Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Художественная школа в русском тереме
- 04 августа 2015 года
Роскошный особняк на улице Карла Маркса, 70, построенный в 1902 году в модном для того времени псевдорусском стиле, не может не привлечь внимания. Он был построен по проекту Карла Мюфке специально для Казанской художественной школы. Архитектор был и заказчиком (как заведующий школой), и проектировщиком, и прорабом.
Учредитель школы - Императорская Академия художеств
Казанская художественная школа была основана в 1895 году Императорской Академией художеств. 9 сентября был отслужен молебен по случаю открытия учебного заведения. На нем присутствовали губернатор, управляющий Казанским учебным округом, ректор Казанского университета, городской голова, председатель губернской земской управы. Столь высокое представительство говорит о том, что созданию школы придавалось большое значение. Занятия начались 12 сентября.
Академия Художеств обратила внимание на Казань как на просветительный центр Востока России еще в 1893 году. В 1894 году кружок художников обратился в Академию с просьбой о разрешении им устроить в Казани художественную школу с музеем при ней и об оказании материальной поддержки.
Своего здания у школы сначала не было. Она арендовала третий этаж в пансионате г-жи Вагнер (ныне ул. Горького, 3). Там же, в мансарде, устраивались и первые художественные выставки.
13 мая 1901 года началось возведение собственного здания школы на западной окраине Арского поля. Оно строилось на средства Академии художеств и городских властей. В финансирование и строительство внесли свой вклад многие знаменитые горожане. Например, поставку кирпича осуществлял известный жителям Казани Почетный потомственный гражданин, купец Кекин. К ноябрю 1903 года строительные работы были полностью завершены.
Школа очень быстро приобрела популярность. Этим она была обязана интересным программам и методам организации учебного процесса и широкой выставочной деятельности, а также активной работе по художественному просвещению населения. Немаловажную роль в быстром росте авторитета школы играл и весьма демократичный устав: в школу принимались ученики, не зависимо от сословий и вероисповеданий.
Немаловажную роль в росте популярности школы сыграл и тот факт, что была установлена вполне доступная плата за обучение. До 1911 года она составляла всего лишь 30 рублей, а с 1911 увеличилась до 50-ти рублей в год.
Получив известность в первые же годы своего существования, школа стала привлекать не только жителей Казанской губернии. Перебирались в Казань ученики из Одесской, Киевской, Тифлисской и других школ. Среди других приехал Петр Дульский, ставший в будущем преподавателем школы и известным искусствоведом. Выбрал Казанскую школу и будущий новатор в изобразительном искусстве Давид Бурлюк.
Для живописцев, архитекторов, скульпторов и граверов
За все время существования художественной школы в ней было создано 4 отделения: живописное, архитектурное, скульптурное, граверное.
Живописное отделение было единственным, существовавшим непосредственно с момента открытия школы. Именно оно доставило школе наибольшую известность и помогло быстро завоевать популярность среди других художественных учебных заведений.
Работа отделения была связана с именами первых преподавателей рисунка и живописи в Казанской школе – Н.Н. Бельковича, И.А. Денисова, Х.Н. Скорнякова, Г.А. Медведева, которые выступили инициаторами создания школы в Казани. Преподавали на этом отделении выпускники, вернувшиеся после окончания Академии Художеств – Н.И. Фешин и П.П. Беньков.
История художественной школы в Казани тесно связана с именем Николая Ивановича Фешина. После успешного окончания школы в 1901 году, одним из первых выпускников которой он являлся, как лучший ученик Фешин был принят в Петербургскую Академию художеств. Учился в мастерской И.Е. Репина, оказавшего огромное влияние на становление молодого художника. Окончив в 1909 году Академию художеств, Николай Иванович в качестве преподавателя вернулся в Казань, в родную художественную школу.
Николай Фешин с учениками
Через год после основания художественной школы было открыто граверное отделение. В течение 12 лет его возглавлял Ю.И. Тиссен, приверженец строго академического метода обучения гравюре. Стоит заметить, что в тот период в ведении Академии художеств, граверное отделение имелось только в Казани, а в 1899 году оно появилось в Одессе.
Открытие скульптурного отделения (1904) стало возможным только с переходом школы в новое здание. В лице его педагогов – П.В. Дзюбанова и В.С. Богатырева – Казань получила первых творчески работающих скульпторов, а искусство ваяния стало неотъемлемой частью художественной жизни города.
Школа отличалась собой творческой атмосферой, которая превратила ее в подлинный центр художественной культуры не только Казани, но и всего Поволжья. Она была центром выставочной деятельности, имела богатую музейную коллекцию и библиотеку, проводила массовые культурно-просветительные мероприятия.
Для успешного преподавания в школе и для развития художественного вкуса местного населения при школе был создан музей. Его коллекция собиралась с первых дней работы школы. Первоначально это были художественные предметы, необходимые для постановок, но с течением времени музей превратился в настоящую художественную галерею.
Музейная коллекция пополнялась за счет лучших работ учащихся, которые ежегодно приобретались школой в фонд музея. Здесь сосредотачивались также лучшие работы преподавателей: Н.Н. Бельковича, П.П. Бенькова, К.Л. Мюфке, Н.И. Фешина и других. Еще одним источником пополнения коллекции были пожертвования столичных художников. В школьном музее имелись работы ведущих мастеров изобразительного искусства того времени: портреты И.Е. Репина, этюды И.И. Шишкина, пейзажи А.И. Куинджи и А.А. Рылова, работы В.Е. Маковского, А.А. Киселева, присылавшиеся в дар Казанской школе.
В выходные и праздничные дни музей был открыт для бесплатного посещения казанской публикой. А это означало, что горожане могли не только видеть работы выдающихся мастеров живописи, но и знакомиться с работами молодых мастеров. Традиция приобретения лучших ученических работ для музейной коллекции являлась своеобразным стимулом в их творческой деятельности. Ведь работы, включенные в коллекцию, выставлялись на суд зрителей, которыми часто выступали родственники и друзья самих же авторов. Плата за картины была неплохим подспорьем в ученической жизни.
В 2013-2014 годах Музей изобразительных искусств РТ, в фондах которого находится в настоящий момент коллекция Казанской художественной школы, показал ее людям. Выставка в Национальной галерее «Хазинэ» пользовалась большой популярностью.
Художественная школа была призвана способствовать художественному развитию населения. Но поступить в нее могли не все. Поэтому для художественного развития ремесленников и других лиц, занятых в течение недели, здесь были открыты воскресные рисовальные классы. В них занималось от 90 человек в 1895 году до 150-ти в 1910, а к 1911 году обучение в них прошли уже 1755 человек.
Деятельность школы не только удовлетворяла потребности края в художественных кадрах, но и послужила образцом для создания ряда провинциальных художественных школ.
За дореволюционный период деятельности школы на пост директора школы избирались Н.Н. Белькович (1895-1898), К.Л. Мюфке (1898-1901), Г.А. Медведев (1901-1904, 1908-1917), Ю.И. Тиссен (1904-1908).
Школа - мастерские - училище
Революционные события 1917 года разрушили существовавшую в стране систему художественного образования. В 1918 году особым постановлением Народного Комиссариата Просвещения художественная школа была преобразована в Казанские Государственные Свободные Художественные Мастерские, которые затем преобразовали в Высшие Художественно-технические Мастерские.
Мастерские действительно были свободными. Все желающие получить специально-художественное образование имели право поступить в мастерские, не предъявляя никаких дипломов по образованию. Учащиеся мастерских пользовались правом выбора руководителя по художественным предметам. В мастерских обеспечивалось место всем художественным течениям, что способствовало развитию в Казани как экспериментальным направлениям авангардного характера, так и искусству социалистического реализма.
Пролеткультовские взгляды на искусство, отказывающиеся от опыта прошлого, проникли и в стены мастерских, оказав отрицательное влияние на молодежь. Только благодаря сильным педагогическим традициям Казанской художественной школы удалось хотя бы в первое время сохранить прежние художественные принципы – изучения формы, точности рисунка, реализма в живописи. Если представители «старой школы» – Н.И. Фешин, П.П. Беньков – придерживались академических традиций, то молодое поколение педагогов – К. Чеботарев, И. Никитин – занимали противоположную позицию, пересматривая отношение к натуре.
Несмотря на поиски «новой» формы, распространившиеся и в провинциальных художественных школах, большой популярностью пользовались мастерские приверженцев академизма. Лидером оставалась мастерская Н.И. Фешина.
В 1919 году, в тяжелый период реорганизации школы, Фешин стал руководителем учебно-художественной части и председателем художественного совета Казанской школы. Пытаясь спасти ее от развала, он создал свою программу обучения.
Реорганизации между тем, продолжались: Архумас уступил место Объединенному Художественно-театральному техникуму, а затем – Татарскому Техникуму Искусств.
Многие художники – педагоги, на которых держалась слава школы, ее педагогические традиции, в 1926 году ушли с преподавательской работы, а многие уехали из Казани. Одним из них был Николай Фешин, который вообще предпочел жить за границей.
Полоса реорганизаций закончилась только в 1935 году – в городе появилось Казанское художественное училище, существующее и до сих пор.
В течение нескольких десятков лет из стен училища вышли многие поколения талантливых художников. Из них особенно известны П.И. Котов, Б.И. Урманче, Ф.А. Модоров, Х.А. Якупов, Л.А. Фаттахов, Н.Д. Кузнецов, В.К. Тимофеев, Б.М. Альменов, А.М. Родионов, В.И. Куделькин, А.А. Абзгильдин. Ведущие педагоги послевоенного десятилетия: Г.А. Мелентьев, Е.А. Зуев, Р.А. Тухватуллин, Б.И. Майоров, за годы работы подготовили десятки художников – мастеров живописи и рисунка.
Сегодня в Казанском художественном училище тоже работают 4 отделения. Отделение «Живопись» – старейшее в училище. Студенты живописного отделения, обучающиеся на специализации «Станковая живопись», являются постоянными участниками Всероссийских выставок, конкурсов и пленэров, привозя с собой награды и почетные грамоты.
Отделение «Дизайн» готовит профессиональных дизайнеров по специальностям «Дизайн среды», «Предметный дизайн», «Дизайн костюма». Будущие дизайнеры учатся разрабатывать образцы промышленной продукции, предметы культурного назначения, элементы рекламно-информационного обеспечения городской среды. Студенты отделения «Дизайн» регулярно участвуют в республиканских и всероссийских конкурсах плакатов, Дельфийских играх.
Отделение «Скульптура», существовавшее еще до революции и исчезнувшее в период преобразований художественной школы, было открыто в 2001 году. Сегодняшние скульпторы получают квалификацию «художник – скульптор».
Отделение «Декоративно-прикладное искусство», открытое в 2000 году, осуществляет подготовку по специальностям: «Художественная керамика» и «Художественная обработка кожи». Работа этого отделения способствует возрождению и сохранению традиций национального искусства, и народных промыслов. Выпускники получают квалификацию художника-мастера и работают на предприятиях народных художественных промыслов, в культурно-просветительских учреждениях и организациях художественного профиля.
Оно стало базовым учебным заведением этого профиля в Поволжской методической зоне. В 2006 году училищу было присвоено почетное имя Николая Ивановича Фешина.
Современное художественное училище в Казани обеспечивает высокий уровень художественного образования. Многие его выпускники поступают в художественные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. На выставке дипломных работ в Москве (1992 г.), всероссийских конференциях по художественному образованию в Санкт-Петербурге (1991 г.) и в Рязани (1998 г.) были отмечены успехи училища в подготовке специалистов художественного профиля. В 1999 году Казанское художественное училище стало лауреатом конкурса «Окно в Россию» в номинации «Институт искусств года».
Сегодня знаменитый терем на улице Карла Маркса делит с училищем филиал одной из главных высших школ изобразительного искусства в стране – Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова (МГАХИ). Официальное открытие нового института состоялось в марте 2008 года.
Русский терем в городе Казани
А теперь продолжим рассказ о здании Казанской художественной школы. Оно того стоит.
Это Н-образное в плане трёхэтажное здание с оштукатуренным и побелённым нижним этажом, с кирпичной кладкой под расшивку в верхних этажах. Общая его площадь –составляет 5232,2 м². Оно стоит в угловой части квартала с значительным отступлением от красной линии застройки.
Архитектурная композиция и декоративное устройство фасадов отличается большим профессионализмом. Специалисты утверждают, что внешнее оформление здания – одно из лучших для общественных зданий в Казани.
Главный трёхчастный фасад с двумя боковыми ризалитами имеет симметричную композицию. Парадный вход размещён в центральной части объёма в виде выступающего портика. На крыше по оси входа с отступом от наружной стены возвышается на декоративно обработанной кубообразной надстройке световой шлемовидный фонарь.
В отделке здания использовались лучшие сорта кирпича-железняка, царицынские и ананьинские известняки, белый кукарский камень. Полы настилались паркетом и метлахской плиткой русских заводов, при остеклении окон мастерских применяли зеркальное стекло. Карнизы в интерьерах украшали лепные фризы с атрибутами «свободных художеств» (палитра, кисти и другими).
Здание школы было выполнено в «русском стиле», отличном от соседних зданий (Родионовского института, Промышленного училища), сочетавших элементы классицизма и эклектики. Это единственный проект Карла Мюфке в этом стиле.
Как отмечает Сергей Саначин, «русский стиль» тогда был особо почитаем в архитектуре просветительских учреждений. «Он и был выбран без лукавого ансамблирования с соседними классиками-эклектиками. Терем встал лицом на огромный плац-парад (ныне – сквер Льва Толстого), но при этом лицо имели и прочие его фасады, что случалось весьма редко.Северный фасад «терема» был обращён на Грузинскую улицу (ныне улице Карла Маркса) и огромный плац-парад за ней (ныне сквер Льва Толстого), а западный – на Институтскую улицу (ныне улица Толстого)».
Тёмно-красные кирпичные стены верхних этажей в сочетании со светло-кремовыми первого этажа и такого же цвета архитектурными деталями, вкраплёнными в поверхности стен, придали зданию облик русского терема.
Снимок первых десятилетий советской власти. В здании работает Институт инженеров коммунального строительства. Фото Попкова
Вскоре после заселения школы в новое здание, 2 декабря 1903 года, случился пожар – горела крыша актового зала. На реконструкцию здания было потрачено 25 тыс. рублей.
Сохранились сведения о покупке Мюфке некоторых материалов для строительства за собственный счёт, например, каменных колонн, украшающих входную группу. В ходе работ он внёс существенные изменения в архитектуру верхней части здания. Первоначально построенные пирамидальные «чердаки» на боковых ризалитах, увенчанные луковками, были замены на коньковые шатры с гребнями. Центральная восьмигранная пирамида с двуглавым орлом на четверике была заменена на большой стеклянный шлемовидный купол, расчерченный сеткой каркаса.
После доработок строительство было полностью завершено в 1905 году, в честь чего Мюфке был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени.
В целом, здание художественной школы полностью подчинялось своему функциональному назначению: в нём были предусмотрены просторные специальные классы для утреннего и вечернего рисунка, классы с зеркальными окнами, великолепный актовый и выставочные залы, целиком остеклённый третий этаж, предназначенный для мастерских художников. Для художественных мастерских преподавателей было сделано специальное наклонное освещение для рассеивания прямого попадания солнечных лучей.
В пору революционных изменений началась смена хозяев особняка. С 1926 по 1929 год здесь располагался индустриальный техникум повышенного типа; в 1929-1930 годах – политехнический институт; в 1930-1941 годах – институт инженеров коммунального строительства.
С 1941 в здание вселился Казанский авиационный институт (ныне Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева – КАИ). До 2003 года здесь был второй учебный корпус. После строительства первого здания КАИ-городка здание вернули художественному училищу.
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года здание Казанской художественной школы было признано памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.
В советский период истории здания был утрачен западный шатёр на крыше, наклонная стеклянная стена третьего этажа была заменена на вертикальное остекление. Внутри здание кардинально перепланировано.
К началу 2000-х годов были забиты витражи, внутреннее убранство находилось в плохом состоянии. В таком виде в 2004 году здание и было возвращено Казанскому художественному училищу. К 1000-летию Казани старинный особняк преобразили. Внутри перемены не столь разительны.
Документ из архива
Казанская художественная школа (Лецкая ул., дом Вагнера).
Разрешённая к открытию в г. Казани с сентября месяца 1895 года, с соизволения Августейшего президента Императорской Академии Художеств, «казанская Художественная Школа», имеет целью содействовать художественному развитию местного населения и дать подготовительное образование для художников-живописцев, скульпторов, архитекторов и гравёров, имея, кроме того, в виду и поступление их в высшее художественное училище при Императорской Академии художеств.
Школа также заботится об образовании и развитии художественного вкуса среди местных ремесленников; школа состоит в ведении Императорской Академии художеств, под наблюдением попечительного и педагогического советов.
Содержание школы обеспечивается материальными средствами Академии художеств и субсидиями от казанского губернского земства и казанской городской думы.
Классы школы разделяются на научные и художественные курс наук в школе разделяется между 5-ю для учеников по архитектуре и между 6-ю классами для остальных, с годичным курсом в каждом. Художественные занятия, обязательные для всех учащихся, разделяются на 4 курса 1) элементарной образование, 2) рисование с гипсовых Глов, 3) рисование с гипсовых фигур, 4) рисование человеческих фигур с натуры.
Специальные художественные занятия распределяются между 4 отделениями: живописи, скульптуры, гравирования и архитектуры. В школу принимаются лица обоего пола, имеющие не менее 12 лет от роду.
В школу принимаются, кроме того, вольнослушатели, для которых научные предметы не обязательны. От желающих поступить в низший из обоих классов требуются познания полного курса 2-х классного сельского училища.
Ученики и ученицы, окончившие полный курс школы удостаиваются, с утверждения Академия Художеств, звания учителя рисования и черчения в средних учебных заведениях, а способнейшие получают право поступления в высшее Художественное училище при Академии Художеств. Ученики, прошедшие курс архитектуры, сверх того получают звание архитекторского помощника.
Окончившие полный курс ученики пользуются по отбыванию воинской повинности льготами, предоставленными ученикам заведений 2 разряда, а окончившие курс 4-х классов пользуются правами 3-го разряда.
Годовая плата за учение в школе 20 рублей, уплачиваемых по полугодиям.
Использованы публикации:
http://kazanartschool.ru/index.php/ru/kratkaya-istoriya-uchilishcha;
http://khakimullina-almira.narod.ru/www/history.htm;
http://www.business-gazeta.ru/readblog/1639/349/.