Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Концерт памяти Назиба Жиганова в трех частях. Часть вторая

Знакомясь с архивом композитора Назиба Жиганова, бережно сохраненном его вдовой – Ниной Ильиничной, я узнала о нем много интересного. Большинство источников рассказывают о нем, так сказать, с внешней стороны – он на работе, он среди студентов, он среди московских коллег, он автор статьи в журнале… Большей частью факты известные, по крайней мере специалистам, прежде всего музыковедам.

Заметки на программке концерта

Мне удалось увидеть, точнее сказать – почувствовать Жиганова со стороны внутренней, когда он наедине с собой и его мысли не предназначены для других. Речь идет о пометках, которые он оставлял на программках концертов, а бывал он на них очень часто. Очень много времени у Н. Жиганова отнимало участие в сессиях Комитета по Ленинским и Государственным премиям. Он вошел в его состав в 1961 году.

В зависимости от числа номинантов проводились одна (10 лет) или две сессии (16 лет). Например, в 1976 году заседания проходили с 5 по 20 апреля и с 13 по 23 октября. Заседали как в Москве, так и в других городах, по месту жительства номинантов. Н. Жиганов практически не пропускал сессии Комитета. Тогда как заседания секретариатов в союзах композиторов РСФСР и СССР проходили чаще всего без него.

В Комитете Жиганов работал в музыкальной секции, был заместителем ее председателя Т. Хренникова. В фондах музея композитора хранятся программы сессий Комитета, а также программки концертов, спектаклей, которые ему приходилось посещать как члену Комитета.

Когда бывал в Москве, а ему иногда приходилось жить там неделями (как правило, он останавливался в гостинице «Москва»), ходил на концерты и спектакли московских театров, смотрел новые фильмы. Так, 30 ноября 1960 года Н. Жиганов был зрителем на концерте, представляющем музыкальное искусство Ленинграда. В Концертном зале имени П. Чайковского Московской филармонии выступали Симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением А. Янсонса и Ленинградская академическая капелла В. Минкина. Певец П. Серебряников представил симфонический цикл «Песни наших лет» А. Петрова.

После концертов, в программу которых включались сочинения Н. Жиганова, у него в кабинете собирались коллеги, друзья, исполнители. Владимир Зотов сделал этот снимок на одной из таких встреч  

6 апреля 1964 года он был на концерте певца Г. Отца в Большом зале Московской консерватории, 19 октября 1971 года в Большом театре Союза ССР смотрел спектакль Тбилисского государственного академического театра оперы и балета имени З. Палиашвили – оперу «Авесалом и Этери» З. Палиашвили.

Свои впечатления композитор оставлял на программках. Например, на программке Государственного народного коллектива песни и танца Литовской ССР «Летува» (концерт проходил 20 апреля 1968 года в Концертном зале имени П. Чайковского Московской филармонии) он написал: «Отличный, умный, очень музыкальный коллектив. Костюмы прелесть! Молодец художник».

В рамках концертной программы IV съезда композиторов РСФСР, который работал в Москве с 9 по 13 апреля 1979 года, Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (художественный руководитель и главный дирижер Д. Китаенко) исполнил Восьмую симфонию Н. Жиганова, а также сочинения Ф. Ахметова, Р. Белялова, А. Луппова, А. Монасыпова, Б. Мулюкова, М. Яруллина, Р. Яхина.

Брошюра с программой сохранила ремарки композитора у многих сочинений. Что-то ему понравилось, что-то вызвало возражение. Общее замечание на 36-й странице: «Слушать в Доме композиторов музыку для симфонического оркестра тяжко. Все гремит».

Есть и нелицеприятные оценки, но больше положительных или нейтральных. Порой он записывал на программке мысли, которые пришли к нему на концерте. Чаще всего они касались соотношения национального и интернационального в музыке.

Не раз приходилось слышать от оппонентов Назиба Гаязовича обвинения в том, что он очень много времени проводил вне Казани. И это, действительно, было так. По документам и фотографиям можно проследить маршруты его передвижений: Москва, Ленинград, Тбилиси, Киев, Вильнюс, Таллин, Алма-Ата, Ростов-на-Дону… В столицах соседних республик бывал по много раз – Уфа, Чебоксары, Ижевск… Как член Секретариата союзов композиторов СССР и РСФСР, участвовал в пленумах, съездах, фестивалях, просмотрах премьерных спектаклей в театрах оперы и балета. Были еще совещания по линии Министерства культуры РСФСР, куда приглашали Жиганова-ректора.

Об этой стороне жизни Н. Жиганова можно узнать из его писем. Например, в письме заместителю Председателя Совета Министров ТАССР С. Батыеву от 28 ноября 1956 года, написанном из Москвы, он сообщает, что недавно был в Горьком, как член Секретариата, принимал балет «Тимур и его команда» В. Агафонникова. Затем было совещание ректоров консерваторий (то ли в Горьком, то ли уже в Москве); смотр творчества московских композиторов («Я прослушал много музыки, после была дискуссия»).

И еще: Был в Музгизе, договорился об издании (дополнительно) произведений тат[арских] композиторов. Дали 18,5 листов. Это ничего, если учесть, что кое-что издает Татиздат».

Назибу Жиганову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Это случилось в 1981, юбилейном, году

Многие годы ректор Казанской государственной консерватории Н. Жиганов входил в состав Верховных Советов разного уровня. В архивных фондах Республики Татарстан, в музее композитора сохраняются его рекламные плакаты для избирателей.

Впервые он стал депутатом 9 февраля 1947 года – был избран в Верховный Совет РСФСР 2-го созыва от Буинского избирательного округа 710. Был депутатом этого Совета и следующие три созыва.

С 12 июня 1966 по 12 июня 1970 года он входил в состав Совета национальностей Верховного Совета СССР 7-го созыва. С 1971 года избирался в Верховный Совет Татарской АССР, был депутатом четырех созывов.

Дважды возглавлял Центральную избирательную комиссию Татарской АССР – в 1950 и 1954 годах. Должность эта в ту пору была общественной, однако во время избирательных кампаний в Верховные Советы СССР, РСФСР и ТАССР требовала от председателя много сил и времени.

Как свидетельствуют документы, Назиб Жиганов очень серьезно относился к своим депутатским обязанностям. Есть в музее письма избирателей к депутату Жиганову, его обращения в различные инстанции по делам просителей. В качестве примера можно привести просьбу председателя правления колхоза «Завет Ильича» Актанышского района Аухадеева оказать содействие в приобретении хозяйством электростанции, принадлежащей Вятской нефтеразведке Аракчинской конторы бурения.

Несколько документов касаются просьбы доцента Казанской консерватории, участника Великой Отечественной войны А. Абдуллина устроить в школу для слепых г. Москвы его дочь, которая нуждалась в постоянном лечении. 31 июля 1978 года датирован ответ министра просвещения РСФСР А. Данилова, в котором сообщается о том, что Лена с сентября 1978 года будет учиться в Москве.

Иногда Н. Жиганов использовал свой высокий авторитет для того, чтобы помочь людям. Он просил улучшить жилищные условия товарищу по Уральскому детскому дому Н. Мамонову, татарскому поэту Х. Туфану, выпускникам Казанской консерватории супругам Прокопьевым, работавшим в Чувашской АССР.

Ректор Казанской консерватории входил в состав Татарского областного комитета КПСС с 1963 года, был делегатом ХIХ съезда ВКП)б), который проходил в Москве с 5 октября по 14 октября 1952 года.

Н. Жиганов входил в номенклатуру ЦК КПСС. Это определяло его высокий социальный статус. Его приглашали на многие мероприятия самого разного характера и уровня, и место его, как правило, было в президиуме. Так, 23 мая 1974 года Н. Жиганов участвовал в церемонии открытия юбилейной научной сессии Казанского филиала АН СССР. Сессия проходила в Татарском государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля и была посвящена 250-летию Академии наук СССР.

3 и 4 ноября 1976 года Н. Жиганов был участником торжественного заседания ЦК КПСС и Верховного Совета СССР в честь 50-летия Октябрьской революции, которое проходило в Москве. В октябре 1979 года он участвовал во всесоюзном совещании идеологических работников, которое проходило в Московском Кремле.

В 1977 году Н. Жиганов участвовал в работе 5-го пленума Союза композиторов РСФСР, который проводился в Ленинграде. Пленум проходил под девизом «Композиторы России – юбилею Октября» 

Такой высокий статус и такой авторитет Н. Жиганова в Москве здесь, в Казани, у некоторых вызывали раздражение. Но попробовали бы эти некоторые жить такой же активной жизнью.

Не будем забывать, что у Назиба Гаязовича не было богатырского здоровья…

Я использовала в этой публикации лишь небольшие фрагменты будущей книги «Симфония судьбы. Назиб Жиганов: композитор, педагог, личность». Она имеет 6 разделов: «Детство. Учеба в Казани и Москве»; «Жиганов и музыка»; «Жиганов и консерватория»; «Жиганов и… (ученики, коллеги и т.д)»; «Личная жизнь Жиганова»; «Память». Названия рабочие. Каждый раздел открывается цитатой, она вместо заголовка. Два раздела уже вчерне сверстаны.

Я задумала книгу-размышление, и над ней работала целых три года. Вот как оценил ее сверстанную часть Георгий Кантор, который долгое время работал в Казанской консерватории (я посылала ему в Израиль верстку по электронной почте):

«В целом я оцениваю книгу как отличную исследовательскую работу. Ведь все это лежало в музее Жиганова, частично было и музее КМУ, ТАТОБ и КГК. Нужен был человек активный (Агеева), опытный журналист с широким охватом явлений, событий. Музыковеды, тем более, жигановеды на это не были способны. Им подавай анализ стилистики, интонационных особенностей, жанровых черт и прочей профессиональной болтовни».

 PS. Про концерт в заголовке своих заметок я, конечно, «загнула». Для красного словца и привлечения внимания.

Журналисты концертов не пишут, они пишут репортажи, статьи. Это скорее свободное эссе. А частей в нем, действительно, три.

Захотелось в день рождения Назиба Гаязовича Жиганова поделиться тем, что узнала о его жизни за три года работы. Нельзя «держать в столе» такое богатство.

Возможно, кто-то, узнав, о чем будет книга, выступит ее спонсором.

Подробнее о будущей книге в следующем очерке.

 

Концерт памяти Назиба Жиганова в трех частях. Часть первая.

Концерт памяти Назиба Жиганова в трех частях. Часть третья.

 

Читайте в «Казанских историях»

Жиганов Назиб Гаязович, композитор, общественный деятель (1911-1988)

Время и личность. О Назибе Жиганове. Виль Мустафин

Назиб Гаязович Жиганов... Назиб Жиганов... Назиб... Альберт Леман

Назиб Жиганов – личность номер 1 в татарской музыке. Фуат Мансуров

Слово о композиторе Жиганове Фуат Мансуров

Назиб Жиганов. Что мы знаем о хозяине белого рояля? Георгий Кантор

Познание Жиганова. Борис Покровский

Как снимали Жиганова. Юлдус Исанбет

Когда убивают даже мертвых. Диас Валеев

Две оперы об одном человеке: Муса Джалиль и Назиб Жиганов

«Алтынчеч» – одна из лучших опер Назиба Жиганова

Оркестр дал бы возможность подняться на новую ступень

«Неизвестный Жиганов»

Назиб Жиганов глазами своей дочери – Светланы

Иван, помнящий родство

Мы помним о Назибе Жиганове, хотя он в этом сомневался

На задворках Казани появилась улица композитора Назиба Жиганова.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить