Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Июль | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
29 | 30 | 31 |
-
1996 – Казань прощалась с народным депутатом Республики Татарстан, ректором Казанской государственной академии культуры и искусства Раисом Киямовичем Беляевым, в прошлом – секретарем Татарского обкома КПСС по идеологии, первым секретарем горкома партии в пору строительства КамАЗа
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
![](https://www.finversia.ru/site/themes/lapuzzle/images/fv_video_ico.png)
Погода в Казани
Фотогалерея
Николай Фешин: творчество, поделенное на две страны
- Евгения Молчанова
- 15 сентября 2009 года
Русский художник, мастер живописи и графики Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года.
Николай Иванович Фешин (1881-1955)пробовал себя в разных жанрах живописи, но более всего известен как портретист, представитель импрессионизма и модерна. Он оставил после себя картины-события. Известен как автор пейзажей и натюрмортов. Работал даже в театрально-декорационном и декоративно-прикладном искусстве.
А кроме того педагог. Долгие годы он преподавал в Казанской художественной школе.
Его творческий путь извилист, а также трагичен, и, как и его произведения, никого не может оставить равнодушным. Он родился в семье владельца позолотно-столярной мастерской, и отец с ранних лет начал привлекать его к своим работам. Художественное образование получил в Казанской художественной школе и Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге, в мастерской великого Репина.
Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта. «Портрет неизвестной», написанный в 1908 году, был приобретен музеем Академии художеств и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене. Конкурсная программа «Капустница» (1909) принесла ему звание художника и право на поездку за границу, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 года.
После учебы в Петербурге в 1908 году Николай Фешин приехал в Казань уже зрелым художником и сам стал учителем. Преподавал в Казанской художественной школе. С 1912 года участвовал во всероссийских и международных выставках.
Он уехал в Америку в 1923 году. Тогда бежали все, кто мог и хотел. Кто не мог и не хотел – тех высылали. Хорошо, если из страны. Чаще – на Соловки.
Он уехал в Америку с женой и девятилетней дочкой Ией. Уехал, бросив учеников, холсты, готовые картины, мастерскую, все, что у него было. К тому моменту ему исполнилось сорок два года. В таком возрасте сложно начинать все с нуля.
По Америке его помотало и побросало. После нескольких лет сумасшедшей нью-йоркской жизни он попал в Нью-Мехико, в Таос, заброшенную точку на карте Америки. Причиной очередной смены места жительства стала болезнь – туберкулез. В тех краях русских было мало, и Николай Фешин отправился дальше, в Лос-Анджелес, в Санта-Монику, прилегающую к океану своими пляжам. Здесь художник купил студию и стал востребованным.
Конечно, эмигранту всегда тяжело – никто не ждет, никому не интересен. Остается только одно – упорно трудиться. Николаю Фешину это, безусловно, удалось. Благодаря силе своего характера, он не оказался «на дне», а покорил Америку своим талантом. Он работал, не покладая рук, его узнали. И тогда имя стало работать на него. У Фешина были заказы даже в тяжелые военные годы.
Он умер на семьдесят пятом году жизни, в 1948 году. Его прах в 1976 году перезахоронен на Арском кладбище в Казани согласно его завещанию. С этого момента завершился его путь на Родину.
Первый шаг в этом направлении сделал казанский искусствовед Павел Дульский, автор прижизненного монографического очерка о Фешине, вышедшего в 1921 году. Персональная выставка Фешина на малой родине состоялась только в 1963 году. В 1976 году в Казани работала совместная российско-американская выставка, которая тоже состоялась благодаря сотрудничеству известного казанского искусствоведа Галины Аркадьевны Могильниковой и дочери художника – Ии Николаевны Фешиной-Брэнэм. Затем была организована выставка с участием 14-ти музеев России. В 1992 году появился каталог произведений Николая Фешина российского периода творчества.
Его произведения хранятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, зарубежных музеях. Значительная часть творческого наследия Николая Фешина сосредоточена в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан. В честь 125-летия художника Казанское художественное училище было названо именем Николая Фешина. В 2006 году был задуман уникальный проект, который сегодня воплощен в жизнь. В Музее изобразительных искусств РТ появилась Фешинская галерея.
Очень сложно говорить о творчестве Николая Фешина в целом, но хотя бы об одной его работе сказать хочется. Странное впечатление на меня производит автопортрет Николая Фешина, который очень сильно отличается от фотографии. Глаза совсем другие. Это удивительные глаза… В них всё открытость, распахнутость и беззащитность. Взгляд, рвущийся к познанию мира, удивленный этим миром и очарованный им.
И всё его творчество, поделенное на две страны, именно такое…
Евгения Молчанова,
студентка кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ
Производственная практика 2009 года