Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

У Софии Губайдулиной в Казани есть свой дом

В 2001 году в связи с 70-летием нашей выдающейся землячки Софии (Сании) Асгатовны Губайдулиной у администрации города возникло желание отреставрировать дом в заповедном уголке Казани, в котором прошли детство и юность композитора, и открыть в нем Центр современной музыки.

Она жила в доме по улице Первая Гора (сегодня дом №29 по улице Тельмана) в период с 1932 по 1953 год. Возможность открытия центра была предварительно оговорена и с самой Софией Асгатовной в Германии лично Камилем Исхаковым, в то время главой администрации г. Казани.

Центр современной музыки (ЦСМ) Софии Губайдулиной был создан на основании постановления Кабинета министров РТ от 31 мая 2002 года и постановления главы администрации г. Казани от 13 апреля 2001 года. Эта идея администрации города нашла понимание и отклик среди творческой интеллигенции.

Позже за реализацию постановлений взялась команда под руководством председателя Союза композиторов РТ Рашида Калимуллина, развернувшая тогда энергичную деятельность и заложившая важнейшие традиции в работе центра. Уже в первые годы было задумано и осуществлено немало интересных творческих проектов, ставших традиционными для этой творческой структуры.

Центр современной музыки Софии Губайдуллиной был торжественно открыт 22 октября 2001 года.

Открытие было приурочено к историческим концертам грандиозного Международного фестиваля ее имени в Казани и Москве в связи с 70-летием композитора. Юбилейные торжества стали незабываемым событием для меломанов и нас, бывших мальчишек и девчонок, живущих когда-то на живописных улицах исторического центра Казани.

ЦСМ является организатором уникальных фестивалей и концертов современной музыки. В небольшом зале и мемориальных комнатах семьи Губайдулиных, на других концертных залах города проводятся концерты и встречи с самой различной аудиторией: от школьников до ветеранов, мастер-классы и научные чтения в рамках фестивалей современной музыки.

Одним из основных проектов центра является программа «Мир музыки Софии Губайдулиной», разработанная в различных вариантах для разнообразной аудитории с показом мемориальных комнат композитора, видеоматериалов и живой музыкой.

10 лет спустя, в год 80-летнего юбилея композитора, Центр современной музыки пережил свое второе рождение. Благодаря усилиям главы администрации Казани Ильсура Метшина и его команды, а также директора Ляли Ильдаровны Гарифуллиной и научного руководителя Нурии Анасовны Хайрулиной осуществлено подлинное возрождение центра. В его реконструкцию было вложено немало интеллектуальных, творческих и финансовых ресурсов.

София Губайдуллина и Камиль Исхаков

Мы уверены – сегодня дан старт новому этапу в его жизнедеятельности. Когда-нибудь осуществится мечта о зале, оснащенном современной техникой – акустической, световой, мультимедийной; о студии электронной музыки, а, возможно, и о музее светомузыки, ведь Губайдулина работает и в этом жанре, а сама Казань, благодаря Булату Галееву, давно является центром светомузыкальных изысканий.

В 2011 году при ЦСМ была создана лаборатория творческих и социальных технологий «Полутон», являющаяся новой площадкой повышенной культуры восприятия искусства, общения профессионалов и любителей музыки. Здесь успешно функционирует клуб друзей центра Софии Губайдулиной, в котором ее одноклассники встречаются с творческой молодежью. Ровесники Софии рассказывают о трудном военном детстве, о посильной помощи в госпиталях, о дружбе, о честности. Дружба и сейчас сплачивает пожилых людей, не дает им расслабиться, состариться.

Среди приоритетных направлений – работа с детьми и молодежью. Так было с первого дня работы центра. Именно здесь, в ЦСМ, была впервые организована уникальная выставка, соединившая музыку Губайдулиной и детскую фантазию в рисунке.

Особенно запомнилась творческая встреча с лауреатом международного конкурса композитором Натальей Варламовой и художниками Бердниковыми, дипломантами российской Академии художеств.

Любовь и жертвенность. Эти простые и, увы, несовременные понятия, часто звучащие в беседах и интервью с великой женщиной, для нее сохранили особый смысл. Именно об этом с благодарностью говорит София Губайдулина, вспоминая свое непростое детство – о хорошем, глубоком воспитании, полученном от своих родителей.

Она родилась в Чистополе 24 октября 1931 года в русско-татарской семье. Ее мать – Феодосия Федоровна Елхова, отец – Асгат Масгутович Губайдулин. «Мой отец татарин и моя русская мать образовали такую пару, которую нельзя было разделить ничем. Это любовь на всю жизнь, до старости…», – писала она

Музыка с раннего детства объединилась в ее сознании с божественным началом.

 «Музыка всегда была смыслом моей жизни… Уже с малолетства я чувствовала внутреннюю потребность сочинять музыку, научиться записывать то, что слышу, – было мечтой», – говорит София Губайдулина.

Сестра Вера вспоминает о событии, сыгравшем решающую роль в судьбе ее младших сестер. Семья купила рояль. На вопрос, насколько оправданным было в то голодное время приобретение рояля, отец тогда сказал: «Интеллигенция должна быть музыкально образованной...»

В одном из интервью на вопрос, что в своей жизни Соня запомнила как наиболее важное событие, она ответила: «Появление в доме рояля».

В 1932 году семья Губайдулиных переехала из небольшого города на Каме – Чистополя в столицу Татарии – Казань и поселилась в доме N29 по улице Тельмана. Губайдулины занимали три небольшие комнаты шестой квартиры на третьем этаже трехэтажного деревянного дома. София Губайдулина прожила в этом доме до отъезда в Москву в 1954 году.

Композитор София Губайдулина – выдающаяся личность современности. Ее имя вошло в музыкальную летопись всего музыкального мира. О ней говорят как о живом классике XXI века.

Нескромно сказать, я вместе с Соней Губайдулиной, будущей европейской знаменитостью, учился в одной школе на улице Пушкина и в одной музыкальной школе № 1. Бывал у Сони в квартире на улице Тельмана в сороковых годах прошлого века, когда мы были пионерами.

В начале XX века Казань стала одним из центров, собравших значительные музыкально-интеллектуальные силы. Выпускники Московской и Петербургской консерваторий закладывали блестящие музыкально-образовательные традиции в казанских музыкальных школах, музыкальном училище, позже – в консерватории. В музыкальной школе, куда Губайдулину, в виде исключения, приняли в пятилетнем возрасте, она обучалась у первоклассных педагогов: «Музыкальная школа стала для меня храмом, куда я вступила с трепетом и восхищением».

Что может ощутить и запомнить на всю жизнь шестилетний ребенок, переступив порог музыкальной школы? Запах, «излучения» людей, тепло или холод стен, словом, то, что сейчас называют «аура». В Детской музыкальной школе № 1 им. П.И. Чайковского, в бывшем доме Богатырских, был особый воздух. В школу дети заходили, как в храм.

В голодные 30-е годы ХХ века удалось сохранить профессиональное образование, корни которого были еще в дореволюционной Казани, а в грозные годы войны Казань стала настоящим музыкальным очагом.

Военные годы незабываемы. В ДМШ №1 всегда был воздух доброты, человечности, высоконравственной истины и, конечно, любви к детям. Есть большая серьезная роль ДМШ в музыкальной жизни Казани – тут воспитано множество музыкальных дарований.

Известны напутственные слова Дмитрия Шостаковича, сказанные на выпускном экзамене: «Я вам желаю идти вашим «неправильным» путем».

Мы видим перспективы Центра современной музыки. Они многообразны и многообещающи в популяризации современной музыки через новые творческие формы.

 Борис МИЛИЦЫН

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить