Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Екатерина II уехала, а галера «Тверь» осталась
- Любовь Агеева
- 26 июля 2013 года
Чуть более полувека назад в Адмиралтейской слободе, на улице «10 лет Октября», за высоким забором существовал филиал городского краеведческого музея Казани.
Любой желающий мог за гривенник лицезреть уникальные памятники волжского речного судоходства – паровой катер, на котором прибыл в Казань император Павел I, и величественную галеру «Тверь», которая связана с именем другого российского правителя – императрицы Екатерины II.
Желая ознакомиться с восточными областями своего государства, императрица Екатерина II в 1767 году предприняла путешествие по Волге, Для этой цели в Твери было построено десять судов, в том числе четыре галеры, одна из которых, «Тверь», названная так по месту своего рождения, была предназначена непосредственно для императрицы и ее ближайшего окружения.
В Казань царская эскадра во главе с флагманом – галерой «Тверь» – прибыла вечером 26 мая 1767 года. В тот год весенний разлив к концу мая еще не спал, и корабли легко вошли в Казанку, бросив якоря у Тайницких ворот Кремля.
Императрица посетила молебен в кафедральном Благовещенском соборе. На другой день она была на обедне в Богородицком монастыре, после окончания которого приложилось к Казанской иконе Божьей Матери, возложив на нее, а также на местный образ Спасителя по бриллиантовой коронке (Н.П. Загоскин). 28 мая она посетила Казанский Богородицкий монастырь. Познакомившись с городом, нашла возможным заложить здесь пороховой завод, который затем снабжал своей продукцией Поволжье, Сибирь, Кавказ и Среднюю Азию.
Императрице устроили в Казани пышный прием
Императрица гостила в Казани неделю, и уже 1 июня галера «Тверь» отчалила от казанских стен, взяв курс на Симбирск, откуда государыня со всей блистательной свитой отправилась в Москву уже сухопутной дорогой.
После путешествия Екатерины II суда ее флотилии разошлись по волжским городам. Четыре галеры были сданы на хранение Казанскому адмиралтейству и были поставлены на причал Ближнего Устья у Пет-рушкиного разъезда в Заречье.
Почти сорок лет спустя, в 1804 году, три из них за ветхостью были разобраны, а четвертую, на которой путешествовала по Волге царица, было велено «...хранить в память потомству, не переменяя того вида, который она имела во время высочайшего путешествия».
Поначалу галера находилась в ведении Казанского адмиралтейства, а после его упразднения ее передали Морскому министерству, затем Управлению государственных имуществ, а с начала 60-х годов XIX века она состояла на балансе городского общественного управления, устроившего для нее в 1888 году специальное помещение – лабаз типа эллинга, в котором она простояла до дня своей гибели.
Галера «Тверь» была выстроена по проекту русского корабела Михаила Щепина. Даже по современным понятиям «Тверь» – судно немалое. Ее длина – 154 фута и 6 вершков (более 47 метров, учитывая старую систему мер 1 английский и русский фут = 30,48 см.), ширина – 27 футов (8,2 метра).
Под парусами, которые несли две мачты, при попутном ветре галера развивала скорость до 10 километров в час. За каждым из весел (их у галеры было 12) сидели два-три гребца; вниз по реке и при поднятом парусе скорость галеры вырастала до 14 километров в час.
Галера поражала изяществом и красотой, гармонией подбора деталей и отделки. Судно имело деревянный корпус зеленого цвета, скрепленный металлическими болтами. Галеру украшали позолоченные фигуры Нептуна, тритонов и других мифологических существ. Широкую корму венчал императорский герб. Здесь же помещался вензель высочайшей путешественницы.
Императрице были отведены восемь комнат в кормовой части судна. Гребцы – всего сорок человек – располагались в носовой части галеры.
Судно было на удивление крепко сделано – за время его пребывания в качестве музейного экспоната корпус, будучи не смоленным и не пробитым паклей, совсем немного рассохся и дал небольшие трещины.
В самом конце XIX века городская Дума «подселила» в павильон «Твери» еще один памятник русского судостроения – катер императора Павла I, на котором он вместе с сыновьями – великими князьями Константином и Александром прибыли в Казань 24 мая 1798 года.
В отличие от своих предков – Петра I и Екатерины II, которые приплывали сюда на галерах, он выбрал гужевой транспорт, приехав в Свияжск на лошадях. Там его ожидал специально построенный на верфи Казанского адмиралтейства катер. Уехал он из Казани таким же образом – на катере до Свияжска, а потом в Москву на лошадях. Это случилось 31 мая.
С приходом советской власти «Тверь» перешла под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения. Его музейный отдел произвел починку здания павильона, и после значительного перерыва вновь открыл для всеобщего обозрения этот редкий памятник судостроения.
После Второй мировой войны на памятник «махнули рукой», сократив должность сторожа павильона и наглухо закрыв двери хранилища.
Пережив на своем веку три громадных городских пожара – в 1774, 1815 и 1842 годах, когда Казань выгорала полностью, летом 1952 года «Тверь» стала жертвой варварского поджога.
Говорят, это был результат баловства ребятишек со спичками. Когда огонь со стен и крыши здания хранилища перекинулся на галеру, судно вспыхнуло, будто было сделано из пороха. Очевидцы того пожара до сих пор вспоминают, как от объятого всепожирающим огнем корпуса раздавались резавшие слух шипение и треск.
Несмотря на все усилия пожарных, спасти «Тверь» не удалось – она сгорела дотла. Сегодня увидеть славную галеру можно лишь на фотографиях начала прошлого века. В постоянной экспозиции Национального музея Республики Татарстан хранится ее маленькая модель.
Макет галеры "Тверь" в экспозиции Национального музея РТ
Фото Любови Агеевой
В центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге можно увидеть картину художника А. Беггрова «Галера «Тверь», написанную им в 1879 году. Незадолго до рокового пожара Военно-морской музей, словно предчувствуя несчастье, вел переговоры о передаче ему галеры вместе с катером Павла I, обещая реставрацию экспонатов и более приемлемые условия хранения.
Возможно, будь городские власти чуть порасторопнее и внимательнее к этому предложению, сегодня галера «Тверь» была бы предметом гордости и восхищения многих россиян.
В преддверии 1000–летнего юбилея была договоренность с губернатором Санкт-Петербурга о воссоздании галеры «Тверь», однако она не реализована. В Казань прибыла ее уменьшенная копия, которую сегодня можно видеть на пешеходной улице Петербургской.
Макет галеры "Тверь" - одна из достопримечательностей Петербургской улицы
Фото Владимира Зотова
В Казани до сих пор сохраняется еще одно свидетельство того визита императрицы – это настоящая карета, на которой она передвигалась тогда по городу. По мнению специалистов из Оружейной палаты, она была изготовлена французскими мастерами. Ее возок украшен четырьмя рисунками мифологического содержания. Роль рессор, обычных для экипажей того времени, выполняли кожаные ремни, сшитые в восемь рядов.
Сегодня карета находится в постоянной экспозиции Национального музея РТ, а ее копию можно увидеть на улице Баумана, рядом с Казанским Большим драматическим театром имени В.И. Качалова.
Публикация подготовлена на основе книги «Кировский район: истории и судьбы Казанского Заречья»,
выпущенной к 85-летию района (ООО «Антиква», 2010)
Оригинал-макет изготовлен Издательским домом Маковского