Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Встретимся на «Джазовом перекрестке»
- Любовь АГЕЕВА
- 30 апреля 2004 года
В апреле 2004 года в Казани проходил фестиваль «Джазовый перекресток», который ведет отсчет своей истории с 1984 года.
К юбилейной дате был сделан иллюстрированный каталог с многочисленными фотографиями, запечатлевшими практически всех участников этого музыкального праздника.
Фестиваль появился на хорошо «унавоженной» почве. Его главные заводилы – Игорь Зисер, знаток джаза, и Игорь Тюрлик, в то время работник отдела культуры Казанского горисполкома, пианист и организатор джазового ансамбля «Формация», собирали казанских любителей музыки в «Джаз-Блюз-Рок-Клубе», где показывали фильмы об американском джазе, куда приезжали с просветительскими беседами москвич Георгий Бахчиев и ленинградец Роман Копп.
После открытия МЦ клуб перебрался туда, под покровительство Татарского обкома комсомола и защиту жены Зисера – Татьяны. Тогда и возникла идея провести в 1984 году (30 ноября – 2 декабря) фестиваль эстрадной и джазовой музыки. Под это дело горисполком дал даже небольшие средства.
Заместитель его председателя Ирина Донская сочла тогда своим долгом патронировать фестиваль лично. Мы уходили с ней из МЦ вместе, а концерты заканчивались иногда в первом часу ночи.
Конечно, организаторам сразу хотелось, чтобы фестиваль стал популярным. Вспоминали традиции времен работы в Казани оркестра Олега Лундстрема, обращали взор на современных джазовых музыкантов, а их тогда было немало (оркестры Виктора Деринга, Анатолия Васильева и Анатолия Коваля, джаз-оркестр «Фантазия» под управлением Эрика Фасхутдинова, трио Юрана Шамсутдинова, джаз-рок-группа ДК имени Воровского под управлением Сергея Кожевникова, пианист Валентин Бакланов и другие исполнители), восхищались удивительным казанским зрителем…
Но ко всему этому, к энтузиазму организаторов надо было добавить еще огромную информационную поддержку, которую оказала фестивалю «Вечерняя Казань». Денег тогда за это не брали – редакции было достаточно скромного упоминания на афише, а авторам – причастности к празднику, в который на несколько дней погружался весь город.
Газета была щедрой на публикации, чему во многом способствовало то, что редактор – Андрей Гаврилов любил джаз, а журналисты отдела культуры, которым я тогда руководила, и Евгений Макаров, заведующий отделом спорта – известный меломан и мастер коротких рецензий, не считаясь со временем, по нескольку дней, а порой и ночей не вылезали из МЦ.
С 1987 года фестиваль уже назывался «Джазовым перекрестком», имел собственную оригинальную афишу, которую по заказу «Вечерки» исполнил художник Александр Простов-Покровский.
Помню, всей редакцией искали название фестиваля, призвали к этому всех читателей «Вечерки». Они и подсказали, обратив наше внимание на постоянную рубрику газеты – «Музыкальный перекресток».
На юбилейном фестивале Владимир Фейертаг в разговоре со мной вспомнил, какую роль сыграло в ускорении сроков получения им высокого звания оценка его выступления в Казани на страницах «Вечерки».
Между тем, Зисер нисколько не преувеличивал: успех концертов второго фестиваля (1985), действительно на 50 процентов зависел тогда от ведущего. (Впрочем, и сегодня тоже).
В разные годы, кроме Фейертага, в этой роли выступали Георгий Бахчиев, Алексей Баташев, Аркадий Петров и казанец Георгий Кантор.
Назвать всех музыкантов, советских и зарубежных, выступавших в разные годы в Казани, невозможно из-за отсутствия места, а выделить кого-то не хочется. Таких тоже наберется немало. Да и вряд ли есть в этом необходимость – все почитатели джаза имели возможность приобрести юбилейный буклет, а там все названы поименно.
Сколько было интересных открытий, как «росли» казанские музыканты под влиянием именитых гостей, как умнели зрители после каждого концерта!.. Во многом под воздействием фестиваля в Казанском музыкальном училище открыли эстрадное отделение, на которое был конкурс!
Шесть фестивалей, проведенных в Казани, создали ей репутацию «джазового» города России. На «Джазовом перекрестке» стали появляться настоящие звезды, и не только из Москвы и Ленинграда, но и из Европы, Америки, Австралии.
Потом был перерыв. Взбудораженной стране было не до музыкальных фестивалей. С 2001 года «Джазовый перекресток» снова стал регулярным, за что мы должны сказать большое спасибо не только Игорю Зисеру со товарищи, но и администрации Казани, которая взяла на себя заботу о фестивале, а также страховой компании «Наско» Татарстан, щедрой на призы (ее генеральный директор Р.Гатауллин тоже любит джаз).
Джаз в Казани, увы, прибыли не приносит, даже если на сцене исполнители мирового уровня. И как хорошо, что есть еще в городе люди, которые не все меряют деньгами и рейтингом популярности у среднестатистической публики. Фестиваль не только сохранился, но и успешно развивается. В нынешнем году ему впервые предшествовал музыкальный конкурс детских и молодежных коллективов «Джазовая капель», и его лауреаты выступали на «большом» фестивале.
На апрельских концертах 2004 года в том же Молодежном центре, который теперь называется «Ак барс», мы все были на 20 лет моложе…
«Казанские истории», №9-10, 2004 год