Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1984 – В Казани в присутствии композитора состоялась премьера оратории Екатерины Кожевниковой "Мулланур Вахитов" на слова поэта Рената Хариса
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Ни одной фальшивой ноты за столетие…
- 10 декабря 2004 года
Общественность Казани отмечала в 2004 году столетний юбилей музыкального училища имени Ильяса Аухадеева.
На юбилей приехали выпускники разных поколений из многих городов Татарстана и России. Были даже гости из-за границы. На юбилей приезжали профессор Института им.Шнитке Алла Фадеичева, ученица Зураба Соткилавы Рената Талыпова, правнучка первого директора училища Рудольфа Августовича Гуммерта – театровед Эльза Толмачева…
Всех не назовешь.
Профессор Института имени Шнитке Алла Фадеичева
25 ноября в Государственном большом концертном зале имени С.Сайдашева состоялся юбилейный концерт с оригинальной программой. В праздничном концерте в честь столетия Казанского музыкального училища прозвучали произведения известных татарских композиторов, в разные учившихся в нем: Назиба Жиганова, Салиха Сайдашева, Александра Ключарева и многих других.
В концерте приняли участие бывшие ученики, ныне известные музыканты, и сегодняшние воспитанники. Выступили солистка оперного театра, профессор университета культуры и искусства Венера Ганеева, пианистки Эльза Ахметова и Флора Хасанова, солист «Новой оперы» Алексей Тихомиров.
Как всегда, публика восторженно приняла ансамбль скрипачей под управлением Владимира Макухо. Свиридовский вальс молодые музыканты исполнили вместе с теми, кому пришли на смену. Бурные аплодисменты вызвало появление на сцене Фаины Бурдо.
О высоком уровне преподавания в музыкальном училище в юбилейные дни говорили многие. Конечно, фразу, вынесенную в заголовок, надо воспринимать как метафору. Но то, что традиционные в таком случае комплименты недалеки от истины, доказало выступление камерного хора училища под управлением Любови Дразниной.
Жемчужиной Татарстана назвал этот коллектив московский музыковед Петр Меркурьев после выступления казанских музыкантов в Рахманиновском зале Московской консерватории в рамках фестиваля «Московская осень».
Этот вечер можно было бы назвать встречей выпускников, если бы не присутствие людей, не имеющих прямого отношения к музыкальному училищу, но, без сомнения, уважающих труд тех, кто в нем работает. С вековым юбилеем педагогов и учащихся поздравили заместитель Председателя Государственного совета РТ Ю.Камалтынов (он зачитал благодарственное письмо Президента РТ М.Шаймиева, в котором отмечается достойный вклад училища в развитие образования, культуры и искусства Татарстана, высоко оценивается труд педагогов, известных деятелей искусства), министры: культуры И.Тарханов и образования Р.Шайхелисламов, заместитель главы администрации Казани А.Тутаева.
Глава Вахитовской администрации Р.Бурганов, поздравляя в лице директора училища Резеды Сабитовской весь педагогический коллектив, назвал его «тихим, спокойным и обаятельным», как руководитель. В адрес юбиляров пришла правительственная телеграмма от руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Швыдкого.
Как и полагается, юбиляру дарили подарки. Самый значительный преподнесло руководство республики, выделившее деньги на хороший рояль – его купили в Германии. Не менее ценным подарком, а, может, даже более нужным – будет долгожданное решение вопроса об общежитии.
В училище такая традиция – педагоги много ездят по городам и весям в поисках будущих учеников, но сегодня нет возможности пригласить на учебу талантливых ребят из глубинки. И пусть пока соседнее здание, которое планируется выделить музыкантом, мало напоминает уютный дом (нужен капитальный ремонт), появилась перспектива.
В день юбилея не могло не быть музыкальных подарков. Их преподнесли камерный оркестр «La Primavera» под руководством Рустема Абязова (одно время он преподавал в училище, филармонический оркестр народных инструментов под управлением Анатолия Шутикова, в составе которого немало выпускников училища. Мог бы выступить и Государственный симфонический оркестр – там их тоже много.
Музыкальное училище отмечало в БКЗ не только свое столетие, но и большой юбилей одного из своих директоров – И.Аухадеева. На празднике присутствовали его ученики и близкие. Одним из значимых подарков стал портрет Ильяса Ваккасовича, написанный петербургским художником Ильясом Айдаровым.
Проректор Казанской консерватории В.Дулат-Алеев преподнес коллегам красивую вазу – символический сосуд, «такой же, как музыка, которую мы создаем – воздушный, хрупкий, но экономически невыгодный». Эти слова вызвали оживление в зале.
Резеда Сабитовская, директор Казанского музыкального училища
В сентябре начался отсчет второго столетия в жизни Казанского музыкального училища. По словам Резеды Сабитовской, они не нашли в архивах никакого документа о создании учебного заведения. Есть только короткое сообщение в Казанском телеграфе» о том, что 1 сентября 1904 года был отслужен молебен в честь открытия музыкального училища. Этот день и посчитали юбилейным. Тем более, что занятия скорее всего начались именно 1 сентября.
А праздновали столетие весь 2004 год. Педагоги и воспитанники училища дали 15 концертов. Один из последних состоялся 26 октября – на юридическом факультете ТИСБИ. Отчитались ученики всех отделений: фортепианного, дирижерско-хорового, струнных, народных, духовых и ударных инструментов, теории музыки и сольного пения. Юбилейные программы подготовили творческие коллективы училища: хор, фольклорный ансамбль, квартет, камерный, духовой и эстрадный оркестры, оркестр народных инструментов.
Концерт в БКЗ стал заключительным аккордом. Красивым, волнующим, оставившим след на последующие сто лет.
Открытка на память
На праздничном вечере в адрес музыкального училища и его директора Резеды Сабитовской прозвучало множество поздравлений. Мы сделали попытку составить единую юбилейную открытку:
«Ваш коллектив живет не только величием прошлого, но развивается в настоящем и стремится в будущее» (Р.Н.Миниханов, Премьер-министр РТ).
«Ваши заслуги составили яркую картину музыкальной, педагогической жизни Республики Татарстан. Пусть не иссякает источник вашего вдохновения» (Р.Ф.Шайхелисламов, министр образования РТ).
«Восхищает энергия вашего коллектива в стремлении достичь все новых и новых высот в педагогической и творческой деятельности» (И.Г.Тарханов, министр культуры РТ).
«Мы убеждены, что еще многие годы вы будете служить своему народу во имя процветания музыкального искусства, культуры и образования Республики Татарстан и России» (Р.Р.Юсупов, ректор Казанского университета культуры и искусства).
История в лицах
Рудольф Гуммерт
Первым директором музыкального училища был Рудольф Августович Гуммерт, дирижер, пианист, композитор, воспитанник Петербургской консерватории, где он учился по классу композиции у Н.А.Римского-Корсакова. Его по праву считают одним из создателей системы музыкального образования в дореволюционной Казани.
Гуммерта пригласил в Казань в 1887 году А.Орлов-Соколовский, директор частной музыкальной школы, открытой годом ранее. Он стал преподавать теорию музыки и фортепьяно. В 1891 году создал собственную музыкальную школу при Казанском отделении Императорского Русского Музыкального Общества. Интересно, что при ней работал музыкальный детсад.
В декабре 1904 года Гуммерт открыл на базе своей школы музыкальное училище. Строил планы о создании всего музыкального цикла, однако в полной мере его идее о Восточной консерватории не суждено было сбыться.
Рудольф Августович скончался в возрасте шестидесяти лет. Его могила на Арском кладбище, к сожалению, не сохранилась. Его заслуги перед Казанью столь велики, что стоило бы в год столетия вознаградить их хотя бы мемориальной доской. Ведь первое здание музыкального училища, в котором ранее находилась гуммертовская школа и где он жил, сохранилось – это дом 32/12 на углу улиц Лобачевского и Карла Маркса.
Рувим Поляков
Начало биографии Рувима Львовича Полякова, воспитанника Петербургской консерватории, совпало с крутым переломом в российской культуре, вызванным революционными преобразованиями. Казанское музыкальное общество становится площадкой для многочисленных экспериментов, продолжавшихся не одно десятилетие.
В сентябре 1919 года Поляков назначили руководителем государственной музыкальной школы, образованной в результате реформирования училища. Когда в 1921-м в Казань приехал известный дирижер, скрипач и музыкальный деятель Александр Литвинов, он передал ему школу, заняв должность завуча, чтобы активнее заниматься творческой деятельностью. На следующий год в таком же тандеме они возглавили Восточный музыкальный техникум. Это был новый этап в жизни училища.
Старинное здание училища. Когда-то здесь, в земской управе, работал Федя Шаляпин
О сложности того периода говорит такой факт: за короткий срок, с 1929 по 1935 год, поменялось 5 директоров. Техникум объединили с художественным и театральным училищем, и он стал называться «Татарский техникум искусств». Сокращение срока обучения до трех лет и подготовка преимущественно руководителей художественной самодеятельности нанесли музыкальному образованию республики большой урон. Благодаря усилиям таких педагогов, как Поляков, понесенные потери со временем были восполнены.
Главная заслуга Полякова – в создании массовых музыкальных школ, он сам становится директором первой из них, работающей и сегодня на улице Горького. Здание этой школы (оно в настоящий момент стоит закрытым и потихоньку умирает) в годы войны было центром музыкальной жизни Казани. Здесь учились школьники, ребята из музыкального училища, студенты Московской консерватории. Иначе училище наверняка бы закрылось, ведь его здание отдали эвакуированным в Казань столичным институтам Академии наук СССР. За годы войны казанские педагоги совместно с крупными музыкантами из Москвы и Санкт-Петербурга подготовили открытие в 1945-м Казанской консерватории. Первые ее студенты почти все были выпускниками училища.
Как считает Елена Порфирьева, Поляков был знаковой фигурой, одним из лидеров целой плеяды музыкантов. В училище есть аудитория с мемориальной табличкой – «Класс имени Р.Л.Полякова».
Ильяс Аухадеев
В числе первых татарских музыкантов он получил высшее специальное образование (учился в Москве и Ленинграде). Проявил себя как яркий исполнитель (скрипач, симфонический и оперный дирижер), талантливый педагог и великолепный организатор музыкального дела.
Появление в Казани дипломированного музыканта, прошедшего школу у знаменитого А.Глазунова, преобразило оркестр Татарского театра. Ильяс Ваккасович Аухадеев становится правой рукой С.Сайдашева. После восстановления самостоятельного статуса музыкального училища в 1934 году он – его директор. Много сил пришлось потратить, чтобы вернуться к профессиональной подготовке музыкантов, очистив учебный процесс от пролеткультовских перегибов.
Стиль работы нового директора во многом напоминал глазуновские традиции. Он привлек хорошие кадры, создал теоретико-композиторскую группу, которую возглавил выпускник Ленинградской консерватории Юрий Виноградов. В училище ставились оперные спектакли, устраивались концерты, здесь появился свой симфонический оркестр. Именно в эти годы в Казани учились знаменитые музыканты: пианистка Н.Николаева, композиторы С.Губайдуллина и А.Монасыпов.
С именем Аухадеева связано становление театра оперы и балета, в котором он работал с 1941 по 1948 год. Возвратившись в училище, уделил особое внимание подготовке национальных кадров, открыв слушателям И.Шакирова, А.Авзалову и многих других известных теперь музыкантов. В 1951-м дебютировал первый казанский профессиональный симфонический оркестр, главным дирижером и художественным руководителем которого был назначен Аухадеев. Вторым дирижером стал И.Шерман, его близкий друг со времени учебы в Ленинграде. При Аухадееве в Татарии было открыто 36 новых музыкальных школ, из них 5 – в Казани.
Трудно переоценить вклад Ильяса Ваккасовича в становление музыкальной культуры нашей республики, в развитие Казанского музыкального училища, директором которого он был до 1968 года.
Фаина Бурдо
Окончив Казанскую консерваторию в 1950 году, в числе первых выпускников, она проработала в ней около полувека, руководя струнным отделением. Была великолепной скрипачкой, но предпочла покорять публику не своим личным мастерством, а учениками. Ансамбль скрипачей, которым она руководила более 30-ти лет, много выступал, участвовал в ответственных концертах, в том числе правительственных. Фаина Львовна долгое время была скрипачом-концертмейстером.
Ученики любили профессора Бурдо, как любят мать, строгую, но добрую. Как вспоминает Шамиль Монасыпов, теперь сам известный скрипач, «порой одного строгого взгляда ее больших темных глаз достаточно было, чтобы провинившиеся «сын» или «дочь» моментально осознавали истинную цену своему поступку». По мнению Людмилы Левицкой, это чудовищная несправедливость, что Бурдо, педагог мирового класса, не отмечена правительственным званием.
Фаина Львовна уехала в Израиль в середине 90-годов, но не порывает связи со своими учениками. Причем она возвращается в Казань не гостить, а работать.
Материалы подготовлены Л.Тухватуллиной и Л.Агеевой. Использованы материалы, полученные на пресс-конференции в училище, а также публикации майского номера журнала «Казань».
Фото Владимира Зотова.
«Казанские истории», №24-25, 2004 год
Сайт Казанского музыкального училища имени Ильяса Аухадиева http://www.music-college.ru/upper/history/istoriya-uchilishha