Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Театр имени Мусы Джалиля
- Алина Мартынова
- 25 августа 2005 года
Легкое, воздушное, покоряющее своей красотой и гордой величественностью здание Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля стало поистине украшением центральной площади Казани.
Сочетание классических форм и татарского национального орнамента придает особое очарование этому храму искусств. Демонстрируя свое превосходство над ограниченностью материального бытия, Терпсихора, муза танца и хорового пения, венчает здание театра. Над фронтоном возвышается еще несколько статуй муз.
Объединение русской и татарской культур изначально определили дух театра, воплотившийся как во внешнем оформлении фасадов, так и в интересном репертуаре, который выделяет его из числа других.
Новое здание театра на площади Свободы появилось в 1956 году. Торжественное открытие состоялось 28 сентября.
Театр строили 20 лет…
В общей сложности на территории нынешней площади Свободы в разные годы было 4 здания театра. В отличие от трех предыдущих, современная постройка имеет самую счастливую судьбу.
Первый театр был построен в 1802 (в некоторых источникам – 1803) году. Это было вместительное деревянное здание, спроектированное для крепостного театра помещика П.Есипова. Труппа его крепостных актеров славилась на всю Россию, а театр считался одним из лучших. Однако в результате пожара 1814 года постановки прекратились, а после смерти Есипова (1814) здание и вовсе было разобрано.
В 1835 году примерно на том же месте (на несколько метров восточнее) был выстроен новый театр, тоже деревянный. Постановки здесь осуществлял знаменитый в то время антрепренер П.Соколов. Но пожар 1842 года уничтожил и это здание. В течение нескольких лет это место использовали как плац для воинских учений, маршировок и экзекуций.
Первое каменное здание театра появилось в 1852 году примерно на том месте, где сегодня находится памятник В.Ленину. Так же, как и первые два, это здание горело – в 1860, 1874 и 1919 годах. Впоследствии его снесли в силу невозможности восстановления.
Активное развитие национального музыкального искусства в начале XX века вызвало потребность в отдельном здании, на сцене которого могли бы осуществляться оперные и балетные постановки. В связи с этим в 1934 году правительство ТАССР постановило открыть в Казани Татарский государственный оперный театр. Разработка проекта здания для нового театра была поручена архитектору Н.Скворцову (г.Москва).
Строительные работы начались в 1936 году (в некоторых источниках – 1933). Пока строилось здание нового театра, артистам приходилось работать на других сценических площадках, в том числе в Татарском государственном академическом драматическом театре имени Г.Камала, который работал тогда в здании на улице Горького (ныне здание театра имени К.Тинчурина) и Большом русском драматическом театре.
В 1941 году театр был переименован в Татарский государственный театр оперы и балета.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы: большая часть артистов ушла на фронт, а оставшиеся артисты выступали на чужих подмостках. Строительство здания театра практически замерло.
Строительство было возобновлено сразу после войны. Как вспоминают старожилы, на стройке работали немецкие военнопленные. Н.Скворцов погиб на войне, и архитектором в 1948 году был назначен И. Гайнутдинов. Не нарушая общего замысла своего предшественника, он предложил оригинальное решение фасада и оформления интерьеров с использованием элементов классических форм (8 колонн портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный 2 этаж) и национального орнамента. Его творение мы могли наблюдать вплоть до 2003 года, пока не началась масштабная реконструкция здания.
С обеих сторон боковых фасадов были сделаны полукружия, образуемые наружными стенами. В полукружии по улице Пушкина был установлен памятник А.С.Пушкину работы (скульптор Н.К.Вентцель), а по Театральной – памятник Габдулле Тукаю (скульптор Е.И.Шулик). Плоскость стен боковых фасадов была украшена пилястрами стилизованного коринфского ордера.
Со стороны южного фасада (ул. Дзержинского) были сделаны въездные ворота внутрь театрального двора с ажурной металлической решеткой, выполненной в национальных традициях. С этой стороны театра – небольшой сквер, в котором установлен фонтан.
|
Главный фасад здания отступает от красной линии застройки улицы Карла Маркса и образует площадку с разбиваемыми по весне декоративными газонами.
Своеобразие архитектурного решения внешнего облика и интерьера здания обуславливается умелым использованием классических форм в сочетании с национальным татарским орнаментом растительного характера. Главный фасад обогащен восьми колонным портиком со стилизованным национальным орнаментом. Колонны портика коринфского стиля подняты на высокий рустованный первый этаж. Парадный вход акцентируется пьедесталами колонн и балюстрадой между ними.
Стена главного фасада со второго этажа расчленена пилястрами того же ордера, отвечающими колоннам портика. Пять прямоугольных окон размещены между пилястрами в нишах с полуциркульным завершением. С двух сторон у крайних пилястр ниши окон не имеют и украшены характерным национальным лепным орнаментом. Членение плоскости фронтона портика выполнено в традиционных формах татарских построек. Тимпан обогащен барельефом на тему искусства и труда.
В орнаментовке зрительного зала, выполненного в национальном стиле, была использована золотая фольга, которая гармонировала с красным бархатом, которым отделаны поручни ярусов и кресла.
Здание театра оперы и балета было открыто в 1956-м году новым прочтением оперы Назиба Жиганова «Алтынчеч» («Золотоволосая»). В том же году театру присвоили имя поэта-героя Мусы Джалиля, который в первые годы работы театра был здесь заведующим литературной частью.
В вестибюле театра установлен скульптурный бюст Мусы Джалиля работы известного татарского скульптора Баки Урманче.
Появление своего здания означало для артистов театра определенную независимость от внешних обстоятельств и возможность плодотворно развивать национальное оперное и балетное искусство. Однако с годами появилась потребность в обновлении здании и улучшении условий для артистов, музыкантов и зрителей.
Новая жизнь старого здания
В 1998 году в связи с наметившейся необходимостью реконструкции здания театра, принято постановление о его капитальном ремонте. В том же году приступили к работам по укреплению и ремонту левого крыла здания.
Строительные и реставрационные работы вели строймонтажная фирма №2 и фирма «Одак» (Турция). Проект реконструкции здания был разработан институтом «Казгражданпроект». Главный инженер – В.И.Народецкий. Архитектор – Ахмат Рашид Дустиев.
Поскольку было решено театр не закрывать (по опыту других театров это часто ведет к потере труппы), работы вели поэтапно. В 1998 году приступили к работам по укреплению и ремонту левого крыла здания, а с 2003 года началась масштабная реконструкция и модернизация.
Стоит заметить, что в советское время фронтон здания украшала огромная надпись «Слава КПСС!», которая нелепо смотрелась рядом со скульптурными фигурами античного вида.
Фото Сергея Токарева, сделанное в 50-е годы прошлого века, – из коллекции Валерия Павлова. Публикация Льва Жаржевского
Ее демонтировали до начала масштабной реконструкции.
«При проведении реставрационных работ мы стремились сохранить изначальный замысел авторов проекта театра – архитекторов Н.П. Скворцова и И.Г. Гайнутдинова, и в то же время реализовать то, что им не удалось сделать. Театр был построен в послевоенные годы. Это сказалось на материалах, использованных на строительстве и в минимализме», – отметил в разговоре с журналистами автор проекта реконструкции здания театра Ахмад-Рашид Дустиев.
Произошла и обещанная техническая модернизация театра, которая коснулась всей демонстрационно-зрительской зоны: сцены, зрительного зала, светового и звукового сопровождения. Теперь, чтобы поднять занавес или сменить декорации, нужно всего лишь нажать необходимые кнопки, а не крутить ручное колесо, как оно было раньше.
Сцена может выдвигаться вперед или возвращаться в исходную позицию. В ходе восстановительных работ установлена современная световая и звуковая аппаратура.
Добрались руки специалистов и до оркестровой ямы. Она увеличена, что позволяет поместиться большему количеству музыкантов и, тем самым, сделать музыкальное сопровождение постановок еще более красочным.
Полностью обновлен зрительный зал. Потолок зрительного зала все также украшает знаменитая люстра из горного хрусталя, специально отлитая в г. Мытищи Московской области. Согласно имеющимся данным, вес люстры составляет 1600 тонн.
Претерпел большие изменения интерьер здания: он стал богаче. К оформительским работам была привлечена ООО «Реставратор». Идея художественного оформления взята из первоначального проекта архитектора И.Гайнутдинова. Сегодня парадная лестница, ведущая на второй этаж, облицована гранитом и греческим мрамором, отделана бронзовыми вставками.
Мраморными стали и балясины, ограждения. На стенах центрального фойе – зеркала, украшенные резьбой по гипсу (ганч), лепнина; на потолке – художественная роспись с отдельными гипсовыми элементами, бронзовые люстры из чешского стекла; на полу – наборный паркет с национальным растительным орнаментом.
Отреставрированы Розовая и Зеленая гостиные.
Специалистам удалось восстановить некоторые утраченные подлинные детали, в том числе лепнину. Сочетание классических приемов оформления с национальными мотивами придает особый колорит интерьеру.
Есть и утраты. Так, специалисты в области изобразительного искусства считают большой потерей утрату двух панно узбекского художника Чингиза Ахмарова.
Преобразился зрительный зал театра. Кресла полностью заменили на более удобные. Правда, из-за реконструкции их стало несколько меньше. Вместимость зала уменьшилась с 1300 мест до 950 мест. Но если убрать оркестровую яму, их станет 1120.
Установлены трансформирующаяся оркестровая яма и удобные кресла. Изменился уклон зала, в результате чего удалось значительно улучшить видимость. Зал оборудован современной световой и акустической техникой. В гримерных появились санузлы и душевые кабины.
Театр остается шестиэтажным здание, внутри которого теперь есть лифт. Проведена реконструкция подвальных помещений, всего служебного комплекса, чердачного пространства – речь идет о надстройке чердачного помещения, общая площадь которого составила 4 тысячи квадратных метров. Здесь находятся репетиционные залы, которых так не хватало раньше.
Полностью обновлен фасад здания. Скульптуры, парапет над входом практически сделаны заново. Скульптуры пришлось спускать на землю. К воспроизведению фигур на центральном фасаде привлекался скульптор из Узбекистана Б.Балтыев.
Претерпели изменение памятники двум известным поэтам, расположенные в боковых нишах здания: памятник великому русскому поэту Александру Пушкину со стороны улицы, названной его именем, работы Н.Вентцеля и памятник поэту Габдулле Тукаю, которого в Казани называют татарским Пушкиным работы Е.Шулика (со стороны ул.Театральная).
Раньше они были из железобетона, к 1000-летию города скульптуры были отлиты на заводе ВНИИВОЛТ из бронзы.
В 2004 году в СМИ сообщалось, что реконструкция театра обойдется в 25 миллионов долларов. Во сколько обошлась реально, не сообщалось.
В результате проведенной реконструкции обустроена и прилегающая к театру территория. Вместо серого облупленного асфальта перед главным входом выложена цветная плитка, территорию украшают фигурные клумбы. Кстати, их оформлением занимался МУП трест «Горводзеленхоз». Облагорожен сквер, находящийся позади здания театра, отреставрирован фонтан.
Среди участников реставрационных работ:
– строймонтажная фирма №2 и фирма «Одак» (Турция) – ответственные за строительные и реставрационные работы в целом.
– институт «Казгражданпроект» – разработка проекта реконструкции здания (главный инженер – В.И.Народецкий, архитектор – Ахмат Рашид Дустиев)
– ООО «Реставратор» – выполнение оформительских работ внутри здания.
– МУП трест «Горводзеленхоз» – оформление прилегающей территории и др.
Общая площадь здания театра – 24,7 тыс.кв. метров. Строительный объем – 136,7 тыс. куб.метров.
Открытие Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля после реставрации состоялось 26 августа 2005 года.
Именно в этом здании здесь проходили торжественное собрание, посвященное 1000-летию города Казани, и гала-концерт мастеров искусств Республики Татарстан.
Здание Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля по праву считалось одним из лучших сооружений советской архитектуры, поражая всех изяществом и элегантностью.
Часть снимков - Владимира Зотова, часть - из открытых источников