 1804 года, открыт 14 февраля 1814-го (в книге ошибочно написан другой год – 1804). В университете есть библиотека, в которой в то время насчитывалось 129 тысяч томов. Среди редкостей путеводитель называет «Книгу царств», изданную в 1518 году доктором Франциском Скориною в Праге, «Деяния Апостольския и послания соборныя» – первую книгу, напечатанную в Москве в 1564 году, «Библию Острожскую», изданную в Остроге в 1581 году, «Уложение Царя Алексея Михайловича» 1649 года. Из рукописей интересна арифметика на французском языке, написанная самим Суворовым, свиток, содержащий в себе пятикнижие Моисеево на еврейском языке. В библиотеке хранится много архитектурных чертежей, планов, карт 1700 годов.

В книге дается краткое описание университетских музеев. Музей историко-этнографический был основан в 1723 году бывшим ректором университета Симоновым из разных вещей и костюмов, собранных во время его кругосветного путешествия. С 1887 года он разделился на три отдельных музея: музей отечествоведения с библиотекой и этнографической коллекцией (полные китайские костюмы, мужские и женские, одежда монголов, полный костюм ламы буддийского священнослужителя и вся необходимая утварь буддийского богослужения, костюмы жителей Алеутских и Курильских островов, разная утварь и пр.); минералогический кабинет, где наиболее замечательны следующие предметы: самородок золота весом 7 фун. 44 зол. и самородок платины весом 1 фунт. 28 зол., пожертвованные Императором Николаем I в 1844 году; единственный в своем роде на земном шаре кристалл красной свинцовой руды из Березовых рудников; топазы, изумруды, яхонты, разные по величине, цвету и прозрачности; зоологический кабинет, для тщательного обозрения которого нужно потратить несколько дней. В анатомическом театре внимание автора обращено на человека, сделанного в Париже; скелеты разбойников Быкова и Чайкина, от которых не было ни прохода, ни проезда по Казанской губернии, казнены на Арском поле в 1847 году.

В путеводителе называются все существовавшие в то время учебные заведения: ветеринарный институт, духовная академия, духовная семинария, духовное училище мужское, Императорская первая гимназия, вторая и третья гимназии, реальное училище, учительский институт, учительская инородческая семинария, центральная крещено-татарская школа, татарская учительская школа, земледельческое училище, Родионовский институт благородных девиц – и это еще не весь перечень.

«Волга. От Оки до Камы»

Книга Виктора Рагозина «Волга. От Оки до Камы» – серьезный труд, подготовленный по заказу придворного книжного магазина г.Шмицдорфа. Нам стоит познакомиться со вторым томом, где есть очерки о мордвах, войтяках и черемисах, буртасах и чувашах, однако большая часть книги посвящена населению Казанской губернии – болгарам и татарам.

Книга «Волга» – это, конечно, не путеводитель. Это серия этнографических и исторических очерков. Нам, прежде всего, интересны очерки о булгарах и татарах.

«Замечательная судьба этого народа (булгар – Р.Б.): он исчез, не оставив почти никаких намеков от принадлежности своей к той или другой национальности. Все старания ученых не смогли открыть, что это был за народ». Автор приводит довольно большую цитату из книги о путешествии «Ибн-Фодлана» – единственного исторического документа о булгарах.

Из другого очерка мы узнаем об одежде, жилище и занятиях татар. Вот как, например, описывается одежда казанских татар – восточная, отличающаяся своей длиной и шириной; чем шире одежда, тем лучше, почетнее. Рубашка (кульмак) – белая или синяя холщевая – спускается ниже колен и не подпоясывается, штаны также широкие, запущенные за сапоги. Поверх рубашки носят безрукавный камзол, доходящий до колен. Казанские татары – купцы носят обычно поверх еще суконный кафтан. Что касается татарских женщин, то они очень любят наряды. Рубашка татарки – длинная ситцевая с яркими обкладками, украшена нагрудником, унизанным серебряными монетами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры».

При описании жилища сообщается масса самых разнообразных подробностей: «За печью, в углу всегда стоит большой медный таз для умывания, над которым висят два полотенца – одно для обтирания лица и рук, другое для ног. Направо у стены приделаны широкие нары, где лежат пышные перины за занавесом. Влево, в углу стоит покрытый стол с чайными фарфоровыми чашками. Около самих стен несколько простых деревянных стульев, самовар всегда стоит у печи. Рядом со столом у стены два красиво обитых сундука, покрытые коврами. На окнах обязательно цветы. Известно, что казанские татары страстные охотники до чаю… У татар на вино запрещение, что благотворно отражается на нравственности народа».

В.Рагозин свидетельствует: «Благодаря магометанской религии, у татар есть письменность, а благодаря этому татары стоят выше по развитию всех прочих инородцев, мало того: их следует поставить выше самих русских… Татарин, не знающий грамоту, презирается своими земляками и не пользуется уважением других».

Путеводитель содержит подробное описание Булгарского городища, рассказывает о некоторых фактах из истории Булгарского государства и Казанского ханства, о взаимоотношениях булгар и монголов, русских и болгар, русских и татар. В подробностях описываются события, предшествующие октябрю 1552 году. «Что касается нас, отстоящих от этого события на 300 лет, то мы не можем уже и не преувеличенно смотреть на заслуги Ивана Васильевича. Нам теперь виднее, нежели современникам взятия Казани, что Казанское царство пало не столько благодаря усилиям Ивана Грозного, сколько благодаря всей сумме предшествовавших событий», – такова авторская оценка события, которое автор книги назвал «знаменательнейшим» во всей нашей истории.

Автор следует версии о том, что Казань сначала возникла как крепость в 45 км от того места, где находится сейчас. «Есть разные толкования об основании новой Казани, но в наших целях мы можем обойти их молчанием: пусть новая Казань основана не в том, а в другом месте; пусть Казанское царство собственно началось не с Улу-Махмета, а с его сына – для нас это все равно, – пишет Рагозин, – важен только факт, что Болгары и Татары собрались вокруг лица и что с запустением Булгара на Волге возник новый политический и торговый центр – Казань, перенесенный с верховьев Казанки на ее устье».

«Мирная и прекрасная Казань» – такими словами заключает В.Рагозин последнюю главу своего исследования.

Ренат БИКБУЛАТОВ, краевед

Иллюстрации из книг

«Казанские истории», №15-16, 2005 год