Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Татарская республика – ее истоки
- 27 мая 2020 года
Юбилейные даты обостряют внимание к истории. Не стал исключением и столетний юбилей нашей республики.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент второй главы книги «Развитие Российской избирательной системы. Выборы в Татарстане», в котором рассказывается о первых годах республики, о развитии власти Советов.
Документально-иллюстрационное издание под общей редакцией А.А. Фомина было подготовлено к печати Издательском домом Маковского по заказу Центральной избирательной комиссии РТ и отпечатано в ПИК «Идель-Пресс» (филиал ОАО «Татмедиа».
ВЫБОРЫ В СОВЕТЫ
Советское государство и его политико-правовая доктрина являлись следствием решающих событий 1917 года. Вторая русская революция началась в феврале 1917 года, затем пришел Октябрь…
Между двумя событиями руководство страной находилось в руках Временного Правительства, безуспешно решающего вопрос о форме правления в постмонархической России. Между тем эскалация социального конфликта достигла своего пика. Страна находилась накануне финансового краха. Уставшее, разорённое Первой мировой войной многомиллионное рабоче-крестьянское население жаждало мира и решения своих насущных вопросов о хлебе и земле. Чем дальше затягивалось решение этих вопросов, тем больше росло влияние Советов и партии большевиков, чутко реагировавших на настроение масс и готовых вывести их на революцию.
Юридическое оформление советского государства произошло на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд открылся вечером 25 октября 1917 года в Смольном институте, где находился Центральный комитет партии большевиков и Петросовет. На съезде было представлено более четырёхсот местных Советов. Делегацию от Казанской губернии на этом съезде возглавлял большевик Н.Я. Ежов.
Съезд заседал в те часы, когда Петроград перешёл в руки восставших, а Зимний Дворец, где находилось Временное Правительство, был окружён революционными войсками и впоследствии низложен Постановлением Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Факт свержения Временного Правительства был закреплён принятием обращения II Всероссийского съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам», в котором провозглашалось установление Советской власти. Обращением упразднялись посты губернских и уездных комиссаров Временного Правительства.
II Съезд образовал первое правительство рабочих и крестьян – Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным избрал многопартийный ВЦИК, в который вошли большевики, левые эсеры, отдельные представители иных социалистических течений. Правые эсеры и правые меньшевики отказались работать в новом правительстве.
Верховным органом Советского государства, обладающим всей полнотой власти, стал Всероссийский Съезд Советов. Окончательно власть перешла к Советам после разгона Учредительного Собрания в январе 1918 года. III и IV Чрезвычайный Всероссийские Съезды Советов решали первоочередные вопросы молодого советского государства, среди которых были Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, социализация земли, заключение Брестского мира.
V Всероссийский Съезд Советов 10 июля 1918 года принял первую Советскую Конституцию. Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах передавалась Советам.
Для создания органов местного самоуправления был учрежден Наркомат по местному самоуправлению, но фактически организацией советской власти на местах занимался Наркомат внутренних дел, который опубликовал 24 декабря 1917 года Обращение к Советам об организации местного самоуправления и Инструкцию о правах и обязанностях Советов.
СОВЕТЫ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ
В Казанской губернии представительные органы Советской власти были образованы весной 1917 года:
• в марте – Советы рабочих и солдатских депутатов;
• в мае – Советы крестьянских депутатов.
Советы действовали параллельно с представителем Временного Правительства в Казанской губернии – Казанским губернским комиссаром В.В. Молоствовым.
Двоевластие в губернии завершилось с победой Октябрьской революции. 30 октября 1917 года Казанским комитетом РСДРП была принята Резолюция об организации власти в губернии. 3 ноября 1917 года Временный революционный комитет передал управление территорией Казанскому Совету.
Осенью 1917 года представительные органы были преобразованы в Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, летом 1918 года – в Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
В переходный период в молодой стране Советов ребром стоял вопрос межсубъектных отношений. Российская Советская Республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик. Декларируя право наций на самоопределение, центральное советское руководство столкнулось желанием советских республик оформить это право де-факто.
В 1917-1918 годах было несколько попыток лидеров татарского национально-демократического движения образовать на территории Казанской губернии и прилегавших к ней регионов сначала Урало-Волжский Штат, затем Татаро-Башкирскую Советскую Социалистическую Республику.
ШТАТ ИДЭЛЬ-УРАЛ
Штат Идэль-Урал – проект национального государства татар и башкир. Попытка его реализации привела лишь к непродолжительному (с 1 по 28 марта 1918 года) существованию так называемой Забулачной республики, организованной в татарской части Казани.
Существовали также проекты создания культурно-национальной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири (автор идеи С. Максудов) и Татаро-Башкирской ССР (проект Наркомнаца РСФСР).
ТБССР
ТБССР («Образование Башкирской и Татарской республик: сцена и закулисье») – предполагаемая форма национальной государственности татар и башкир в составе РСФСР. Это была попытка создать государственную автономию татар и башкир в противовес планам об Идэль Уральской Республике.
Положение о ТБССР было разработано Наркоматом по делам национальностей РСФСР с участием Центрального мусульманского комиссариата (ЦМК) и подписано 22 марта 1918 года И. Сталиным, М. Вахитовым, С. Диманштейном, Г. Ибрагимовым, Ш. Манатовым.
Состояло оно из 4 пунктов. В первом территория Южного Урала и Среднего Поволжья объявлялась Татаро-Башкирской республикой в составе РСФСР.
Во втором указывалось, что при определении границ используется проект, разработанный башкирскими и татарскими революционными организациями. В состав республики должны были войти территории Уфимской, частей Казанской, Оренбургской, Вятской, Пермской, Самарской и Симбирской губерний.
В третьем отмечалось, что взаимоотношения уже существовавшей Башкирской республики с ТБССР должны быть определены на Учредительном Съезде.
В четвёртом пункте ЦМК поручалась организация комиссии по созыву Учредительного Съезда Советов.
Учредительный съезд, назначенный на 13 сентября 1918 года, не состоялся. Положение о ТБССР было отменено решением Политбюро ЦК РКП(б) 13 декабря 1919 года.
ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАРСКОЙ АССР
В мае 1920 года возобновилось обсуждение вопроса о татарской национальной автономии. На специальном заседании Политбюро ЦК РКП(б) была образована Комиссия для выработки проекта декрета о создании Татарской АССР. Она была провозглашена Декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 27 мая 1920 года как автономная Татарская социалистическая советская республика (А.Т.С.С.Р., Татреспублика; тат. – Avtonomia Ta– tarstan Soviet Socialistiq Respublikasy; A.T.S.S.R., Tatarstan). Под документом стояли подписи Председателя ВЦИК М.И. Калинина и Председателя Совнаркома В.И. Ленина. Ими же было подписано Положение о Татарской Республике, которым определялся статус нового государственного образования, а также его территория, руководящие органы, взаимоотношения с органами власти России.
Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов
Об автономной Татарской социалистической советской республике
I
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:
1) Образовать автономную Татарскую социалистическую советскую республику как часть Российской социалистической федеративной советской республики, в состав коей включить:
а) из Казанской губернии: езды Казанский, Чистопольский, Мамадышский, Свияжский, Тетюшский, Лаишевский и Спасский, за исключением волостей Жидяевской и Юркульской и волостей Елабужского уезда – Черкасовская и Салаушская и Краснококшайского уезда – Куллекиминская и Кшкловская;
б) из Уфимской губернии – Мензелинский уезд;
в) из Самарской губернии: волости Бугульминского уезда – Азнакаевская, Александровская, Алькеевская, Альметьевская, Бавлинская, Богоявленская, Варварин– ская, Верхне-Кармальская, Каратаевская, Кузайкинская, Ивановская, Масягутовская, Микулинская, Мордовско-Афонкинская, Мордовско-Ивановская, Мордовско-Кар-мальская, Нижне-Чершелинская, Ново-Письмянская, Салиховская, Спасская, Спиридоновская, Стерлитамакская, Сумароковская, Тумутуровская, Урсалинская и Чеканская;
г) Из Вятской губернии: волости Малмыжского уезда – Кошкинская, Нослинская, Арболовская, Янголанская, Сардыбашевская, Нижне-Четаевская и Шудринская;
д) из Симбирской губернии: волости Симбирского уезда – Сюндюковская, Б. Тархановская и Б. Цильминская, волости Буинского уезда – Старо-Студенецкая, Эктугановская, Шахирданская, Ново-Какринская, Дрожжановская, Мочалеевская, Бурундукская, Рунгинская, Тимбаевская, Убеевская и Городищенская
Примечание. Вопрос о включении в состав ТАССР Белебеевского и Бирского уездов Уфимской губернии оставить открытым вплоть до волеизъявления трудящегося населения этих уездов
II
2) Аппарат государственной власти автономной Татарской социалистической советской республики складывается согласно конституции РСФСР из местных совдепов, ЦИК и Совнаркома ТССР
3) Для управления делами автономной Татарской социалистической советской республики учреждаются народные комиссариаты: 1) внутренних дел с управлением почты и телеграфа, 2) юстиции, 3) просвещения, 4) здравоохранения, 5) социального обеспечения, 6) земледелия, 7) продовольствия, 8) финансов, 9) совета народного хозяйства, с отделами труда и путей сообщения, 10) рабоче-крестьянской инспекции.
Примечание. Иностранные дела и внешняя торговля остаются целиком в ведении центральных органов РСФСР Военными делами ведает Татарский военный коммиссариат, непосредственно подчинённый ближайшему Окрвоенкомиссариату. Борьба с контрреволюцией остается в ведении органов ВЧА, организованных ВЧК по согласованию с Татарским совнаркомом
4) В целях сохранения единства финансовой и хозяйственной политики РСФСР по всей территории республики народные комиссариаты ТССР: продовольствия, финансов, совет народного хозяйства, отделы труда и путей сообщения, рабоче-крестьянской инспекции и управления почт и телеграфа Наркомвнудел остаются в непосредственном подчинении соответствующих народных комиссариатов РСФСР с обязательным исполнением распоряжений и инструкций последних/
5) народные комиссариаты ТССР: внутренних дел (без управления почты и телеграфа), юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и земледелия автономны в своих действиях и ответственны непосредственно перед ВЦИК
6) Председатель Казанского совета входит в состав Совнаркома ТССР с правом решающего голоса/
7) Всеми необходимыми финансовыми и техническими средствами автономная ТССР снабжается из общих средств РСФСР
III
8) До созыва 1-го съезда советов ТССР вся полнота власти в автономной Татарской социалистической советской республике в границах, указанных в настоящем положении, принадлежит временному Ревкому ТССР, образуемому ВЦИК, ближайшей задачей которого является созыв 1-го съезда советов ТССР и организация отделов Ревкома, соответствующих наркоматам ТССР, указанным в 3 пункте настоящего положения
9) Наркомвнудел и Наркомнац поручается образовать смешанную комиссию для разрешения вопросов, могущих возникнуть при детальном установлении границ ТССР
Председатель Центрального Исполнительного Комитета
М. Калинин
Председатель Совета народных комиссаров
В. Ульянов (Ленин)
Согласно пункту 2 декрета ВЦИК «Об автономной Татарской cоциалистической советской республике» от 27 мая 1920 года, аппарат государственной власти АТССР складывался из местных Советов депутатов, Центрального Исполкома и Совнаркома АТССР. Для управления делами автономной республики учреждались народные комиссариаты. До созыва I съезда Советов ТССР вся полнота власти в автономной республике переходила Временному Революционному комитету. Передача власти Ревкому ТССР Казанским губисполкомом Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов состоялась 25 июня 1920 года.
Первый герб Татарской республики
I Съезд Советов ТАССР состоялся 26-27 сентября 1920 года. На нём был избран Центральный Исполнительный комитет ТАССР, который 28 сентября сформировал правительство республики – Совет Народных Комиссаров ТАССР.
Митинг на площади Свободы, бывшей Театральной, по случаю принятия Конституции ТАССР. Казань, 1937 год
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ
Первоначально Татарская АССР делилась на десять кантонов – Арский, Бугульминский, Буинский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Свияжский, Спасский, Тетюшский и Чистопольский. В 1921 году были созданы Агрызский, Елабужский и Челнинский кантоны. Через 3 года Агрызский кантон был упразднён. Одновременно образованы два кантона – Агрызский и Бондюжский.
В 1927 году было образовано семь новых – Воскресенский, Лаишевский, Нурлатский, Рыбно-Слободский, Свияжский, Теньковский и Ульяновский. Одновременно упразднены Лаишевский, Свияжский и Тетюшский кантоны. Вскоре Воскресенский кантон был переименован в Казанский, а Ульяновский – в Кайбицкий. Через год упразднён Елабужский кантон.
23 июля 1930 года все кантоны Татарской АССР были упразднены. Вместо них образованы районы: Аксубаевский, Актанышский, Акташский, Алексеевский, Алькеевский, Альметьевский, Апастовский, Арский, Бавлинский, Билярский, Бугульминский, Буинский, Дрожжановский, Дубъязский, Елабужский, Камско-Устьинский, Красноборский, Кукморский, Мамадышский, Мензелинский, Муслюмовский, Новошешминский, Октябрьский, Первомайский, Пестречинский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Таканышский, Тетюшский, Тукаевский, Тумутукский, Тюнтерский, Челнинский, Чистопольский, Шереметьевский и Шугуровский.
В 1931 года Тумутукский район переименован в Азнакаевский, образован Верхнеуслонский район, упразднены Бондюжский, Свияжский и Теньковский районы. Через год упразднён Таканышский район, а Тюнтерский переименован в Балтасинский.
В 1935 года образованы 17 новых районов: Бондюжский, Будёновский, Ворошиловский, Высокогорский, Заинский, Калининский, Кзыл-Армейский, Кзыл-Юлдузский, Кзыл-Юлский, Кузнечихинский, Новописьмянский, Таканышский, Тельманский, Теньковский, Тумутукский, Тюлячинский и Ютазинский. Спасский район переименован в Куйбышевский. Через 3 года Балтасинский район переименован в Ципьинский, а Тукаевский – в Атнинский. Упразднён Казанский район, образованы Большетарханский, Столбищенский и Юдинский районы. В 1944 года образованы Костенеевский (вскоре переименован в Мортовский), Матвеевский, Подберезинский, Салтановский, Чурилинский, Юхмачинский и Ямашинский. Через два года Салтановский район переименован в Корноуховский.
На 1948 год территория Татарской АССР делилась на 70 районов и 3 города республиканского подчинения (Казань, Зеленодольск и Чистополь). 8 мая 1952 года на территории Татарской АССР были образованы две области: Казанская и Чистопольская. 21 февраля 1953 года была учреждена третья область – Бугульминская. Однако уже 30 апреля 1953 года все три области были упразднены. С тех пор число районов Татарской АССР начало уменьшаться.
В 1954 году упразднены Корноуховский, Матвеевский и Мортовский районы. Через год Новописьмянский район переименовали в Лениногорский. В 1956 году упразднены Под-березинский, Чурилинский, Юхмачинский и Ямашинский районы. Кзыл-Юлский район переименован в Тукаевский. В 1957 году переименованы ещё два района: Будёновский в Цильнинский и Ворошиловский в Яна-Юльский. Через год переименованы ещё три района: Ципьинский в Балтасинский, Юдинский в Зеленодольский, Ютазинский в Урусский. В тот же год упразднены Кзыл-Армейский, Тельманский, Теньковский и Тумутукский районы. В 1959 году упразднены Акташский, Атнинский, Большетарханский, Калининский, Кзыл-Юлдузский, Столбищенский, Тюлячинский, Цильнинский, Шугуровский и Яна-Юльский районы. В 1960 году упразднены Красноборский и Кузнечихинский районы, а в 1963-м – Агрызский, Азнакаевский, Аксубаевский, Актанышский, Алексеевский, Алькеевский, Апастовский, Бавлинский, Балтасинский, Билярский, Бондюжский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Дубъязский, Заинский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Муслюмовский, Новошешминский, Нурлатский, Первомайский, Рыбно-Слободский, Таканышский, Тукаевский, Урусский и Шереметьевский.
Уже в конце 1963 года начался процесс восстановления упразднённых районов: первым из них стал Азнакаевский район. В 1964 году были образованы Агрызский, Алексеевский, Алькеевский и Апастовский районы, а в 1965-м – Аксубаевский, Актанышский, Бавлинский, Балтаинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Муслюмовский, Нижнекамский, Рыбно-Слободский и Черемшанский.
В 1966 году образован Дрожжановский район, в 1972-м – Заинский. В 1976 году Челнинский район переименован в Тукаевский. В 1983 году образован Новошешминский район, в 1985-м – Менделеевский, в 1990-м – Атнинский.
После преобразования Татарской АССР в Республику Татарстан (1990) образованы Кайбицкий, Тюлячинский и Ютазинский районы (1991). Куйбышевский район переименован в Спасский (1991), а Октябрьский – в Нурлатский (1997).
ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Основные принципы советского избирательного права были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года. Фактически в их основу легла избирательная практика, сложившаяся в годы революций. Выборы признавались всеобщими, избирательное право предоставлялось трудящимся, крестьянам, красноармейцам – категории населения, не имевшей в царской России политических прав. Кроме трудового ценза, устанавливался ценз возрастной – 18 лет. Впервые избирательное право предоставлялось женщинам. До 1936 года избирательное право предоставлялось иностранцам, проживающим на территории страны и принадлежащим к трудовому классу.
Избирательного права лишались:
• лица, прибегающие к наёмному труду с целью извлечения прибыли;
• лица, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
• монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
• служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
• лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;
• лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Определить категорию лишенцев, несмотря на огромное количество официальных разъясняющих циркуляров, на практике было весьма сложно, особенно в период новой экономической политики. Например, члены городских и кустарных артелей участвовали в выборах наравне с рабочими, если не пользовались наёмным трудом и по договору сдавали часть продуктов государству, а также не имели дохода от сдачи в аренду жилых помещений. Вкладчики сберегательных касс и держатели государственных и коммерческих займов не лишались избирательных прав, если не устранялись от участия в выборах по другим причинам. Лишались избирательных прав и члены ВЛКСМ, живущие в семьях, применяющих наёмный труд. С 1926 года избирательные права мог ли получить агенты бывшей полиции особого корпуса жандармов и тюремного ведомства, если они в течение пяти лет занимались производственным трудом и доказали лояльность советской власти.
Учитывая политический характер кампании, её воплощение в жизнь сопровождалось определёнными перегибами. Так, об «огульном подходе» лишения избирательных прав говорится в докладе заведующего орготделом Центрального исполнительного комитета т. Новикова на совещании Президиума ТЦИК по вопросам перевыборов Советов. Он приводит пример, когда в деревне Иж-Бобья Агрызского района в ходе подготовки к избирательной кампании 1927 года избирательных прав лишилось 60% населения. Почти такая же картина наблюдалась и в других сельских поселениях. В списках лишенцев оказались трудящиеся: крестьянин, купивший молотилку через сельхоз-товарищество в рассрочку на 3 года за 250 рублей; рабочий, в силу тяжёлых материальных обстоятельств занимавшийся временной торговлей; рабочий, не допущенный к выборам избирательной комиссией по мотивам сведения личных счётов.
В Казани группа лишенцев формировалась из предпринимательской среды. На выборах в Казанский Совет 1925 года, по данным архивных материалов, к выборам не допущено 4002 гражданина, из них только 7,9% – осуждённых судом и 0,35% – умалишённых и находящихся под опекой. В избирательную кампанию 1927 года были лишены избирательных прав 12 700 человек, из них 43,3% – живущие на нетрудовой доход, торговцы и по– средники, 5,7% – служители культа, 3,8% – агенты бывшей полиции и жандармы, 1,2% – осуждённые судом. На выборах 1929 года количество лишенцев достигло 15,6 тысячи человек, из них выходцы из предпринимательской среды составили 45,4%.
Ограничение в голосовании по политическим мотивам просуществовало до принятия новой советской Конституции 1936 года.
Избирательная практика знала прямые и многостепенные выборы. Для низовых Советов – городов, районов, населённых пунктов – выборы были прямыми. Съезды Советов различных уровней формировались путём делегирования представителей нижестоящих Советов.
Конституция РСФСР 1918 года закрепляла следующий порядок избрания народных представителей:
• в городах – из расчёта один депутат на каждую тысячу человек населения,
• в селениях – один депутат на каждые сто человек.
Срок полномочий депутатов составлял три месяца.
Съезды Советов:
• областные – из представителей городских Советов и уездных съездов Советов;
• губернские (окружные) – из представителей городских Советов и волостных съездов Советов;
• уездные (районные) – из представителей сельских Советов;
• волостные – из представителей всех сельских Советов волости.
Необходимо отметить, что, несмотря на принятие Конституции 1918 года, говорить о полномасштабных выборах в первые годы установления Советской власти не приходится.
Как пишет в своих воспоминаниях участник революционных событий А. Бочков, после прихода к власти большевиков Казанская губерния была объявлена Казанской советской республикой. Казанский городской Совет собирался в исключительных случаях.
Курс на вовлечение широких трудящихся масс в активное советское строительство был взят VIII Всероссийским Съездом Советов, который постановил проводить регулярные перевыборы Советов.
8 февраля 1921 года ВЦИК принял инструкции «О регулярных перевыборах Советов» и «Об организации городских Советов рабочих и красноармейских депутатов». 15 апреля 1921 года Президиум Всетатарского Центрального Исполнительного Комитета принял Постановление «Об организации городских Советов, городских исполнительных комитетов в кантонных, заштатных городах и посёлках фабричного и заводского типа ТССР» и Инструкцию о порядке выборов в сельские Советы, на волостной съезд Советов, в городские Советы, на кантонные Советы, Всетатарский съезд Советов». В них устанавливались сроки проведения избирательных кампаний и нормы представительства. Так, городские Советы избирались из расчёта 1 депутат на каждую 1000 человек в городах с численностью населения свыше 10 тысяч человек и 1 депутат на каждые сто человек в городах с численностью менее 10 тысяч человек.
В последующем численность представительства менялась. Например, согласно Инструкции Казанского городского Совета 1923 года:
• фабрично-заводские предприятия, учреждения численностью до ста человек избирали одного депутата, более ста человек – по одному депутату на каждые следующие сто рабочих и служащих;
• воинские части и милиция – одного депутата на каждые сто человек;
• учащиеся высших и средних учебных заведений выборы производили на общих собраниях и выбирали на каждые пятьсот человек одного депутата;
• неорганизованное население (домохозяйки, безработные) участвовали в выборах на собраниях по месту работы.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В СССР
Дальнейшее развитие избирательного права и процесса проходила в контексте формирования нового государственного образования – Союза Советских Социалистических республик. 30 декабря 1922 года в Москве состоялся исторический I Съезд Советов Союза ССР, который утвердил Декларацию и Договор об образовании союзного государства. В январе 1924 года II Всесоюзный Съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Основной закон союзного государства оставил неизменной практику многоступенчатых выборов. Прямые выборы предусматривались только на уровне местных Советов. Высшим органом власти был объявлен Съезд Советов СССР. Его делегаты избирались губернскими съездами Советов. В республиках, не имевших губернского деления, делегаты избирались на республиканских съездах Советов. В период между съездами верховным органом власти СССР являлся двухпалатный Центральный Исполнительный Комитет Союза, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей.
Регулирование избирательного процесса осуществлялась в рамках единого правового пространства. Первостепенное значение имел перечень законодательных и нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне СССР, на их основе формировалась правовая база союзных и автономных республик.
В 1922-1930 годах издаются новые Положения о местных Советах и инструкции об организации выборов, уточнявшие отдельные аспекты организации избирательной кампании и работы избирательных комиссий.
В 1923 году Постановлением Центрального Исполнительного Комитета ТССР за №57 от 13 октября 1923 года была образована Центральная избирательная комиссия по перевыборам сельских и волостных Советов и созыва IV Съезда Советов Татарской Социалистической Советской Республики.
Центральная избирательная комиссия ТССР образовывалась в составе 5 человек: 1 – представитель Центрального исполнительного комитета, 1– от Профсовета, 1 – от ОК РКП(б), 1 – от Главполитпросвета, 1 – от НКВД. Возглавлял избирательную комиссию заместитель председателя Центрального Исполнительного Комитета ТССР т. Мансуров. Постановлением утверждался фамильный список Уполномоченных Центральной избирательной комиссии ТССР по кантонам и городам в составе 18 человек.
Порядок формирования кантонных и волостных избирательных комиссий регламентировался Инструкцией Центрального Исполнительного Комитета ТССР «О перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных, кантонных и съезда Советов ТССР», принятой 10 октября 1923 года. Проведение выборов в сельские Советы возлагались на избирательные комиссии в составе уполномоченных волостных избирательных комиссий и двух представителей от сельского общества. Избирательные комиссии своего аппарата не создавали, а использовали для решения задач аппарат местных органов власти.
Городские избирательные комиссии также формировались при местных органах власти. Так, например, городская избирательная комиссия в Казани образовывалась постановлением городского Совета. Состав избирательной комиссии определялся Инструкцией Казанского городского Совета.
С 1926 году общее руководство проведением выборов на территории РСФСР было возложено на Всероссийскую избирательную комиссию. Всероссийская центральная избирательная комиссия действовала на основании особого Положения, издаваемого Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета.
3 октября 1930 года была образована Центральная избирательная комиссия СССР при Президиуме ЦИК СССР.
С 1926 году общее руководство проведением выборов на территории РСФСР было возложено на Всероссийскую избирательную комиссию. Всероссийская центральная избирательная комиссия действовала на основании особого Положения, издаваемого Президиумом Всероссийского ЦИК.
3 октября 1930 года была образована Центральная избирательная комиссия СССР при Президиуме ЦИК СССР.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ В СССР В 1920-1930 ГОДАХ
Отчётно-выборная кампания в Советы включала в себя отчётные собрания народных избранников и непосредственно выборы, которые проводились на избирательных собраниях. В городах и фабрично-заводских поселениях избирательные собрания устанавливались по производственному или профессиональным единицам (предприятия, учреждения, профсоюзы). Для неорганизованного населения (домохозяйки, ремесленники, учащиеся и другие) выборы проходили на отдельных избирательных собраниях. В рассматриваемый период в Советской России не было конкретно установленного дня голосования. Из многочисленных инструкций о подготовке к выборам и соответствующих руководящих материалов властно-партийных органов видно, что дням голосования уделялось особое внимание, в расчёт брались все возможные обстоятельства.
Первые выборы в РСФСР и АТССР. Беседа агитатора с рабочими Машстроя. Казань, 1938 год
Из доклада секретаря ТЦИКа тов. Богаутдинова на 5-й сессии Центрального Исполнительного Комитета Татарской Республики:
«…надо при назначении собраний учитывать удобство времени и для мужчин, и для женщин, отдельно для татар, для русских и национальных меньшинств. Придётся, например, учитывать, что в субботу русский идёт в баню, а татарин – в четверг, что для коммуниста праздника не существует, а для большинства беспартийных рабочих и крестьян он ещё есть, поэтому ни в субботу, ни в четверг, ни в праздники назначать отчётные или избирательные собрания не следует».
В документальных источниках упоминается время начала избирательных собраний по выборам депутатов Казанского городского Совета – за 1 час 30 минут до окончания работ или занятий в учебных учреждениях. Собрание открывал представитель городской избирательной комиссии, после чего избирался председатель и секретарь избирательного собрания. До начала голосования оглашалось число избирателей по данному избирательному участку, количество присутствующих на избирательном собрании, а также список лиц, лишенных избирательных прав. После чего зачитывался список кандидатов или конкретные кандидаты. Голосование производилось открыто.
Избирательное собрание считалось состоявшимся, если на нём присутствует не менее 35% лиц, имеющих право участвоать в выборах по данному избирательному участку. Первые избирательные кампании в Казани проходили при явке 30-50%, по республике, например по итогам избирательной кампании 1926-1927 годов в сельской местности явка составила 47,7%.
Одной из причин пассивности являлось то, что Советы в первые десятилетия советской власти не воспринимались гражданами как полноправные органы власти. На то были объективные причины – отсутствие собственной экономической базы исполнительных органов не давало возможности решать актуальные городские проблемы. Передача хозяйственных функций, финансовых и имущественных прав местным органам власти завершилась лишь к началу 30-х годов. Невысокая электоральная активность отчасти связывалась с антисоветским настроением среди сельского населения, особенной той части, которая была лишена избирательных прав.
Из доклада заведующего орготделом ЦИК тов. Новикова на совещании Президиума ТЦИК по вопросам перевыборов Советов:
«Из опыта проведения перевыборов мы знаем, что избирательные собрания часто срывались кулацкой частью населения..., а попы и муллы ухитрялись отвлекать избирателей от выполнения их гражданских обязанностей устройством крестных ходов, различных религиозных собраний».
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС В 1936-1977 ГОДАХ
Коренные изменения в систему представительных органов внесла Конституция СССР 1936 года. Она ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся и закрепила принцип выборности Советов всех уровней – от местных до все– союзных. С принятием Конституции прекратили своё существование съезды Советов. Высшим законодательным органом власти в стране стал двухпалатный Верховный Совет СССР. Избирались обе палаты Совета: Совет Союза – по одномандатным избирательным округам по норме: 1 депутат на 300 тысяч жителей, Совет Национальностей – по одномандатным избирательным округам по норме 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Система высших законодательных органов власти союзных и автономных республик была следующей: в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике в соответствии с её Конституцией, принятой 21 января 1937 года, – однопалатный Верховный Совет РСФСР, в Татарской Автономной Советской Социалистической Республике, согласно Конституции ТАССР от 25 июня 1937 года, – однопалатный Верховный Совет Татарской АССР.
Нормы представительства в Советы союзных и автономных республик определялись нормативными актами субъектов. Так, согласно Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР 1937 года, избирательный округ составлялся по принципу: 150 тысяч населения на округ. Каждый избирательный округ выбирал одного депутата. Верховный Совет ТАССР также избирался по одномандатным округам. В 1938 году он состоял из 143 депутатов, с 1947 года – из 149 депутатов. Верховные Советы союзных и автономных республик избирались на четыре года. На местах создавались районные и городские Советы депутатов трудящихся. Срок их полномочий – два года. Избирательный процесс регламентировался отдельными законами о выборах.
Избирательное право гарантировалось Конституцией всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения (отменялся трудовой ценз) и прошлой деятельности. Минимальный возрастной порог для осуществления пассивного права – 18 лет. В последующие годы он был изменён: депутатом Верховного Совета СССР мог быть избран гражданин, достигший 23-летнего возраста, Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета ТАССР – 21-летнего.
Изменился принцип организации выборов: на смену прежнему производственно– территориальному пришёл территориальный (голосование стало проводиться только по месту жительства). Соответственно менялся и принцип организации избиательных комиссий. Он стал многоуровневым – для каждого уровня выборов образовывалась своя система. Например, на союзном уровне это были:
• Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет СССР;
• избирательные комиссии по выборам в Совет Национальностей от союзных республик, автономных республик, автономных областей и автономных округов;
• окружные избирательные комиссии по выборам в Совет Союза (от мажоритарных округов);
• окружные избирательные комиссии по выборам в Совет Национальностей;
• участковые избирательные комиссии.
На уровне РСФСР:
• Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет РСФСР;
• окружные избирательные комиссии;
• участковые избирательные комиссии.
На уровне ТАССР:
• Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет ТАССР;
• окружные избирательные комиссии;
• участковые избирательные комиссии;
• избирательные комиссии по выборам местных Советов на уровне городов, районов и т.д.;
• окружные и участковые избирательные комиссии по выборам местных Советов.
В состав избирательных комиссий назначались представители от партийных и общественных организаций, профсоюзов, ВЛКСМ, от трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.
Избирательным законодательством закреплялся принцип прямого, тайного голосования. Каждый гражданин имел один голос. Выборы проводились в течение одного дня. Подача голосов избирателями проходила в день выборов с 6 часов утра до 12 часов ночи.
В 6 часов утра председатель участковой избирательной комиссии в присутствии её членов проверял избирательные ящики и наличие составленного по установленной форме списка избирателей, после чего закрывал и опечатывал ящики печатью комиссии и приглашал избирателей приступить к подаче голосов. Явившийся в избирательное помещение избиратель предъявлял секретарю участковой избирательной комиссии либо паспорт, либо колхозную книжку, профсоюзный билет, либо иное удостоверение личности и после проверки по списку избирателей и отметки в списке избирателей получал избирательный бюллетень.
На каждом избирательном участке предусматривалась отдельная комната для тайного голосования. Подача голосов производилась путём опускания в избирательный ящик избирательных бюллетеней, запечатанных в конверт. Избиратели, не имеющие возможности в силу неграмотности или какого-нибудь физического недостатка самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, были вправе пригласить в комнату для тайного голосования любого другого избирателя для заполнения избирательного бюллетеня.
В 12 часов ночи в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявлял подачу голосов законченной, и комиссия приступала к вскрытию избирательных ящиков.
В помещении, где производился подсчёт голосов, могли присутствовать специально на то уполномоченные представители общественных организаций и обществ трудящихся, а также представители печати. Победившим считался кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. Избирательное законодательство четко устанавливало ответственность за совершение противоправных избирательных действий. Так, во время подачи голосов в избирательном помещении не допускалась агитация. За попытки подкупа кандидатов и избирателей, угроз, обмана и применения насилия предусматривалось лишение свободы на срок до 2-х лет. За совершение подделки избирательных документов или заведомо неправильного подсчёта голосов предусматривалось лишение свободы на срок до 3-х лет.
ПЕРВЫЕ ОБЩЕНАРОДНЫЕ ВЫБОРЫ
Первые всесоюзные выборы прошли 12 декабря 1937 года как настоящий праздник. С тех пор, по мнению современных исследователей, такое отношение к выборам, притом ко всяким, стало традицией.
В период выборной кампании по всей стране активно работали агитаторы, в центральной и местной прессе публиковались разъяснительные и агитационные материалы, снимались фильмы. В Татарской АССР в день голосования на избирательные участки пришло 97,8% избирателей. За выдвинутых кандидатов было подано 97,7% всех голосов. В Верховный Совет СССР трудящиеся республики избрали 21 депутата. Татарскую АССР в Верховном Совете представляли 11 депутатов в Совете Национальностей и 10 – в Совете Союза. Один депутат представлял РСФСР от Казанского избирательного округа.
С окончанием всесоюзных выборов 1937 года в ТАССР началась подготовка к выборам в Верховные Советы РСФСР и Татарской АССР. Президиумом ЦИК ТАССР было образовано 19 избирательных округов по выборам депутатов Верховного Совета РСФСР.
26 апреля 1938 года в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 21 апреля 1938 года «Об образовании в ТАССР 19 избирательных округов по выборам депутатов Верховного Совета РСФСР» Президиумом ЦИК ТАССР утвердил состав 19 окружных избирательных комиссий (ОИК). Для проведении выборов в Верховный Совет ТАССР Президиум ЦИК ТАССР образовал 143 избирательных округа, из них 27 – преимущественно с татарским населением, 71 – с русским.
В соответствии с Постановлением ЦИК ТАССР от 22 апреля 1938 года «Об образовании в ТАССР 143 избирательных округов по выборам депутатов Верховного Совета ТАССР» Президиум ЦИК ТАССР утвердил 26 апреля 1938 года состав 143 окружных избирательных комиссий.
В избирательную кампанию было образовано 2634 участковых избирательных комиссии и столько же избирательных участков, из которых на пароходах – 8, в поездах – 11, на пристанях – 14. Общая численность состава избирательных комиссий составляла 17 165 человек. Подготовка к выборам сопровождалась массированными идеологическими кампаниями. По всей республике работали агитаторы, в рабочих коллективах, библиотеках, красных уголках, на избирательных участках организовывались кружки по изучению избирательного законодательства, повсеместно проходили отчётно-выборные партийные собрания. В поддержку кандидатов в депутаты организовывались митинги и уличные демонстрации.
Один из таких митингов прошёл 26 июня 1938 года в Казани на площади Свободы. 72-тысячная демонстрация с лозунгами и портретами советских вождей вышла поддержать кандидатов в депутаты Верховного Совета Татарской АССР – И.В. Сталина и его соратников.
Право выдвижения кандидатов принадлежало общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодёжи, культурным обществам и союзам. Для изучения Положения о выборах в республике было создано более 29 тысяч кружков, в которых занималось около 760 тысяч человек. В дни избирательной кампании в Татарской АССР работало более 83 тысяч агитаторов.
Выборы в Верховные Советы РСФСР и ТАССР прошли 26 июня 1938 года. Из 1 511 225 избирателей приняло участие 1 492 381 человек, или 98,8%. За кандидатов блока коммунистов и беспартийных Верховного Совета РСФСР проголосовало 1 478 024, или 99,1% избирателей, Верховного Совета ТАССР – 1 477 667, или 98%. По 19 избирательным округам было избрано 19 депутатов, в том числе: 3 женщины, 16 мужчин; 15 членов и кандидатов в ВКП(б), членов ВЛКСМ – 2, беспартийных – 2. По национальному составу: татар – 9, русских – 7, башкир –1, чувашей – 1, марийцев – 1. По возрасту: 21-25 лет – 3 человека, 26-30 лет – 2, 31– 35 – 9, 36-45 – 2, 46-50 лет – 2, от 50 лет – 1 чел.
В Верховный Совет ТАССР было избрано 143 депутата, в том числе: 25 женщин, 118 мужчин; членов ВКП(б) – 91, кандидатов в члены ВКП(б) – 9, членов ВЛКСМ – 16, беспартийных – 27. По национальному составу: татар – 77, русских – 48, чу– вашей – 7, прочих национальностей –11.
Возрастной состав: до 20 лет – 1 человек, 21-25 – 17 человек, 26-30 – 26 человек, 31-35 – 42 человека, 36-40 – 32 человека, 41-45 – 14 человек, 46-50 – 9 человек, от 50 лет и старше – 2 человека.
Депутатами Верховного Совета РСФСР от ТАССР были избраны народные комиссары финансов, местной промышленности, наркомы социального обеспечения, юстиции, торговли, партийные работники, представители сфер образования и науки, рабочие заводов и сельского хозяйства.