Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Поступали в КГУ, диплом получили в КАИ
- 20 декабря 2004 года
Человек не имеет крыльев, и по отношению веса своего к весу мускулов в 7 раз слабее птицы. Но я думаю, что он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Эти крылатые слова отца русской авиации Н.Е.Жуковского, произнесенные им в 1898 году на X съезде российских естествоиспытателей, блестяще подтвердились.
Организация авиационного втуза в Казани не была случайностью: город в то время был одним из признанных центров авиационного образования в стране. Заслуга в этом принадлежит последователю Жуковского – профессору Дмитрию Николаевичу Зейлигеру.
Планомерную подготовку авиационных специалистов в стенах Казанского государственного университета он начал в 1927 году, когда из студентов второго курса механико-математического факультета создал группу со специализацией по аэродинамике. В 1930 году такие группы были уже на всех курсах университета.
К этой работе Зейлигер сразу же привлек своего талантливого ученика – аспиранта Николая Четаева. В 1929 году Зейлигер послал Четаева в заграничную командировку, в аэродинамический институт Геттингенского университета (Германия) для дальнейшей специализации в авиационных науках.
Возвратившись в начале 1930 года, тот продолжил дело своего учителя уже самостоятельно, так как Зейлигер переехал в другой город. По инициативе Четаева в тот год группы специализации были официально выделены во вновь образованное аэродинамическое отделение КГУ. Как ученый, он занимался проблемами устойчивости равновесия вращающихся жидких тел. В историю казанской науки вошел как основатель школы теории устойчивости.
Став профессором и заведующим кафедрой механики, Четаев много сил отдавал организации учебного процесса на отделении. Хорошо понимая значение современной экспериментальной базы в таких мало исследованных тогда областях, как аэродинамика и аэромеханика самолета, он добился выделения помещения для аэродинамической трубы. В 1930 году городские власти отдали для этой цели здание по улице Большой Галактионовской (ныне ул. Горького).
Объективные потребности промышленности и накопленный опыт подготовки авиационных специалистов в КГУ явились соответствующей базой для организации в Казани самостоятельного авиационного института. Решение о его создании было принято Главным управлением авиационной промышленности Наркома тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.
Постановлением об организации Казанского авиационного института (КАИ) предусматривались два отделения: аэродинамическое и самолетостроительное, причем первое создавалось за счет перевода в новый институт всего контингента студентов, аспирантов и преподавателей аэродинамического отделения КГУ, а второе должно было формироваться за счет перевода студентов из других вузов Казани.
Уже 6 марта состоялось совещание руководства КАИ, на котором были намечены первоочередные мероприятия по формированию коллектива студентов и преподавателей, по организации учебного процесса: создана приемная комиссия по отбору кандидатов на самолетостроительное отделение из числа студентов КГУ, институтов энергетического и лесотехнического.
Наряду с работой по набору студентов в новый институт шло формирование педагогического коллектива. Первыми преподавателями КАИ в апреле 1932 года были зачислены профессора и доценты КГУ Н.Г.Четаев, П.А.Широков, Б.М.Столбов, ассистенты Н.И.Двинянинов, В.Г.Волдинов. Занятия проводились в помещениях, которые занимало аэродинамическое отделение университета в правом крыле его основного здания, а также в механическом кабинете КГУ. Быстро рос контингент студентов.
Если в марте занятия начали на первых трех курсах три группы аэродинамического отделения КГУ, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже 9 групп с общим количеством студентов 202 человека.
В1934 году был открыт самолетостроительный факультет. С первых дней существования института велась интенсивная научно-исследовательская работа. Ее возглавлял Николай Гурьевич Четаев, создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году он был переведен на работу в Москву, на должность заместителя директора (с 1944 – директор) Института механики АН СССР (в 1943-м избран членом-корреспондентом АН СССР).
Своеобразие КАИ состояло в том, что он был образован на базе одного из старейших университетов страны. Институт унаследовал от вуза-прародителя традиции, способствующие глубине и фундаментальности учебного процесса и научных исследований, обогатив их практической, прикладной направленностью.
Все это привело к формированию своего, каёвского, стиля в подготовке инженерных и научных кадров, в научных исследованиях.
Лира ЗАКИРОВА, студентка 4 курса КГТУ
«Казанские истории», 22-23, 2004 год