Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2025 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
  • 1919 - Постановлением Наркомпроса РСФСР Казанское промышленное училище преобразовано в политехнический институт

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Сезон паломничества в оперу

В начале февраля 1992 года газета «Казанские ведомости» сообщила, что 11 числа в Казани начнется сезон паломничества в оперу. Потом это словосочетание несколько дней было рубрикой.

Утверждение не было преувеличением, а реально отражало интерес к Шаляпинскому фестивалю. И мой личный интерес тоже. Поскольку волею судьбы я вошла в число тех, кто помогал выжить этому важному творческому проекту. В то время была заведующей отделом культуры газеты «Вечерняя Казань».

И вот Шаляпинскому фестивалю уже 30 лет.

Наш главный редактор Андрей Петрович Гаврилов отличался хорошим музыкальным вкусом, поддерживал наш отдел во всех начинаниях. А в то время это были не только газетные материалы, но и большая организаторская работа. Наша газета была причастна к организации не только фестивалей в оперном театре — Шаляпинского и Нуриевского, но и «Джазового перекрестка» в Молодежном центре, фестивалей классической музыки «Вечерняя Казань» и «Пианофорум», организаторами которых были наши авторы: Семен Гурарий и Георгий Кантор из Казанской консерватории. Как заведующая отделом, я была самым непосредственным образом включена в эту работу.

Перейдя работать в новую газету, я сохранила пристрастие к некоторым своим темам и перенесла ряд рубрик на страницы «Казанских ведомостей», где у меня был хороший помощник – Вадим Шамсулин (ныне он главный редактор газеты «Моя семья»). В февральском номере за 1992 год была опубликована статья известного казанского музыковеда Георгия Кантора, который в преддверии очередного Шаляпинского фестиваля вспомнил, как всё начиналось. Некоторые факты были не известны даже мне, хотя, казалось, я знаю об оперном театре и этом фестивале всё.

Георгий Михайлович назвал имена тех, кто стоял у истоков фестиваля. Это было несколько человек, думающих над тем, как заманить в театр зрителей. Это была большая проблема: мне приходилось бывать на спектаклях, которые собирали не более пяти рядов, и на премьерах с зияющими пустотами в партере. И это при том, что Казань в те годы слыла городом музыкальным, с консерваторией, музыкальным училищем, музыкально-педагогическим факультетом в педагогическом институте и несколькими детскими музыкальными школами. Город имел хорошие музыкальные традиции еще с дореволюционных времен. Когда-то, в XIX веке, оперные спектакли посещались здесь даже лучше, чем драматические. Казанца помнили, что здесь родился великий Федор Шаляпин. Тем не менее…

В феврале 1973 года в оперном театре состоялся большой вечер-концерт, посвященный 100-летию нашего великого земляка, в Доме актера выступала его дочь – Ирина Федоровна, подарившая Музею А.М. Горького, где была «комната Шаляпина», несколько ценных экспонатов.

Скорее всего именно тогда в театре появилась безумная идея — организовать оперный фестиваль имени Шаляпина. Безумная по двум причинам: во-первых, к имени величины мирового значения хотел прикоснуться провинциальный театр, во-вторых, к тому времени в СССР зародилось и умерло уже несколько музыкальных фестивалей.

Было еще одно обстоятельство, о котором не говорили, но помнили. Хотя на дворе был 1973 год, отношение к тому, кто покинул Советский Союз в трудные для страны года, было критическое. Помнится, когда открылся первый Шаляпинский фестиваль, мы получили гневное письмо, в котором нам напомнили, что наш земляк сбежал за границу, за что его правильно лишили всех званий и правительственных наград. Когда в 1987 году по идее народной артистки СССР Марии Биешу, приезжавшей на 6-й фестиваль, начался сбор средств на памятник Шаляпину, мы узнали, что так же думают много казанцев. Памятник появился на улице Баумана много позднее, в августе 1999 года.

В 1981 году от слов перешли к делу: была создана инициативная группа, в которую вошли главный режиссер Нияз Даутов, главный дирижер Василий Куценко (по воспоминаниям ветеранов театра,  именно он вспомнил об идее 1973 года), заведующий театральным музеем Фуад Саллави, заведующая литературной частью Рамзия Такташ и доцент Казанской консерватории и постоянный автор нашей газеты Георгий Кантор.

Виталий Куценко

Ильтазар Нуриевич Алеев, который в ту пору был министром культуры, вспоминает, что не так просто было решить финансовые вопросы, ведь прием гастролеров и большая организационная работа требовали денег. Министр обратился за помощью к коллегам в Москву, однако поддержки не получил. По причине «политической неблагонадежности» Федора Шаляпина. Поддержка пришла из республиканского правительства.

Подшивка «Вечерней Казани», редакция которой с большим интересом следила за развитием событий, сохранила дух первого фестиваля, бросившего вызов и квелой казанской публике, и собратьям по искусству в других городах. В зале периодики Национальной библиотеки РТ я перечитала эти публикации – и словно вернулась в то время.

«Вечерка» публиковала материалы о фестивале все дни, начиная с 8 февраля. Это были небольшие репортерские сообщения без указания автора и фотоснимки. Всё это писалось и снималось накануне вечером, утром материалы сдавались в секретариат редакции. Так что Шаляпинский фестиваль для нашего отдела был тяжелой работой. Но она вполне компенсировалась не только большими эстетическими впечатлениями от спектаклей, но и знакомством со многими известными артистами.

Впрочем, были среди них и такие, которых еще мало кто знал. Например, Любовь Казарновская, которая исполняла партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» 13 февраля 1982 года. Гастрольный график солистки Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, уже в то время лауреата Всесоюзного конкурса имени М. Глинки, тогда еще не был столь насыщен, и она без особых колебаний приняла приглашение выступить в Казани.

1982 год. Опера "Севильский цирюльник". Дон Базилио - Александр Правилов, Бартоле - Лев Верниковский

Конечно, силами наших сотрудников (а тогда на темы культуры в «Вечерке» писали, кроме меня, Анна Миллер, Татьяна Лескова и Евгений Макаров, совмещавший тему культуры с темами спорта) мы бы не смогли удержать планку, которую задали на первом фестивале. Помогали внештатники. На втором фестивале к нам подключился пианист и преподаватель консерватории Семен Гурарий – к нашему счастью, он согласился полуночничать с нами и каждое утро приносил в редакцию небольшие, но емкие рецензии.

На других фестивалях в таком же темпе работал Георгий Кантор. Большие рецензии писали Маргарита Файзулаева, Гузель Сайфуллина, Танзиля Алмазова и другие музыковеды, кучковавшиеся вокруг нашего отдела. Мы, журналисты, в основном ограничивались заметками и интервью, которые брали у артистов, своих и приезжих. Мой коллега Владимир Зотов имеет, пожалуй, самую большую фототеку по фестивалю. Его снимки были использованы в красочном буклете, выпущенном театром в феврале 2012 года.

Редакция, как и многие в Казани, вполне резонно опасалась, что всеобщее желание казанских оперных исполнителей и местных меломанов сделать фестиваль традиционным – не более чем голубая мечта. Во всяком случае в том, что фестиваль юмора «Икариада», который шел в КАИ в то же самое время, будет традиционным, никто не сомневался. Тем не менее, по заголовкам фестивальных репортажей можно видеть, что фестиваль сразу был замечен казанской публикой: «Город живет музыкой» – 10 февраля, «Каждый день – аншлаг» – через два дня.

В театре был аншлаг, дело в то время невиданное! Люди будто соскучились по театру, и возможность увидеть в Казани известных певцов выманила их из дома.

Фестиваль начался торжественно. Его участников и зрителей приветствовал заместитель министра Р. Харисов (министр был в отъезде). Оперу «Князь Игорь» предварило выступление Георгия Кантора. Это станет традицией. Он будет выходить на сцену многие годы, удивляя казанцев своими познаниями в области истории мировой музыки, сообщая немало любопытных фактов из истории музыкального театра Казани. Если бы не фестиваль, может, он и не занялся бы так серьезно изучением истории казанского театра и мы не прочитали бы его книги о музыкальной Казани.

В 2012 году, на юбилейный фестиваль, Георгия Кантора, который жил тогда в Израиле, пригласили повторить опыт прошлых лет. На пару с ним в роли ведущего выступал известный солист казанской оперы Эдуард Трескин, который выполняет эту миссию до сих пор, хотя уже давно живет в Москве.

В первой фестивальной афише значились «Борис Годунов» (с этой оперы фестиваль начинался), «Фауст», «Князь Игорь», «Севильский цирюльник», «Русалка» (она была премьерная, спектакль восстановили дирижер В. Куценко, режиссер В. Дмитров, художник Э. Нагаев), «Евгений Онегин».

Для участия в фестивале дали согласие приехать 20 артистов из разных городов страны, в том числе два народных артиста СССР – Артур Эйзен и Булат Минжилкиев. Приехал, правда, только первый, второй заболел, но Анатолий Правилов, народный артист РСФСР из Горького в роли Мельника («Русалка») так очаровал зрителей, что никто о замене не пожалел. А гость из Фрунзе выступал в Казани позднее, и не один раз. В рамках второго фестиваля, в 1983 году, он дал сольный концерт в Доме актера.

В одном из номеров «Вечерки» было опубликовано мнение инженера А. Стальновой, которая пришла в театр, чтобы посмотреть на «живого» Эйзена, но атмосфера фестиваля ей так понравилась, что она на другой день купила билет на «Севильского цирюльника». (Заметим в скобках: ситуация в нынешние дни невозможная – все билеты раскупаются задолго до начала фестиваля). До этого она в оперном театре не была ни разу. В «Князе Игоре» не меньше гастролеров ей понравились казанские певцы.

Многие тогда пришли в театр из чистого любопытства. И театр оправдал их ожидания. В первые годы на фестивальные спектакли ходили в основном театралы, и оказалось, что их не так мало. Постепенно к ним присоединялись новички. Их присутствие можно было ощутить по неожиданным аплодисментам в середине арии. Правда, билеты на второй фестиваль начали активно продаваться только тогда, когда в газетах были названы фамилии гастролеров.

Среди других исполнителей в феврале 1982 году были заслуженный артист ТАССР Г. Васько из Минска, в прошлом солист театра имени Джалиля (он приезжал и на второй фестиваль), заслуженные артисты РСФСР О. Соловьева (Свердловск), Г. Яковлева (Одесса), О. Кленов (Москва), Н. Моисеенко (Минск), заслуженный артист Латвийской ССР Г. Латипов из Риги, заслуженный артист Бурятской АССР Б. Петюк. Всех не назовешь. Интересно, что на первом фестивале был и гость из-за рубежа – Роберт Сыч,  солист Братиславского национального театра (Чехословакия) пел Онегина.


1982. Опера "Евгений Онегин". Татьяна - Любовь Казарновская, Онегин - Роберт Сыч

Нельзя не вспомнить лауреата Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки Нагиму Галееву из Минска – она исполняла партию Зибеля. Нагима с удовольствием приехала на свою историческую родину – в Казани жили ее бабушка и дедушка.

Фестиваль с первого раза был заявлен как большой музыкальный праздник, включающий в себя не только оперные спектакли. В театре была развернута выставка с уникальными материалами о жизни Шаляпина, А. Эйзен дал сольный концерт, несколько участников выступили прямо в цехе компрессорного завода (о подобных событиях с приходом новых экономических отношений пришлось забыть). В день рождения прославленного земляка, 13 февраля, в театре прошли Шаляпинские чтения, на которых сообщения сделали Н. Даутов, Ф. Саллави, Г. Кантор, а также научный сотрудник Музея Горького Л.Померанцева. Говорили о творческом наследии Федора Шаляпина, о путях дальнейшего развития оперного искусства. Схема фестиваля далее оставалась в основном такой же.

«В Казани есть огромные преимущества – хорошая оперная группа с уже сложившимися культурными традициями. Поэтому следует надеяться, что со временем Шаляпинский фестиваль завоюет широкую известность и любовь исполнителей, конечно, при условии его регулярного проведения» — это цитата из интервью Артура Эйзена, который приезжал в Казань и в 1983 году.

 «Казанцы могут гордиться, что блестящая идея организовать Шаляпинский фестиваль принадлежат им. Но фестиваль должен быть не просто музыкальным праздником. Надо умело использовать его для воспитания у молодого поколения уважения к прошлому своего народа, к его культуре» — а это мнение Анатолия Правилова. Солист театра имени Джалиля Юрий Борисенко отметил прежде всего пользу фестиваля для творческого совершенствования казанской труппы.

Организаторы фестиваля ставили перед собой две главные задачи. Первая – прибавить число зрителей. Поэтому ставка была сразу сделана на привлечение известных мастеров оперной сцены. В разные годы в Казани выступали известные басы А. Ведерников, К. Базарсадаев, А. Морозов, Н. Охотников, В. Гринченко. В фестивальных спектаклях принимали участие такие звезды, как И. Архипова, Т. Синявская, И. Богачева, М. Биешу, Л. Филатова, Л. Сметанников, Ю. Марусин, А. Масленников, Ю. Мазурок, В. Пьявко.

В рамках фестиваля 1989 года был организован сольный концерт Д. Хворостовского, тогда уже лауреата двух конкурсов. В 2010 году в гала-концерте выступил популярный в Европе итальянский певец Алессандро Сафина, которого почему-то представили поп-музыкантом, хотя его репертуар не имеет ничего общего с массовой культурой. В 2011 году в гала-концерте выступила Елена Образцова.

По традиции последних лет в гала-концерте принимают участие не только певцы, но и исполнители-инструменталисты. Мы имели возможность услышать Вадима Руденко, Максима Федотова, Даниила Крамера, Николая Петрова.

1987 год. Сцена из оперы "Фауст". Партию Мефистофеля исполнял Булат Минжилкиев

Не помню, чтобы за первое десятилетие, когда я имела возможность смотреть все спектакли фестивальной афиши, кто-то из гастролеров серьезно разочаровал казанских меломанов, хотя порой в афише стояли совершенно не знакомые фамилии. Так было, например, когда на казанской сцене впервые появился Николай Путилин (Эскамильо в «Кармен»), солист Музыкального театра из Сыктывкара. Было это в 1985 году. Потом он несколько лет работал в нашем театре.

Николай Путилин (слева) в опере  "Риголетто"

Лишь однажды случился казус с певцом, если память не изменяет, из Тбилиси, который давал такого петуха!.. Но этот эпизод остался в памяти как досадное недоразумение. Как было распознать кота в мешке, ведь у заезжего гастролера была отличная творческая анкета?

Большой чиновник из Министерства культуры РСФСР, подводя в нашей газете итоги второго фестиваля, пообещал, что теперь с поиском участников проблем не будет – Москва поможет. Однако, насколько мне известно, этим и дальше в основном занималось лишь руководство театра имени Джалиля.

В 1985 году фестиваль получил статус всероссийского, в 1999 году – статус международного. В 2003 году фестивальный спектакль «Свадьба Фигаро» транслировался в прямом эфире на российском телеканале «Культура». В 2007 году этот телеканал показал гала-концерт юбилейного, 25-го фестиваля, который собрал более 50 именитых певцов и дирижеров из 15-ти стран мира. Вел его Святослав Белза.

Пресс-служба театра сообщила тогда журналистам такие интересные сведения: за 29 лет истории Шаляпинского фестиваля в его рамках состоялось 330 мероприятий – 73 концерта и 257 спектаклей. Наиболее часто в афише появлялись: «Борис Годунов» (25 раз), «Севильский цирюльник» (23), «Пиковая дама» (19), «Царская невеста» (16), «Травиата и «Кармен» (по 15 спектаклей).

Опера всегда была искусством элитарным. В этом смысле интерес к фестивалю, который ежегодно демонстрируют тысячи казанцев, заслуживает серьезного изучения специалистов. К тому же Шаляпинский фестиваль, как и предполагали его организаторы, помог увеличить число зрителей не только на фестивальных спектаклях. В нашем городе появился клуб любителей оперы.

Для пропаганды оперы во время становления фестиваля использовались самые разнообразные средства. Так, в программу первого фестиваля были включены два шефских концерта – участники музыкального праздника выступили в трудовых коллективах. Театр был одним из активных организаторов регулярных театральных декад для молодежи. Не исключено, что сегодня в зале сидят те, кто в те годы пришел в театр на обязательный бесплатный культпоход.

1983 год. Артур Эйзен в опере "Борис Годунов"

В 1989 году в рамках фестиваля впервые проходил Всесоюзный конкурс молодых басов, работала лаборатория советской оперы, которой руководил профессор, доктор искусствоведения М. Тараканов. «Вечерняя Казань» по традиции рассказала обо всех событиях фестиваля, представила его участников. Но более всего зрителей интересовали певцы, принимавшие участие в конкурсе вокалистов. Газета рассказала об их творческих биографиях.

Первое место в конкурсе 1989 года занял Олег Мельников, солист Одесского академического театра оперы и балета, второе – солист Киргизского академического театра оперы и балета имени Малдыбаева Вячеслав Луханин, солист Челябинского театра оперы и балета имени Глинки Александр Гергалов и солист Татарского академического театра оперы и балета имени Джалиля Николай Путилин, третье место – солист Красноярского театра оперы и балета Александр Анисимов, солист Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского Виктор Шость и солист Одесского театра Сергей Зуенко.

Конкурс 1989 года. Лауреат Алексей Гергалов

1989 год. Участники конкурса после заключительного этапа

Редакция «Вечерки» учредила тогда приз зрительских симпатий. На последнем концерте мы провели экспресс-опрос, и выяснилось, что казанцам понравились практически все конкурсанты, прошедшие в финал. Приз советовали вручить А. Гергалову и В. Луханину. Немало поклонников было у А. Анисимова, который выступал в Казани уже второй раз. Хорошо, что мы заранее оговорили условия награждения: самовар из Казани должен был увезти непременно бас, ведь конкурс – Шаляпинский. В конце концов все сошлись во мнении, что больше всего приза «Вечерки» достоин певец из Перми Виктор Шость. Судя по тому, как дружно аплодировали слушатели после этого сообщения, большинство зрителей разделило мнение редакции.

1984 год. "Кармен": Хайдар Бегичев и Тамара Синявская

Были и другие яркие краски, помогавшие закрепить интерес казанцев к фестивалю. Он помог решить и вторую задачу, которую ставили перед собой его организаторы. В фестивальных спектаклях главные партии, как правило, исполняли гастролеры, что порой вызывало недовольство наших солистов. Кому не хочется «искупаться» в лучах славы? Ведь иногда овации после спектаклей продолжались минут по пять. И мы порой не узнавали наших певцов. То, что в казанской труппе есть прекрасные солисты, гости из других городов, в том числе Москвы и Ленинграда, заметили сразу.  Как отмечали постоянные зрители, приезжим знаменитостям нисколько не уступали Ю. Борисенко, З. Сунгатуллина, Р. Ганеева, Э. Трескин, Р. Мифтахова, Г. Ластовка, Ю. Галявинский и другие. Возможность сравнить себя с другими наверняка заставляла наших певцов ставить перед собой более амбициозные планы.

«Наши» артисты в своих интервью неизменно отмечали, что фестиваль помогал им совершенствоваться в профессиональном плане, поскольку давал представление о разных вокальных школах, ставил определенную планку мастерства, ниже которой не хотелось опускаться и в обычных спектаклях.

Помню, на один из фестивалей в Казань приезжал директор оперного театра из Германии. Он искренне позавидовал руководству нашего театра: «Если бы мне таких солистов, я бы покорил всю Европу». Казанцы предпочли покорять Европу без помощи немецкого импресарио. Теперь зарубежные гастроли для театра имени Джалиля – обычное дело.

Февральские спектакли в целом подняли исполнительский уровень всей труппы. Уже в 1983 году в «Вечерней Казани» отмечалось, что театральный оркестр – не просто аккомпаниатор, как случалось раньше, а равноправный партнер солистов. Дирижер из Австрии Владимир Кираджиев, принимавший участие в фестивале 1993 года, говорил, что для него большая неожиданность – встретить в российской провинции таких музыкантов и такой оркестр. Неузнаваемо преобразился хор, вызывавший ранее вполне справедливые нарекания. Театр стал иначе относиться к постановке новых спектаклей: интереснее стали декорации и костюмы. С приходом на пост главного режиссера Владимира Раку театр превратился в интересную экспериментальную площадку. Оперы теперь исполнялись на языке оригинала.

1985 год. "Борис Годунов". Юродивый - Алексей Масленников

Все, с кем пришлось в 1982 году разговаривать, предлагали сделать фестиваль традиционным. И, к большому удовольствию меломанов, это случилось. Фестиваль благополучно пережил сложный период адаптации к рыночным отношениям, когда закрывались не только фестивали, но даже театры. Причина этого лежит на поверхности: фестиваль стал внутренней потребностью и театра, и его зрителей. Ходить на его спектакли стало престижно. Жаль, что  не стал традиционным конкурс басов.

За 20 лет знающими меломанами стали даже те, кто покупал билет, как говорится, за компанию. В первые годы такие зрители выявляли себя массовым бегством из театра после первого акта. Опера – такое искусство, что смотреть спектакль просто так, для престижа, – занятие хуже пытки. Но многие включались в февральский ажиотаж на площади Свободы.

1987 год. Мария Биешу и Галина Ластовка после спектакля "Чио-Чио-сан" со зрителями

Конечно, основная часть зрителей фестиваля – это истинные любители музыки, которых не пугают ни цены на билеты, ни отсутствие именитых певцов, заявленных в программке (увы, без замен бывает редко, что, впрочем, естественно). Но любое, даже самое крепкое здание не устоит, если у него нет надежного фундамента. То же самое можно сказать о Шаляпинском фестивале.

Кирпичики в этот фундамент закладывали многие. Отметим, что начиналось всё тогда, когда в театр еще ходили большие руководители. Если первый фестиваль открывал заместитель министра Р.Харисов, то второй – уже министр И. Алеев, а на заключительном концерте в зале находились заведующий отделом культуры Татарского обкома КПСС М. Мусин, первый секретарь горкома М. Рамеев и первый заместитель Председателя Совета Министров М. Хасанов. Даже если они ходили в театр только по должности, их присутствие в зрительном зале по законам того времени делало фестиваль событием значимым.

Всем участникам первого фестиваля вручили Почетные грамоты Министерства культуры РТ. Тогда это была заметная награда. Благодаря поддержке республиканских и городских властей, Шаляпинский фестиваль стал праздником не только театра, но и всего города.

1997 год. Сцена из спектакля "Севильский цирюльник"

Конечно, в первые годы знаменитые певцы ехали в Казань с опаской. Решающим аргументом для многих, как они сами признавались журналистам, было имя Нияза Даутова, хорошо известное в музыкальном мире. Гастролеру достаточно было одной поездки, чтобы стать активным пропагандистом Шаляпинского фестиваля. Земля, как известно, слухами полнится, а слухи были самые благожелательные.

Гастролеров покоряла отличная организация пребывания в Казани, уважительное отношение к гостям. Остальное доделывал зрительный зал – удивительную атмосферу фестивальных спектаклей отмечали все.

Надо отметить, что в 1981 году театр начал новый отсчет своей жизни – в кабинет директора пришел Рауфаль Мухаметзянов. Имея за плечами музыкальную школу и небольшой опыт работы в ТЮЗе, он оказался человеком, тонко чувствующим особенности театрального механизма. Многое из того, что Мухаметзянов делал в самом начале своей директорской карьеры, на современном языке определяется словами «менеджмент», «маркетинг». И всё это очень пригодилось. Хотя новые веяния в организации театрального дела, и прежде всего перевод артистов на контрактную основу, не всем нравились.

2000 год. Артисты после спектакля

Шаляпинский фестиваль помог театру осознать, что работа со зрителем требует не меньшего мастерства, чем создание оперного или балетного спектакля. Это хорошо понимает административная группа во главе с заместителем директора Юрием Ларионовым.

За 40 лет вокруг театра сформировался такой круг режиссеров, художников, дирижеров, артистов разного плана, что уже есть возможность проводить кастинг. И не только певцов, но и дирижеров. На Шаляпинском выступали лучшие российские дирижеры Михаил Плетнев и Валерий Гергиев, главный дирижер Киевского симфонического оркестра дирижер Национальной оперы Украины Алла Москаленко, Марко Боэми из Италии. Но чаще всего за дирижерским пультом – главный дирижер театра Ренат Салаватов.

Театр успешно сотрудничал с режиссерами Михаилом Панджавидзе и Георгием Ковтуном, художниками Игорем Гриневичем и Анатолием Нежным, которые привнесли в театр креативный язык современной сцены. В репертуарной афише появился спектакль «Лючия ди Ламмермур», где зрителю предложили перенестись из замка XVII века в современный мегаполис. Опыт показался специалистам интересным, и спектакль был номинирован на престижную Национальную театральную премию России «Золотая маска-2012».

Всё это, без сомнения, помогало поддерживать устойчивый интерес к театру вообще и к Шаляпинскому фестивалю в частности.

Меломанам повезло, что 30 лет назад была в Казани газета, которая пестовала фестиваль, как младенца. «Вечерняя Казань» рассказывала о каждом спектакле. После фестиваля, как правило, публиковались большие подборки со статьями и рецензиями, подводящие итоги. Газета всячески пропагандировала оперное искусство, достаточно сложное для восприятия. Георгий Кантор одно время вел в «Вечерке» специальную рубрику «Уроки музыки».

Пропагандировали фестиваль все СМИ. Я тогда руководила секцией культуры Союза журналистов, и мы вместе с руководством театра думали о том, как привлечь журналистов в театр. Помнится, прессе выделили отдельную ложу. Позднее к журналистам-газетчикам и радиорепортерам присоединились тележурналисты.  

Помню, немало кабинетов пришлось посетить, чтобы помочь театру решить вопрос с транспортом. После того, как к концу спектаклей на площадь Свободы начали подаваться автобусы, казанцы стали ходить в театр чаще. И не только в феврале.

При всей престижности Шаляпинского фестиваля достаточно одного – двух серьезных срывов, чтобы потерять авторитет, завоеванный четырьмя десятилетиями. Шаляпинский не проводился только в 2005 году, когда здание театра было на реконструкции.

Сегодня Шаляпинский справедливо называют культурным брендом Казани и Татарстана. И уже в сороковой раз зимой в Казани наблюдается паломничество в оперу.