Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Ощущается стремление понять друг друга

Предлагаем вашему вниманию несколько материалов, напоминающих о событиях 90-х годов прошлого столетия, в том числе воспоминания Мухаммата Галлямовича Сабирова, который в 1994 году был Премьер-министром РТ. Они были опубликованы в газете «Республика», в октябрьском номере 1999 года.

В августе 2005 года мы будем отмечать 15-летие Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Логическим продолжением ее был двусторонний Договор (это слово принято писать с большой буквы) «О разграничении полномочий и предметов ведения между государственными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», подписанный в Москве 15 февраля 1994 года.

Под этим историческим документом стоят 4 подписи – двух президентов: Бориса Ельцина и Минтимера Шаймиева и руководителей двух правительств: Виктора Черномырдина и Мухаммата Сабирова.

Современная политическая жизнь со всеми ее сложностями и проблемами требует от каждого из нас быть прагматиком, реалистом. Видеть то, что есть, а не то, что тебе хочется. Есть объективные процессы, явления, и их нельзя игнорировать.

Таким подходом мы и руководствуемся при решении проблем строительства, реформирования отношений Республики Татарстан и Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что эти проблемы относятся к числу центральных в политической жизни Татарстана. Таковыми они в силу их особого значения останутся и впредь.

…На сегодня затянувшийся под влиянием ряда общественных событий в России перерыв договорного процесса закончился. На нашей январской встрече с Президентом Российской Федерацией Борисом Николаевичем Ельциным, помимо рассмотрения ряда вопросов экономики и проблемы нефтедобычи, экологической обстановки в нефтяных районах республики, была достигнута договоренность о завершении подготовки Договора и межправительственных соглашений на правительственном уровне (по внешнеэкономической деятельности, борьбе с преступностью, бюджету, налогам, военному строительству и банкам).

Официальные делегации сторон, их руководители (Василий Николаевич Лихачев, Мухаммат Галлямович Сабиров, Сергей Михайлович Шахрай, Юрий Федорович Яров) получили на этот счет конкретные рекомендации. В качестве предварительной оценки можно сказать, что рождается совершенно новый, неизвестный в практике документ, в котором провозглашается примат прав человека…

Атмосфера, которая царит на переговорах, доброжелательная, ощущается стремление сторон понять друг друга и найти компромисс. Вся работа, безусловно, требует терпения и интеллектуального напряжения. Договор, над которым мы так долго и много работаем, думаю, скоро состоится. Он станет свидетельством реформирования России, обновления Федерации на демократических началах, станет гарантом государственности нашей республики. Я уверен, что этот договор будет принят не только в Российской Федерации, Татарстане, но и международной общественностью.

…Отдавая должное усилиям органов государственной власти Республики Татаpстан в установлении цивилизованных демократических отношений с Российской Федерацией в интересах наших народов, уверен, что население республики своим активным участием в повторных выборах 13 марта выскажется за поддержку этого курса.

Минтимер ШАЙМИЕВ, Президент Республики Татаpстан.

Из выступления по вопросу «О политическом и социально-экономическом положении в Республике Татарстан» на XIX сессии Верховного Совета РТ 7 февраля 1993 г.

Статья VI

Органы государственной власти Российской Федерации, равно как и органы власти Республики Татарстан, не могут издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению. Органы государственной власти Республики Татарстан, равно как и федеральные органы государственной власти, вправе опротестовывать законы Российской Федерации и Республики Татарстан, если они нарушают настоящий Договор. Споры по осуществлению полномочий в сфере совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан разрешаются в согласованном между ними порядке.

Из Договора РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

«У нас была единая, крепкая команда»

Из воспоминаний Мухаммата Сабирова

К выработке текста полномасштабного Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий мы приступили уже с Правительством Черномырдина. С Виктором Степановичем работать оказалось проще хотя бы уже потому, что мы были знакомы – еще с того времени, когда он работал на Оренбургском газоперерабатывающем заводе, в обкоме партии, наконец, в «Газпроме». Он лично во многом помог продвижению договора и межправительственных соглашений к подписанию, хотя тянулось это довольно долго: если экономическое соглашение с правительством Гайдара удалось подписать в течение двух месяцев, то договор прорабатывался целых два года.

Минтимер Шаймиев и Мухаммат Сабиров

Ведь помимо главных фигур – Ельцина и Черномырдина – были десятки министерств, с которыми нужно было пройти сотни согласований. У иного министра в приемной приходилось сидеть по полдня... и уходить ни с чем уже через пять минут. В лучшем случае министр поручал своему аппарату «проработать вопрос». Тут уж без традиционных подношений не обходилось (конечно, с референтами встречался уже не я, а помощники). За все время, что пробыл в Москве, в нашей делегации проработало более ста человек.

Договор шел значительно дальше Соглашения 1992 года. В нем уже прямо заявлялось, что земля, недра, водные и лесные ресурсы, движимое и недвижимое имущество, за исключением объектов федеральной собственности, являются исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана. Это особенно важно подчеркнуть, поскольку до этого действовала совершенно невообразимая формула 80:18:2 (так в процентном отношении распределялись доли собственности союзного, российского и республиканского подчинения. То есть Татарстан владел всего двумя процентами государственного имущества на своей территории.

Разграничение госсобственности, вопросы обороны и военно-промышленного комплекса, бюджетные взаимоотношения, банковское дело, денежно-кредитная и валютная политика, внешнеэкономическая и другие сферы деятельности – это все конкретно оговаривалось в одиннадцати соглашениях, сопутствующих договору. Двенадцатое соглашение определяло порядок реализации и транспортировки нефти и продуктов нефтепереработки.

Москва. 15 марта 1994 года. Подписание двустороннего договора

Круг людей, принимавшие участие в обсуждении положений договора и отдельных соглашений, значительно расширился. Из российских министров и должностных лиц того времени, с которыми приходилось мне по этому поводу встречаться, сегодня на своих местах практически никого не осталось. Некоторые министерские портфели в правительстве России переходили из рук в руки по несколько раз. Так что вряд ли кого можно вспомнить особо, разве что Виктора Геращенко, в то время председателя Центробанка России.

Фото Михаила Козловского на память об этом событии

Понятно, что блок бюджетно-финансовых вопросов в договоре являлся наиболее важным и трудным, тем не менее, с Виктором Владимировичем, потомственным финансистом, работать было приятно, поскольку он оказался интеллигентнейшим человеком, интеллектуалом. Еще его дед был банкиром в царской России! Когда встречаешься с профессионалом, работать бывает сложнее (возникает гораздо больше вопросов), но – парадокс – гораздо спокойнее. К сожалению, так бывало не всегда. Иногда приходилось нарываться на таких держиморд из среднего эшелона... Особенно меня поразил один генерал в Министерстве обороны, махровый штабист (не хочу называть его фамилию).

– Что это? – недовольно проворчал он, отбросив протянутый ему проект договора. – Эту ахинею я даже читать не буду!

Вечером мы встретились с Черномырдиным, и тот, заметив мое настроение, поинтересовался, что случилось.

– Поверьте, Виктор Степанович, – признался я, – никогда не думал, что грибоедовские Скалозубы существуют на самом деле, и к тому же в наши дни!

Премьер понимающе улыбнулся. И предложил устроить нам наутро встречу с самим министром обороны Павлом Грачевым. После чеченской трагедии его сделали чуть ли не одиозной фигурой. Но тогда до Чечни дело еще не дошло, поэтому я воспринимал его совершенно в другом свете. Он сам позвонил мне в гостиницу ночью, чтобы перенести запланированную встречу с десяти на половину восьмого утра.

– Нам ведь с вами о многом нужно договориться, думаю, времени потребуется побольше.

С утра в грачевском кабинете нас встречал чуть ли не весь генералитет. Обсуждались очень острые вопросы, но тон был предельно корректен, и я остался доволен таким приемом, как и результатами встречи. Правда, через три года, меня, как человека, поставившего под договором свою подпись, наши радикалы ругали именно за это: почему мы не добились особой статьи в договоре, которая не допускала бы участия призывников из Татарстана в межнациональных военных конфликтах наподобие чеченского. Разве, договариваясь с Павлом Сергеевичем Грачевым, мы могли предположить, что воинские части возглавляемого им Министерства обороны России начнут войну на своей территории – с собственным народом?!

Виктор Черномырдин в Казани. Фото Михаила Козловского

Факт подписания Договора Российской Федерации и Республики Татарстан сыграл колоссальную роль в упорядочении наших отношений с федеральным центром, не допустил развития событий по чеченскому сценарию, определил ту относительную стабильность, с которой Татарстан стал входить в новые экономические отношения.

Не хочу, чтобы у читателей сложилось впечатление, будто я преувеличиваю собственную роль в подготовке и подписании договора. Нет, конечно, я выполнял только свои функции как Председатель Совета Министров Татарстана. Немалую роль сыграли и Председатель Верховного Совета республики Фарид Мухаметшин, и советник Президента Рафаэль Хакимов. Много ценных, непогрешимых с юридической точки зрения формулировок предложил Василий Лихачев, бывший в то время вице-президентом РТ. И, конечно же, ничего не делалось без непосредственного участия Минтимера Шариповича Шаймиева. Подписание Договора – по существу беспрецедентного документа в истории России! – стало возможным во многом потому, что все работающие над этим документом с нашей стороны были единой, крепкой командой.

Наши соседи из Башкортостана начинали договорный процесс с Россией практически в одно время с нами, однако им не хватило терпения довести дело до конца. Они увязли в паутине бюрократических проволочек и бесконечных согласований – и отступились. Лишь после подписания Договора Татарстана с Россией башкиры снова вернулись к прерванным переговорам, и теперь им, конечно, было легче идти по проторенной нами дорожке.

Борис Ельцин в Казани

Я не знаю, что будет с этим Договором в дальнейшем, какие изменения и дополнения его ждут. Но думаю, надо идти дальше. И в одном убежден твердо: благодаря ему между Российской Федерацией и Республикой Татарстан, суверенным государством, ассоциированным с Россией, сложились паритетные, стабильные и цивилизованные формы взаимоотношений. И обратного пути к имперской политике теперь просто нет.

История языком фактов

Год 1990

26 апреля Верховный Совет СССР принял Закон «О разграничении полномочий между СССР и субъектами Федерации», который гарантировал автономным республикам статус членов федерации СССР.

С 17 по 27 декабря работал IV съезд народных депутатов СССР, который принял постановление «Об общей концепции Союзного договора и порядке его заключения». Предполагалось, что Союзный договор подпишут и автономные республики.

12 июня Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России, провозгласив верховенство российских законов на всей территории республики.

15 декабря на IV съезде народных депутатов РСФСР была принята поправка к российской Конституции, которой, по сути, были признаны декларации о государственном статусе бывших автономий: «Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает и уважает суверенные права наций, в том числе их право на самоуправление, право на свободное установление своего политического статуса, на свободное обеспечение своего экономического, социально-культурного развития».

С 11 по 17 апреля работала первая сессия Верховного Совета XII созыва. Председателем Верховного Совета был избран М.Шаймиев.

17 апреля народные депутаты утвердили в должности Председателя Совета Министров М.Сабирова.

С 6 по 8 августа в Татарстане находился Председатель Верховного Совета России Борис Ельцин. Во время этой поездки по стране родилась крылатая фраза «Берите суверенитета столько, сколько проглотите».

30 августа была принята Декларация о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики. Сессия приняла также закон «Об основах народовластия в Татарской ССР», разработанный депутатской группой «Народовластие».

Год 1991

С 12 по 15 августа в Москве проходили первые переговоры между представителями России и Татарстана.

12 июня впервые в истории страны в ходе прямых всенародных выборов Борис Ельцин был избран первым Президентом Российской Федерации. В этот же день жители Татарстана выбирали Президента своей республики. Им стал Минтимер Шаймиев.

4 июля на V внеочередной сессии Председателем Верховного Совета РТ стал Фарид Мухаметшин.

27 декабря Б.Ельцин занял в Кремле кабинет Президента Советского Союза, страны, которой уже не существовало.

Год 1992

22 января в Москве было подписано первое в истории двусторонних отношений Российской Федерации и Республики Татарстан межправительственное соглашение об экономическом сотрудничестве.

31 марта в Москве был заключен Федеративный договор. Республика Татарстан этот договор не подписала.

22 июля Президент РФ Б.Ельцин назначил официальный состав делегации Российской Федерации на переговорах с Республикой Татарстан.

7 февраля Татарская Советская Социалистическая Республика существовать перестала. Название «Республика Татарстан» получило официальный статус.

21 марта состоялся референдум по вопросу о государственном статусе Татарстана. Гражданам республики предложили ответить на вопрос «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»

6 ноября Верховный Совет принял Конституцию Республики Татарстан.

30 ноября М.Шаймиев официально обратился в Верховный Совет РФ с предложением о закреплении в российской Конституции договорно-конституционных отношений между Татарстаном и Российской Федерацией.

Год 1993

21 января состоялась встреча президентов Б.Ельцина и М.Шаймиева. Было отмечено, что в современных условиях отношения Российской Федерации и Республики Татарстан должны развиваться на договорно-конституционной основе. В.Черномырдину и М.Сабирову поручили подготовить соглашения по основным позициям сотрудничества, которые конкретизируют договор.

В конце мая состоялась очередная встреча руководителей Российской Федерации и Республики Татарстан. Стороны констатировали, что уже готовы к подписанию 7 из 12-ти запланированных соглашений между органами исполнительной власти – федеральной и республиканской.

4 июня Председатель Верховного Совета РТ Фарид Мухаметшин направил руководителю Конституционного совещания РФ Борису Ельцину текст законодательной инициативы республиканского парламента: «Включить дополнительно (в Конституцию Российской Федерации – Ред.) статью 56.1 следующего содержания: «Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения».

5 июня в Москве были подписаны 3 соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан: – о реализации и транспортировке нефти и продуктов нефтепереработки; – в области высшего образования; – о взаимодействии в области охраны окружающей среды.

22 июня – в рамках официального визита в Татарстан В.Черномырдин и М.Сабиров подписали еще 3 соглашения: – по вопросам собственности; – о взаимном делегировании предметов ведения и полномочий в оборонных отраслях промышленности; – об урегулировании отношений в вопросах таможенного дела.

12 декабря граждане России выразили свое отношение к проекту новой Конституции Федерации. Наиболее активно голосовали жители Карачаево-Черкессии – 70,39%, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа – 69,23%, Горного Алтая – 65,59%, Белгородской области – 65,4%, Смоленской области – 65,09%, Якутии – 65%. В 14-ти субъектах Федерации голосование было признано недействительным. Референдум не состоялся, в частности, в Татарстане, Республике Коми, Хабаровском крае, Иркутской, Кемеровской областях.

В этот же день проходили выборы в новый российский парламент – Федеральное Собрание – верхнюю палату (Совет Федерации) и нижнюю палату (Государственная Дума). Выборы в Федеральное Собрание не состоялись в Татарстане, где в голосовании участвовали 13,83% избирателей. Единственным депутатом из Татарстана в Думе России стал Иван Грачев, который прошел по списку избирательного объединения “ЯБЛоко”. Чеченская Республика не участвовала ни в выборах, ни в референдуме.

Год 1994

21 января пресс-служба Президента России сообщила, что Б.Ельцин встретился с Президентом Татарстана М.Шаймиевым. Речь, в частности, шла о необходимости ускорения подготовки и подписания договора по разграничению полномочий.

15 февраля в Москве подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной властиРоссийской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». В этот же день были подписаны 4 межправительственных соглашения.

5 марта в Москве было подписано последнее, 12-е по счету соглашение между правительствами Российской Федерации и Российской Федерации – в военной области.