Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Март | 2025 | > | >> | ||
1 | 2 | ||||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 |
-
1996 – Минтимер Шаймиев избран Президентом РТ на второй срок
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани
Фотогалерея
Скульптор М. Диллон – мужчина или женщина?
- 28 сентября 2004 года
В 1896 году в Казани, на площади между Воскресенской церковью (ныне не сохранилась) и Ксенинской женской гимназией (ныне главное здание Казанского научного центра Академии наук РФ), был торжественно открыт памятник великому геометру, почти 20 лет возглавлявшему Императорский Казанский университет – Николаю Ивановичу Лобачевскому. Бронзовый бюст сооружен на гранитном постаменте.
В книге В. Белокопытова и Н. Шевченко «Их именами названы улицы Казани» сообщается, что автором памятника является М.Дилон, причем, фамилия склоняется, что по законам русской грамматики означает: скульптор – мужчина.
У нас есть возможность исправить эту ошибку.
К сожалению, в книгах о Казани о петербургском скульпторе Марии Львовне Диллон даже не упоминается. Скорее всего, бюст Лобачевского остался единственной ее работой в нашем городе. Нет фамилии Диллон ни в Татарском энциклопедическом словаре, ни в Большом энциклопедическом словаре.
Сообщаем некоторые подробности о памятнике, известные казанскому краеведу Борису Ерунову.
Выпускницу Петербургской академии художеств Марию Львовну Диллон (1858-1932) хорошо знают те, кто интересуется скульптурой. Возможно, казанцы, посещая Русский музей в Петербурге, видели там целую серию ее скульптурных аллегорий.
Она работала в гипсе и бронзе. Является автором надгробий известных деятелей российской культуры: актрисы Комиссаржевской, композитора Аренского.
Диллон возглавляла в Петербурге скульптурную мастерскую, с которой и был заключен договор на изготовление памятника Лобачевскому в Казани.
Трудно сегодня сказать, почему обратились именно к ней. Возможно, сказалось то, что в Казани жил ее родственник. Во всяком случае, точно известно, что на заседании комиссии по сооружению памятника были рассмотрены два проекта: казанского архитектора Богдана Михайловича Нилуса и г-жи Диллон.
Как сообщается в книге Б. Ерунова «Казанский калейдоскоп», бюст ученого был исполнен по «общему и детальным рисункам, утвержденным Министерством внутренних дел России». Опираясь на сообщение «Казанского телеграфа» 1894 года, автор книги пишет, что решение о памятнике созрело годом ранее, во время празднования 100-летия со дня рождения Лобачевского. Юбилейные торжества организовало Казанское физико-математическое общество. Скорее всего, тогда и родилась эта идея.
Был произведен сбор пожертвований на памятник, часть средств внесла городская Дума. В целом средств получилось немного, потому проект заказали молодому архитектору Нилусу. Чертежи памятника были готовы уже через месяц, одобрены Физико-математическим обществом и городским головой. А в 1895 году казанцев известили, что заказ сделан петербургской мастерской М.Диллон.
Вот что писали в те годы казанские газеты, которые изучал Б.Ерунов:
«Казанский телеграф» (далее – «КТ») в №515 от 27.10.1894 сообщает: «проект памятника поручено составить гор.архитектору Б.Нилусу...».
Этот «молодой инженер» заменил (по «КТ», № 485 от 23.09) ушедшего в отставку г.Колмакова. «КТ»,
№541, 24.11: «...Нилус составил на днях проект... Бюст будет бронзовый, на особом постаменте, в размере 1 и 3/4 аршина (около 125 см). Пьедестал... гранит с бронзовыми перевязями и надписями на них, а также с гербом Лобачевского... Стоимость... 3000 р. Проект этот одобрен физико-математическим обществом (в лице А.Васильева) и гор. головой С.Дьяченко – и поступил на утверждение в Правительство... В общем памятник довольно красивый, в легком, изящном стиле...» (как указывает автор книги, текст приведен с минимальными сокращениями).
Далее цитата из книги Бориса Ерунова:
Таким образом, памятник изначально прост – «бюст на колонне». Цитата из «Волжского вестника» («ВВ», №11, 13.01.1895: «...На заседании комиссии (по сооружению) рассмотрены представленные проекты... Нилуса и художника, г-жи Диллон... Второй из этих проектов был признан неархитектурным в отношении пьедестала...»
Проект г.Нилуса тогда же признали «превышающим имеющиеся для этой цели суммы», и казанскому голове Дьяченко, выезжавшему в Санкт- Петербург, было поручено «навести справки у петербургских мастеров о стоимости... памятника по проекту г.Нилуса, определяя максимум возможным затраты в 4000...»
И уже 24 мая («КТ», №697) пишет: «Комиссия заключает договор... с М.Л.Диллон... Она собственными средствами выполнит по общему и детальным рисункам, утвержденным МВД России... бюст и пьедестал... Срок работ... 6 месяцев... Плата Диллон... 2300 руб. в разные сроки...»
Кажется, это «момент Истины» – Диллон будет осуществлять идею Б.Нилуса (именно эта идея ведь послана на утверждение, см. выше «КТ», №541).
Далее – «проза»: «КТ» в №1056 (16.07.1896) сообщил, что г-жа Диллон «улучшила пропорции» памятники, по сути, лишь несколько «уточнив» соотношения» между размерами бюста и постамента.
Не имея оригиналов рисунков Нилуса, трудно оценить этот «вклад» Диллон. Видимо, он – в снижении высоты колонны и «упрощении перевязей». Хотя, мне кажется, архитектор она куда «хуже скульптора», но теперь уж ничего не изменишь. Важнее другое – «облик памятника», изначально предложенный г.Нилусом, фактически сохранен».
Госпожа Диллон получила вознаграждение за памятник – больше на тысячу рублей, чем предполагалось. Это тоже газетное сообщение. Плюс в пользу версии о ее авторстве. Есть еще один немаловажный факт, который не могли не учитывать члены комиссии: в то время только в Петербурге делали бронзовые отливки".
Почему же Нилус не считается хотя бы соавтором памятника?
Б.Ерунов предполагает, что было на то несколько причин. Во-первых, столичные мастера не захотели «делиться славой» с провинциалом, хотя и не скрыли, что воспользовались вариантом казанского автора, во-вторых, казанские журналисты не любили архитектора Нилуса, сообщая читателям немало «интересного» о передрягах, в которые он попадал.
По мнению другого известного краеведа – Льва Жаржевского, автором бюста Лобачевского, вне сомнения, является М.Диллон, а Б.Нилусу принадлежит только архитектурное решение памятника.
Б. Ерунов возражает: утверждение Л.Жаржевского «в пользу г-жи Диллон как «автора бюста», мягко сказать, «притянуто». «Контур» бюста как части памятника был уже задан в «детальных рисунках» г.Нилуса. Мария Львовна выполнила лишь «техническую часть»: изготовление – и бюста, и памятника в целом. Выполнила, признаем, «недурно»...
Б. Ерунов уточняет: высота бюстов: по варианту г.Нилуса – 125 см, итоговая (по М.Диллон) – 107 см (или, коль важна полная точность – «полтора аршина», по «КТ», №1090, 29.08). По его мнению, «впредь и до века» именовать автором проекта памятника Н.И.Лобачевскому в Казани надо Б.М.Нилуса.
Интересно, что в университетском альбоме о Н.И.Лобачевском называется еще одна фамилия – архитектор Игнатьев (без инициалов и каких-либо уточнений). Эта же фамилия указана в книге «Республика Татарстан: памятники истории и культуры» (Казань, 1993).
Ни один из наших собеседников не смог сообщить об этом человеке хоть каких-то сведений.
Даты открытия памятника Лобачевскому в различных источниках называются разные. В альбоме «Н.Лобачевский» (рекламно-издательская фирма «Рут», 2003) сообщается, что это случилось 1 сентября по старому стилю, в уже упоминавшейся книге «Их именами названы улицы Казани» – 1 октября.
Борис Ерунов уточняет: памятник открылся 1 сентября 1896 г. по старому стилю. Об этом сообщили все городские газеты в номерах от 3 сентября.