Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Путешествие во времени. Государственный Совет РТ – год 1995

25 лет назад, 30 марта 1995 года, состоялось первое заседание Государственного Совета Республики Татарстан, избранного 5 марта. Это был новый этап в истории законодательной власти в республике.

О том, какой важной может быть ее роль, жители республики видели на примере работы Верховного Совета XII созыва.

Предлагаем вашему вниманию исторический очерк Любови Агеевой из второго тома книги «Республика Татарстан: новейшая история».

Кампания по выборам народных депутатов Республики Татарстан проходила довольно нервно. Газетные подшивки сохранили тексты многочисленных политических заявлений и резолюций, писем в разные инстанции, журналистские сообщения о судебных тяжбах. Прокуратура РТ возбудила уголовное дело против гражданина С. и его сообщника, которые потребовали от депутата Верховного Совета Мурата Сиразина снять свою кандидатуру на выборах в парламент нового созыва. Неизвестными был избит заместитель главного редактора газеты «Казанские ведомости», депутат Казанского городского Совета Игорь Котов, тоже намеревавшийся баллотироваться в республиканский парламент.

Дважды информационные поводы были связаны с депутатом Государственной Думы Иваном Грачевым. Сначала это был инцидент в Набережных Челнах, где лидера РиЗа в конце 1994 г. избили неизвестные лица, потом тяжба с Казанской окружной и Центральной избирательными комиссиями, которые отказали ему в регистрации при выдвижении кандидатом на выборах в Государственный Совет. В тяжбу были втянуты три суда – Вахитовский районный, Верховный суд Республики Татарстан и Верховный суд Российской Федерации. Государственная Дума в лице Председателя И.Рыбкина обратилась за помощью к двум президентам – Б.Ельцину и М.Шаймиеву. Однако решение об отказе в регистрации осталось в силе. Депутата Государственной Думы Грачева признали в Казани иногородним, а по закону «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» кандидатом по избирательным округам от административно-территориальных единиц (Грачев хотел баллотироваться по Казанскому округу) могли выдвигаться только граждане, работающие или проживающие на территории соответствующего избирательного округа.

Свои проблемы были и при регистрации кандидатов в Казанский городской Совет. Лидер Компартии РТ А.Салий направил открытое письмо Президенту М.Шаймиеву, выражая несогласие с решением главы администрации Казани К.Исхакова лишить права баллотироваться в городской Совет представителей профсоюзов и Компартии на том основании, что у них нет городских структур.

На этот раз не отмечалось фактов политической борьбы между сторонниками «националов» и «федералистов». Ушли в прошлое факты устрашения местных «демократов», к которым прибегали сторонники радикальных татарских организаций. Уже только в подшивках газет можно было найти оригинальные аргументы в остром «политическом диалоге» в виде номеров домашних телефонов и адресов Грачева и его сторонников, опубликованных в газете «Суверенитет».

Ключевые позиции – по выборности глав администраций, профессионализации парламента – удалось согласовать. «Националы» и «федералисты» окончательно поняли общность интересов. До совместных акций дело не дошло, однако еще в 1994 г. Фаузия Байрамова и Иван Грачев признали в газете «Казанские ведомости», что «в вопросах внутренний демократии» у них разногласий нет. Однако настоящего объединения не произошло. И не могло произойти. Елена Чернобровкина иронически писала в «Вечерней Казани»: «Самое интересное: что они будут делать, если вдруг победят? Рассорятся? Бросятся в противостояние? Поведут пятилетнюю войну между собой? Или все-таки договорятся?»

«У меня есть вполне формальные основания для утверждения, что этот пакет избирательных законопроектов не является демократическим. Он нарушает саму идею народовластия и самоуправления», – писал Грачев 15 октября в газете «Казанские ведомости». Но ничто уже не могло изменить ситуацию.

Регистрация кандидатов в народные депутаты Республики Татарстан завершилась 15 февраля. За место в новом созыве республиканского парламента решили побороться 467 кандидатов, 151 кандидат баллотировался по административно-территориальным, 316 – по территориальным избирательным округам. Впервые кандидатов выдвигали политические партии и общественные организации. Коммунистическая партия республики выдвинула 51 кандидата, избирательный блок «Равноправие и законность» – 44, Ассоциация профсоюзов республики – 30, Татарская партия национальной независимости «Иттифак» – 27, партия «Единство и прогресс» – 24, Республиканская партия Татарстана – 23, фонд «Материнство и детство» – 20 кандидатов. Всего окружными избирательными комиссиями было зарегистрировано 126 представителей партий и общественных движений, что составило около 30% от общего числа кандидатов. Центризбирком РТ заказал 2,7 млн. бюллетеней на русском, татарском, чувашском, удмуртском и марийском языках.

На радио была введена рубрики «Трибуна депутата», на телевидении – «Теледебаты». Кандидатам в депутаты давалось по 5 минут, чтобы познакомить избирателей со своей платформой. Выступления шли в записи. В газетах печатались многочисленные предвыборные материалы.

Выборы народных депутатов Республики Татарстан и местных советов состоялись 5 марта. Голосование проходило на 2665 избирательных участках при большой активности избирателей. В выборах приняли участие 1 618 820 человек, что составляло 61,4% от общего числа зарегистрированных избирателей. В сельских районах в выборах участвовало 86,3% избирателей, в городах – 47,2%, в Казани – 47,5%. Выборы состоялись в 128 избирательных округах из 130: 61 административно-территориальном и 67 территориальных. В первом туре было избрано 69 народных депутатов, в том числе по административно-территориальным округам – 49, по территориальным – 20. Прогнозы о том, что все главы местных администраций станут депутатами, не оправдались. Не смогли победить в первом туре главы Авиастроительного, Вахитовского, Ново-Савиновского, Московского районов Казани, Аксубаевского и Менделеевского районов, а главы Сармановского и Спасского районов вообще сошли с дистанции, что стоило им впоследствии должности. Как сообщал в газете «Республика Татарстан» председатель Центральной избирательной комиссии РТ М.Сираев, из депутатов Верховного Совета свой мандат подтвердили Фарид Мухаметшин, Разиль Валеев, Алексей Колесник и Гелий Кобелев, во второй тур вышли Валентина Липужина, Анатолий Перов, Рашит Вагизов, Ольга Ермакова, Масгут Хафизов, Александр Штанин, Зиля Валеева, Анатолий Васильев, Ильдар Фаттахов, Мурат Сиразин, Зиннур Латыпов и другие. В первом туре проиграли Анатолий Лозовой, Ильдус Салахов, Ильдус Султанов и Фаузия Байрамова.

Были признаны несостоявшимися выборы в Сармановском административно-территориальном округе №54, территориальных округах: Урсалинском №84 (Альметьевский район), Нефтяном №93 (г.Лениногорск), Афанасовском №104, Студенческом №105 и Каймановском №107 (г.Нижнекамск).

Повторное голосование проходило 18 марта. В этот день народные депутаты были избраны в 55 избирательных округах: в 11 административно-территориальных, 44 территориальных.

9 марта партии, входящие в общественную организацию «Круглый стол», которая объединяла представителей оппозиционных сил, провели пресс-конференцию, на которой высказали ряд претензий к избирательным комиссиям. Некоторые жалобы дошли до судебного разбирательства, однако факты нарушений, подтвержденные судом, не могли повлиять на исход голосования. Не имел серьезного влияния на ход событий и «теневой парламент», созданный кандидатами от оппозиции.

Итоги выборов подводили на первой пленарной сессии Государственного Совета, которая проходила 30 марта. Председатель Центральной избирательной комиссии РТ Марат Сираев в своем выступлении отметил, что новый закон о выборах «позволил провести выборную кампанию на демократической основе, что, безусловно, обогатило избирательную практику».

«Следует отметить, что выборы 5 и 18 марта значительно отличались от всех ранее проводившихся в республике выборов, – сказал Сираев. – Нынешний избирательный процесс проходил, как никогда ранее, демократично. На всех его этапах был обеспечен общественный контроль. Кандидаты в депутаты активно пользовались своим правом направлять в окружные и участковые избирательные комиссии своих представителей. Во всех предвыборных мероприятиях участвовали доверенные лица кандидатов в депутаты. Кроме того, 5 и 18 марта в дни голосования на избирательных участках находились представители общественности».

Многочисленные обращения кандидатов в депутаты и их доверенных лиц в Центризбирком, намерение некоторых из них обратиться в суд, чтобы оспорить результаты голосования, не позволили председателю Центризбиркома закончить свое выступление на оптимистичной ноте. Он признал, что «технология избирательного процесса нуждается в дальнейшем совершенствовании».

В Центральную избирательную комиссию поступило 150 жалоб, обращений и заявлений из 27-и округов. Их анализ показал, что больше всего нарушений отмечалось на этапе выдвижения кандидатов в народные депутаты. Жалобы поступили из Рыбно-Слободского, Сармановского и Приволжского административно-территориальных округов; территориальных округов Новгородского №99, Мусинского №71, Дербышкинского №81 и других. Отмечались случаи изменения дислокации избирательных участков. Об ущемлении своих прав известили ЦИК представители партий и общественных объединений, доверенные лица и кандидаты в депутаты. В их жалобах речь шла об отсутствии равных возможностей для выступления кандидатов по радио, телевидению и в печати, о некорректной предвыборной агитации.

Много вопросов возникло из-за разночтения двух законов – российского и татарстанского. Так, более 50 заявлений и жалоб поступило на отказ в выдаче копий документов о результатах выборов. Согласно федеральному закону окружные и участковые избирательные комиссии должны были предоставлять такие документы кандидатам и их доверенным лицам, а законом «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» это предусмотрено не было.

От ряда кандидатов в народные депутаты и их доверенных лиц поступили заявления с требованием организовать пересчет голосов в некоторых избирательных округах и признать выборы недействительными. Как рассказывали журналистам члены Центризбиркома, проверка жалоб и заявлений показала, что в большинстве случаев отсутствовали конкретные факты искажения результатов голосования. Изложенные претензии чаще всего признавались необоснованными, поскольку оспариваемые факты соответствовали закону «О выборах народных депутатов Республики Татарстан». Центральная избирательная комиссия в своей практической деятельности строго придерживалась положений республиканского закона, подчеркнул на сессии Председатель ЦИКа.

В ряде случаев были отменены решения окружных избирательных комиссий, отдельные материалы направлены в суды, органы прокуратуры. Освобождены от должности председатель Рыбно-Слободской окружной комиссии и член Лаишевской окружной комиссии – только за то, что они проявляли свои политические симпатии по отношению к отдельным кандидатам в депутаты. В газетах можно найти сообщения о принятии мер по горячим следам. Сергей Цыганов был зарегистрирован кандидатом в депутаты Госсовета по избирательному округу №99 (Набережные Челны) – Центризбирком отменил решение окружной комиссии об отказе в этом праве как незаконное.

На день первой пленарной сессии в Государственный Совет были избраны 124 народных депутата, из них более 70 советских и административных работников, 9 руководителей промышленных предприятий, акционерных обществ, строительных и транспортных организаций, 8 руководителей сельскохозяйственных предприятий, 6 предпринимателей, 7 работников здравоохранения, 3 деятеля науки и культуры, 3 работника народного образования, 5 представителей правоохранительных органов, 8 журналистов и писателей, двое рабочих, один пенсионер. В парламент были избраны в основном мужчины, женщин было пятеро. Основной части депутатов было от 30 до 50 лет, 30 человек были старше 50, двое – моложе 30 лет. Среди депутатов были 91 татарин, 31 русский, 1 чуваш и 1 еврей. Все народные депутаты имели высшее образование, 43 человека – техническое, 81 – гуманитарное. 44 человека были депутатами Верховного Совета 12-го созыва, 80 человек избрали в высший законодательный орган республики впервые.

«Выборы выявили реальную расстановку политических сил в республике, показали признание народом проводимых Президентом республики реформ и общественно-политическую стабильность в интересах людей», – сказал М.Сираев, завершая свой доклад на сессии.

«Реальная расстановка сил» в парламенте была такова, что в Государственном Совете не оказалось представителей основных политических сил Верховного Совета. Не заручился поддержкой избирателей ни один кандидат от «федералистов». Связь с избирательным блоком «Равноправие и законность» обнаружил только один депутат – Сергей Осколок, который избирался в Зеленодольске. «Националов» представлял лишь Фанавиль Шаймарданов, но он баллотировался как независимый депутат. Скромными оказались и успехи коммунистов. От Компартии Татарстана депутатами стали Валентин Паймухин, Минфаик Вафин, Николай Коробков и Андрей Александров, но только два последних в парламенте реально отражали интересы этой партии.

Общепартийный список от партии «Единство и прогресс» был утвержден на съезде в декабре 1994 г. – было выдвинуто 29 человек, в том числе 21 – члены партии. Однако по мере приближения выборов стало ясно, что значительная часть кандидатов от этой партии выдвигалась на собраниях избирателей. В соответствии с официальными данными, от партии баллотировалось всего 8 человек: трое по административно-территориальным и пятеро по территориальным округам. При этом из 15 членов партии, ставших депутатами, лишь семеро указали в парламенте свою партийную принадлежность. Попытка создать депутатскую группу «Единство и прогресс» успехом не увенчалась.

Политически однородными были и местные советы, включая Вахитовский в Казани и Зеленодольский, руководители которых – Юрий Ростовщиков и Семен Нахамкин, были заметными оппозиционерами.

Интригующим общественность моментом стала ситуация с предпринимателем Сергеем Шашуриным, который был выдвинут кандидатом в Госсовет и стал депутатом, имея 6 соперников. Все это время Шашурин находился в следственном изоляторе. Расследование уголовного дела на него было заведено осенью 1993 г., после того, как Шашурин помог депутатам Верховного Совета России соляркой и продуктами. Дело было заведено по фактам незаконной реализации большегрузов, приобретенных ассоциацией «Тан» в АО «КАМАЗ».

Еще долго будут анализироваться итоги этих выборов. Журналисты, лидеры общественных организаций, социологи, политики, бывшие депутаты будут искать причины сокрушительного поражения кандидатов от оппозиции. Выскажут свое мнение все общественные организации. Так, МДТ «Согласие» в своем обращении к избирателям, датированном 21 марта, обвинит «партию власти» в грубом нарушении федерального законодательства, в фальсификации результатов голосования. В книге «Особая зона: выборы в Татарстане», изданной в Ульяновске в 2000 г., можно найти немало конкретных примеров, приведенных А.Штаниным, В.Беляевым, А.Салием. В статье журналиста Л.Овруцкого рассказывается о судебном процессе, в ходе которого был доказан факт фальсификации на одном из казанских избирательных участков. В острой борьбе двух депутатов Верховного Совета один уступил другому всего 70 голосов.

Во многих статьях этой книги речь идет о подкупе избирателей. «На избирателей Сафиуллинского территориального округа №78 подарочный дождь пролился щедро – тут баллотировался генеральный директор агрофирмы «Салмачи» И.Хуснутдинов, – читаем в статье А.Штанина. – Каждый подарок состоял из следующих предметов: бутылка 0,5 л вина марки «Салмачи», духи «Тет-а-тет», губная помада, тени для век, румяна… Ориентировочная стоимость набора – 35-40 тысяч руб.»

Чаще всего в этой книге речь идет об административном ресурсе, о фальсификации результатов голосования, однако многочисленные судебные процессы после выборов не отменили ни одного решения Центризбиркома РТ.

Из бесед с представителями оппозиции, которых в ходе работы над вторым томом было немало, могу предположить, что настоящего «разбора полетов» после поражения на выборах в марте 1995 г. не было ни у «федералистов», ни у «националов». Все объяснения сводились к критике Президента и его окружения, к обвинениям в адрес коллег, которых «испугали», «купили», избирателей, которые не за тех проголосовали, членов избиркомов, которые не пресекали использование административного ресурса.

Заметим: трудности подобного рода надо было предвидеть. Не было ли стратегического просчета у самой оппозиции? Весь пыл полемических статей и речей в предвыборный период 1994-1995 гг. был израсходован на споры с властью, тогда как полезнее было бы больше внимания уделить разъяснению избирателям программных установок кандидатов от оппозиции.

Нельзя было не учитывать изменения в настроениях людей, вызванных подписанием Договора с Москвой. Они уже устали от политических баталий, большинство резко отошло от политики, занялось более земными заботами. Тем более что проблем в каждой семье было более чем достаточно. Уже не было слепого доверия ни тем, кто называл себя демократами, ни тем, кто звал на баррикады ради национального суверенитета. Избиратели голосовали за тех, кто мог помочь в чем-то реальном – починить крышу, проложить асфальт. А потому в депутатах оказалось много чиновников и руководителей разного ранга, у которых таких возможностей было больше.

А.Штанин в интервью Елене Чернобровкиной для книги «Демократическая оппозиция Татарстана: 10 лет пути» признал, что РиЗ не сумел привлечь на свою сторону предпринимателей. Еще задолго до выборов можно было заметить, что руководители предприятий в Верховном Совете все чаще не поддерживали предложения группы «Народовластие». Это стало особенно заметно после заключения двустороннего Договора, когда сошла на нет угроза отделения Татарстана от России, когда определеннее стали отношения с федеральной властью.

Болезненно переживали поражение лидеры национальных партий и движений. Но разве не они своим радикализмом испугали не только русских, но и своих соплеменников? И после выборов «националы» продолжали принимать решения, которые критически оценивали даже их единомышленники. В начале мая ВТОЦ выступил против размещения российской государственной символики на улицах и административных зданиях городов Татарстана. Как отмечалось в распространенном 5 мая заявлении, российские символы «задевают национальные чувства большой группы людей, подрывают спокойствие и стабильность в республике».

В начале августа, когда Татарстан готовился праздновать пятилетие Декларации о государственном суверенитете, представители 15 партий объявили о намерении провести в Казани 30 августа ряд мероприятий в качестве альтернативы официальному юбилею. Президент ВТОЦ Марат Мулюков отметил, что эти мероприятия не будут праздничными, поскольку «для этого нет поводов»: договор с Россией, по его словам, «перечеркнул надежды татарского народа на создание независимого государства». Через три дня – новое политическое заявление. Мулюков объявил о намерении ВТОЦ создать союз политических организаций бывших союзных автономий, целью которого станет борьба за выход республик из состава Российской Федерации. 23 августа партия «Иттифак» призвала жителей Татарстана не принимать участия в выборах депутатов Государственной Думы РФ, ее лидеры заявили об отказе войти в состав координационного общественно-политического совета, созданного при Президенте РТ (в состав совета вошли представители около 20 партий и движений, в основном оппозиционной ориентации).

Через много лет после тех событий, в 2006 г., один из создателей и лидеров партии «Иттифак» Р.Мухаметдинов в книге «Идейно-политические течения в постсоветском Татарстане» признает, что в 1993-1994 гг. национальное движение начало переживать «настоящий кризис». В книге приведены суждения на этот счет известных лидеров «националов» Дамира Исхакова и Заки Зайнуллина. Первый увидел причины кризиса в отсутствии единства национального движения, в том, что татарской интеллигенции не удалось предложить сколько-нибудь целостной модели этнокультурного развития татар в современных условиях, второй – в «происках КГБ против движения». Оба критически оценили роль руководителей национальных общественных организаций: среди них не было «лидеров общенационального масштаба» (Д.Исхаков); «постепенно во главе всех направлений движения оказались ловкачи и карьеристы, которые вместо конкретных дел предпочитали заниматься «теоретизированием» (З.Зайнуллин).

Рафаэль Мухаметдинов посмотрел на ситуацию более философски. Основные причины кризиса национального движения, по его мнению, крылись «в характере правящей элиты Татарстана и в тех тектонических социальных сдвигах, которые произошли в обществе». Во-первых, национальное движение пошло на убыль, когда люди увидели,  что проблемы, решения которых добивался ВТОЦ, будут решаться государственными органами, во-вторых, ВТОЦ лишился социальной базы широких народных слоев, на которые опирался в начале 90-х годов: «рыночная экономика поглотила потенциально активную часть национального движения».

У большинства депутатов нового парламента политических амбиций не было вообще. Они пришли в парламент, обещая избирателям заниматься прозаическими вещами: чинить худые крыши, помогать решать транспортные проблемы... Они брали на себя такие обязательства на собраниях избирателей, хотя институт наказов был уже официально отменен. Среди депутатов было больше юристов и экономистов, на которых возлагали большие надежды, однако новый депутатский корпус восхищения у журналистов не вызвал. Понадобилось немало времени, чтобы и журналисты, и избиратели поняли, что у нового парламента Татарстана тоже есть свое лицо.

Первое решение на своей первой сессии Государственный Совет принял по заявлению В.Лихачева, который обратился в парламент с просьбой освободить его от должности вице-президента в связи с избранием народным депутатом. Таково было требование статьи 20 Закона «О выборах народных депутатов Республики Татарстан»: народные депутаты, избранные от территориальных округов, в двухнедельный срок должны были сложить с себя обязанности на прежнем месте работы.

Камиль Исхаков, руководитель организационного комитета, сообщил об итогах работы совещания представителей народных депутатов по подготовке первой сессии Госсовета, состоявшегося 27 марта в Центральной избирательной комиссии. На должность Председателя парламента совещание представителей рекомендовало Василия Лихачева.

В ходе сессии было выдвинуто еще две кандидатуры. Депутат Фанавиль Шаймарданов предложил себя сам – чтобы выборы были истинно демократичными, должна быть альтернатива, сказал он. Депутат Ф.Сафиуллин предложил включить в список для тайного голосования мэра Набережных Челнов Рафгата Алтынбаева. В своем выступлении Сафиуллин отметил, что не имеет ничего против кандидатуры Лихачева, однако опасается, что тот на посту руководителя Госсовета Татарстана может спровоцировать федеральный центр на опасные для республики действия, например, на ликвидацию института президента или «губернизацию» России: другой человек, татарин или русский – не имеет значения, будет «менее соблазнителен для московских авантюристов». Как сказал Сафиуллин, у Лихачева «мягкий характер», он не прошел школу партийного руководства, его «не так закаляли», «не так били». «Мягкость характера лишает вас способности быть решительным, волевым, способным идти на риск, как наш президент», – сказал он, обращаясь к В. Лихачеву.

Лихачев в предвыборной речи обозначил свою позицию по актуальным политическим вопросам, высказал ряд конкретных законодательных предложений, которые может рассмотреть новый парламент. Его кандидатуру поддержали депутаты А.Хайруллин и А.Колесник. Первый обратил внимание коллег на то, что в Гаязовском избирательном округе (г.Чистополь, Чистопольский район) было 3 кандидата, за Лихачева проголосовало 80% избирателей; второй напомнил о ходе переговоров с Москвой, когда вице-президент показал себя как надежный защитник интересов республики.

Предвыборная программа Ф.Шаймарданова была короче: оправдать доверие избирателей – защищать права человека, «издавать законы справедливые, по совести, которые будут повернуты в конце концов к людям, которые производят материальные блага и которые находятся нынче в тяжелейшем материальном положении». «Я считаю, что доброжелательное отношение именно к простым людям должно быть», – подчеркнул депутат.

Р.Алтынбаев тоже говорил о необходимости принять такие законы, которые помогли бы людям выжить в этой непростой ситуации, но в такой тяжелый момент предпочел быть вместе с жителями Набережных Челнов. Депутаты его самоотвод удовлетворили. В бюллетень для тайного голосования были включены фамилии В.Лихачева и Ф.Шаймарданова. За первого проголосовали 99 депутатов (82,5%), 21 высказался против, за второго – соответственно 9 и 111.

По предложению В.Лихачева заместителями Председателя были избраны Ренат Харисов и Зиля Валеева, Секретарем – Нурсиня Абдрашитова. Кроме них, в Президиум Государственного Совета вошли Гелий Кобелев, руководивший в Верховном Совете Плановой и бюджетно-финансовой комиссией; Рашит Вагизов, экс-председатель Комиссии по вопросам законности, правопорядка, правам человека и привилегиям; Сергей Кирилов, который пришел в Госсовет с должности заместителя Премьер-министра РТ; Марат Ахметов, глава администрации Балтасинского района; Агтас Галиахметов, глава администрации Нижнекамского района и города Нижнекамска; Борис Захаров, глава администрации Бугульминского района и города Бугульмы; Халяф Низамов, руководитель Аппарата Президента РТ, Алексей Семин, председатель правления специализированного инвестиционного фонда приватизации «Образование» (г.Казань). Из зала была предложена кандидатура Мухаммата Сабирова, бывшего Премьер-министра республики. Голосовали за предложенные кандидатуры без обсуждения.

Первая пленарная сессия образовала 7 постоянных комиссий парламента, приняла решение об образовании Комитета парламентского контроля Государственного Совета, его председателем был избран Сергей Кирилов.

Рассмотрение вопроса о проекте закона «Об изменении статей 84 и 89 Конституции Республики Татарстан» вызвало бурную дискуссию. Г.Кобелев зачитал выдержки из обращения 26 народных депутатов, которые предлагали существенно сократить состав постоянно действующего парламента. Согласно закону о выборах народных депутатов, депутаты, избранные в территориальных округах, должны были уволиться с основного места работы. Коллективное предложение поправить Конституцию давало им шанс сохранить прежнее место работы.

«Понимая необходимость организации деятельности парламента на постоянной основе, в то же время считаем возможным и целесообразным существенно сократить его состав, что могло бы, по нашему мнению, быть достигнуто путем постоянной ротации депутатов, избранных от территориальных избирательных округов, – говорилось в обращении. – Полагаем, что введение данной схемы, на наш взгляд, отличается существенными преимуществами для деятельности Государственного Совета. Это – создание условий для повышения оперативности в законотворческой деятельности, повышение ее эффективности; обеспечение всем депутатам, избранным от территориальных округов, возможности работать определенный срок в Государственном Совете на постоянной основе; сохранение устойчивых связей избранного депутата с основной профессиональной деятельностью, что может также иметь существенные гарантии его трудовых прав».

Данные выводы были сделаны с учетом анализа парламентских структур других государств, указывалось в обращении. А главное – сокращение числа депутатов, работающих в Госсовете на постоянной основе, давало «значительное снижение расходов на обеспечение работы Государственного Совета, сокращение административно-технического персонала».

Уже от себя Г.Кобелев добавил: содержание 69 народных депутатов Государственного Совета обойдется в 31 млрд. 606 млн. рублей в год, 40 млн. рублей в месяц на одного депутата. Плюс 34 млрд. – на содержание парламентского аппарата. Это будет 37% расходной части республиканского бюджета. Содержание четырех депутатов, работающих на постоянной основе, равняется годовому содержанию типовой районной больницы или трех типовых средних школ в райцентре.

Выступление Г.Кобелева вызвало много вопросов, и по сути предложения, и по процедуре принятия такого решения. Так, депутат Ольга Ермакова поинтересовалась, почему раньше изменения в Конституцию принимались с предварительным обсуждением на заседании Президиума, в постоянных комиссиях, а на этот раз законопроект вносится сразу на сессию. Она подметила, что из 26 депутатов, подписавших обращение, 14 – главы администраций.

Депутатов Рината Мухамадиева и Валентину Липужину ужаснули цифры, озвученные Г.Кобелевым. «Я избрался на пять лет от имени азнакаевцев. Как я им объясню, если через пять месяцев меня отсюда вышибут согласно ротации?», – вопрошал Фандас Сафиуллин.

Депутат А.Колесник посмотрел на проблему с другой стороны: «Тот, кто поработал в этом парламенте, знает, почем хлеб насущный, когда надо сидеть, за одну ночь подготовить таблицу поправок, внести, обсудить и т.д. Это непростой, сложный труд, к которому не каждый, может быть, готов сразу».

По мнению депутата И.Тагирова, вряд ли найдется более 25-30 депутатов, которые согласятся уйти с основной работы: «И мы не нарушаем Конституцию, а принцип ротации придает определенный динамизм, усиливает эффективность нашей работы».

«Никто не мог предположить два года назад, даже месяц назад, в каком экономическом положении окажется республика, в целом Россия и какое будет положение наших граждан, наших избирателей», – рассуждал Т.Сафин. Несколько человек вспомнили избирателей – не будут ли они думать, что их обманули, ведь они голосовали за депутатов– «профессионалов».

Действительно, щепетильная ситуация создалась, признал Президент М.Шаймиев. Он предложил сначала узнать, кто готов работать на постоянной основе, и уже потом продолжить обсуждение данного вопроса.

Депутат А.Ахатов призвал коллег не превращать Государственный Совет в провинциальный театр. Пусть каждый выразит свое мнение голосованием. По результатам голосования квалифицированное большинство поддержало поправку в действующую Конституцию республики. Вносить изменение в закон о выборах народных депутатов не стали – впереди были довыборы по нескольким округам и нельзя было менять условия.

Завершая обсуждение «щепетильного вопроса», М.Шаймиев поздравил народных депутатов с избранием в новый законодательный орган республики – в Государственный Совет, выразил уверенность, что руководители парламента «обеспечат творческую, дружную и согласованную работу всего состава наших народных избранников».

Внесение одной поправки в Конституцию привело к существенному изменению постоянно действующего парламента: из 69 депутатов осталось всего 39. На второй пленарной сессии, которая работала 26 и 27 апреля, было избрано 37 человек. Позднее изъявили желание работать на постоянной основе Роберт Миннуллин и Алмаз Камалов. Список постоянно действующего парламента время от времени изменялся – досрочно сняли полномочия депутаты Наиль Магдеев и Ильшат Гафуров, которые возглавили администрации Бугульмы и Елабуги, добавились Ильдус Гареев, который покинул пост главы администрации Альметьевска, и Ильдар Ишков, которому пришлось проститься с кабинетом главы администрации Чистопольского района.

На II пленарной сессии были сформированы 7 постоянных комиссий, избраны их председатели. По предложению С.Кирилова были избраны члены Комитета парламентского контроля.

28 апреля состоялись повторные выборы народных депутатов Республики Татарстан по шести избирательным округам. На третью пленарную сессию, которая работала 21 и 22 июня, Государственный Совет собрался в полном составе – 150 народных депутатов. Первое заседание постоянно действующего парламента проходило 24 и 25 мая. Малый парламент намеревался заседать каждую неделю.

12 апреля Президиум Государственного Совета принял решение о продолжении выпуска регулярной передачи «Парламентский час» на телеканале «Татарстан». Первый выпуск телепрограммы c названием «В Госсовете Республики Татарстан» вышел 19 мая. Далее она выходила каждую пятницу.

25 апреля на заседании Президиума было утверждено Положение о правилах аккредитации представителей средств массовой информации на сессиях Государственного Совета. 26 апреля парламент вышел из состава учредителей газет «Татарстан хэбэрлэре» и «Известия Татарстана», оставшись одним из учредителей газет «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан». То же самое сделал Кабинет министров. Парламентарии сочли, что достаточно двух официальных изданий. Газета «Татарстан хэбэрлэре» стала еженедельником «Мэдени жомга», который сосредоточил свое внимание на вопросах культуры. «Известия Татарстана» превратились в газету «Время и Деньги». Новое издание позиционировало себя как газета для деловых людей.

Указ Президента М.Шаймиева «Об изучении конституционно-правовых основ Республики Татарстан в образовательных учреждениях» ознаменовал начало новой эпохи Татарстана – события, связанные с принятием Декларации о государственном суверенитете, новой Конституции, подписанием двустороннего Договора с федеральным центром, воспринимались уже как история, которую надо изучать со школьной скамьи.

 Продолжение - Путешествие во времени. Государственный Совет РТ – год 1999