Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Есть улица такая – Эсперанто
- Борис ЕРУНОВ, казанский краевед
- 07 апреля 2005 года
Раньше ее называли Поперечно-Большой, с 1927 года – Эсперанто, с 30-х годов – Жданова, с 1988-го – снова Эсперанто. Выбор экзотического, согласитесь, названия – по «ходатайству ячейки эсперантистов при садово-огородном техникуме».
Кто они – эти самые «эсперантисты»? Они – ярые сторонники изучения и внедрения в широчайшую практику «искусственного международного языка», созданного в 1887 году Л.Заменгофом.
В Казани язык стал известен с 1907 года. Основателем первого общества эсперантистов был И.Мохов (Лидин), один из редакторов газеты «Рабочий». Видимо, товарищем вела Идея Мировой Революции с, понятно, уже всеобщим языком... Этот рассказик – о новых попытках внедрения этого языка, уже после 1917 года, даже более точно – после гражданской войны...
1918. 21.01. Открывается (скажем так – снова) Общество эсперантистов. «Всех желающих приглашаем на Георгиевскую ул, д.89. Вступительный взнос – 1 руб., членский – 4 руб. (но – за весь год)».
1919. 1.11. Открыт «Институт Эсперанто», имевший целью не только обучение языку, но и внедрение его в «государственную и общественную жизнь страны». Но, увы, не было ни учебников, ни преподавателей, ни даже книг для чтения на этом языке. Осталось одно – «кружковая форма» изучения.
1920. 4.02. В университете проходит концерт Общества. «Зал переполнен. Хор п/у И.Морева исполняет «Интернационал». Читаются доклады о языке – т.т. Данилевич и Шелазин. В антракте – запись новых членов общества и продажа многочисленной литературы (но всего год назад ее не было – вот это темпы роста – Б.Е.). «Каплей яда», пролитого в газете, стало замечание: «хор Морева слишком духовный не только для исполнения «Интернационала», но и для народных песен вообще». Так вам, г.бывший церковный регент!
1921. 23.01. К 6.30 вечера всех «эсперантистов и сочувствующих» пригласили на собрание в «помещение райклуба им.Володарского (Черное озеро)». Потом такие «сборы» стали практически еженедельными. Парадоксальная весть: «В Казани организовывается общество эсперантистов».
Это – 1923 год, 5 сентября. А куда же делось Общество, организованное в 1919-м? На сей раз координаты «желающих быть» просили сообщить т.Г.Франк (ул.К.Маркса, 41, кв.7).
И – год спустя: «В Казани 19 различных обществ, отражающих общественную жизнь, и 4 – производственного характера. Полгода назад Общество эсперантистов имело лишь 6 человек инициаторов, а теперь в кружке – 38 членов (Общество или кружок? – Б.Е.)»
1922. 31.10. Этот день для эсперантистов – «мед сладчайший». Они упросили самого наркома Луначарского (в его «перебежке» с митинга на митинг) – сказать «нечто об э...». Анатолий Васильевич «на полном скаку» осмелился опровергнуть самого Маркса, «утверждавшего, что язык создает народ, а не группка людей». Его тезис был прямо противоположен «отцу», так что ликованию «группки» эсперантистов не было предела. Это попало и в «Красную Татарию». Местные «теоретики марксизма» зачесали лбы. Был бы анекдот, кабы «не быль».
1929. 14.04. В доме Татарской Культуры в 11 часов дня открывается 1-я Татарская конференция эсперантистов. Кто-то переходит на яналиф, а кто-то продолжает грезить о всемирном, едином языке.
1936. 20.01.На эсперанто в течение уже 6 лет переписывается с рабочими зарубежных стран рабочий завода им.Ленина Ал.Шеремчук. Им получено более 200 писем из Лондона, Парижа, Нью-Йорка» По газетам трудно назвать точное число сторонников нового языка и проследить их динамику, но известный краевед К.Амиров считает, что наше Общество эсперантистов было в числе крупнейших по России. В его рядах были такие известные люди, как Ф.Амирхан и Ш.Усманов. Отнесемся доверительно к этой информации.
Судьба эсперанто сложилась печально, в 30-е годы он и вовсе был запрещен. Но энтузиасты остались. И еще живы в нашей памяти попытки внедрения эсперанто в сознание, быт и практику СССР в 50-е и даже 60-е годы XX века. Видимо, живы сторонники этого языка и доныне. Хотя мир изменился – и не в их пользу.
А улица – что ж, название ее не лучше и не хуже иных...
"Казанские истории", №5-6, 2005 год