Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Неизвестный Жиганов»

Так называется концерт, который состоялся 3 февраля в Государственном концертном зале имени Салиха Сайдашева.

Это название в полной мере отражает судьбу сочинений, которые  включены в его программу. Сочинения Назиба Жиганова исполнил Казанский государственный камерный оркестр «La Primavera» под управлением заслуженного деятеля искусств РТ, народного артиста РТ, лауреата Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая Рустема Абязова.

Назиб Жиганов. Фото 40-х годов

В первом отделении прозвучала музыка, которую наверняка никто из современников Назиба Жиганова не слышал и даже не подозревал о ее существовании. Благодаря научным изысканиям преподавателя музыкального училища Миляуши Каримовой при содействии музыкального руководителя оркестра Татарского академического театра имени Г. Камала Фуата Абубакира включены в научный оборот две неизвестные партитуры композитора. Они нашлись практически случайно в архиве театра.

Скорее всего Назиб Жиганов написал музыку к этим спектаклям, откликнувшись на просьбу режиссера-постановщика Ш. Сарымсакова. Миляуша Каримова рассказала об этой находке на юбилейной международной научно-практической конференции «Назиб Жиганов и музыкальная культура современности», которая состоялась в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова в апреле прошлого года. Первый – к комедии Наки Исанбета "Жирэн чичэн" ("Рыжий насмешник и черноволосая красавица") – был в репертуаре театра  в 1944 году.

Прекрасная Черноволосая красавица является как  бы продолжением образа Золотоволосой. А образ Жирана очень перекликается с популярным в народе Ходжой Насретдином.

Успеха этот спектакль не имел, хотя  в нем были заняты лучшие актеры театра: Хаким Салимжанов и Фатыма Ильская, оформил его П. Сперанский. В рецензии на спектакль от 12 февраля 1944 года драматург Галиасгар  Камал отмечал хорошую музыку, красивые декорации, похвалил игру главных героев, но подверг критике режиссерскую работу.

Спектакль шел несколько раз и в декабре был снят с репертуара.

Как отметила на конференции Миляуша Каримова, возможно, это было связано с тем, что в условиях военного времени зрителю нужна была более легкая пьеса, а не философские рассуждения.

Партитура музыки содержит 62 листа рукописного текста. Скорее всего это переписанный кем-то текст для дирижера. Музыка состоит из десяти номеров, разнообразных по жанрам, по эмоциональному содержанию.

Второй спектакль - "Саубановлар" ("Саубановы") по роману Кави Наджми "Весенние ветры"  – был поставлен в 1954 году и имел большой успех. В конце партитуры есть пометка о дате премьеры – 9 мая 1954 года.

Спектакль отразил любимую тему композитора – героическую борьбу за свободу и счастье. Режиссеры выбрали одну линию романа – становление образа Мустафы Саубанова как революционера. Это нашло отражение и в музыкальном сопровождении спектакля.

В постановочную группу входили: режиссеры-постановщики Ш. Сарымсаков и Х. Уразиков, художник А. Тумашев. В спектакле были заняты Х. Абжалилов, Г. Булатова, Ш. Асфандиярова, Р. Бикчентаев, Г. Шамуков, Х. Уразиков, Камал III. Партитура музыки содержит 23 листа и отдельно прилагается переложение для фортепьяно (клавир) из 15-ти листов.

Музыка состоит из 10-ти номеров, номер 4 (соло скрипки), видимо, утерян. Музыка была написана для театрального оркестра, который близок по составу к симфоническому.

"В целом музыка очень поэтична, изящна, содержит светлые гармоничные краски и очень мелодична. В наши дни из нее можно было бы сделать  симфоническую сюиту", – так сказала Миляуша  Каримова  о музыке к первому спектаклю. И Рустем Абязов осуществил ее пожелание. 

Ему  пришлось отредактировать жигановские партитуры. Той, что написана рукой композитора, понадобилась творческая обработка для оркестра, ведь музыка  сочинялась  для драматического театра.

Во второй партитуре оказалось много элементарных ошибок, которые пришлось исправлять. Сочинения в концерте прозвучали в музыкальной редакции Рустема Яхина.

Первой в концерте прозвучала музыка к спектаклю "Саубановы". Слушатели узнали в ней музыкальные темы известных революционных песен: "Замучен тяжелой неволей" и "Интернационал", талантливо интерпретированные композитором.

Особенность музыкального языка – сочетание разноплановых мелодий:  марш, полька, вальс, народный татарский напев.

Затем была исполнена музыка к спектаклю "Жирэн чичэн", яркая, оригинальная. Известный казанский музыковед Маргарита Файзулаева выразила сожаление, что эта музыка не исполнялась ранее. В ней она усмотрела некоторые темы, которые композитор разработал далее в своем творчестве, в частности, в увертюре "Нафиса", положившей начало драматической линии татарского симфонизма.

Как отмечала в своем выступлении на конференции М. Каримова, в номерную структуру этого спектакля привнесены элементы симфонического мышления. Театральная музыка в творчестве Назиба Жиганова занимает небольшое место. Но она является важным штрихом к его композиторскому искусству, дополняя его творческий портрет как национального композитора, считает Миляуша Каримова.

Было бы замечательно, если бы эта музыка продолжала звучать и дальше, в отдельных номерах или в виде цельных симфонических сюит. Если бы  оркестр «La Primavera» пополнил новой записью дискографию Назиба Жиганова.

Во втором отделении прозвучала  музыка балета «Легенда о желтом аисте». Это было первое исполнение этого оригинального сочинения. Сегодня у этого балета два автора – Назиб Жиганов и Леонид Любовский. Дело в том, что балет ни разу не видел свет рампы.

Назиб Гаязович посетил Китай в 1957 году в составе делегации советских композиторов, которая приняла участие в праздновании 40-й годовщины Октябрьской революции. Музыка этой страны так покорила его, что он написал балет по известной в Китае сказке о желтом аисте.

Как вспоминают сыновья композитора – Рустэм и Иван – он сочинил эту музыку в расчете на спектакль из трех балетов, однако в «Легенде о любви», показанной на сцене театра имени Джалиля в 1969 году, зрители увидели только балеты «Нжери» и «Зюгра». Из-за резко испортившихся в тупору отношений между Советским Союзом и Китаем композитору предложили отложить балет до лучших времен.

Позднее Назиб Гаязович вернулся к этой музыке. Музыка балета о желтом аисте вошла составной частью в «Симфонические новеллы». Сюита была написана в 1965 году и не раз исполнялась симфоническим оркестром Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая.

Когда в 2007 году в России проводился Год Китая, Нина Ильинична Жиганова предложила Леониду Любовскому  завершить балет.«Я не мог не согласиться, ведь речь шла о моем учителе! Назиб Гаязович Жиганов был первым и единственным моим учителем оркестровки».

Композитор внимательно изучил все, что осталось в личном архиве Жиганова от «Желтого аиста». Прежде всего это партитура для большого симфонического оркестра: семь симфонических новелл. Из Китая Назиб Гаязович привез большое количество пластинок, на конвертах которых Леонид Зиновьевич нашел немало ценных суждений Жиганова о китайской пентатонике.

И вот первое представление балета на большой, пока концертной сцене. Балет был встречен восторженно. На сцену поднялся композитор Леонид Любовский и ему вместе с Рустемом Абязовым пришлось несколько раз выходить на поклон.

Оркестр исполнил два фрагмента на бис. За сценой, куда пришли многие слушатели, люди, хорошо известные в мире музыки и театра, звучали восторженные отклики. Поздравляли композитора, дирижеров, оркестрантов, исполнявших сольные партии, тех, кто вернул театральные сочинения Жиганова из небытия...

Все сожалели, что не удалось увидеть балет на театральной сцене в год столетия Назиба Жиганова. Первым исполнением музыки балета "Легенда о желтом аисте" заслуженный деятель искусств РФ и РТ, лауреат Государственной премии России композитор Леонид Любовский начинает цикл музыкальных мероприятий по случаю своего 75-летия. Седьмого февраля состоится его творческий вечер в культурном центре "Дом Аксенова" (начало в 18 часов), 10 февраля почитатели его таланта встретятся  с ним в Литературном музее Габдуллы Тукая (начало 14 часов), 17 февраля их приглашают в Национальную библиотеку РТ (начало в 18 часов).

– Я думаю, что концерт «Неизвестный Жиганов» – это логическое завершение юбилейного года Назиба Гаязовича Жиганова, – сказал  Рустем Абязов, инициатор этого важного культурного события.

Концерт вела  заслуженная артистка РТ Лилия Апакова, которая  сообщила слушателям некоторые исторические сведения о прозвучавшей музыке.

Концерт «Неизвестный Жиганов» – мероприятие некоммерческое.  Его профинансировало Министерство культуры республики. Вход был по пригласительным билетам, но в зал мог попасть каждый желающий.

Были определенные опасения – наберется ли полный зал? Студенты консерватории на каникулах, для учеников музыкальных школ неподходящая погода... Однако партер был полон.

Жаль только, что это были в основном люди старшего и даже преклонного возраста. Не исключено, что кто-то из них видел спектакли Камаловского театра и слышал музыку Назиба Жиганова в 1944 и 1954 годах.

В зале собрались  в основном истинные ценители музыки Назиба Жиганова. Хотя наверняка было много и постоянных слушателей оркестра «La Primavera» , которые ходят на все его концерты. Когда аплодисменты прозвучали после одной из частей музыки  к спектаклю "Саубановы", подумалось, что на бесплатные билеты пришли и дилетанты. Но нельзя было не заметить, что аплодировали не после каждой части. Так, во время исполнения первого сочинения аплодисменты звучали только дважды. Причем, однажды – в музыкальном номере, в котором композитор цитировал песню "Замучен тяжелой неволей".

Второе сочинение вызвало более активный слушательский отклик. Не часто случается, когда слушатели выражают свои эмоции так непосредственно уже в ходе исполнения.

Концерт имел несомненный успех для тех, кто, несмотря на мороз и привлекательность Шаляпинского фестиваля (в этот день в оперном театре давали "Евгения Онегина"), пришли в Государственный концертный зал имени Салиха Сайдашева.

Однако его, к сожалению, нельзя назвать большим культурным событием.  Министерство культуры было представлено на уровне заведующей отделом Зульфиры Салиховой, но она профессионально занимается изучением творчества Назиба Жиганова, а значит - имеет личный интерес к этому композитору. Скорее всего именно она способствовала тому, что этот концерт состоялся. Большое спасибо ей за это.

Председатель правления Союза композиторов Рашид Калимуллин был в зале только в первом отделении, предпочтя ограничить представление о балете своего учителя фортепьянной версией, которую он слышал на совещании в Министерстве культуры. В зале не было журналистов. Но музыка сочиняется не для власть предержащих и не для журналистов. Она – для народа. И Назиб Жиганов следовал этому принципу всю свою жизнь.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить