Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2025 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
  • 1726 – Глава казанского духовенства архиерей Селивестр произвел обряд освящения Петропавловского собора

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Поступали в КГУ, диплом получили в КАИ

Человек не имеет крыльев, и по отношению веса своего к весу мускулов в 7 раз слабее птицы. Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Эти крылатые слова отца русской авиации Н.Е.Жуковского, произнесенные им в 1898 году на X съезде российских естествоиспытателей, блестяще подтвердились.

Организация авиационного втуза в Казани не была случайностью: город в то время был одним из признанных центров авиационного образования в стране. Заслуга в этом принадлежит последователю Жуковского – профессору Дмитрию Николаевичу Зейлигеру.

Планомерную подготовку авиационных специалистов в стенах Казанского государственного университета он начал в 1927 году, когда из студентов второго курса механико-математического факультета создал группу со специализацией по аэродинамике. В 1930 году такие группы были уже на всех курсах университета.

К этой работе Зейлигер сразу же привлек своего талантливого ученика – аспиранта Николая Четаева. В 1929 году Зейлигер послал Четаева в заграничную командировку, в аэродинамический институт Геттингенского университета (Германия) для дальнейшей специализации в авиационных науках.

Возвратившись в начале 1930 года, тот продолжил дело своего учителя уже самостоятельно, так как Зейлигер переехал в другой город. По инициативе Четаева в тот год группы специализации были официально выделены во вновь образованное аэродинамическое отделение КГУ. Как ученый, он занимался проблемами устойчивости равновесия вращающихся жидких тел. В историю казанской науки вошел как основатель школы теории устойчивости.

Став профессором и заведующим кафедрой механики, Четаев много сил отдавал организации учебного процесса на отделении. Хорошо понимая значение современной экспериментальной базы в таких мало исследованных тогда областях, как аэродинамика и аэромеханика самолета, он добился выделения помещения для аэродинамической трубы. В 1930 году городские власти отдали для этой цели здание по улице Большой Галактионовской (ныне ул. Горького).

Объективные потребности промышленности и накопленный опыт подготовки авиационных специалистов в КГУ явились соответствующей базой для организации в Казани самостоятельного авиационного института. Решение о его создании было принято Главным управлением авиационной промышленности Наркома тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.

Постановлением об организации Казанского авиационного института (КАИ) предусматривались два отделения: аэродинамическое и самолетостроительное, причем первое создавалось за счет перевода в новый институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было формироваться за счет перевода студентов из других вузов Казани.

Уже 6 марта состоялось совещание руководства КАИ, на котором были намечены первоочередные мероприятия по формированию коллектива студентов и преподавателей, по организации учебного процесса: создана приемная комиссия по отбору кандидатов на самолетостроительное отделение из числа студентов КГУ, институтов энергетического и лесотехнического.

Наряду с работой по набору студентов в новый институт шло формирование педагогического коллектива. Первыми преподавателями КАИ в апреле 1932 года были зачислены профессора и доценты КГУ Н.Г.Четаев, П.А.Широков, Б.М.Столбов, ассистенты Н.И.Двинянинов, В.Г.Волдинов. Занятия проводились в помещениях, которые занимало аэродинамическое отделение университета в правом крыле его основного здания, а также в механическом кабинете КГУ. Быстро рос контингент студентов.

Если в марте занятия начали на первых трех курсах три группы аэродинамического отделения КГУ, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже 9 групп с общим количеством студентов 202 человека.

В1934 году был открыт самолетостроительный факультет. С первых дней существования института велась интенсивная научно-исследовательская работа. Ее возглавлял Николай Гурьевич Четаев, создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году он был переведен на работу в Москву, на должность заместителя директора (с 1944 – директор) Института механики АН СССР (в 1943-м избран членом-корреспондентом АН СССР).

Своеобразие КАИ состояло в том, что он был образован на базе одного из старейших университетов страны. Институт унаследовал от вуза-прародителя традиции, способствующие глубине и фундаментальности учебного процесса и научных исследований, обогатив их практической, прикладной направленностью.

Все это привело к формированию своего, каёвского, стиля в подготовке инженерных и научных кадров, в научных исследованиях.

Лира ЗАКИРОВА, студентка 4 курса КГТУ

«Казанские истории», 22-23, 2004 год