Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1897 – На улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) появились первые уличные электрические фонари
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
У Софии Губайдулиной в Казани есть свой дом
- 22 августа 2013 года
В 2001 году в связи с 70-летием нашей выдающейся землячки Софии (Сании) Асгатовны Губайдулиной у администрации города возникло желание отреставрировать дом в заповедном уголке Казани, в котором прошли детство и юность композитора, и открыть в нем Центр современной музыки.
Она жила в доме по улице Первая Гора (сегодня дом №29 по улице Тельмана) в период с 1932 по 1953 год. Возможность открытия центра была предварительно оговорена и с самой Софией Асгатовной в Германии лично Камилем Исхаковым, в то время главой администрации г. Казани.
Центр современной музыки (ЦСМ) Софии Губайдулиной был создан на основании постановления Кабинета министров РТ от 31 мая 2002 года и постановления главы администрации г. Казани от 13 апреля 2001 года. Эта идея администрации города нашла понимание и отклик среди творческой интеллигенции.
Позже за реализацию постановлений взялась команда под руководством председателя Союза композиторов РТ Рашида Калимуллина, развернувшая тогда энергичную деятельность и заложившая важнейшие традиции в работе центра. Уже в первые годы было задумано и осуществлено немало интересных творческих проектов, ставших традиционными для этой творческой структуры.
Центр современной музыки Софии Губайдуллиной был торжественно открыт 22 октября 2001 года.
Открытие было приурочено к историческим концертам грандиозного Международного фестиваля ее имени в Казани и Москве в связи с 70-летием композитора. Юбилейные торжества стали незабываемым событием для меломанов и нас, бывших мальчишек и девчонок, живущих когда-то на живописных улицах исторического центра Казани.
ЦСМ является организатором уникальных фестивалей и концертов современной музыки. В небольшом зале и мемориальных комнатах семьи Губайдулиных, на других концертных залах города проводятся концерты и встречи с самой различной аудиторией: от школьников до ветеранов, мастер-классы и научные чтения в рамках фестивалей современной музыки.
Одним из основных проектов центра является программа «Мир музыки Софии Губайдулиной», разработанная в различных вариантах для разнообразной аудитории с показом мемориальных комнат композитора, видеоматериалов и живой музыкой.
10 лет спустя, в год 80-летнего юбилея композитора, Центр современной музыки пережил свое второе рождение. Благодаря усилиям главы администрации Казани Ильсура Метшина и его команды, а также директора Ляли Ильдаровны Гарифуллиной и научного руководителя Нурии Анасовны Хайрулиной осуществлено подлинное возрождение центра. В его реконструкцию было вложено немало интеллектуальных, творческих и финансовых ресурсов.
София Губайдуллина и Камиль Исхаков
Мы уверены – сегодня дан старт новому этапу в его жизнедеятельности. Когда-нибудь осуществится мечта о зале, оснащенном современной техникой – акустической, световой, мультимедийной; о студии электронной музыки, а, возможно, и о музее светомузыки, ведь Губайдулина работает и в этом жанре, а сама Казань, благодаря Булату Галееву, давно является центром светомузыкальных изысканий.
В 2011 году при ЦСМ была создана лаборатория творческих и социальных технологий «Полутон», являющаяся новой площадкой повышенной культуры восприятия искусства, общения профессионалов и любителей музыки. Здесь успешно функционирует клуб друзей центра Софии Губайдулиной, в котором ее одноклассники встречаются с творческой молодежью. Ровесники Софии рассказывают о трудном военном детстве, о посильной помощи в госпиталях, о дружбе, о честности. Дружба и сейчас сплачивает пожилых людей, не дает им расслабиться, состариться.
Среди приоритетных направлений – работа с детьми и молодежью. Так было с первого дня работы центра. Именно здесь, в ЦСМ, была впервые организована уникальная выставка, соединившая музыку Губайдулиной и детскую фантазию в рисунке.
Особенно запомнилась творческая встреча с лауреатом международного конкурса композитором Натальей Варламовой и художниками Бердниковыми, дипломантами российской Академии художеств.
Любовь и жертвенность. Эти простые и, увы, несовременные понятия, часто звучащие в беседах и интервью с великой женщиной, для нее сохранили особый смысл. Именно об этом с благодарностью говорит София Губайдулина, вспоминая свое непростое детство – о хорошем, глубоком воспитании, полученном от своих родителей.
Она родилась в Чистополе 24 октября 1931 года в русско-татарской семье. Ее мать – Феодосия Федоровна Елхова, отец – Асгат Масгутович Губайдулин. «Мой отец татарин и моя русская мать образовали такую пару, которую нельзя было разделить ничем. Это любовь на всю жизнь, до старости…», – писала она
Музыка с раннего детства объединилась в ее сознании с божественным началом.
«Музыка всегда была смыслом моей жизни… Уже с малолетства я чувствовала внутреннюю потребность сочинять музыку, научиться записывать то, что слышу, – было мечтой», – говорит София Губайдулина.
Сестра Вера вспоминает о событии, сыгравшем решающую роль в судьбе ее младших сестер. Семья купила рояль. На вопрос, насколько оправданным было в то голодное время приобретение рояля, отец тогда сказал: «Интеллигенция должна быть музыкально образованной...»
В одном из интервью на вопрос, что в своей жизни Соня запомнила как наиболее важное событие, она ответила: «Появление в доме рояля».
В 1932 году семья Губайдулиных переехала из небольшого города на Каме – Чистополя в столицу Татарии – Казань и поселилась в доме N29 по улице Тельмана. Губайдулины занимали три небольшие комнаты шестой квартиры на третьем этаже трехэтажного деревянного дома. София Губайдулина прожила в этом доме до отъезда в Москву в 1954 году.
Композитор София Губайдулина – выдающаяся личность современности. Ее имя вошло в музыкальную летопись всего музыкального мира. О ней говорят как о живом классике XXI века.
Нескромно сказать, я вместе с Соней Губайдулиной, будущей европейской знаменитостью, учился в одной школе на улице Пушкина и в одной музыкальной школе № 1. Бывал у Сони в квартире на улице Тельмана в сороковых годах прошлого века, когда мы были пионерами.
В начале XX века Казань стала одним из центров, собравших значительные музыкально-интеллектуальные силы. Выпускники Московской и Петербургской консерваторий закладывали блестящие музыкально-образовательные традиции в казанских музыкальных школах, музыкальном училище, позже – в консерватории. В музыкальной школе, куда Губайдулину, в виде исключения, приняли в пятилетнем возрасте, она обучалась у первоклассных педагогов: «Музыкальная школа стала для меня храмом, куда я вступила с трепетом и восхищением».
Что может ощутить и запомнить на всю жизнь шестилетний ребенок, переступив порог музыкальной школы? Запах, «излучения» людей, тепло или холод стен, словом, то, что сейчас называют «аура». В Детской музыкальной школе № 1 им. П.И. Чайковского, в бывшем доме Богатырских, был особый воздух. В школу дети заходили, как в храм.
В голодные 30-е годы ХХ века удалось сохранить профессиональное образование, корни которого были еще в дореволюционной Казани, а в грозные годы войны Казань стала настоящим музыкальным очагом.
Военные годы незабываемы. В ДМШ №1 всегда был воздух доброты, человечности, высоконравственной истины и, конечно, любви к детям. Есть большая серьезная роль ДМШ в музыкальной жизни Казани – тут воспитано множество музыкальных дарований.
Известны напутственные слова Дмитрия Шостаковича, сказанные на выпускном экзамене: «Я вам желаю идти вашим «неправильным» путем».
Мы видим перспективы Центра современной музыки. Они многообразны и многообещающи в популяризации современной музыки через новые творческие формы.
Борис МИЛИЦЫН