Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
История Казанского университета глазами школьников
- 19 ноября 2004 года
Городской конкурс сочинений учащихся 7-11 классов школ Казани «Сказанием встает Казань…» уже стал традиционным. Четвертый год юные казанцы стремятся по-своему, ярко и талантливо, выразить любовь к родному городу, сопричастность к его тысячелетней истории.
«Близится 2005 год – год, открывающий новую страницу в истории нашего любимого города. 1000-летие Казани – своеобразный рубеж, который дает возможность каждому из нас ощутить значимость происходящего, стать свидетелем удивительнейшего события, имеющего особый символический смысл. Ведь тысячелетний юбилей – это праздник, который олицетворяет не только мудрость и древность нашей столицы, но и её вечную молодость и немеркнущую красоту», – говорится в предисловии брошюры, изданной городским управлением образования, с лучшими работами конкурса.
Мы выбрали три из них – те, которые посвящены Казанскому государственному университету. Когда полоса была сверстана, обратили внимание на то, что все три сочинения написаны школьниками Вахитовского района. Наверное, этот факт – не случайный. Ведь КГУ тоже находится в Вахитовском районе.
Работа Тани Журавлевой признана лучшей в конкурсе учеников 9 класса, сочинение Анжелы Тарасовой заняло второе место среди восьмиклассников, репортаж Оксаны Казаковой отмечено жюри, но редакция сочла, что именно он должен начинать юбилейную подборку.
Мне кажется, будет так…
Репортаж с праздника
Оксана КАЗАКОВА, ученица 11 а класса школы №14 (учитель С.А. Салазкина)
Здравствуйте, дорогие телезрители! Мы ведем свой репортаж со знаменитой университетской «сковородки». Наши камеры установлены напротив главного здания Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина, стены которого хранят память о многих знаменитостях мирового уровня.
Торжественные мероприятия еще не начались, но возле университета оживленно и шумно. Десятки людей, молодых и далеко не студенческого возраста, радостно приветствуют друг друга, смеются, беседуют. Все собравшиеся пришли сегодня поздравить один из вузов страны со славным 200-летним юбилеем.
Казанский университет был основан в 1804 году. Талантливые ученые, работавшие в нем, поднимались к вершинам науки, добиваясь выдающихся результатов. Одной из первых сложилась школа химиков. Имена Н.Н.Зинина, автора знаменитой реакции превращения ароматических нитросоединений в аминосоединения, А.М.Бутлерова, творца теории химического строения веществ, А.Е.Арбузова и некоторых других известны всему миру.
(Об этом я читаю на большом экране, установленном возле концертного зала КСК с той целью, чтобы все желающие могли наблюдать за тем, что происходит у главного здания университета).
Следующая страница видеоинформации посвящена лингвистической школе. На экране появляется портрет Бодуэна де Куртенэ, основателя школы языковедов. Не все знают, что он коренным образом переработал словарь В.И.Даля, сделав его более упорядоченным, начал исследовать воровской жаргон русского языка и т.п. Но основная его заслуга состоит в том, что этот ученый впервые выделил главную единицу фонологии – фонему.
Далее на экране появляется информация о Е.К.Завойском, родоначальнике школы физиков-радиоспектроскопистов.
Я прохожу мимо небольшой группы людей, в которой вижу свою учительницу русского языка и литературы, завуча школы №14, выпускницу КГУ Светлану Александровну Салазкину. Она представляет мне своих подруг: Закирова Лилия Фагимовна, заместитель директора по учебной работе школы №93 Советского района г.Казани, Рафикова Гульфия Мазитовна, завуч одной из школ г.Лениногорска.
Светлана Александровна говорит о том, что 2004 год является юбилейным и для них: ровно 10 лет назад, в 1994 году, они получили дипломы об окончании КГУ.
Продолжаю свой путь ко второму корпусу КГУ. Там на мраморных ступенях устроились солидные люди, которые под гитару поют песни своей молодости. У Национальной библиотеки проходит выступление студенческого театра. Непрофессиональные актеры собрали вокруг себя многочисленных зрителей.
Участников праздника уже столько, что яблоку негде упасть. Я с трудом пробираюсь на исходную позицию, на «сковородку», где установлены камеры многих телеканалов республики, страны и даже мира, ведь выпускники КГУ трудятся не только в России, но и за рубежом…
Внимание! Звучат фанфары! Через минуту – официальное открытие праздника, посвященного 200-летию со дня основания КГУ. Я передаю микрофон своей коллеге, которая продолжит репортаж. Я попыталась представить себе, как начнется праздник в честь юбилея одного из самых замечательных, самых известных университетов нашей великой страны.
Позвольте возразить!..
Письмо С.Т.АксаковуАнжела ТAPACOВA, ученица 8А класса школы №13 (учитель – Ю.Р.Ефремова)
Глубокоуважаемый Сергей Тимофеевич! Я недавно прочитала в газете "Казанские истории" Ваши воспоминания о Казани. Как и многие другие ученые, поэты, писатели, Вы вспоминаете о нашем городе в связи с университетом. И это не случайно. Ведь университет всегда являлся «гнездом умов толковых», и именно благодаря ему Казань известна и в России, и за ее пределами.
Но мне показалось, что Вы отзываетесь об университете не очень лестно. Вы называете его «скороспелкой».
Действительно, наш университет создавался поспешно, первых студентов, одним (и первым по списку) из которых были Вы, набрали прямо из гимназии, не дав им завершить учебный год. В сущности, с 1804 по 1814 года университет представлял собою отдел первой Казанской мужской гимназии.
Сейчас, через 200 лет после открытия университета, вряд ли кто-то вспомнит об этом. Да и так ли поспешно создавался наш университет? Ведь открытие в 1758 году мужской гимназии подготовило его создание. Именно в этой гимназии зарождалась та атмосфера, которая благоприятствовала развитию духовных интересов учащихся.
Из первого состава студентов Казанского университета вышли академик-математик Д.М.Перевощиков, его брат – академик В.М. Перевощиков, братья Панаевы, будущий министр финансов А.М.Княжевич, будущие профессора П.С.Кондырев, А.B.Kaйcapoв, В.И.Тимьянский...
Вы утверждаете в своих воспоминаниях, что вынесли из университета немного. Но, на мой взгляд, вышеперечисленные имена опровергают это мнение. Более того, Вы сами вспоминаете о том, что «что-то носилось в воздухе аудиторий, что-то заражало идеализмом пытливости и знания».
Мне запомнился Ваш рассказ о том, как в ноябре 1804 года вы – ученики старшего класса гимназии – надеялись, что будете «произведены в студенты»; как, узнав о поступлении в университет, «обнимались, поздравляли друг друга и давали обещание с неутомимым рвением заняться тем, чего...недоставало».
Вспомните ваши занятия по ночам, о том, «какою любовью к просвещению, к наукам было одушевлено тогда старшее юношество». Вы стали известным писателем, театральным критиком. Смею предположить, что полтора года, проведенные Вами в университете, значили много в развитии Ваших литературных и театральных задатков. Ведь именно учась в университете, Вы становитесь страстным театралом, руководителем и ведущим актером студенческого театра.
Вспомните, сам Державин (!) с нетерпением ждал Вашего приезда в Петербург, дабы послушать свои произведения в Вашем чтении. Здесь же, в университете, вместе с друзьями – братьями Панаевыми, Вы издаете «Журнал наших знаний», где публикуются критические статьи и литературные опыты студентов. Вы сами в те годы пишете стихи.
Я позволю ceбe сделать вывод, что еще в Ваши годы, т.е. в дни своего младенчества, университет уже являлся колыбелью культуры и науки.
Мне бы очень хотелось рассказать Вам о том, каким он стал сегодня.
…Университет вырос и достиг очень многого. И я верю, что это далеко не предел, что мое и последующие поколения будут создавать что-то новое, творить в стенах Казанского университета, будут способствовать его развитию и процветанию так, как творили и создавали Вы, Ваше поколение. Ведь без прошлого нет настоящего, а без настоящего не будет будущего.
Сегодня я еще школьница, но я очень хочу через три года поступить в университет, учиться и достичь каких-то высот, внести свой вклад в развитие университета и нашего города, остаться в памяти людей. Простите, если я была резка с Вами.
Он для меня – воплощение ученого
Татьяна ЖУРАВЛЕВА, ученица 9А класса школы №39 (учитель – Э.А.Веселова)
Древний волжский город Казань трудно представить себе без университета. В его стенах сделаны открытия, составившие славу отечественной и мировой науки. Здесь учились и работали известные писатели, деятели искусства и культуры.
Об одном из выпускников я хочу рассказать.
Юрий Геннадьевич Коноплев родился 6 декабря 1939 года в Казани в семье служащих. Родители работали на Казанском авиационном заводе. В 1957 году после окончания школы он поступил на механико-математический факультет КГУ, и вот уже почти полвека жизнь Юрия Геннадьевича связана с университетом. Успешную работу он совмещал с активной общественной жизнью. Студентом работал в стройотрядах, в том числе на целине, в Казахстане. Серьезно занимался баскетболом: баскетбольная команда в это время была одной из лучших студенческих команд СССР.
Профессор Юрий Геннадьевич Коноплев был ректором КГУ с 1990 по 2001 год. Фото Джавида АКЧУРИНА
В 1962 году механик Коноплев был направлен в Научно-исследовательский институт математики и механики имени Н.Г.Чеботарева при КГУ. С 1966 по 1987 год работал заведующим лабораторией механики оболочек. В 70-х годах был председателем совета молодых ученых Татарстана. С 1987-го – проректор университета по международным связям. С 1988-го заведует кафедрой теоретической механики. В 1969-м защитил кандидатскую, в 1982-м – докторскую диссертации по физико-математическим наукам. В 1990-м был избран ректором КГУ.
В течение последних десяти лет Юрий Геннадьевич является председателем специализированного докторского совета по механике, входит в руководящие органы Евразийской ассоциации университетов, учебно-методических объединений университетов России, программы «Университеты России». Он член экспертного совета Министерства образования России, действительный член ряда академий: Академии наук Татарстана, Международной академии наук высшей школы, Российской академии естественных наук, Итальянской академии наук и др. Многократно был председателем и членом оргкомитетов, участником международных, всесоюзных и всероссийских конференций.
Коноплев читает спецкурсы на механико-математическом факультете. Ему присуждено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Татарстан». Он имеет награды Правительства Российской Федерации и Министерства образования РФ.
Трудно представить, что все это – один и тот же человек. Безусловно, он был замечательным ректором университета. Но я хочу, чтобы вы знали его не только как ученого, но и как внимательного отца и деда. Потому что Коноплев Юрий Геннадьевич – мой любимый дедушка.
Он очень веселый человек. Однажды, когда журналистка спросила его, как он начал заниматься наукой, он ответил так: «Да знаете, я как-то играл в баскетбол, упал и ударился головой. С тех пор я и начал заниматься наукой». Знаете, я бы многое отдала, чтобы посмотреть в то время на лицо удивленной журналистки.Помню, мне было три года. Как-то подхожу к дедушке с книжкой и спрашиваю: «Дедушка, а ты читать умеешь?» «Нет, не умею. Иди маму проси, она умеет», – отвечает он.
Вспоминая об этом, думаю о том, чем же он был так занят тогда? Я часто вспоминаю свои прогулки с дедушкой. Самое чудное в них было то, что он разрешал мне все: я измеряла все лужи, считала все ступеньки...
После прогулок с дедушкой мои нарядные платья превращались в лохмотья, но настроение было самое веселое. Во время этих прогулок он открывал мне свой город, свои любимые улочки, целый мир. Не удивительно, что у нас с дедушкой сегодня любимые одни и те же дома и улицы. Не припомню ни одного дня, чтобы он ругался или был чем-то недоволен. Он всегда веселый и добродушный, и если воспитанием моим в основном занимаются родители, то дедушка чаще балует…
От него не услышишь грубого слова, он не даст повода, чтобы обидеться на него. А руки у него просто золотые: он может сделать как простую табуретку, так и изысканное кулинарное блюдо, причем и то, и другое великолепно получается.
Я очень горжусь своим дедушкой и люблю его, потому что не любить его невозможно. Веселый и умный, добрый и сильный, знаменитый и очень простой, мой дедушка является для меня воплощением ученого и человека, преданного университету, науке, друзьям и близким.
"Казанские истории", №22-23, 2004 год