Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1923 – Родился живописец, заслуженный деятель искусств ТАССР, народный художник ТАССР Ефим Александрович Симбирин
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Рубин Абдуллин: эпоха Назиба Жиганова не закончилась
- Любовь Агеева
- 15 января 2021 года
15 января 2021 года в Государственном концертном зале имени С. Сайдашева прошел праздничный концерт в честь Назиба Жиганова. В этот день одному из основоположников татарской профессиональной музыки, Герою Социалистического труда, народному артисту СССР, лауреату трех Государственных премий СССР, выдающемуся советскому композитору, профессору, первому ректору Казанской государственной консерватории, созданной в 1945 году, первому председателю правления Союза композиторов Татарии, появившемуся в 1948 году, исполнилось бы 110 лет.
Вечер памяти начался с небольших выступлений о юбиляре и его роли в искусстве и музыкальном образовании Республики Татарстан.
«Если мы представим музыкальную культуру Татарстана в виде архитектурного сооружения, то увидим, что даже самый высокий его пик опирается на фундамент. А создал его Назиб Жиганов. Его нельзя разрушать, на него надо опираться, беречь и создавать новые творения. Созданное здание — это памятник духовной и материальной культуры, к которому мы должны относиться бережно. Эпоха Жиганова не закончилась, все сидящие сегодня в зале — продолжатели его жизни, творчества и деятельности. Эпоха Жиганова продолжается", — эти слова ректора Казанской консерватории Рубина Абдуллина не раз прерывались аплодисментами.
Для участия в вечере памяти в Казань из Москвы приехал сын Назиба Гаязовича – Иван Жиганов, директор и художественный руководитель московского Детского музыкального театра «Домисолька».
"Когда мы слушаем с вами произведения Назиба Гаязовича, а они все-таки продолжают звучать, несмотря на то, что мы живем в таком быстро меняющемся мире, где со всех сторон наступает Tik Tok культура и клип-сознание, тем не менее, усилиями людей, в том числе стоящих за моей спиной - большое вам спасибо, всем сидящим в этом зале и вот этим прекрасным молодым людям, которые уже точно выбрали для себя путь в жизни. Музыка продолжает звучать и приносить любовь", - сказал он в своем выступлении.
Среди выступавших была министр культуры РТ Ирада Аюпова, которая передала собравшимся приветствие первого Президента республики Минтимера Шаймиева, который многое сделал для увековечения памяти Назиба Жиганова. Выступил профессор, заведующий кафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова Вадим Дулат-Алеев. Поздравил татарстанцев с юбилеем знаменитого земляка генеральный директор Российского национального музея музыки, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов, отметивший, что Жиганов сумел построить в Казани полную систему музыкального образования – от детской музыкальной школы до консерватории. Уже 20 лет Казанская консерватория носит имя своего создателя. Михаил Аркадьевич зачитал поздравление от министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, которая назвала Назиба Жиганова, выпускника Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, символом татарской академической музыкальной культуры. "Заложенные основателем традиции чтут в консерватории и по сей день", - написано в ее приветствии коллективу вуза.
Приветствие прислал почетный председатель правления Совета Союза композиторов России, народный артист РФ Александр Чайковский, подчеркнувший, что традиции, заложенные Жигановым, которые вывели татарское искусство на новый уровень, сегодня успешно продолжают его ученики и коллеги.
"Жиганов создал свою композиторскую школу, которая сформировала целую плеяду замечательных авторов, продолживших заветы учителя: органичное сочетание национального колорита и традиций европейского музыкального искусства", - написано в его поздравлении.
Несмотря на то, что Назиб Гаязович не создал свою композиторскую школу в том смысле, как это принято считать, поскольку не имел своего композиторского класса (слишком был занят другими обязанностями), однако от многих композиторов, которые учились в консерватории, я слышала, что он был учителем для всех. Все с благодарностью вспоминают уроки оркестровки, которые он вел. Так что слова о заветах учителя в этом контексте вполне правомерны.
Как отмечается в сообщении о вечере памяти на страничке консерватории «ВКонтакте», все официальные речи были наполнены душевной теплотой и искренностью. Все музыканты – вне зависимости от возраста – выступали с таким личным отношением, с такой любовью, что это передавалось и публике. Слушатели аплодировали стоя».
В программе концерта были сочинения Жиганова разных лет: Сюита на татарские темы, фрагменты из опер «Түләк», «Намус», «Алтынчәч», балета «Нжери», кантата «Республика моя». При этом все исполнители были свои, из консерватории или школы-десятилетки.
Это был хор студентов (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России Владислав Лукьянов, хормейстер Денис Рогов), студенческий симфонический оркестр (дирижер Евгений Афанасьев). Солисты – Бао Вэньцзе (баритон), Айгуль Гардисламова (сопрано), Сюмбель Киямова (сопрано), Ильгиз Мухутдинов (тенор), Ильдар Рахимов (тенор), Валентина Строганова (сопрано), Диляра Тухватуллина (сопрано), Алексей Чайников (баритон).
Школу-десятилетку представляли хор (художественный руководитель Светлана Устюгова), исполнивший сцену у елки из оперы «Джалиль», и самая юная участница концерта, ученица 4-го класса Елизавета Маковская (скрипка).
Программу вели Юлия Семенова и Идель Киямов.
Из-за ковидных ограничений мне не удалось быть на юбилейном концерте, но я посмотрела все, что о нем написано. Рада, что с годами роль Назиба Жиганова в музыкальной жизни нашей республики, а, возможно, и всей страны, становится все более очевидной. Возможно, потому, что успокоились его оппоненты, которые много сделали, чтобы музыка Жиганова звучало как можно реже. Возможно, потому, что с годами опадает шелуха субъективных оценок и единственным критерием значимости творческого наследия Назиба Гаязовича становятся факты объективные. А это не только его музыка, но и, так сказать, зримые доказательства, и в первую очередь, консерватория, которая успешно развивается под управлением (употреблю этот музыкальный термин) Рубина Абдуллина.
Говорят, среди многих важных слов, которые были сказаны во время юбилейных мероприятий, прозвучало предложение использовать при имени Жиганова не привычное определение ВЫДАЮЩИЙСЯ, а более адекватное в таком случае слово ВЕЛИКИЙ. Большое видится на расстоянии. С 1988 года нет Назиба Гаязовича с нами, но, как верно заметил в своем выступлении Рубин Абдуллин, эпоха Назиба Гаязовича продолжается.
След, который он оставил в музыкальном искусстве советской Татарии и Советского Союза и который отчетливо проявляется сегодня, столь заметен, что вряд ли есть награда от благодарных потомков, которая в полной мере оценит его роль. Трудно переоценить историческую значимость личности, волею судьбы имевшей отношение к созданию современной музыкальной культуры нашей республики. Назиб Жиганов имеет самое непосредственное отношение к созданию Татарского театра оперы и балета (он был композитором, состоящем в штате нового театра), республиканской филармонии, Государственного симфонического оркестра РТ, специальной музыкальной школы при Казанской консерватории. А первым его детищем была сама консерватория, ректором которой он работал от первого дня ее существования и до последнего дня своей жизни.
Выступая перед началом концерта, сын Назиба Гаязовича Иван, художественный руководитель известного в Москве (да, пожалуй, во всей России - благодаря выступлениям по телевидению) детского музыкального театра, выразил роль отца в яркой метафоре:
"Идущему впереди с фонарем всегда сложнее - он освещает путь. Те, кто идут сзади - они идут на свет. Назиб Гаязович шел впереди, высоко неся факел образования, любви к музыке и удивительной любви к земле, на которой мы с вами находимся".
Иван Назипович напомнил собравшимся, что его отец родился в далеком Уральске, получил высшее образование в Московской консерватории, но всю свою жизнь прожил в Казани.
"До последнего дня своей жизни отношение к Казани, к Татарии, к татарскому народу, к тому, как должна развиваться татарская музыкальная культура, было у него наполнено громадной любовью", - сказал он.
По традиции днем, перед концертом, состоялось торжественное возложение цветов к памятнику профессору Жиганову на его могиле на Арском кладбище.
Фото со страницы Ивана Жиганова в Фейсбуке
Кто заходил на Арское через южные ворота, не мог не видеть это удивительное творение скульптора Михаила Аникушина, друга Назиба Жиганова. Но, как правильно было замечено, уже пора приходить в день рождения к подножию другого памятника нашему великому земляку.
Напомню читателям "Казанских историй" о том, о чем я уже не раз писала. Установка такого памятника была предусмотрена еще правительственным постановлением по случаю 100-летия Назиба Жиганова. В назначенный срок он не появился, а проект, который был предложен позднее, был по своей художественной форме столь неприемлем, что Нина Ильинична Жиганова (это было еще при ее жизни) категорически его отвергла. Я видела этот проект. Назиб Гаязович был изображен в виде старичка из далекого татарского аула, сидящего на табуретке.
Тем не менее, два иногородних скульптора деньги за свое "творение" получили, а новых, как видно, пока не находится. Во время нашей последней встречи Рубин Кабирович Абдуллин сообщил мне, что обратился в Правительство РТ с предложением создать памятник первому ректору консерватории, указав два возможных места для его размещения рядом с главным зданием вуза.
Встреча была довольно давно, и пока новостей о реакции на это письмо у меня нет. Мало того, я узнала, что есть идея сделать возле здания Государственной филармонии РТ скульптурную галерею композиторов республики и именно там установить памятник Жиганову. Безусловно, Назиб Гаязович был со своими коллегами в одном ряду, но все-таки он был первым. Хотя бы по формальному признаку, поскольку был первым председателем правления Союза композиторов ТАССР.
Назибу Гаязовичу, конечно, все равно, где будет стоять его памятник, каким он будет. Но это не все равно тем, кто идет за ним, кому он, как сказал Иван Жиганов, до сих пор освещает путь. Наверное, в том ряду, рядом с филармонией, должны быть все - и Сайдашев, и Яхин, и Жиганов... Ряд этот довольно длинный. Слава Богу, земля наша щедра на таланты. Но если есть отдельные памятники Салиху Сайдашеву и Рустему Яхину, то было бы справедливо иметь и отдельный памятник Назибу Жиганову. И место прекрасное для него есть - на площадке напротив входа в консерваторию.
Среди откликов на юбилейные торжества я прочитала на Фейсбуке пост нашего гостя - генерального директора Российского национального музея музыки Михаила Брызгалова:
"Несмотря на множество ограничений публика в зале, оркестр на сцене – все было, как и раньше, до ограничений. Выбор репертуара, качество звучания оркестра, хора (дирижер Евгений Афанасьев), голоса солистов-все заслуживает высшей похвалы!
... Посетили музей Жиганова, провели переговоры с наследником - сыном композитора Иваном Жигановым (художественный руководитель детского театра «Домисолька») о передаче архива в Российский национальный музей музыки, что даст возможность работать с материалами, представлять в выставках и публикациях. Поработаем совместно с коллегами над концепцией развития Музея Жиганова как главного музыкального музея Татарстана, где сегодня возможно представлять музыкальное наследие - истоки традиционной татарской музыки и развитие академической музыки, с момента создания консерватории до сегодняшних событий музыкальной жизни".
Оказывается, Михаил Аркадьевич не только принял участие в вечере памяти, но и вместе с ректором Казанской консерватории Рубином Абдуллиным, Иваном Жигановым и заведующим Музея-квартиры Н.Г. Жиганова Алексеем Егоровым, сыном Светланы Назиповны Жигановой, обсудили будущее мемориального музея - филиала Национального музея РТ. Подчеркну, что наш гость назвал его главным музыкальным музеем Татарстана. Побывав после концерта в музее на Малой Красной улице, он увидел сам, что нужна его модернизация. И не только потому, что есть возможность обновить его экспозицию.
Музей занимает квартиру, в которой последние годы жил Назиб Гаязович. Когда я впервые попала в нее, мне она показалась огромной - специально для Жиганова были объединены две квартиры на лестничной площадке. Но сегодня площадь музея исчерпана до сантиметра. Музей не приспособлен для приема большого числа гостей, но они сюда приходят. Сидят на диване, на котором отдыхал композитор, ходят по ковру в его кабинете... Надо же понимать, что при такой эксплуатации (не подобрала другого, более простого слова) мемориальная зона скоро исчезнет.
Еще Нина Ильинична поставила вопрос о необходимости расширения площади музея. Это было бы возможным, если бы соседи согласились на предложенный им вариант. Но этого не произошло.
Думаю, если поставить задачу создать в Казани полноценный музыкальный музей, этот вопрос решить можно, выделив для новой экспозиции другое помещение, не обязательно в этом здании. А, например, в двухэтажном Доме композиторов, старинном особняке на улице Лобачевского. Там есть место и для проведения концертов, и для работы постоянного лектория.
Тогда за площадкой музея Жиганова закрепится статус научно-методического центра, где можно создать условия для работы исследователей с архивными материалами. И это позволит сохранять без пагубных последствий мемориальную зону. Сегодня под нее отдан кабинет Назиба Гаязовича с роялем и его письменным столом, но, по сути, мемориальную ценность представляет вся квартира.
Хорошая новость в завершение - Алексей Егоров сообщил, что на сайте Издательского дома Олега Маковского выложена электронная книжка рассказов Назиба Гаязовича Жиганова. Это еще один вид творчества композитора, практически не известный любителям музыки. Эту книжку, как и любое издание этого издательского дома, можно прочитать.
Создана книжка при непосредственном участии Алексея Егорова, который, как оказалось, неплохо освоил навыки верстки.
Фото Олега Маковского
Читайте в «Казанских историях»:
Концерт памяти Назиба Жиганова в трех частях. Часть первая. Любовь Агеева. Письменное наследие Назиба Жиганова
Концерт памяти Назиба Жиганова в трех частях. Часть вторая. Любовь Агеева. Малоизвестные страницы московской жизни Назиба Жиганова
Концерт памяти Назиба Жиганова в трех частях. Часть третья. Любовь Агеева. О том, как создавалась книга о Назибе Жиганове, почему она не вышла и другие неизвестные факты
Назиб Жиганов крупным планом – библиография Н.Г. Жиганова в «Казанских историях»