Цитата
Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение
Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Памятник павшим на реке Казанке
- 17 декабря 2013 года
Памятник павшим при взятии Казани в 1552 году является поминальным храмом, памятником русской культовой архитектуры. Сооружение построено по проекту архитектора Н.Ф. Алферова в стиле ампир в 1823 году на месте братской могилы русских воинов, павших при штурме Казани.
Основание храма Нерукотворенного Образа Спасителянапрямую связано с царем Иоанном Васильевичем. Через два дня после покорения Казани – 4 октября 1552 года – он торжественно въехал в поверженный город. В тот же день на месте братской могилы, названной «русским кладбищем», царь повелел основать монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого предписал молиться за убиенных вечно.
Размер храма – 23 на 23 метра, он вмещает 150 человек. По сути, это храм-гробница, потому что находится непосредственно над захоронениями. На сайте Казанской епархии сообщается, что в Синодике с именами павших, которые поименно упоминались на панихидах, перечислены более восьмисот имен дворян из разных городов Российского государства. А общее число погребенных могло составлять несколько тысяч.
Подобных уникальных сооружений в России всего два: в Казани и Севастополе.
Приводим большой фрагмент публикации из «Прибавления к «Казанскому вестнику» от 17 декабря 1830 года:
I. Место, на котором сооружен памятник.
Гора, где сооружен памятник для поминовения убиенных при взятии Казани воинов, находится в двух верстах к северу-западу от градской крепости, на левом берегу реки Казанки. На сей горе была последняя ставка и церковь Блаженной памяти царя Иоанна Васильевича Грозного при взятии Казани, откуда государь с крестным ходом торжественно вступил в побежденный им город, сие случилось во 2-й день октября месяца 1552 года, на память святых мучеников Киприана и Иустины. При взятии Казани убиенные воины погребены на сей же горе, и государь, для поминовения оных, основал монастырь во имя Успения Пресвятые Богородицы и всех Святых, который в грамотах называется первоначальным и Русским кладбищем. В непродолжительном однако же времени, по неудобности места, весеннею водою потопляемого, по царскому же повелению перенесена обитель сия на гору Зилантову, около версты ниже по течению реки Казанки, где была прежняя ставка и церковь государя. Впоследствии времени место, где погребены русские воины, называлось убогим домом и вязком, или потому, что там росли вязы, или от вязкого места, окружающего гору. Над могилою воинов постоянно находилась часовня, в коей пели панихиды настоятели Зилантова монастыря с братиею.
II. О сооружении памятника.
В 1812 году казанского Успенского Зилантова монастыря архимандрит Амвросий, желая исполнить завещание по данной Зилантовскому монастырю грамоте благочестивейшего и вечной памяти достойного царя Иоанна Васильевича, вознамерился на сем месте для поминовения православных воинов, при покорении Казани живот свой положивших, построить, в виде столпа, памятник собственным его, архимандрита Амвросия, иждивением, с помощью доброхотных дателей, суммою не выше 5 000 рублей. Сочиненный план и фасад для сего памятника от казанского гражданского губернатора представлен был к г-ну министру внутренних дел, а от него поднесен блаженной памяти государю императору Александру 1-му. Его Императорскому Величеству угодно было высочайше повелеть, представленный рисунок предполагаемому памятнику переделать. В следствие чего архитектором Алферовым вновь составленный рисунок и поднесенный Его Императорскому Величеству на рассмотрение удостоен высочайшего одобрения и препровожден был с планом к зилантовскому архимандриту Амвросию для сооружения памятника.
III. На какую сумму памятник построен.
Государь император Александр Павлович, высочайше утвердив план и фасад памятника, всемилостивейше пожаловал на сооружение оного из кабинета своего 5 000 рублей; к сей сумме присовокупили: государыни императрицы: Елисавета Алексеевна 2 000 рублей, Мария Федоровна 1 000 р., великие князья: цесаревич Константин Павлович 600 рублей, Николай Павлович 350 рублей, Михаил Павлович 350 руб., великая княгиня Екатерина Павловна 400 руб., и великая княгиня Анна Павловна 300 рублей, а от всего Августейшего императорского дома поступило 10 000 рублей. Сверх сего Государь император, для преподания возможности окончить сооружение памятника, повелел отпускать ежегодно из казны по 500 рублей. Подражая сему высокомонаршему примеру, весьма многие из знаменитого дворянства, духовенства и купечества как в обеих столицах, так в городе Казани и других городах российских, положили свои вклады. Таким образом, сооружен сей памятник на сумму, пожертвованную от Императорского дома и частных людей, коей и употреблено архимандритом Амвросием сто тысяч триста пятнадцать рублей. <...>
VI. Описание памятника.
Памятник сей имеет фигуру пирамиды, вышиною около 10 сажень, в основании квадратный на 10-ти саженях; с четырех сторон оного фронтоны на колоннах; с северной стороны его наилучшим образом видна Казанская крепость и весь город. Внутри памятника устроен алтарь во имя Спасова Нерукотворенного образа по той причине, что на месте памятника сего стояло во время осады города Казани царское знамя с изображением сего образа.
Внизу памятника квадратный подземельный со сводом ход: внутри сего квадратного хода отделена каменною стеною сама могила убиенных при взятии Казани воинов, в которой хранится великое множество открытых костей их. Впереди могилы стоит распятие, пред коим горит лампада, освещающая подземелье. Невозможно без благоговейного ужаса видеть сие открытое для всякого посетителя место. Вся площадь памятника, четыре с четырех сторон, каждое о двенадцати ступенях, крыльца, четыре фронтона, колонны, бока пирамиды и ее вершина, высланы опочным вятским белым камнем. В центре сверху усеченной пирамиды водружен позлащенный крест. По четырем углам его устроены четыре келий. В разлитие весенней воды памятник из крепости и города представляется как бы плавающим. Стоя от Большой Московской дороги в нескольких саженях и будучи виден из города всем жителям и посетителям Казани, памятник сей неумолкно проповедует о доблествен-ных подвигах царя Иоанна Васильевича и его воинства; потомкам, довольствующимся изобилием местных произведений и промышленности сего города, внушает непрерывную благодарность к победоносным предкам, приобретшим Казанское царство России; в сердцах юных героев возжигает огонь мужества и порождает твердую решимость к пожертвованию, по примеру праотцев, для блага общего самою жизнью, как скоро сего потребует глас монарха, церкви и отечества.
VII. Освещение памятника.
В 1823 году, от 29-го июня, по устроении памятника Успенского Зилантова монастыря, архимандрит Амвросий донес г-ну министру духовных дел и народного просвещения, князю Александру Николаевичу Голицину, что церковь, в оном устроенная, к освящению приготовлена. По докладу о сем г-на министра Государю Императору, Его величество изъявил высочайшее соизволение на освящение церкви. И в исполнение сей высочайшей воли, Его высокопреосвященство Амвросий, архиепископ казанский 30-го числа августа того года, в день тезоименитства Его Императорского Величества новоустроенную церковь при собрании военных и гражданских чиновников, также и жителей Казани соборне, по чиноположению, освятил и произнес приличное торжеству сему слово. Прежде литургии от Кафедрального Благовещенского собора совершен был к памятнику крестный ход, а по окончании оной произведена была собравшимися воинами ружейная и пушечная пальба.
Архимандрит Амвросий Сретенский был переведен в Успенский Зилантов монастырь в 1805 году из Симбирского Покровского монастыря. Человек он был очень просвещенный и деятельный. Имел прекрасную библиотеку, после него остались богословские труды, им написанные и напечатанные. После победы над Наполеоном в России поднялась волна патриотизма, стали возводиться памятники в честь русского оружия и героизма. Амвросий решил создать на месте часовни памятник в виде «столпа», причем на свои средства, плюс небольшие пожертвования.
В 1812 года проект памятника-столпа был представлен императору Александру I. Ему идея пришлась по душе, но он поручил переделать проект известному столичному архитектору Алферову. Однако Алферов создал только проект, надзор за строительством вел губернский архитектор А.К. Шмидт. Именно он сделал облицовку стен из белого камня.
В 1813 году государь утвердил план, а от себя пожертвовал 5000 рублей. Царская семья добавила столько же.
Памятник был торжественно заложен 29 июня 1813 года. Самую сложную проблему составляла финансовая сторона вопроса. Как выяснилось впоследствии, выполнение проекта Алферова потребовало расходов в 100315 рублей. Это были огромные деньги не только для небогатого Зилантова монастыря, но и для Казанской епархии.
Была объявлена всенародная подписка, давшая еще 100.135 рублей. Монахи Зилантова монастыря в течение всего времени строительства ездили для сбора средств в Санкт-Петербург, Москву, в губернские города, на Нижегородскую ярмарку. Однако средства собирались медленно, и строительство затянулось до 1823 года. К лету 1823 года строительство памятника и обустройство внутри храма было завершено.
Храм был освящен 30 августа 1823 года казанским архиепископом Амвросием во имя Нерукотворного образа Спасителя – изображения, бывшего на знамени царя Иоанна IV в 1552 года, когда его войска взяли Казань. Однако вскоре стали обнаруживаться недочеты в проекте и расчетах и памятник стал быстро приходить в ветхость.
После смерти архимандрита Амвросия казанский губернатор обратился в городскую Думу с просьбой принять храм на свое иждивение, так как он приходит в упадок, лишившись должного ухода, что и было сделано. В 1830 году храм был закрыт и начались работы по реконструкции памятника. Выбрали попечителей, купцов А.Ф. Крупеникова и П.И. Котелова.
На выделенные Думой деньги памятник подвергся полной реставрации. Проект выполнил архитектор П.Г. Пятницкий, архитектор Императорского Казанского университета.
За два года работы закончили. 2 октября 1832 года храм-памятник освящен вновь архиепископом Филаретом. К торжеству император Николай I прислал дар – серебряные богослужебные сосуды.
Административно Храм-памятник подчинялся Зилантову монастырю только 30 лет со дня основания. Но ему трудно было заботиться о столь масштабном сооружении. Храм был передан в военное ведомство.
По праздникам, кроме крестного хода, устраивался и военный парад, где всегда присутствовал губернатор, архиерей и все уважаемые казанцы. День 2 октября простой народ считал великим праздником и называл «именины Казанские».
В 1830 году Казанское купеческое собрание (орган сословного самоуправления) взяло памятник на свое содержание. С этого времени появляется должность смотрителя памятника, жившего в построенном рядом деревянном доме – смотрители обязательно назначались из отставных офицеров, имевших ранения и боевые награды.
Городская Дума по представительству купеческого собрания стала назначать попечителя памятника. Это был, как правило, состоятельный купец, несший добровольно основные расходы по содержанию памятника.
Вот как описывал храм Евгений Марков, автор книги «Россия в Средней Азии. Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге» (в 2-х томах и 6 частях, СПб., 1901):
На небольшом холмике среди низкого луга возвышается тупая каменная пирамида, совершенно напоминающая своею формой те творожные пасхи, которые приготовляются у нас для разговен в Светлое Христово Воскресенье. Крошечный крестик венчает эту колоссальную пасху из тесанных камней. Входы, украшенные низкими дорическими колоннами, напоминающие собою входы в египетские катакомбы, с двух сторон ведут в эту мрачную пирамиду. Старинные каменные ядра и старинные маленькие пушки валяются у входов.
Мы с женой взобрались на холм и вошли внутрь небольшой церкви, построенной над прахом русских воинов, убиенных при осаде Казани. Церковь построена при Императоре Николае I и не представляет собою ничего замечательного. Портреты царя Ивана Грозного и Императора Николая украшают ее стены. Гораздо более поразил меня погребальный склеп, в который мы спустились через другой вход по темной лесенке с восковыми свечками в руках. Мы очутились там прямо в недрах могилы. Глухая тьма и духота могилы. Огромный гроб белого мрамора стоит по середине, полный белых человеческих черепов, как воз малороссийского базара полный арбузов. Но черепа не помещаются в этой просторной посудине: они насыпаны кругом, под подставкой гроба, они белеют без числа сквозь решетчатый пол склепа, в недрах сырой земли, везде, куда ни проникает глаз.
Их такое множество здесь, что, можно сказать, вся почва состоит из костей. Невозможно было рыть фундамент под церковь, по словам строителя, потому что чем глубже копали, тем больше человеческих костей находили в земле.
Еще одна цитата, из книги «Иллюстрированный спутник по Волге» В. Монастырского (Казань, 1884):
Влево от дамбы у берега реки Казанки на маленьком кургане стоит монумент пирамидальной формы, увенчанный крестом, – это памятник по убиенным при взятии Казани. Наружность монумента мрачная, вполне отвечающая своей цели – служит братской могилой десяткам тысяч православных воинов, «их же имена ты, господи, веси». Внутри памятника – церковь, внизу – подземный ход; каменная стена отделяет внутри могилу убиенных, которая знаменуется колоссальным гробом; крышка гроба приподнята – виднеются несколько сотен черепов. В подземелье спускаются при свете восковой свечи; лестница мрачная и тесная; воздух могильный. Кости и черепа не сосредоточиваются в этом гробе, а раскинуты на большое пространство по всей болотистой равнине, среди которой стоит памятник. При осмотре подземелья имп. Николаем I, строитель памятника архимандрит Гавриил, докладывал государю, что чем глубже, тем больше открывается костей, и притом по всем направлениям: «от множества костей – пояснял о. Гавриил – нельзя сделать фундамента для каменного помоста церкви».
Памятник сооружен в 1823 г. на добровольные пожертвования. Каждогодно 2 октября здесь служат панихиды по убиенным в присутствии войск и представителей власти. При весеннем разливе Волги, когда окрестности Казани на расстоянии 20 верст заливаются водой, монумент представляется как бы плавающим на поверхности воды.
Так память доблестных воинов, почивших здесь под скромными дернинами, всплывает на поверхности веков в глазах благодарного потомства!
После городской реформы 1870 года памятник перешел в ведение Казанской городской управы и о нем заботились уже не купцы, а общегородские органы самоуправления, но должности попечителя и смотрителя существовали до 1917 года.
Службы в храме прекратились в сентябре 1918 года. В 1924 году, когда ВЦИК издал указ «О увековечивании Ленина», казанские руководители – с согласия местных «историков» – решили использовать храм для этой цели, назвав его: «Памятник содружества народов». Для этого на месте креста планировалось установить шпиль в виде минарета, со смотровой площадкой наверху. Надпись «Содружество народов» хотели сделать на месте старой: «В память победы над татарами, 1552 г.»
В советское время власти проявляли некоторую заботу о внешнем облике памятника, ставшего одним из архитектурных символов Казани. В 1924 году его переименовали в «памятник во имя содружества народов». Был объявлен конкурс на его реконструкцию, но ни один из трех представленных проектов не удовлетворил комиссию горсовета.
В 1930 году под руководством архитектора А.Г. Бикчентаева с памятника сняли крест, были сбиты и заштукатурены надписи, из интерьеров исчезло все, что напоминало о церкви.
С середины 1950-х годов, после создания Куйбышевского водохранилища, памятник оказался на островке реки Казанки вблизи Кировской дамбы. Уже в наше время к храму была сделана дорога.
В декабре 2001 года по благословению владыки Казанского и Татарстанского Анастасия был создан приход Нерукотворенного Образа Спасителя, который возглавил иерей о.Феодор (Ситкин). В храме начались богослужения. Верующие стали добивается его возвращения Русской православной церкви.
В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Татарстан №8 от 17 января 2001 года «О передаче памятника архитектуры республиканского значения – памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, в коммунальную собственность города Казани» Министерство культуры по акту №688 от 23 апреля 2001 года передало храм Департаменту текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства администрации города.
4 марта 2005 года храм был возвращен Казанской епархии Русской православной церкви. Настоятель храма Феодор Ситкин рассказывал корреспонденту сетевого ресурса «116.ru» в октябре 2009 года:
«Сам памятник находится в совместном пользовании с администрацией Казани, но они его пока никак не используют и не содержат. Изначально памятник реставрировался на деньги прихожан – так было несколько лет. Потом нашелся спонсор, который своими силами сделал гидроизоляцию подземелья – храма в честь Ильи Муромца. После этого мне удалось добиться включения памятника в федеральную программу реставрации по заказу московской патриархии. По этой программе готовился список храмов, подлежащих реставрации. Так были выделены деньги, на которые была полностью заменена кровля и верхние подкупольные сводчатые рамы, после чего средства закончились».
По словам настоятеля, крест, венчающий верхушку здания, ставили уже на средства прихожан. Причем крест стоит не обычный, а георгиевский, поскольку это высшая воинская награда. А памятник возведен именно павшим воинам.
Как рассказала в интервью корреспонденту 116.ru главный специалист отдела сохранения и модернизации культуры исполкома Казани Роза Жаркова, попытки восстановить памятник со стороны администрации города были, но особым успехом не увенчались.
«Перед празднованием тысячелетия Казани был разработан хороший проект, который вошел в целевую программу «Сохранение и развитие исторического центра Казани» от 2001 года. Но, к сожалению, денег на его реализацию нам не выделили, – говорит специалист. – Тогда было предусмотрено 110 млн рублей на полную реконструкцию памятника как внутри, так и снаружи. Со своей стороны мы сделали максимум: подали заявки, всё проработали, но, к сожалению, к тысячелетию смогли провести только небольшие реставрационные работы, поставили мостик и насыпали песок.
Конечно, как декоративный элемент Казани это сооружение хорошо смотрится. Хотелось бы восстановить его полностью. Мы пытались привлечь народные средства, но ничего не получилось».
С 2011 года храм на воде является подворьем Свято-Введенского (Кизического) монастыря Казани.
Возможно, когда-нибудь будет и так...
Источники:
Статья о храме Нерукотворенного Образа Спасителя на сайте Казанской епархии
Аркадий Степанцов. Храм на воде. http://116.ru/text/news/241404.html
Фрагменты документов Национального архива Республики Татарстан