Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Сезон паломничества в оперу
- Любовь Агеева, в 1979-1990 годах - заведующая отделом культуры газеты "Вечерняя Казань", в 1991-1995 годах - главный редактор газеты "Казанские ведомости", заслуженный работник культуры РФ и РТ
- 09 февраля 2012 года
В начале февраля 1992 года газета «Казанские ведомости» сообщила, что 11 числа в Казани начнется сезон паломничества в оперу. Потом это словосочетание несколько дней было рубрикой.
Утверждение не было преувеличением, а реально отражало интерес к Шаляпинскому фестивалю. И мой личный интерес тоже. Поскольку волею судьбы я вошла в число тех, кто помогал выжить этому важному творческому проекту. В то время была заведующей отделом культуры газеты «Вечерняя Казань».
Наш главный редактор Андрей Петрович Гаврилов отличался хорошим музыкальным вкусом, поддерживал наш отдел во всех начинаниях. А в то время это были не только газетные материалы, но и большая организаторская работа. Наша газета была причастна к организации фестиваля «Джазовый перекресток» в Молодежном центре, фестивалей классической музыки «Вечерняя Казань» и «Пианофорум», которые проводились в Актовом зале консерватории (последний Казанская государственная консерватория организует сих пор, уже объявлена программа марта 2012 года).
Перейдя работать в новую газету, я сохранила пристрастие к некоторым своим темам и перенесла ряд рубрик на страницы «Казанских ведомостей», где у меня был хороший помощник – Вадим Шамсулин (ныне он главный редактор газеты «Моя семья»). В том же номере «Казанских ведомостей» была опубликована статья известного казанского музыковеда Георгия Кантора, который в преддверии очередного фестиваля вспомнил, как все начиналось. Некоторые факты были не известны даже мне, хотя, казалось, я знаю об оперном театре и Шаляпинском фестивале всё.
У истоков фестиваля стояло несколько человек, думающих над тем, как заманить в театр зрителей. Мне приходилось бывать на оперных спектаклях, которые собирали не более пяти рядов, и на премьерах с зияющими пустотами в партере. И это при том, что Казань и в те годы слыла городом музыкальным. Она помнила, что здесь родился великий Шаляпин. Город имел неплохие традиции. Когда-то, в XIX веке, оперные спектакли посещались лучше, чем драматические.
В феврале 1973 года в оперном театре состоялся большой вечер-концерт, посвященный 100-летию великого земляка, в Доме актера выступала его дочь – Ирина Федоровна, которая подарила Музею Горького, в котором уже тогда была «комната Шаляпина», несколько ценных экспонатов.
Скорее всего именно тогда в театре появилась безумная идея организовать фестиваль имени Шаляпина. Безумная по двум причинам: во-первых, к имени величины мирового значения хотел прикоснуться самый что ни на есть провинциальный театр, во-вторых, к тому времени в СССР зародилось и умерло уже несколько музыкальных фестивалей.
Было еще одно обстоятельство, о котором не говорили, но помнили. Хотя на дворе был 1973 год, отношение к тому, кто покинул Советский Союз, было критическое. Помнится, когда открылся первый Шаляпинский фестиваль, мы получили гневное письмо, в котором нам напомнили, что наш земляк в трудные годы сбежал за границу, за что его правильно лишили всех званий и правительственных наград.
Тем не менее в 1981 году была создана инициативная группа, в которую вошли главный режиссер театра имени Джалиля Нияз Даутов, главный дирижер Василий Куценко (говорят, именно он вспомнил об идее 1973 года), заведующий театральным музеем Фуад Саллави, заведующая литературной частью Рамзия Такташ и доцент Казанской консерватории и постоянный автор нашей газеты Георгий Кантор.
Ильтазар Нуриевич Алеев, который в ту пору был министром культуры, вспоминает, что не так просто было решить финансовые вопросы, ведь прием гастролеров и решение других организационных вопросов требовали денег. Он обратился за помощью к коллегам в Москву, однако поддержки не получил. По причине «политической неблагонадежности» Федора Шаляпина.
Поддержка пришла из республиканского Минфина. Подшивка «Вечерней Казани», редакция которой с большим интересом следила за развитием событий, сохранила дух первого фестиваля, бросившего вызов и квелой казанской публике, и собратьям по искусству в других городах.
В зале периодики Национальной библиотеки я перечитала эти публикации – и словно вернулась в то время. «Вечерка» публиковала материалы о фестивале все дни, начиная с 8 февраля. Это были небольшие репортерские сообщения без указания автора, а также фотоснимки. Все это писалось и снималось накануне вечером, утром материалы уже надо было сдать в секретариат редакции. Так что Шаляпинский фестиваль для меня лично был тяжелой работой. Но она вполне компенсировалась не только большими эстетическими впечатлениями от спектаклей, но и знакомством со многими известными артистами.
Впрочем, были среди них и такие, кто тогда был еще мало известен. Например, Любовь Казарновская, которая исполняла партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» 13 февраля 1982 года. Гастрольный график солистки Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, уже в то время лауреата Всесоюзного конкурса имени М. Глинки в те годы не был столь насыщен, как сейчас, и она без особых колебаний приняла приглашение выступить в Казани.
1982 год. Опера "Севильский цирюльник". Дон Базилио - Александр Правилов, Бартоле - Лев Верниковский
1982. Опера "Евгений Онегин". Татьяна - Любовь Казарновская, Онегин - Роберт Сыч
Конечно, силами наших сотрудников (а тогда на темы культуры в «Вечерке» писали Анна Миллер, Татьяна Лескова и Евгений Макаров, совмещавший тему культуры с темами спорта) мы бы не смогли удержать планку, которую задали на первом фестивале. Помогали внештатники. На втором фестивале к нам подключился Семен Гурарий – к нашему счастью, он согласился полуночничать с нами, и каждое утро приносил в редакцию небольшие, но емкие рецензии.
На других фестивалях в таком же темпе работал Георгий Кантор. Рецензии, публиковавшиеся уже после фестиваля, писали Маргарита Файзулаева, Гузель Сайфуллина, Танзиля Алмазова и другие музыковеды, кучковавшиеся вокруг нашей газеты. Мы, журналисты, в основном ограничивались заметками и интервью, которые брали у артистов, своих и приезжих.
Мой коллега Владимир Зотов имеет, пожалуй, самую большую фототеку по фестивалю. Удивительно, что его фамилию не назвали в красочном буклете, выпущенном в феврале 2012 года.
Первое впечатление от публикаций 1982 года – редакция, как и многие в Казани, вполне резонно опасалась, что всеобщее желание казанских оперных исполнителей и местных меломанов сделать фестиваль традиционным – не более чем голубая мечта. Во всяком случае в том, что фестиваль «Икариада», который шел в КАИ в то же самое время, будет традиционным, никто не сомневался. Тем не менее по заголовкам фестивальных репортажей можно видеть, что фестиваль сразу был замечен казанской публикой: «Город живет музыкой» – 10 февраля, «Каждый день – аншлаг» – через два дня.
В театре был аншлаг, дело в то время невиданное. Люди будто соскучились по театру, и возможность увидеть в Казани известных певцов выманила их из дома.
Фестиваль начался торжественно. Его участников и зрителей приветствовал заместитель министра Р. Харисов (министр был в отъезде). Оперу «Князь Игорь» предварило выступление Георгия Кантора. Это станет традицией. Он будет выходить на сцену многие годы, удивляя казанцев своими познаниями в области истории мировой музыки, сообщая немало любопытных фактов из истории музыкального театра Казани.
В нынешнем году Георгия Кантора пригласили повторить опыт прошлых лет. Если бы не фестиваль, может, он и не занялся бы так серьезно изучением истории казанского театра и мы не прочитали бы его книг, которые он издает и поныне, хотя уже много лет живет в Израиле. И хорошо, что руководство театра пригласило его в качестве ведущего на юбилейный фестиваль. На пару с ним в роли ведущего выступает известный оперный певец Эдуард Трескин.
В первой фестивальной афише значились «Борис Годунов» (с этой оперы фестиваль начинался), «Фауст», «Князь Игорь», «Севильский цирюльник», «Русалка» (она была премьерная, спектакль восстановили дирижер В. Куценко, режиссер В. Дмитров, художник – Э. Нагаев), «Евгений Онегин».
Для участия в фестивале дали согласие приехать 20 артистов из разных городов страны, в том числе два народных артиста СССР – Артур Эйзен и Булат Минжилкиев. Приехал, правда, только первый, второй заболел, но Мельник в «Русалке» Анатолия Правилова, народного артиста России из Горького, так очаровал зрителей, что никто о замене не пожалел.
А гость из Фрунзе выступал в Казани позднее, и не один раз. В рамках второго фестиваля, в 1983 году, он дал сольный концерт в Доме актера.
В одном из номеров «Вечерки» было опубликовано мнение инженера А. Стальновой, которая пришла в театр, чтобы посмотреть на «живого» Эйзена, но атмосфера фестиваля ей так понравилась, что она на другой день купила билет на «Севильского цирюльника». (Заметим в скобках: ситуация в нынешние дни невозможная – все билеты раскупаются задолго до начала фестиваля). До этого она в оперном театре не была ни разу. В «Князе Игоря» не меньше гастролеров ей понравились казанские певцы.
Многие тогда пришли из чистого любопытства. И театр оправдал их ожидания. В первые годы на фестивальные спектакли ходили в основном театралы, и оказалось, что их не так мало. Постепенно к ним присоединялись новички. Их присутствие можно было ощутить по неожиданным аплодисментам в середине арии. Правда, билеты на второй фестиваль активно стали покупать только тогда, когда в газетах были названы фамилии гастролеров.
1984 год. "Кармен": Хайдар Бегичев и Тамара Синявская
Среди других исполнителей в феврале 1982 году были заслуженный артист ТАССР Г.Пасько из Минска, в прошлом солист театра имени Джалиля (он приезжал и на второй фестиваль), заслуженные артисты РСФСР О.Соловьева (Свердловск), Г.Яковлева (Одесса), О. Кленов (Москва), Н.Моисеенко (Минск), заслуженный артист Латвийской ССР Г.Латипов из Риги, заслуженный артист Бурятской АССР Б. Петюк. Всех не назовешь.
Но нельзя не вспомнить лауреата Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки Нагиму Галееву из Минска – она исполняли партию Зибеля. Нагима с удовольствием приехала на свою историческую родину – в Казани жили ее бабушка и дедушка. Интересно, что на первом фестивале был и гость из-за рубежа – солист Братиславского национального театра Роберт Сыч из Чехословакии пел Онегина.
1985 год. "Борис Годунов". Юродивый - Алексей Масленников
Фестиваль с первого раза был заявлен как большой музыкальный праздник, включающий в себя не только оперные спектакли. В театре была развернута выставка с уникальными материалами о жизни Шаляпина, А.Эйзен дал сольный концерт, несколько участников выступили прямо в цехе компрессорного завода (о подобных событиях с приходом экономических реформ пришлось забыть), в день рождения прославленного земляка, 13 февраля, в театре прошли Шаляпинские чтения, на которых сообщения сделали Н.Даутов, Ф.Саллави, Г.Кантор, а также научный сотрудник Музея Горького Л.Померанцева. Говорили о творческом наследии Федора Шаляпина, о путях дальнейшего развития оперного искусства.
Схема фестиваля остается в основном такой же. Позднее добавился конкурс басов. На его организацию решились не сразу. В отличие от фестиваля, он, к сожалению, ежегодным не стал.
«В Казани есть огромные преимущества – хорошая оперная группа с уже сложившимися культурными традициями. Поэтому следует надеяться, что со временем Шаляпинский фестиваль завоюет широкую известность и любовь исполнителей, конечно, при условии его регулярного проведения».
Это цитата из первого интервью Артура Эйзена, который приезжал в Казань и в 1983 году.
1983 год. Артур Эйзен в опере "Борис Годунов"
«Казанцы могут гордиться, что блестящая идея организовать Шаляпинский фестиваль принадлежат им. Но фестиваль должен быть не просто музыкальным праздником. Надо умело использовать его для воспитания у молодого поколения уважения к прошлому своего народа, к его культуре».
Это слова Анатолия Правилова. А солист театра имени Джалиля Юрий Борисенко отметил прежде всего пользу фестиваля для творческого совершенствования казанской труппы.
Организаторы фестиваля ставили перед ним две главные задачи. Первая – прибавить число зрителей. Поэтому ставка была сразу сделана на привлечение известных мастеров оперной сцены. В разные годы в Казани выступали известные басы А.Ведерников, К.Базарсадаев, А.Морозов, Н.Охотников, В.Гринченко. В фестивальных спектаклях принимали участие такие звезды, как М. Архипова, Т.Синявская, И.Богачева, М.Биешу, Л. Филатова, Л.Сметанников, Ю.Марусин, А. Масленников, Ю.Мазурок, В. Пьявко.
В рамках фестиваля 1989 года был организован сольный концерт Д. Хворостовского, тогда уже лауреата двух конкурсов. В 2010 году в гала-концерте выступил популярный в Европе итальянский певец Алессандро Сафина, которого почему-то представили поп-музыкантом, хотя его репертуар не имеет ничего общего с массовой культурой. В 2011 году в гала-концерте выступила Елена Образцова.
По традиции последних лет в гала-концерте принимают участие не только певцы, но и исполнители-инструменталисты. Мы имели возможность услышать Вадима Руденко, Максима Федотова, Даниила Крамера, Николая Петрова.
1987 год. Сцена из оперы "Фаус". Партию Мефистофеля исполнял Булат Минжилкиев
Не помню, чтобы за первое десятилетие, когда я имела возможность смотреть все спектакли фестивальной афиши, кто-то из гастролеров серьезно разочаровал казанских меломанов, хотя порой в афише стояли совершенно не знакомые фамилии. Как было, например, когда на казанской сцене впервые появился Николай Путилин (Эскамильо в "Кармен") , солист театра из Сыктывкара. Было это в 1985 году.
Николай Путилин (слева) в опере "Риголетто"
Вскоре мы увидели певца в штате нашего театра.
Лишь однажды случился казус с певцом, если память не изменяет, из Тбилиси, который давал такого петуха!.. Но этот эпизод остался в памяти как досадное недоразумение. Как было распознать кота в мешке, ведь у заезжего гастролера была отличная творческая анкета?
Большой чиновник из Министерства культуры РСФСР, подводя в нашей газете итоги второго фестиваля, пообещал, что теперь с поиском участников проблем не будет – Москва поможет. Однако, насколько мне известно, этим в основном занимается лишь руководство театра имени Джалиля.
В 1985 году фестиваль получил статус всероссийского, в 1999 году – статус международного. Благодаря фестивалю по инициативе Марии Биешу в 1989 году зрители и актеры по инициативе Татарского отделения Всероссийского фонда культуры собирали средства на памятник Федору Шаляпину. В банк было сдано 213 рублей 15 копеек. История умалчивает, пошли они в дело, когда памятник все-таки появился на улице Баумана, или исчезли в суете реформирования нашей жизни.
В 2003 году фестивальный спектакль "Свадьба Фигаро" транслировался в прямом эфире на российском телеканале "Культура". В 2007 году этот телеканал показал гала-концерт юбилейного 25-го фестиваля, который собрал более 50 именитых певцов и дирижеров из 15-ти стран мира. Вел его Святослав Белза.
Пресс-служба театра сообщила журналистам такие интересные сведения: за 29 лет истории Шаляпинского фестиваля в его рамках состоялось 330 мероприятий - 73 концерта и 257 спектаклей. Наиболее часто в афише появлялись: "Борис Годунов" (25 раз), "Севильский цирюльник" (23 раза), "Пиковая дама" (19), "Царская невеста" (16), "Травиата и "Кармен" (по 15 представлений).
Опера всегда была искусством элитарным. В этом смысле интерес к фестивалю, который ежегодно демонстрируют тысячи казанцев, заслуживает серьезного изучения специалистов. К тому же Шаляпинский фестиваль, как и предполагали его организаторы, помог увеличить число зрителей не только на фестивальных спектаклях. В нашем городе появился клуб любителей оперы.
Для пропаганды оперы во время становления фестиваля использовались самые разнообразные средства. Так, в программу первого фестиваля были включены два шефских концерта – участники музыкального праздника выступили в двух трудовых коллективах. Театр был одним из активных организаторов декады спектаклей для молодежи и студенчества и проводил бесплатные спектакли. Не исключено, что сегодня в зале сидят те, кто в те годы пришел на оперу на обязательный культпоход.
В 1989 году в рамках фестиваля впервые проходил Всесоюзный конкурс молодых басов, работала лаборатория советской оперы, которой руководил профессор, доктор искусствоведения М. Тараканов. "Вечерняя Казань" рассказывала обо всех событиях фестиваля, представляла его участников. Но более всего зрителей интересовали певцы, принимавшие участие в конкурсе вокалистов. У них брали интервью, газета рассказала об их творческих биографиях.
Первое место в конкурсе 1989 года занял Олег Мельников, солист Одесского академического театра оперы и балета, второе - солист Киргизского академического театра оперы и балета имени Малдыбаева Вячеслав Луханин, солист Челябинского театра оперы и балета имени Глинки Александр Гергалов и солист Татарского академического театра оперы и балета имени Джалиля Николай Путилин, третье место - солист Красноярского театра оперы и балета Александр Анисимов, солист Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского Виктор Шость и солист Одесского театра Сергей Зуенко.
Редакция «Вечерки» в 1989 году учредила приз зрительских симпатий. На последнем концерте мы провели экспресс-опрос, и выяснилось, что казанцам понравились практически все конкурсанты, пришедшие к финалу. Приз советовали вручить А. Гергалову, В. Луханину. Судя по всему, немало поклонников в Казани у А. Анисимова, который выступал в Казани уже второй раз. Хорошо, что мы заранее оговорили условия своего награждения: самовар из Казани должен был увезти непременно бас, ведь конкурс – Шаляпинский. В конце концов, все сошлись во мнении, что больше всего приза «Вечерки» достоин певец из Перми Виктор Шость. Судя по тому, как дружно аплодировали слушатели после этого сообщения, большинство разделило мнение участников экспресс-опроса.
Были и другие яркие краски, помогающие закрепить интерес казанцев к фестивалю. Фестиваль помог решить и вторую задачу, которую ставили перед собой его организаторы.
Конкурс 1989 года. Лауреат Алексей Гергалов
1989 год. Участники конкурса после заключительного этапа
То, что в казанской труппе есть прекрасные солисты, гости из других городов, в том числе Москвы и Ленинграда, заметили сразу. В фестивальных спектаклях главные партии, как правило, исполняли гастролеры, что порой вызывало недовольство наших солистов. Кому не хочется «искупаться» в лучах славы, ведь иногда овации после спектаклей продолжались минут по пять?
Как отмечали постоянные зрители, приезжим знаменитостям нисколько не уступали Ю.Борисенко, З.Сунгатуллина, Р.Ганеева, Э.Трескин, Р.Мифтахова, Г.Ластовка, Ю.Галявинский и другие. Возможность сравнить себя с другими наверняка заставляла наших певцов ставить перед собой более амбициозные планы.
«Наши» артисты в своих интервью неизменно отмечали, что фестиваль помогал им совершенствоваться в профессиональном плане, поскольку давал представление о разных вокальных школах, ставил определенную планку мастерства, ниже которой потом не хотелось опускаться и в обычных спектаклях.
Помню, на один из фестивалей в Казань приезжал директор оперного театра из Германии. Он искренне позавидовал руководству нашего театра: «Если бы мне таких солистов, я бы покорил всю Европу». Казанцы предпочли покорять Европу без помощи немецкого импресарио.
Теперь зарубежные гастроли для театра имени Джалиля – обычное дело. Сегодня наших солистов в спектаклях почти нет. А если появится новая "звезда", она предпочитает светить за пределами Казани. Так, в последние годы Казань "открыла" Альбину Шагимуратову и Михаила Казакова. Они у нас теперь больше гости...
Февральские спектакли в целом подняли исполнительский уровень казанской оперной труппы. Уже в 1983 году в «Вечерней Казани» отмечалось, что театральный оркестр был не просто аккомпаниатором, как случалось раньше, а равноправным партнером солистов. Дирижер из Австрии Владимир Кираджиев, принимавший участие в фестивале 1993 года, говорил, что для него большая неожиданность – встретить в российской провинции таких музыкантов и такой оркестр.
Неузнаваемо преобразился хор, вызывавший ранее вполне справедливые нарекания. Театр стал иначе относиться к постановке новых спектаклей: больше внимания стали уделять декорациям, костюмам. С приходом на пост главного режиссера Владимира Раку театр превратился в интересную экспериментальную площадку. Оперы теперь исполняются на языке оригинала.
Все, с кем пришлось в 1982 году разговаривать, предлагали сделать фестиваль традиционным. И, к большому удовольствию меломанов, это случилось. Фестиваль благополучно пережил сложный период адаптации к рыночным отношениям, когда закрывались не только фестивали, но даже театры. Причина этого лежит на поверхности: фестиваль стал внутренней потребностью и театра, и его зрителей. Ходить на его спектакли престижно.
За 20 лет знающими меломанами стали даже те, кто покупал билет, как говорится, за компанию. В первые годы такие зрители выявляли себя неуместными аплодисментами в неположенных местах и массовым бегством из театра после первого акта. Опера – такое искусство, что смотреть спектакль просто так, для престижа, – занятие хуже пытки. Так что пришлось либо забыть про февральский ажиотаж на площади Свободы, либо научиться отличать оперу от оперетты.
1987 год. Мария Биешу и Галина Ластовка после спектакля "Чио-Чио-сан" со зрителями
Конечно, основная часть зрителей – это истинные любители музыки, которых не пугают ни цены на билеты, ни отсутствие именитых певцов, заявленных в программке (увы, без замен бывает редко, что, впрочем, естественно). Но любое, даже самое крепкое здание не устоит, если у него нет надежного фундамента. То же самое можно сказать о Шаляпинском фестивале.
Кирпичики в этот фундамент закладывали многие. Отметим, что начиналось все тогда, когда в театр еще ходили большие руководители. Если первый фестиваль открывал заместитель министра Р.Харисов, то второй – уже министр, И. Алеев, а на заключительном концерте в зале находились заведующий отделом культуры Татарского обкома КПСС М.Мусин, первый секретарь горкома М.Рамеев и первый заместитель Председателя Совета министров М.Хасанов. Даже если они ходили в театр только по должности, их присутствие в зрительном зале по законам того времени делало фестиваль событием значимым.
Всем гостям первого фестиваля вручали почетные грамоты Министерства культуры. Тогда это была заметная награда. Благодаря поддержке республиканских и городских властей, Шаляпинский фестиваль стал праздником не только театра, но и всего города.
Меломанам повезло, что 30 лет назад была в Казани газета, которая пестовала фестиваль, как младенца. «Вечерняя Казань» рассказывала о каждом спектакле. Если в первый год мы публиковали короткие репортерские заметки (обязательно в номер, чего бы это ни стоило), то в 1983 году появились короткие рецензии. После фестиваля, как правило, публиковались большие подборки, подводящие итоги со статьями и рецензиями. Газета всячески пропагандировала оперное искусство, достаточно сложное для восприятия. Георгий Кантор одно время вел в газете специальную рубрику «Уроки музыки».
Пропагандировали фестиваль все СМИ. Я тогда руководила секцией культуры Союза журналистов, и мы вместе с руководством театра думали о том, как привлечь журналистов в театр. Помнится, не сразу театр согласился выделить прессе отдельную ложу. Позднее к журналистам-газетчикам и радиорепортерам присоединились тележурналисты. У них возможностей рассказать о спектаклях больше.
Помню, немало кабинетов пришлось посетить, чтобы помочь театру решить вопрос с транспортом. После того, как к концу спектаклей на площадь Свободы стали подаваться автобусы, казанцы стали ходить в театр чаще. И не только в феврале. Теперь нужда в таких автобусах отпала – в театр в основном приезжают на своих машинах.
К сожалению, теперь уже не все казанцв могут позволить себе несколько фестивальных спектаклей. Хотя билет в наш театр не самый дорогой, но семейный просмотр встанет в копеечку.
1997 год. Сцена из спектакля "Севильский цирюльник"
Конечно, Шаляпинский фестиваль – прежде всего заслуга самого театра. В первые годы артисты в Казань ехали с опаской. Решающим аргументом для многих, как они сами признавались журналистам, было имя Нияза Даутова, хорошо известное в музыкальном мире. Гастролеру достаточно было одной поездки, чтобы стать активным пропагандистом Шаляпинского фестиваля. Земля, как известно, слухами полнится, а слухи были самые благожелательные.
Гастролеров покоряла отличная организация пребывания в Казани, уважительное отношение к гостям. Остальное доделывал зрительный зал – удивительную атмосферу фестивальных спектаклей отмечали все. Надо отметить, что в 1981 году театр начал как бы новый отсчет своей жизни – в кабинет директора пришел Рауфаль Мухаметзянов. Имея за плечами только музыкальную школу и небольшой опыт работы в тюзе, он оказался человеком, тонко чувствующим особенности театрального механизма.
Многое из того, что он делал в самом начале своей директорской карьеры, на современном языке определяется словами «менеджмент», "маркетинг". И все это очень пригодилось. Новые веяния в организации театрального дела, и прежде всего перевод артистов на контрактную основу, не всем нравились.
В дискуссии о путях развития татарской оперы, которая за эти годы проходила в прессе не один раз, подспудно ощущались истинные претензии к молодому руководителю. В ответ на очередные обвинения известный драматург, большой любитель оперного искусства Шариф Хусаинов писал в 1993 году в «Казанских ведомостях»: в том, что национальные спектакли идут при полупустых залах, директор театра не виноват.
2000 год. Артисты после спектакля
Напомним, что в то время партийные и иные органы еще занимались организацией культпоходов и деньги на банковском счету театра не всегда зависели от числа зрителей. Шаляпинский фестиваль помог театру осознать, что работа со зрителем требует не меньшего мастерства, чем создание оперного или балетного спектакля. Это хорошо понимает административная группа во главе с заместителем директора Юрием Ларионовым.
В театре сегодня нет главного режиссера, как было принято раньше. Долгое время шефом оперы была Гузель Хайбуллина, которая спектаклей не ставила, но у нее было много других, не менее важных в творческом деле функций. За эти годы вокруг театра сформировался такой круг режиссеров, художников, дирижеров, артистов разного плана, что уже есть возможность проводить кастинг. Достаточно сказать, что в нынешнем году за дирижерским пультом будут стоять не только главный дирижер театра Ренат Салаватов и знакомый казанцам Марко Боэми из Италии, но и лучшие российские дирижеры Михаил Плетнев и Валерий Гергиев. В Казань приезжает главный дирижер Киевского симфонического оркестра дирижер Национальной оперы Украины Алла Москаленко.
В последние годы театр успешно сотрудничает с режиссерами Михаилом Панджавидзе и Георгием Ковтуном, художниками Игорем Гриневичем и Анатолием Нежным, которые привнесли в театр креативный язык современной сцены. В репертуарной афише появился спектакль «Лючия ди Ламмермур», где зрителю предложили перенестись из замка XVII века в современный мегаполис. Опыт показался специалистам интересным, и спектакль номинирован на престижную Национальную театральную премию России "Золотая маска-2012". Все это помогает поддерживать устойчивый интерес к театру вообще и к Шаляпинскому фестивалю в частности.
При всей престижности фестиваля достаточно одного– двух серьезных срывов, чтобы потерять авторитет, завоеванный тремя десятилетиями. А потому театр не отказался от фестиваля даже во время реконструкции здания. Шаляпинский не проводился только в 2005 году.