Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Булат Окуджава: «Мои стихи сами перерастали в песни»
- Феликс Феликсон
- 11 мая 2024 года
9 мая Булату Окуджаве (1924 – 1997), поэту, прозаику, сценаристу и композитору, лауреату Государственной премии СССР (1991), участнику Великой Отечественной войны, исполнилось бы 100 лет.
Уже в четырнадцатый раз любители поэзии и авторской песни собирались в Подмосковье на знаменитый фестиваль «Песня Булата». Он проходил с 8 по 11 мая. В нынешнем году он, конечно же, посвящен 100-летнему юбилею Булата Шалвовича.
Фестиваль проходил в парк-отеле «Ершово» и собрал как маститых профессионалов, так и талантливых любителей со всей страны. Среди почетных гостей фестиваля были Роман Ланкин, Константин Вихляев, Светлана Спесивцева и гостья из Казани Юлия Зиганшина.
9 мая на канале «Культура» была показана трансляция концерта в Переделкино, который прошел на свежем воздухе. По традиции в небо поднялись голубые шары. В юбилейном году их было ровно 100. В этот же день состоялся флешмоб «ВСЕМ МИРОМ» (#ПоемОкуджаву и #ЧитаемОкуджаву) в честь 100-летия со дня рождения Булата Окуджавы к Дню Победы. 11 мая вечер «Заезжий Музыкант» вечер в честь 100-летия Булата Окуджавы 11 мая прошел в Концертном зале имени П.И. Чайковского.
Организаторами юбилейных мероприятий были Мемориальный музей Булата Окуджавы, Культурный центр «Дом Булата» на Арбате и Региональный общественный фонд Булата Окуджавы.
Так получилось, что всесоюзную славу Булате Окуджаве принесли прежде всего его песни, когда он был автором и текста, и музыки. Именно поэтому его считали своим барды, которые тоже исполняли свои песни. В большинстве они были самодеятельными исполнителями. А он был профессионалом, причем большим. Но не возражал, когда его тоже называли бардом. И часто выступал с ними в одном концерте.
Один такой концерт проходил в Казани 7 сентября 1986 года. В нем участвовали барды: Валерий Боков, Борис Вахнюк, Вадим Егоров, Александр Городницкий, Вероника Долина, Александр Дольский, Юлий Ким, Олег Митяев, а также казанцы: журналист «Вечерки» Леонид Сергеев, врач Владимир Муравьев, актер Борис Львович. Самым дорогим гостем Казани был Булат Окуджава.
Это был необычный концерт. Он проходил на Центральном стадионе имени В.И. Ленина, и его зрителями были участники традиционного легкоатлетического кросса на приз «Вечерки». Они бежали 10 километров. Старт давался на Центральном стадионе, затем маршрут лежал от Кремля к плавательному бассейну «Оргсинтез», по проспекту Ибрагимова, на перекрестке с улицей Гагарина поредевшая колонна поворачивала назад, на стадион.
А во время пробега на стадионе шла репетиция.
При подведении итогов редактор «Вечерки» Андрей Гаврилов вручал от редакции грамоты, дипломы, медали. К пробегу выпускали специальные значки, которые получал в дар каждый участник. В 1986 году для них подготовили более весомый подарок ― концерт знаменитых бардов, среди которых был самый знаменитый ― Булат Окуджава. Многим удалось взять у него автограф.
В эти дни в нашем городе проходил песенный праздник, посвященный Международному году мира. Казань была известным центром бардовской песни в СССР. Здесь в КГУ в 1966 году прошел первый вечер самодеятельной песни, которому суждено было стать точкой отсчета в истории городского клуба. Им руководили Борис Львович и Владимир Муравьев. В 1979-м состоялся первый фестиваль. В 1989 году с аншлагом прошел гала-концерт, организованный хозрасчетным объединением «Дом». В восьмидесятые годы центром авторской песни был клуб «Апрель», которым руководил Стас Аршинов.
7 сентября 1986 года состоялся краткий разговор с Булатом Окуджавой внештатного корреспондента «Вечерней Казани» Феликса Феликсона. Это интервью в 2009 году Феликс включил в свою книгу «История в блицах».
Пока концерт не начался... Казанские барды, Феликс Феликсон (слева), рядом Игорь Зисер
Фото Владимира Зотова
ФЕЛИКС ФЕЛИКСОН
Держу в руках песенный сборник «Проснись и пой!» (издательство «РИПОЛ КЛАССИК», Москва, 2001 г.). По признанию составителей, они включили в него «ваши любимые песни — те, с которыми так хорошо отдыхать, в которых есть доброта и мудрость».
Листаю страницы и среди почти двух сотен нахожу ни одной (!) Булата Окуджавы! Рубрика «На любовь свою сердце настрою» из его знаменитой «Кавказской песни» есть, а самих песен нет. Хотя, кажется, трудно сыскать других песенных произведений, более наполненных добротой, любовью и мудростью, чем у Окуджавы. Необъяснимая, по крайней мере для меня, «забывчивость». Не умысел же, не забвение, в самом-то деле?
С Булатом Окуджавой меня познакомил мой давний приятель — замечательный врач и известный казанский бард Владимир Муравьев. Это было в 1986 году на Центральном стадионе, где проходил бардовский «сборник». Булат Шалвович, естественно, был гвоздем программы и центром внимания. Не помню, что исполняли другие авторы, помню только его проникновенные, щемящие сердце песни о войне: «Мы за ценой не постоим», «Бери шинель, пошли домой», «Ах, война, что ты сделала, подлая»... После концерта нам удалось пообщаться.
― Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?
― Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек стремится слыть, честолюбивый же — быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Хотя как автору, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.
― Ведь вы по образованию не музыкант?
― Нет. Я закончил филологический факультет. Правда, ребенком меня отдали в музыкальную школу — и это все.
― А как началось ваше песенное творчество?
― Это было так давно и так случайно, весело! Однажды у меня дома сидели совсем юные еще Евтушенко, Ахмадулина, Луконин. Было немножко выпить. Выпили. Они стали читать стихи. Я тоже вспомнил одно свое шуточное стихотворение и, чтобы развлечь гостей, попытался его спеть — мне буквально до этого показали три аккорда на гитаре. Тут же пришла в голову какая-то простенькая мелодия на эти три аккорда.
Все были в восторге! И меня это очень вдохновило. Исполнил им второй стих (выпили же!). Так и пошло. И мне это понравилось.
Конечно, все стихи напеть невозможно, но некоторые сами ложились на мелодию и перерастали в песни. Я и не думал, что из этого что-то получится. Абсолютно нет! Вот когда меня начали ругать в прессе, я серьезно задумался: выходит, это не случайно, значит, меня заметили.
― А что за стихотворение вы впервые исполнили под гитару?
― Сейчас уже плохо помню, но, кажется, оно было про Ваньку Морозова. Потом к песням я стал относиться профессиональней, всерьез. Как-то зимой 56-го на улице, у метро «Краснопресненская» читаю своим друзьям строчки «Последнего троллейбуса» — все стихотворение еще не было готово. Они говорят: «Ой, как хорошо, интересно! Давай, пиши дальше!». Вот и пишу все дальше и дальше...
P.S. Недавно в очередной раз прослушал его «А все-таки жаль...» ― и невольно поймал себя на мысли, что у талантов 70 - 80-х была несомненная привилегия: после смерти их отпевали (в переносном смысле, конечно) столь же великие, как и сами они, поэты: Шукшина — Высоцкий, Высоцкого — Окуджава.
И эти песни-посвящения остались лучшими памятниками в памяти не только их друзей, но и народа. Вспомните: «Белый аист московский в белое небо взлетел. Черный аист московский на черную землю спустился», — так высоко простился с Высоцким Окуджава.
О нем самом достойной его песни никто не сочинил... Неужто и впрямь перевелись у нас настоящие таланты? И прав был Окуджава: «А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему, и мы до сих пор всё холопами числим себя»?