Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
| << | < | Ноябрь | 2025 | > | >> | ||
| 1 | 2 | ||||||
| 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
| 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | |
| 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
-
1938 – Расстрелян как «японский шпион» писатель, драматург, режиссер, руководитель театральной татарской труппы в 1918-1920 Карим Тинчурин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Finversia-TV
Погода в Казани
Фотогалерея
Молодые педагоги почти не отличались по возрасту от студентов
- Назиб Жиганов, первый ректор Казанской консерватории
- 10 октября 2025 года
3 ноября в Государственном концертном зале имени Салиха Сайдашева состоится юбилейный вечер в честь 80-летия Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова.
Решение о создании консерватории в Казани республиканского (РСФСР) подчинения было принято 13 апреля 1945 года. В этот день заместителем Председателя Совета Министров Союза ССР В.М. Молотова было подписано соответствующее распоряжение Совнаркома СССР.
19 апреля прошло заседание Совета Народных Комиссаров Татарской АССР, на котором была создана специальная комиссия, в которую вошли: заместитель председателя СНК ТАССР С.Г. Батыев (председатель), заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации ОК ВКП (б) В.П. Тимофеева, секретарь Казанского горкома ВКП (б) А.Н. Гржигоржевский, начальник Управления по делам искусств при СНК ТАССР И.Х. Сабитов, начальник городского Управления по делам искусств К.А. Александров, композитор Н.Г. Жиганов, профессор М.А. Пятницкая и директор музыкального училища Р.Л. Поляков.
Совместное решение бюро Татарского обкома ВКП(б) и СНК ТАССР появилось З0 июня.
23 июня согласно приказу №602 Управления по делам искусств при СНК РСФСР Назиб Гаязович Жиганов назначен директором консерватории и исполняющим обязанности профессора по кафедре композиции. 6 июля он был утвержден в должности директора на бюро Татарского обкома ВКП(б).
Первый учебный день в новом учебном заведении пришелся на 10 октября. Занятия по специальным дисциплинам начались 1 ноября. Были открыты 5 факультетов: оркестровый, фортепианный, вокальный, теоретико-композиторский, дирижерско-хоровой.
В октябре начался ремонт здания на улице Пушкина, отданного вузу, который завершился в марте 1946 года. В нем до сих пор учатся будущие пианисты.
Здание на улице Большой Красной консерватория получила позднее. Новому вузу отдали здание, в котором до переезда на площадь Свободы занимал Татарский обкома КПСС.
Первый курс Казанской консерватории закончили 65 студентов, из них 23 были участниками Великой Отечественной войны.
Профессор Назиб Гаязович Жиганов, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственных премий, занимал пост ректора до своей кончины 3 июня 1988 года.
Предлагаем вашему вниманию статью Назиба Жиганова о консерватории, опубликованную в журнале «Советская музыка» (1986, № 1) к 40-летию вуза.
Живое воплощение принципов социалистического интернационализма
Возрождение разрушенного и созидание нового – таковы высокие гуманистические идеалы, которыми руководствовалось советское правительство в победный и послевоенные годы. Еще гремели орудийные залпы Великой Отечественной войны, впереди был исторический штурм Берлина, а 13 апреля 1945 года в Москве Совнарком принял постановление о создании музыкального вуза в Казани.
Воспоминания о тех днях волнуют до сих пор, ибо в событии этом было символично все: и то, что Партия и Правительство прозорливо проявили заботу о дальнейшем развитии музыкальной культуры автономных республик и областей поволжско-приуральского региона еще во время ожесточенных боев; и то, что для учебного корпуса было отведено здание общеобразовательной школы, занятой в дни войны под госпиталь; и то, что среди пятидесяти студентов-первокурсников, представлявших автономные республики – Татарию, Башкирию, Марийскую АССР, Мордовию, Чувашию, Удмуртию и многие города Российской Федерации, было немало недавних фронтовиков.
Организация и руководство консерваторией были доверены мне. Предстояло решать многие задачи – от формирования педагогического коллектива до приобретения музыкального оборудования и капитального ремонта здания. В первые послевоенные месяцы это было непросто. С благодарностью вспоминаю о внимании и повседневной помощи, оказанных партийными и советскими органами на трудном этапе становления нашего молодого музыкального вуза.
И вот через полгода, 10 октября 1945 года, первые студенты вошли в аудитории Казанской государственной консерватории.
Их педагогами стали как известные музыканты Казани – композитор М. Музафаров, вокалисты 3. Байрашева и Е. Ковелькова, пианисты М. Пятницкая и М. Берлин-Печникова, музыковеды-теоретики А. Бормусов, Ю. Виноградов, X. Терегулова, так и высококвалицифированные специалисты из других городов. Это москвичи – профессора Л. Лукомский и Г. Коган (фортепианный факультет), ленинградец – профессор М. Юдин (дирижерско-хоровой факультет). Курс полифонии вел выдающийся педагог, воспитатель многих советских композиторов профессор Г. Литинский.
М. Музафаров, Г. Литинский, А. Леман и Н. Жиганов. Конец 50-х годов
Кафедры возглавили: В. Апресов (специальное фортепиано, он же проректор по научно-учебной работе), А. Леман (композиция), К. Цветов (сольное пение), М. Юдин (хоровое дирижирование), И. Просторов (оперная подготовка), А. Броун (струнные инструменты), А. Колпинский (духовые инструменты). Несколько позднее кафедрой теории и истории музыки стал руководить Я. Гиршман, сольного пения – 3. Байрашева, хорового дирижирования – С. Казачков.
Коллектив складывался дружный, работоспособный. Новое интересное дело объединило и молодых педагогов, почти не отличавшихся по возрасту от студентов, и педагогов с большим опытом, которые не уступали молодежи в энергии и энтузиазме. Консерватория «зазвучала». Ее концерты в университете и дворцах культуры, выезды в районы республики с большими исполнительскими коллективами имели общественный резонанс. С огромным успехом прошли в оперном театре спектакли – «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», «Кармен» с выпускниками консерватории в главных ролях.
Первый председатель Государственной экзаменационной комиссии профессор Гр. Гинзбург отметил высокий уровень подготовки молодых специалистов. Лучшие из выпускников были оставлены для работы в консерватории, получили направления в оперный театр, филармонию, музыкальное училище.
Начало 50-х годов. Экзамен
Уже в первые годы определилось направление научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива – изучение актуальных проблем татарской и других национальных музыкальных культур так называемой пентатонной зоны. Программа и материалы учебного курса «История татарской музыки», сборник статей «Музыкальная культура Советской Татарии», «Композиторы советского Татарстана», выпуски ученых записок «Вопросы народного творчества и музыкального исполнительства» и «Вопросы татарской музыки» – далеко не полный перечень научных публикаций консерватории в 50-е годы, осуществленных авторскими коллективами, в которые входили Я. Гиршман, Ю. Виноградов, X. Терегулова и первые выпускники – А. Абдуллин, Ч. Бахтиярова, Г. Касаткина.
25 лет консерватории. Назиб Жиганов не раз отмечал огромную роль в рождении и становлении консерватории секретаря Татарского обкома партии Салиха Батыева
Новый размах деятельность консерватории обрела в 60-е годы, когда были открыты средняя специальная музыкальная школа, аспирантура, заочное и вечернее отделения, кабинет музыки народов Поволжья. В 1967 году был построен Актовый зал с органом (второй орган установлен в Малом зале).
Под специализированную школу для юных музыкантов отдали здание бывшей гимназии Шумковой
Вместе с расширением и усложнением стоящих перед музыкальным вузом задач рос и его педагогический коллектив, в основном за счет систематического привлечения молодых перспективных музыкантов. Со всей очевидностью отрадные результаты этого процесса проявляются в деятельности воспитанников консерватории, профессоров А. Хайрутдинова (зав. кафедрой струнных инструментов), А. Луппова (зав. кафедрой композиции), 3. Хисматуллиной (кафедра сольного пения); и. о. профессора В. Воронова (зав. кафедрой сольного пения, проректор по учебной работе), В. Лазько (сольное пение), Г. Касаткиной (история музыки), А. Абдуллина (хоровое дирижирование); доцентов Ч. Бахтияровой (история музыки, проректор по научной работе), С. Басовского (струнные инструменты), А. Миркиной (зав. кафедрой концертмейстерства), Э. Ахметовой (специальное фортепиано), Н. Сабитовской (зав. кафедрой общего фортепиано), М. Ахметова (скрипка), С. Жигановой (сольное пение), Р. Белялова (композиция), В. Лукьянова (хоровое дирижирование).
В числе ведущих педагогов нужно назвать и доцентов – В. Маклецова (кафедра марксизма-ленинизма), Г. Кантора (зав. кафедрой истории музыки), И. Губайдуллину (специальное фортепиано), В. Афанасьева (скрипка).
Естественно, что коллектив нашей консерватории пополнялся и выпускниками других вузов, многие из которых в настоящее время пользуются заслуженным авторитетом как руководители кафедр и ведущие педагоги. Это профессор И. Дубинина (зав. кафедрой специального фортепиано), и. о. профессора Н. Даутов (зав. кафедрой оперной подготовки), Н. Черняев (зав. кафедрой народных инструментов), Е. Карпухин (зав. кафедрой духовых инструментов), А. Тихонов (руководитель оркестрового класса), Г. Ходжаев (зав. кафедрой камерного ансамбля); доценты В. Столов, Н. Фомина (спец. фортепиано), И. Тихонова (хоровое дирижирование), Ш. Низамутдинов (духовые инструменты).
Хорошо проявляют себя молодые, активно концертирующие музыканты – органист Р. Абдуллин, пианисты М. Сиразетдинов, Ф. Хасанова.
Вся деятельность Казанской консерватории – живое воплощение великих принципов социалистического интернационализма. С первых дней она считала основной своей задачей подготовку специалистов для республик Поволжья и Приуралья. Тридцать шесть выпусков дали стране свыше трех тысяч высококвалифицированных музыкантов. И сегодня в единой консерваторской семье объединены посланцы более двадцати пяти национальностей.
Воспитанников нашей консерватории можно встретить в Москве и Ленинграде, Владивостоке и Ташкенте. Я хотел бы назвать десятки имен выпускников, занимающих достойное место в театрах, филармониях, высших и средних учебных заведениях разных городов Союза, но размеры журнальной статьи вынуждают меня ограничиться лишь немногими примерами. Назову руководителя оркестра джазовой музыки О. Лундстрема, певцов И. Шакирова и Р. Ибрагимова, ведущую солистку Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова Р. Волкову, ведущих солистов оперных театров: Новосибирска – Т. Зорину, Горького – С. Аскарова, Уфы – Р. Башарова, Перми – Л. Хохлову, Е. Пахомову, композитора С. Губайдулину.
Назиб Жиганов со студентами. София Губайдуллина слева от него
Целый ряд выпускников преподают в консерваториях, институтах искусств Горького, Астрахани, Харькова, Уфы, Петрозаводска, Красноярска, Алма-Аты, Ташкента, Владивостока.
Но все же основная масса воспитанников нашей консерватории вливается в ряды музыкальных деятелей Татарии, Чувашии, Башкирии, Мордовии, Удмуртии, Марийской АССР. Пополняя композиторские организации, творческие коллективы музыкальных театров, филармоний, учебных заведений, квалифицированные музыканты оказывают самое благотворное воздействие на все стороны музыкальной жизни этих республик.
Один из многочисленных выпусков
Показателен пример Татарии. К моменту открытия консерватории было всего шесть музыкантов, имеющих высшее образование – ныне их 1220. Но не в количестве, конечно, дело. Хорошая профессиональная подготовка музыкантов позволила укомплектовать педагогический состав вновь открытых музыкальных факультетов в Педагогическом институте и Институте культуры Казани, развернуть в республике широкую сеть музыкальных школ, значительно обновить педагогический состав Казанского музыкального училища, открыть музыкальные училища в Альметьевске и Нижнекамске, училище искусств в Брежневе.
Почти полностью из казанских музыкантов в 1967 году был сформирован Симфонический оркестр Татарской государственной филармонии под руководством Н. Рахлина, ставший лауреатом Всесоюзного и Всероссийского смотров.
Концерт студентов консерватории
С воспитанием в консерватории молодых композиторов неразрывно связано превращение республиканского Союза композиторов в одну из самых крупных организаций Российской Федерации, а также проявление новых интересных творческих тенденций, обогащающих современную татарскую музыку. Они выражены в произведениях А. Монасыпова, Р. Еникеева, Ф. Ахметова, Р. Белялова, Ш. Шарифуллина и других композиторов.
Деятельность консерватории во многом способствует систематическому пополнению талантливыми певцами труппы оперного театра. В 50–60-х годах на татарской оперной сцене раскрылись дарования 3. Хисматуллиной, Г. Сайфуллиной, Р. Биляловой, И. Ишбулякова, Б. Аполлонова, М. Пантюшина. В последующие десятилетия артистическую эстафету приняли Л. Башкирова, Р. Мифтахова, 3. Сунгатуллина, X. Бегичев, Р. Сахабиев, А. Фадеичева, Э. Трескин.
Отрадно видеть наших выпускников в числе видных деятелей музыкальной культуры других автономных республик. Среди них создатели первых национальных опер и балетов Ф. Васильев (Чувашия), Г. Корепанов-Камский (Удмуртия), А. Луппов, Э. Сапаев, И. Молотов (Марийская АССР).
В консерваторском коллективе получили путевку в большую творческую жизнь первый тувинский композитор А. Чыргал-Оол, первый калмыцкий композитор П. Чонкушов, первый композитор из Алтайского края Б. Шульгин.
Сегодня союзы композиторов Чувашии, Марийской АССР, Удмуртии, Мордовии почти целиком состоят из выпускников Казанской консерватории.
Большой вклад в многогранную деятельность музыкальных театров, филармоний, учебных заведений, национальных ансамблей песни и танца республик региона вносят также симфонические дирижеры В. Венедиктов (Марийская АССР) и В. Важоров (Чувашская АССР), дирижер-хоровик А. Мамонтов (Удмуртия).
В консерватории бережно поддерживается славная традиция отечественной музыкальной педагогики – сочетание учебной работы с концертно-просветительской, ставшей неотъемлемой частью музыкальной жизни Казани и республики. Высокую оценку получают концерты Симфонического оркестра и Оркестра народных инструментов (руководитель А. Тихонов), камерного оркестра (руководитель В. Афанасьев), струнного квартета педагогов консерватории в составе Ш. Монасыпова, М. Зарипова, К. Монасыпова, А. Асадуллина, хора консерватории (руководитель С. Казачков), а также студенческих хоров вузов Казани, возглавляемых педагогами кафедры хорового дирижирования, – хоровой капеллы Казанского университета (руководитель В. Леванов), хора Казанского филиала Московского энергетического института (руководитель А. Булдакова), мужского хора Казанского авиационного института (руководитель В. Макаров), татарского хора университета (руководитель И. Рахимуллин) и хора Дворца пионеров (руководитель В. Лукьянов).
Концертные программы этих коллективов, равно как и сольных педагогических выступлений, открытых классных и факультетских вечеров, активно служат делу пропаганды классического и современного музыкального творчества, в том числе творчества композиторов Татарии и других республик.
Свыше ста плановых концертов проводится ежегодно в Актовом, Большом и Малом залах консерватории.
Ректор консерватории настоял на строительстве актового зала консерватории. Его построили рядом с вузом
Примерно столько же дается педагогами и студентами в других городах и районных центрах республики, в рабочих и сельских клубах и воинских частях. Для крупных предприятий (КамАЗ), а также колхозов и совхозов подшефного Арского района организуются циклы лекций-концертов типа университетов музыкальной культуры.
Неразрывно связана с концертно-просветительской деятельностью постоянная творческая помощь наших педагогов и студентов клубной музыкальной самодеятельности (организация исполнительских коллективов, участие в жюри районных, городских, республиканских смотров).
На государственном экзамене
Глубокая взаимосвязь учебных и художественно-творческих задач служит хорошей основой для обретения молодыми музыкантами высокой гражданской и профессиональной позиции. Свидетельство этому – выступления воспитанников консерватории на различных конкурсах.
Еще в начале 60-х годов дипломантом Всероссийского конкурса скрипачей стал М. Ахметов, в числе лауреатов III Всероссийского конкурса вокалистов был назван М. Курбанов, Международного конкурса вокалистов в Бразилии – Р. Волкова. Позже на Международных конкурсах пианистов имени Шумана и Сметаны успешно выступили И. Лазарева и Л. Донец, лауреатом Пражского Международного конкурса пианистов стала И. Фофанова. На Международных и Всесоюзных конкурсах вокалистов неоднократно занимал первые места Р. Ибрагимов, лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов стала В. Гизатуллина. Звание лауреатов Всероссийских конкурсов пианистов завоевали Ф. Хасанова и Д. Абдуллина, скрипачей – Г. Степанов и Л. Ходжаева. На Всесоюзном конкурсе баянистов в 1985 году лауреатом стал студент второго курса А. Файзуллин.
Консерватория приобрела значение научно-методического центра всей поволжско-приуральской зоны. По мере роста научно-творческого актива исследовательская работа становится все более масштабной. Ее результаты опубликованы в четырнадцати выпусках «Ученых записок», ряде монографий, тематических и фольклорных сборников, в большом числе нотных публикаций, исследовательских статей в центральных изданиях («Музыка и современность», «Музыка России» и других).
Радует широкий тематический спектр исследований казанских музыковедов. Достаточно напомнить о разработке вопросов теории пентатоники и истории татарской музыки в трудах Я. Гиршмана, актуальных проблем эстетики в работах Ч. Бахтияровой и В. Маклецова, о фольклорных сборниках и обстоятельном исследовании народного музыкального творчества в книгах М. Нигмедзянова, отмеченных республиканской премией имени Г. Тукая. Многообразно исследуются проблемы фольклора, профессионального музыкального творчества и исполнительства в диссертациях С. Казачкова, А. Абдуллина, Ю. Исанбет, Г. Касаткиной (и ее аспирантов – А. Алмазовой и Ф. Шамсутдиновой), 3. Сайдашевой, Г. Кантора, В. Спиридоновой, О. Егоровой, М. Файзулаевой, Л. Бражник, Ш. Монасы-пова, С. Федосеевой.
1962 год. Гость класса композиции - композитор Дмитрий Шостакович
Органично продолжают этот список диссертации и научные работы выпускников консерватории, которые трудятся в других республиках и городах: Л. Казанской и И. Яшмолкиной – о творческих проблемах марийской музыки, Ю. Илюхина, Т. Эррэ, М. Кондратьева, А. Осипова – о фольклоре и композиторском творчестве Чувашии, А. Макаровой – о мордовской музыке, Н. Губайдуллина и Н. Зинатшиной – о башкирской, М. Хрущевой – о некоторых жанрах удмуртского фольклора.
Большое значение для подъема музыкальной культуры автономных республик Поволжья имеют систематически проводимые в музыкальных училищах подшефной зоны консерваторские концерты, научно-методические конференции и семинары, поездки представителей всех факультетов для оказания методической помощи и в качестве председателей государственных квалификационных комиссий. Этой же цели служат методические разработки и пособия по вопросам исполнительства и теории музыки, нотные сборники, обработки и переложения, создаваемые на кафедрах.
Сосредоточенные в консерватории творческие, научные и исполнительские силы сделали возможным проведение научно-творческих конференций композиторов и музыковедов Поволжья, Сибири и Урала с участием представителей КНР, КНДР, МНР, СРВ и ряда других значительных творческих совещаний. Казанская консерватория стала базой для проведения Всероссийских конкурсов музыкантов-исполнителей, научных педагогических и студенческих конференций.
Посланцы консерватории всегда достойно представляют музыкальную культуру Татарии в дни ответственных смотров в Москве, Ленинграде, братских республиках страны, на композиторских съездах и пленумах.
Обобщая опыт сорокалетней деятельности Казанской консерватории, мы отчетливо видим не только наши достижения и перспективы развития, но и нерешенные проблемы на этом пути. В преддверии XXVII съезда КПСС можно с уверенностью сказать, что консерваторский коллектив горячо воспринял указания партии о возрастающей роли литературы и искусства в повышении социально-нравственного тонуса общества, в дальнейшем совершенствовании духовного мира современника и приложит максимум усилий для достижения этих благородных целей.
Назиб Жиганов, ректор Казанской государственной консерватории
Читайте в «Казанских историях»:
Казанская государственная консерватория: имени первого ректора Назиба Жиганова
Оркестр дал бы возможность подняться на новую ступень
Рубин Абдуллин: эпоха Назиба Жиганова не закончилась





















