Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Декада татарского искусства и литературы в Москве 1957 года: вторая попытка

С 20 по 24 августа 2014 года в Москве пройдут Дни культуры Татарстана. Москвичей и гостей столицы ожидает насыщенная культурная программа.

У нас есть возможность вспомнить, как проходила первая отчетная декада. Публикуем фрагмент из книги Любови Агеевой «Назиб Жиганов: композитор, педагог, личность», которая подготовлена к печати.

Отчетные декады в Москве – добрая традиция культурной жизни нашей республики. Она началась еще в 1957 году, когда столица Советского Союза предоставила татарской творческой интеллигенции возможность показать себя. Затем были Дни культуры Татарской АССР 1970 года, посвященные 50-летию образования республики, Дни литературы и искусства Татарской АССР 1980 года, посвященные 60-летию ТАССР, Дни татарской культуры и искусства 1986 года.

Год 1941

26 августа 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «О проведении в Москве Декады татарского искусства». Многие события предвоенного времени были связаны с подготовкой республики к этому событию.

Декады искусства и литературы в Москве были своего рода смотрами культурных достижений союзных и автономных республик СССР. Они представляли собой систему различных культурных мероприятий: спектакли, концерты, эстрадные программы, цирковые представления, выступления участников самодеятельности, вечера писателей, композиторов, художников, экспозиции живописи, графики и скульптуры, книжные выставки.

Подготовка к Декаде татарского искусства консолидировала лучшие художественные силы Татарской АССР. Должность директора театра оперы и балета занял И. Аухадеев. Художественным руководителем театра стал Н. Жиганов. Подготовка к выступлениям в Москве ускорила создание балетной труппы. Выпускника студии при Большом театре Союза ССР Г. Тагирова назначили ее художественным руководителем.

В Казань были приглашены известные мастера сцены из Москвы и Ленинграда: режиссеры Л. Баратов и В. Бебутов, балетмейстер Л. Якобсон. На должность главного балетмейстера из Ленинграда был приглашен П. Гусев. Музыкальным руководителем Декады стал дирижер из Свердловска А. Маргулян. Талантливый скрипач К. Байбуров был принят концертмейстером оркестра оперного театра.

К показу в Москве предназначались первый национальный балет «Шурале» Ф. Яруллина, опера «Алтынчеч» Н. Жиганова и музыкально-драматический спектакль «Ходжа Насретдин» Н. Исанбета с музыкой Дж. Файзи. В газете «Советская Татария» есть сообщение о том, что в программу Декады была включена также опера «Лачыннар» («Соколы») Н. Жиганова на либретто М. Джалиля. Так называлась тогда опера «Ильдар». Но ее премьера состоялась позже, в 1942 году.

Декада татарского искусства в Москве должна была состояться в августе 1941 года, однако начавшаяся 22 июня Великая Отечественная война сделала это событие невозможным.

 

Год 1957

После войны к идее смотра творческих сил республики в столице страны вернулись. 16 августа 1955 года бюро обкома КПСС и Совет министров ТАССР утвердили перечень мероприятий по подготовке к декаде. На этот раз она называлась – «Декада татарского искусства и литературы в Москве».

Некоторые подробности подготовительного процесса можно узнать из статьи Елены Буреевой, в то время аспирантки кафедры истории и культурологии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, опубликованной в журнале «Вестник Челябинского университета» в 2011 году (№1).

Была создана комиссия во главе с секретарем Татарского обкома КПСС С.Г. Батыевым. В ее состав вошли министр культуры ТАССР Ю.З. Закиров, руководители казанских театров, председатели творческих союзов. В феврале 1957 года на заседании бюро Татарского обкома КПСС был утвержден руководящий состав предстоящего творческого отчета: художественный руководитель – народный артист РСФСР В.В. Целиковский, музыкальный руководитель – композитор Н.Г. Жиганов, главный художник – народный художник ТАССР П.Т. Сперанский, главный дирижер – заслуженный артист РСФСР И.Э. Шерман.

В феврале 1956 года Татарский обком КПСС принял решение о начале подготовки к 1-му Республиканскому фестивалю молодежи «За мир и дружбу!», который должен был состояться в мае следующего года в Казани. Во всех культурно-просветительных учреждениях республики была начата подготовительная работа.

Среди встречающих делегацию республики на Казанском железнодорожном вокзале был знаменитый актер Игорь Ильинский

Специально к декаде были написаны пьесы «Юность Буревестника» М. Елизаровой – о М. Горьком, «Бессмертная песнь» Р. Ишмуратова – о жизни татарского поэта М. Джалиля и «Неписанные законы» учителя мензелинской школы Ю. Минова – о труде нефтяников.

При подготовке к декаде организаторами был сделан акцент на «нефтяной» теме. Специально создали самодеятельный коллектив нефтяников под руководством композитора М.Г. Латыпова, хормейстера И.В. Грекулова и балетмейстера М.А. Гатиатуллина, состоявший из 80 человек. Были написаны произведения, посвященные молодой нефтяной промышленности республики: романы И. Гази «Обыкновенные люди» и поэма Ш. Маннура «Красавица-дочь матери-земли». Свои произведения нефтяникам посвятили художники А. Бурлай («Нефтеразведчики»), Э. Либкинд («Обмен творческим опытом между нефтяниками Татарии и Китая») и др.

Комиссия по подготовке и проведению декады работала в сложных условиях. После XX съезда КПСС в среде творческой интеллигенции республики высказывались мнения, осуждающие партийные методы руководства культурой. На собрании писателей республики в мае 1956 года Амирхан Еники публично выступил против партийного вмешательства в культуру. В оппозицию партийному руководству республики встал и председатель Союза советских композиторов ТАССР, ректор Казанской консерватории Назиб Жиганов. Он отказался писать к декаде песню о партии, сославшись на то, что «имеющиеся стихи его не вдохновляют, а без вдохновения он писать не может».

Комиссия отметила низкий профессиональный уровень оперной труппы Татарского театра оперы и балета. Н. Жиганов на заседании комиссии заметил, что «состав оперного театра построен по принципу общественной работы, а не по принципу художественности», и «театр не берёт хороших солистов, видно, опасаясь, что не все в Москву поедут».

В период подготовки к декаде обозначились противоречия не только между властью и интеллигенцией, но и внутри творческих коллективов.

Декадный репертуар утверждался на бюро обкома КПСС ТАССР. Было просмотрено 30 спектаклей, 40 концертов. В декабре 1955 года прошёл смотр художественной самодеятельности рабочих и служащих, в январе 1956 года – смотр сельской самодеятельности, и по итогам были отобраны концертные номера для показа в Москве.

Декада проходила с 24 мая по 2 июня 1957 года. Делегация Татарской АССР в Москве была представлена 30 творческими коллективами с общим числом участников 1293 человека. Москвичи и гости столицы увидели спектакли Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля (12), Татарского академического театра им. Г. Камала (14), Казанского Большого драматического театра им. В.И. Качалова (5). Спектакли шли на сцене Государственного Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Большим открытием для столичной публики было высокое мастерство и профессионализм Мензелинского колхозно-совхозного театра, показавшего спектакли «Галиябану» М. Файзи и «Неписаные законы» Ю. Минова. В концертах принимали участие коллективы и солисты Государственной филармонии Татарской АССР, самодеятельные артисты.

28 и 30 мая в Концертном зале имени П.И. Чайковского и Колонном зале Дома Союзов лучшие произведения татарских композиторов исполнили Государственный академический симфонический оркестр СССР, Государственный ансамбль песни и танца ТАССР, солисты Театра оперы и балета имени М. Джалиля, Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая. Заключительный концерт состоялся в Большом театре Союза СССР.

Декада прошла с большим успехом. Спектакли, концерты, выставки посетило около 140 тысяч зрителей.

После московских гастролей большая группа артистов, композиторов, писателей, художников получила правительственные награды. Так, Н. Жиганову было присвоено звание «Народный артист СССР». Татарский академический театр имени Г. Камала был награжден орденом Ленина, Казанский Большой драматический театр имени В.И. Качалова – орденом Трудового Красного Знамени.

«Подготовку и проведение декады татарской литературы и искусства в Москве в 1957 г. можно считать одним из проявлений «оттепели». Многие библиотеки и дома культуры получили отремонтированные залы. Казанские театры смогли полностью обновить декорации и костюмы. Театр оперы и балета им. М. Джалиля обрел новое здание. В 1959 году в Казани был открыт Музей изобразительных искусств ТАССР», – читаем в новой статье Елены Буреевой, теперь кандидата исторических наук.

Она опубликовала ее в журнале «Эхо веков» в 2013 году (2013 1/2 > XX век: страницы истории).

 Иллюстрации из фонда Музея имени Н.Г. Жиганова