Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Дети и война

В мае, в преддверии Дня Великой Победы, по одному из телеканалов прошел сюжет, который наверняка потряс  зрителей старшего поколения. Школьников спросили, что они знают о войне, и оказалось, что они имеют об этом такое же представление, как об империи Александра Македонского.

Они не смогли ответить правильно ни на один вопрос журналиста, поскольку не знали, сколько времени продолжалась война, кто напал на Советский Союз и кто был союзником нашей страны в этой кровопролитной битве. Вряд ли стоит сердиться на школьников. Если для послевоенных поколений Великая Отечественная была единственной войной, которую они, как ни хотели, не могли забыть, то сегодня война – это обычное состояние человеческого общежития. Нет уже государства, ценой великих жертв победивших в мае 1945 года; идет перманентная война в Чечне; то и дело кого-то бомбят или убивают другим образом за пределами нашего государства; наконец, современные дети способны моделировать военные действия на своих компьютерах, как заправские полководцы. И все-таки такое беспамятство непростительно.

Поскольку Великая Отечественная война – это не только история великих сражений. Прежде всего это история человеческого духа, это история народа, который никогда еще не удавалось победить извне. Возможно, именно потому у нас многое не получается сейчас, что народа в стране нет – есть просто население.

Предлагаем вашему вниманию материал, рассказывающий о войне с необычной стороны. 

Дети и война

Фонды Национального музея Республики Татарстан богаты материалами, рассказывающими о жизни детей в годы войны. Среди них фотографии, переписка детей с фронтовиками, одежда, игрушки, рисунки детей военного периода. Эти материалы удачно дополняют архивные, позволяют исследователям составить более полное и объективное представление о жизни детей в нашей республике в годы Великой Отечественной войны, поближе узнать об организации детского труда в колхозах Татарской АССР.

Всем известен факт, о том что значительную часть трудоспособного населения в селах и деревнях в годы войны составляли дети. Именно они больше всего привлекались летом к сельскохозяйственным работам. Всеми ими правило одно огромное желание – помочь фронту: «...если нас не берут на фронт, будем полезными в тылу. Встанем же рядом с матерями и сестрами на место ушедших отцов и братьев» И работали...

Вот, например, какие виды работы выполняли дети в совхозе «Прикамский» Шереметьевского района ТАССР с 20 июня по 12 сентября: заскирдование снопов, сгребали и копнили рожь, перелопачивали зерна, вязали снопы, пропалывали различные культуры, а осенью – убирали картофель.

Об уборке картофеля ученица 7-го класса Лылова Галя написала стихотворение:

Наступила прекрасная осень,

Убиралися в поле хлеба,

А картошка стояла нетронута,

Так три дня мы рыли картофель

На колхозном поле большом.

И еще если надо поможем

Мы в суровой для родины час

Норма дневной выработки на ребенка в зависимости от вида работ составляли 0,15 до 0,5 гектара. Подростки скирдовали, вязали и перекидывали снопы, перелопачивали зерно, сгребали и копнили рожь, окучивали картофель и т.д. Наиболее трудоемкой работой была посадка овощей и их пролив. Поскольку оросительная система в селах республики за годы войны пришла в негодность, воду часто приходилось набирать и носить вручную за 400-500 метров.

Работали в любую погоду, чтобы в срок закончить посевную или уборочную. Когда руководство колхоза или совхоза обращалось с просьбой работать в выходной день, работали безотказно. Учащиеся оказывали посильную помощь в ремонте зданий (ферм, кузниц и т.п.), техники (комбайнов, тракторов), пахали землю и ухаживали за животными. Очень часто у детей не было даже соответствующей одежды и обуви. А условия проживания в колхозах и совхозах были ужасающими: «протекала крыша, не было коек, девчонки спали на полу, приходилось спать в сырости, негде было сушить одежду и обувь».

Труд детей, когда была возможность оплачивался. Некоторые колхозы выплачивали зарплату, а иногда выдавали «натурой» – 100 кг капусты на ученика и по 200 кг на каждого учителя, иногда «бригада младших девочек 24 кг белой муки и 6 кг меда. Однако труд учеников и учителей оплачивался не всегда. Но это было для них неважно. Ведь таким образом они помогали фронту!

Всего на сельскохозяйственных работах приняли участие свыше 656 тысяч учащихся и учителей Татарии. Ими было выработано за 1941-1945 годы более 16 миллионов трудодней, то есть в среднем ежегодно работами по 136 тысяч участников. Первую премию Наркомпроса РСФСР за 1942 год за хорошую организацию и активное участие в сельскохозяйственных работах получила школа №49 Казани. В 1943 году переходящее Красное знамя обкома ВЛКСМ, Наркомпроса и Наркомдела ТАССР завоевал Зубцовский детский дом Тетюшского района, а переходящее Красное знамя Наркомпроса РСФСР было присуждено казанской школе №85.

Учащиеся помогали всем, чем могли: собирали лекарственные травы, металлолом, шефствовали над госпиталями, выполняли другие работы. Так, они обслуживали 49 госпиталей Татарии. Учебой в военные годы было охвачено 82,5 процента детей школьного возраста. 18 декабря 1941 года на заседании бюро Татарского обкома ВКП (б) обсуждался вопрос о состоянии всеобщего обязательного обучения в ТАССР. Обком партии потребовал от органов народного образования усиления борьбы с отсевом и работы по возвращению в школу 7 тысяч учеников. Но всеобуч был сорван, и на конец 1942 учебного года 35,7 тысячи детей оставалось вне школы.

Хотя общее количество школ увеличивалось, контингент учащихся сокращался. Чаще всего причинами были длительная болезнь и смерть (17,9?), отсутствие обуви и одежды (13,3?). Учиться в годы войны разрухи, голода было очень трудно. Ведь в школах не хватало мебели, письменных принадлежностей, спортивного инвентаря. А зимой многие школы просто не отапливались. Неудивительно, что падала успеваемость. Так, в 1943/1944 учебном году 12,1 процента учащихся 1-10 классов были оставлены на второй год. Был создан фонд всеобуча, на который откликнулись трудящиеся республики. Ими было передано в фонд 3 миллиона 244 тысяч рублей. Эти средства использовались для обеспечения особо нуждающихся учеников и детей фронтовиков одеждой и обувью.

Организовывали для учащихся горячие завтраки, только в Казани таким образом питались 8 тысяч детей. За 1941-1945 годы педагогические коллективы и дети Татарстана справились с задачами военного времени, выдержали суровый экзамен на зрелость... Всеобщим образованием в годы войны было охвачено 91,7 процента детей всего школьного возраста, но учитывались ли в этих цифрах, расчетах дети, эвакуированные с западных областей СССР?

В связи с массовым вовлечением женщин в производство, а также в связи с эвакуацией в республику большого количества детских учреждений сильно возросла потребность в расширении сети детских дошкольных учреждений. В республике разворачиваются сезонные детские площадки и стационарные детские сады. Если в летний сезон 1941 года было 1360 детплощадок, то в 1942-м их стало уже 2475, а в 1943 -м – 2137 (53 в городе, остальные – в сельской местности).

Местные Советы настойчиво изыскивали денежные средства и помещения для открытия новых детских садов и яслей, заботились об укомплектовании их соответствующим кадрами. Так, в марте 1942 года в Челнинском районе Татарии были организованы курсы ясельных работников, где обучалось 25 старшеклассниц.

В целом за период с 1932 по 1945 годы количество детей в детских садах ТАССР возросло с 23510 до 31340, а в детских площадках – с 67,8 тысячи до 73 тысяч. Жители Татарии с вниманием относились к эвакуированным в республику детям. 27 августа 1941 года обком партии обсудил решения ЦК ВКП(б) от 22 августа 1941 года. «О детях, эвакуированных из Москвы и Ленинграда». Горкомам и райкомам ВКП (б), председателем райсоветов депутатов трудящихся было поручено разместить детей в детских учреждениях и школах, снабдить их теплой одеждой, обувью учебниками. Уже к 1 декабря 1941 года в сельских районах ТАССР разместились 67798 детей, 70 процентов которых были в возрасте до 12 лет.

Заботу о тысячах детей, лишенных в свое время своих родителей, взяли на себя как государство, так и простые граждане. Только по Зеленодольску в 1944 году 26 детей было усыновлено, 41 ребенок взят под опеку и патронаж. В семьях рабочих завода №22 воспитывалось 56 усыновленных детей. При исполкомах Советов были образованны комиссии для устройства детей-сирот. Они организовывали специальные рейды по изъятию с улиц, вокзалов безнадзорных детей, брали их на учет, устраивали на работу, в детские учреждения. Если в 1940 году в 17-ти детских домах Татарии воспитывалось 2250 детей, то в начале 1945 года детских домов в республике насчитывалось уже 113 (вместе с эвакуированными).

Даже в тяжелые военные годы дети жили окруженные лаской и теплом. Они играли, рисовали, лепили, и основной темой их творчества являлась война. Например, воспитательница Аникина из детского сада №2 станции Юдино в 1942 году наблюдала за играми детей группы “семилеток”. Командир Вова М. отдает приказ вступать в бой. Он объясняет сначала своим бойцам задачу: «...Нам нужно занять вон ту деревню (указывает на противоположный участок) и погнать оттуда немцев. Понятно». Бойцы отвечают: «Понятно». Командиру приводят «лошадь» – Геру Каменкина. Вова садится на «лошадь» и с возгласом: «Вперед! Вперед! За Сталина! За мной! мчится на «вражескую деревню». Оружием служили игрушечные винтовки. Гранатами – короткие палочки, пулями – сосновые шишки.

Дети в своих играх стремились подражать героям войны, например, летчикам. Во время игры они разбивались на пары. Один человек становился мотором, сзади «садился летчик». После игры они делились впечатлениями: «Я протаранил один фашистский самолет» или «Я вышел победителем в этом бою, сбил два немецких самолета, одному крыло повредил – тоже не долетит». Не менее популярными были игры в госпиталь. Дети «сдавали» свою кровь для раненых. Палочки служили шприцами, градусниками, пузырьки – пробирками. За «ранеными» бережно ухаживали, подавали пить маленькими стаканчиками, «приготовляли кушать», крупный песок служил пшеном, мелкий манной крупой, кора деревьев – хлебом, верхушки мелких кустов деревьев – конфетами.

Играя в войну дети не забывали маскироваться, сами делали щиты и другие предметы обороны. Иногда воспитатели наблюдали, как одни дети устраивали концерт для других – тех, кто изображал раненых в госпитале. Концерты заканчивались словами: «Товарищи бойцы, мы вас вылечили, теперь вам снова надо идти, бить фашистов. Бейте же до конца Гитлера!». (Отчет воспитательницы А.И. Аникиной находится в фондах Национального музея РТ). Тема войны нашла свое отражение в детских рисунках и аппликациях.

Поскольку в Татарии было много эвакуированных детей, темой рисунков они выбирали освобождение своих родных городов, областей, сел, деревень от фашистских захватчиков или рисовали героев войны, на которых они хотели бы быть похожими.

О морально-психологическом состоянии сельского населения, в том числе детей, можно судить по произведениям устного народного творчества. Частушке о войне, собранные в 1941-1944 годах В.Ф. Павловой, передают глубокую скорбь населения по раненым и убитым на фронте, опасения об отправке в Германию на принудительные работы, ненависть к Гитлеру и т.д. Однако из этого не следует, что население республики было деморализованным. Частушки, датированные 1944 годом, отражают и позитивные настроения, связанные с верой в близкую победу:

Я отчаянный родился

И отчаянный помру.

Скоро я на фронт поеду,

Скоро Гитлера убью.

Таким образом, документы и материалы, хранящиеся в фондах Национального музея, являются важным источником для изучения жизни детей ТАССР в годы Великой Отечественной войны.

Гульназ САИТГАРЕЕВА, научный сотрудник НМ РТ.

Казанские школьницы на уборке урожая.1942 год.

Детский рисунок “Наши танки”. 1943.

Иллюстрации представлены автором.

«Казанские истории», №9-10, 2002 год