Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Балет, который всегда в афише
- 25 января 2004 года
В 1984 году казанский фоторепортер Владимир Зотов был в командировке в Ленинграде, где совершенно случайно для себя попал на 174-й спектакль «Шурале» на сцене знаменитого Кировского театра.
Как известно, творческая судьба этого балета оказалась сложной. Новый балет планировалось подготовить к Декаде татарского искусства, намеченной на август 1941 года. Это был первый национальный спектакль балетной труппы казанского театра, созданной в 1939 году.
Для подготовки к московским гастролям в Казань из Москвы и Ленинграда приехала группа специалистов в области хореографии, в том числе молодой балетмейстер Леонид Якобсон. Приказом по театру от 27 марта 1941 года он назначался постановщиком. Художественным руководителем балетной труппы стал Гай Тагиров, который должен был принять участие и в работе над «Шурале».
Однако Якобсон оказался единственным постановщиком. Он так перекроил либретто, добиваясь сказочного эффекта, что молодому композитору пришлось почти заново писать балет. Это была гигантская работа, которая потребовала от него на время перебраться в один из номеров гостиницы «Совет», где жили приглашенные хореографы.
Репетиции проходили в спортзале клуба меховщиков. Но грянула Великая Отечественная война, о декаде в Москве пришлось забыть до 1957 года. Погиб в бою замечательный татарский композитор Фарид Яруллин...
Л.Якобсон смог вернуться к работе над балетом «Шурале» только через многие годы. Премьера состоялась в театре имени Кирова в 1950 году. А в 1951-м создатели балета были удостоены Государственной премии СССР.
Впоследствии к музыке Ф.Яруллина обращались многие советские балетмейстеры, но лучшей считается хореография ленинградского мастера.
В настоящее время на сцене театра имени Джалиля мы тоже видим «Шурале» Якобсона. Премьера спектакля в этой редакции состоялась в 1970 году, когда главным балетмейстером была Нинель Юлтыева. С тех пор балет постоянно в афише театра. Меняются только исполнители и декорации.
В.Зотов, вернувшись в Казань, опубликовал в «Вечерней Казани», где тогда работал, четыре снимка с ленинградского спектакля с небольшим текстом, который написал сам, что делал крайне редко. Так ему понравилась постановка Кировского театра.
На одном из снимков был исполнитель заглавной партии Равиль Багаутдинов, молодой выпускник Ленинградского хореографического училища, уроженец Казани.
В первом казанском спектакле «Шурале» должен был участвовать Тахир Балтагиев. В первом ленинградском «Шурале» он исполнил заглавную партию. В 1984-м Тахир Валеевич уже был педагогом-репетитором.
Первым Шурале в Казани должен был стать Бари Ахтямов, первым Балтыром – Абдурахман Кумысников.
Только в марте 1945 года казанцы увидели этот балет, но уже в новой постановке. Первое и третье действие поставил заслуженный артист РСФСР Леонид Жуков, в прошлом солист Большого театра Союза ССР, с октября 1944 года возглавивший балетную труппу, второе действие – Гай Тагиров.
Главные партии исполняли: Владимир Романюк (Шурале), Анна Гацулина (Сююмбике) и Бари Ахтямов (Балтыр). В 1952 году была осуществлена вторая редакция балета, спектакль тогда поставила дипломница ГИТИСа Янина Брунак. В дни Декады татарского искусства и литературы в Москве «Шурале» был показан в редакции Людмилы Бордзиловской, тогда главного балетмейстера театра, и Шаймухамета Байдавлетова.
«Не стану, да и не смогу описать спектакль, поразивший меня блистательным мастерством исполнителей, фантастическим оформлением – это была прекрасная и загадочная сказка. Я видел, как заполненный до самой галерки зал аплодировал «Шурале». Аплодировал искусству, которое не знает национальных преград, искусству, которое не умирает».
На такой патетической ноте заканчивался фоторепортаж казанского журналиста под заголовком «Шурале с казанской пропиской» о ленинградском спектакле на музыку татарского композитора.
Первого января известному татарскому композитору Фариду Яруллину исполнилось бы 90 лет. В Литературном музее имени Габдуллы Тукая по случаю юбилея прошло очередное заседание клуба преподавателей татарского языка и литературы «Туган тел» («Родной язык»). Среди почетных гостей был Мирсаид Яруллин. Их отец – Загидулла Яруллин был популярным народным музыкантом, автором ряда песен и инструментальных произведений. Семья жила тогда деревне, но отец с двумя сыновьями не пропускали ни одного концерта в Казани, в особенности концерты татарской музыки. Отец лично знал многих композиторов того времени: Сайдашева, Файзи, Музафарова, Ключарева... Не удивительно поэтому, что оба сына тоже полюбили музыку, стали известными композиторами.
Загидулла Яруллин впервые услышали музыку Фарида уже после его гибели. Как вспоминает Мирсаид Загидуллович, отец слушал молча, слушал и плакал... ...Фарид поступил в Казанский музыкальный техникум (ныне музыкальное училище) в 1930 году, занимался одновременно по классу виолончели у Р.Л.Полякова и по классу фортепьяно у М.А.Пятницкой. В 1933-1939 годах учился в Московской консерватории.
Замысел о балете по мотивам сказки Габдуллы Тукая «Шурале» возник у него еще в студенческие годы, однако работе над этим сочинением он посвятил себя целиком уже после окончания консерватории.
Когда в июне 1941 года фашистская Германия напала на СССР, в оперном театре Казани уже шли репетиции нового балета. Война оборвала работу над спектаклем, а сам композитор с первых дней боев оказался в рядах Советской Армии.
Фариду Яруллину не довелось дожить до разгрома врага: в сентябре 1943 года он погиб в бою. Не увидел он и премьеру своего балета. Ни в Ленинграде, ни в Казани. Многие театры страны, заботливо воплотив в своих спектаклях замысел талантливого композитора, сделали татарского Шурале популярным сказочным персонажем на территории всего Советского Союза.
На снимках - балет «Шурале» в постановке театра оперы и балета имени С.М.Кирова (Ленинград, 1984 год).
Фото Владимира ЗОТОВА
«Казанские истории», №2, 2004 год