Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Мы стали с тобой земляками, далекий речной городок»

В годы войны в Чистополь был эвакуирован не только Московский часовой завод. В город приехало много деятелей культуры и искусства.

О некоторых из них рассказала в своей конкурсной работе член объединения «Экскурсоведение» городского Центра детского творчества Елена ДРЕМИНА (руководитель И.Бодрова). Эта работа получила диплом первой степени на республиканском конкурсе «Мы живем, не забывая…»

Зимою очень холодно на Каме –

Стоят морозы нашим не подстать.

И мне, друзья, озябшими руками

Стихи свои невесело писать.

Но ничего другого не осталось,

И я пока другого не прошел;

У печки пальцы отогрею малость,

Да и опять пишу себе, пишу.

Эти стихи принадлежат известному советскому поэту Михаилу Исаковскому.

В наш маленький город (население его до войны было всего 25 тыс. человек) эвакуировали около 20 000 граждан со всех концов СССР. Среди них было около 150 знаменитых писателей, поэтов и артистов. Это всем известные имена: М.Исаковский, Л.Леонов, Н.Асеев, П.Павленко, Б.Пастернак, З.Воскресенская, К.Федин, многие артисты МХАТа и Большого драматического театра Ленинграда.

Архивные документы рассказывают о том, что 23 июля 1941 года городской исполком рассматривал вопрос о предоставлении жилья семьям писателей. Решили отдать им строящийся дом №138 по улице Льва Толстого. Еще решили организовать для них закрытую столовую.

На одном из домов по улице Карла Маркса есть надпись: «Здесь с октября 1941 по май 1943 года жил и работал Леонид Максимович Леонов». Он написал в Чистополе несколько публицистических статей, приступил к работе над пьесой «Лёнушка». Позднее была завершена «Золотая карета», в которой особо чувствуется атмосфера старинного города Чистополя. Есть и имена некоторых чистопольцев.

В декабре 1941 года Леонов начал работу над пьесой «Нашествие» и закончил ее в мае 1942-го. Пьеса эта была одним из первых и лучших драматических произведений того времени, посвященных войне. В центре – образ старого врача Ивана Тихоновича Таланова, русского интеллигента, истинного патриота Родины. Прообразом Таланова послужил старейший чистопольский врач, уважаемый горожанами человек – Д.Авдеев.

Весной 1942 года вместе с К.Треневым, К.Фединым, Н.Асеевым и другими писателями чистопольцы слушали первоначальный вариант пьесы в доме Авдеевых.

На фасаде двухэтажного особняка, в котором в XIX веке размещалась аптека Ковалевского, видим мемориальную доску: здесь с октября 1941 по июль 1943 года находилось одно из отделений Союза советских писателей. Два других были эвакуированы в Ташкент и Свердловск.

Уполномоченным писательской делегации в Татарии был выбран Константин Федин. В наш маленький город приехали люди, которые по возрасту или состоянию здоровья не могли участвовать во фронтовых операциях. В Москве и Ленинграде они были разделены большими расстояниями, здесь же встречались почти ежедневно.

Центром их общения стал Дом учителя, который выполнял функции Дома литераторов и Дома актеров одновременно.

Широкой известностью в городе пользовались литературные среды и тематические вечера, организуемые членами правления Союза. Начало им положил Федин. Чудом сохранилась программа первого литературного вечера, написанная рукой Константина Александровича. Вечер состоялся в конце октября 1941 года. Выступали Н.Асеев, М.Зенкевич, М.Исаковский, Л.Ошанин, Б.Пастернак, а также актеры и музыканты.

Любопытно отметить, что собравшаяся публика особенно тепло встретила выступление молодого поэта Льва Ошанина, аплодировала ему за стихотворение «На сильной и ветреной Каме», написанное специально к этому вечеру. Это было первое произведение, посвященное Чистополю.

В здании Сбербанка в годы Великой Отечественной войны размещался городской драматический театр. Прибывшие в наш город артисты под руководством Ангелины Степановой – жены писателя А.Фадеева, вместе с чистопольскими артистами образовали замечательную труппу. В годы войны здесь были поставлены произведения классиков, пьесы К.Тренева «Любовь Яровая», Л.Леонова «Нашествие». Премьера пьесы «Нашествие» состоялась 7-11 ноября 1942 года. Вела спектакль дочь поэта Ильи Сельвинского – Ц.Воскресенская, она же играла беременную женщину-певичку.

Театр не отапливался, сидели в пальто. Было холодно, но никто не ушел.

Дом-музей лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака был открыт к 100-летию со дня рождения поэта в 1999 году. На мемориальной доске читаем: «В этом доме с октября 1941 года по ноябрь 1943 года жил Б.Л.Пастернак».

В Чистополе Борис Леонидович оказался после того, как его неоднократные просьбы об отправлении на фронт не были удовлетворены. Впоследствии поэт вспоминал: «В конце октября я уехал из Москвы, и зима в провинциальном городе, отстоящем далеко от железной дороги, на замерзшей реке, служащей единственным средством сообщения, отрезала меня от внешнего мира и на три месяца засадила за прерванного «Ромео».

Он поселился в доме по улице Ленина (в годы войны ул. Володарского). 26 февраля в зале Дома учителя Пастернак читал свой перевод «Ромео и Джульетты», который не слышали еще в Москве и Ленинграде.

А.Гладков вспоминал:

«Билеты платные: по 4 и 5 рублей. Сбор идет на подарки солдатам Красной Армии. Под вечер в городе авария на электростанции и свету нет. Борис Леонидович читает, освещаемый двумя керосиновыми лампами. Зал почти полон. Тут вся писательская колония и много местной интеллигенции, хотя в тот же вечер рядом в Доме культуры, в театре – премьера «Обрыва»

В разговоре с А.Гладковым Пастернак сказал:

«Жизнь в Чистополе хороша уже тем, что мы здесь ближе, чем в Москве, к природной стихии: нас страшит мороз, радует оттепель – восстанавливаются естественные отношения человека с природой. И даже отсутствие удобств, всех этих кранов и штепселей, мне лично не кажется лишением, и я думаю, что говорю это почти от имени поэзии».

Два года жизни в Чистополе для писателей, актеров, музыкантов не были пустыми. Они много работали на победу, достойно выполняли великую миссию выразителей сознания народа. Это была напряженная трудовая и духовная жизнь. Это был свой вклад в разгром фашизма.

Поэт Лев Ошанин писал: «Полвека назад чистопольцы потеснились, проявили человечность и чуткость к незнакомым людям. Вечное спасибо им за это! Я писал тогда:

На сильной и ветреной Каме

Вдали от железных дорог

Мы стали с тобой земляками,

Далекий речной городок.

Желаю милому доброму Чистополю достойно пережить наше нелегкое время, а чистопольцам – зажить, как положено труженикам, сытно и радостно, в доверье и братстве».

«Казанские истории», №7-8, 2005 год