Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Церковь во имя Великомученицы Варвары

Одним из красивых храмов Казани является церковь Великомученицы Варвары, которая находится недалеко от Центрального парка культуры и  отдыха, на стрелке улиц Горького и Карла Маркса.

Варваринская церковь построена в конце XVIII века, когда вся Казань отстраивалась после пугачевского разорения. По преданию она была построена на месте загородного дома бывшего казанского вице-губернатора Кудрявцева (1774), казненного пугачевцами. По другому преданию, именно этот дом в 1779-1780 годах перестроили в церковь.

Так что, когда точно появился храм, неизвестно. На церковном антиминсе (антиминс – специальный платок, в уголки которого зашиты мощи святых, своего рода «паспорт» церкви) стояла дата – 1781 год. В том году антиминас был освящен казанским митрополитом Вениамином (Пуцык-Григоровичем), известным обличителем самозванца Пугачева (митрополит участвовал в отпевании и погребении Петра III в Александро-Невской лавре). Сохранились метрические книги, датированные 1784 годом.

Однако до революции в алтаре хранилось Евангелие в серебряном чеканном окладе с надписью об устроении его стараниями местного священника Ильи Федорова в 1764 году. Впрочем, в церковных документах имя этого священника не упоминалось.

Не выяснив в 1913 году время основания храма, историки оставили тайну потомкам, и ее, увы, уже никогда не разгадают. В 1922 году тот самый серебряный оклад комиссией по изъятию церковных ценностей был снят и принят на вес вместе с другими церковными ценностями.

Варваринская церковь (престольный праздник 4 декабря по старому стилю) была, видимо, холодным храмом. А теплым был придельный храм во имя Жен Мироносиц. Вероятно, в процессе перестроек храм во имя Жен Мироносиц превратился в левый придел Варваринского храма.

Скорее всего церковь во имя святой великомученицы Варвары была сооружена для нужд Арского кладбища, расположенного неподалеку, но когда в 1795 году была построена кладбищенская церковь (во имя Ярославских чудотворцев – Федора, Давида и Константина), Варваринский храм стал самостоятельным приходским. Но вплоть до 1818-1819 годов кладбищенский храм был  приписан к Варваринскому. Священники Варваринской церкви совершали требы в военном госпитале, приписанном к храму в богослужебном отношении. Как явствует из ведомости 1834 года, им «от причисленного к сей церкви военного Госпиталя, за исправление в оном треб, производится жалование, сто рублей в год» (так было до открытия госпитальной церкви).

Варваринская церковь не сохранила в себе ничего старше XIX века из-за неоднократных перестроек. Так, главный храм, созданный еще в традициях классицизма, за ветхостью был разобран, и в 1901-1907 годах сооружен новый, по проекту епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского, теперь уже в традициях русского стиля. Новый храм включал отдельные фрагменты старого храма XVIII века, в частности нижние ярусы колокольни.

Внешний облик церкви был сходен с церковью Евфимия Великого и Тихона Задонского Седмиезерной пустыни, также построенных архитектором Малиновским. Сочетание разновеликих арок, сводов, оконных проемов создавал неповторимый уютный храмовый интерьер с замечательной акустикой, что, по мнению специалистов, свойственно всем творениям Малиновского

Иконостасы как в главном храме, так и в приделе были двухъярусные. Ограду вокруг церкви сделали каменную. 16 декабря 1907 года новый храм был освящен владыкой Дмитрием.

Церковно-усадебной земли за приходом числилось 1309 квадратных сажен (с сентября 1892 года), имелось три деревянных, на каменных фундаментах, церковных дома. Доходным был полукаменный двухэтажный дом с двухэтажным каменным флигелем, пожертвованный вдовой Неонилою Беленко и находившийся на углу Старо-Горшечной и Старо-Комиссариатской улиц (ныне улицы Щапова и Комлева).

Находящаяся в ту пору вдали от городского центра Варваринская церковь часто становилась свидетельницей любопытных фактов. Так, напротив нее, при въезде в город с Арского поля, находилась Сибирская застава, мост которой был построен в 1806 году по проекту архитектора Шелковникова.

На этом мосту в 1742 году встретились возвращавшийся из ссылки Бирон, которому Елизавета Петровна разрешила жить в Ярославле, и Миних, в свое время добившийся ссылки Бирона в Пилим и сам сосланный туда же.

12 июня 1774 года, после небольшого боя у Арской заставы в город ворвался Емельян Пугачев.

По этому мосту мимо Варваринской церкви в разное время проезжали знаменитые ссыльные: осужденный Екатериной II А.Н. Радищев (1790); А.И. Герцен (1835) и В.Г. Короленко (1884). В 1864-м мимо церкви провезли на каторгу Н.Г.Чернышевского.

В Варваринской церкви 2 февраля 1864 года венчались Николай Евгеньевич Баратынский, сын известного поэта Е.А. Баратынского, и Ольга Александровна Казем-Бек, дочь знаменитого востоковеда, профессора Императорского Казанского университета. 25 апреля 1903 года здесь был крещен Николай Заболоцкий, будущий поэт. На клиросе этой церкви неоднократно пел подросток Федор Шаляпин.

В октябре 1917 года Арское поле стало местом боев между большевиками и юнкерами. Юнкера использовали колокольню Варваринской церкви как наблюдательный пункт, где установили пулемет, чем спровоцировали прицельный обстрел храма. Одним из орудийных выстрелов был сбит купол церкви. Командовал большевиками Николай Ершов. По иронии судьбы улица, ведущая к храму, названа его именем. Напротив Варваринской церкви – бюст этого революционера

Когда в конце 1918 года академическая Михайло-Архангельская церковь была закрыта, то крестовою церковью ректора Духовной академии, временно управляющего делами Казанской епархии епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) стал ближайший приходской храм – Варваринский. Здесь епископ ежедневно служил на первой неделе Великого поста.

В 1922 году в Варваринской церкви произошло необычное венчание. Венчались американец, сотрудник американской миссии, работавшей в помощь голодающим, и русская, дочь известного профессора Казанского университета, астронома Д. Дубяго. Молебен после венчания согласился отслужить сам митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов).

В «Историко-археологических очерках церквей Казани» упоминается интересный «ценностью и изяществом отделки риз Тихвинский образ Божьей Матери, завещанный в 1875 году генералом Степановым и украшенный купцом Чернояровым». Тихвинский образ и образ Св. Варвары были особо чтимы у прихожан.

Среди первых шести казанских церквей, подвергшихся «изъятию» церковных ценностей, была и Варваринская. Общий вес ценностей по актам №8-9 от 26 апреля 1922 года составил 2 пуда 16 фунтов 67 золотников и 57 долей (то есть около 39,624 кг серебра, золота и драгоценных камней).

Последним настоятелем Варваринской церкви был протоирей Николай Васильевич Петров, бывший профессором Духовной академии и университета, а также первым и последним ректором открытого в ноябре 1921 года и вскоре ликвидированного казанского Богословского института (правоприемника закрытой академии).

В 1929 году в газете «Красная Татария» появилась статья доцента пединститута «Очаг мракобесия в районе трех вузов», где утверждалось, что Варваринский храм, находившийся вблизи сельскохозяйственного, политехнического и педагогического институтов, посещают три-четыре старушки и ставился вопрос о закрытии церкви. Статья послужила поводом для проведения общих студенческих собраний в трех институтах; где и было принято «решение» о закрытии храма.

А 16 января 1930 года на заседании Президиума ЦИК ТССР по представлению НКВД было принято ходатайство рабочих трампарка в количестве 2000 человек о предоставлении им здания церкви под клуб. При этом имелось в виду «незначительный состав религиозной общины (75 ч.), наличие в Казани достаточного количества церквей и местонахождение церкви рядом с институтом С/Х и Лесоводства – Президиум ЦИК постановляет: 1) Договор, заключенный с религиозной общиной Варваринской церкви Казани расторгнуть и церковь закрыть с передачей здания Казгорсовету для использования под клуб рабочих трампарка (…)».

Закрытию церкви пытались помешать прихожане, но тщетно.

В 1930-1931 годах было заведено уголовное дело по так называемому Казанскому филиалу Всесоюзной контрреволюционной церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь». Среди других был осужден и протоирей Варваринской церкви Николай Петров, а сама Варваринская церковь проходила в деле как «одна из основных баз, где организацией был сгруппирован исключительно а/советский и черносотенский элемент».

В советское время в храме располагались в разное время кинематограф, протезная мастерская. В 1963 году сюда переехала кафедра компрессоров и пневмоагрегатов Казанского химико-технологического института, главный корпус которого расположен неподалеку.

В 1992 году было воссоздано религиозное общество Варваринского прихода, образованное в 1779 году. Более тридцати тысяч человек разных национальностей и вероисповеданий поставили свои подписи под обращением прихожан с просьбой о возвращении Варваринского храма православной церкви. Верующие нашли поддержку в Казанском городском Совете народных депутатов. Постоянная комиссия по культуре, религии и национальным вопросам поддержала обращение верующих и обратилась с просьбой о передаче здания Варваринской с баланса Министерства культуры на баланс Казанской епархии.

На обращение верующих в Министерство культуры последовал отказ. В письме от 15 апреля 1993 года за подписью заместителя министра Г. Мухаметшина говорилось:

«…В г. Казани и республике имеется много памятников культурного зодчества, нуждающихся в безотлагательных мерах по возрождению, в том числе переданных вам церковь и часть братских корпусов Ивановского монастыря, находящихся в аварийном состоянии, уникальный комплекс Зилантова монастыря и многое другое, поэтому Министерство культуры считает необходимым направить усилия в первую очередь на их возрождение и реставрацию…»

В то время храм под свое научное подразделение арендовал технологический университет, бывший КХТИ, и руководство университета не возражало против возвращения храма православной церкви, но, естественно, при выделении вузу аналогичного здания в центре города, которое по своим параметрам должно подходить. Горсовет направил обращение для рассмотрения в Татарский республиканский комитет по государственному имуществу. Верующие обратились с письмом к Премьер-министру М. Сабирову с просьбой о справедливом решении этого вопроса. И вопрос был решен положительно.

Так в конце 1994 года в истории многострадальной церкви открылась новая страница: в результате настойчивых требований верующих храм был возвращен приходу. В церковь были перенесены местночтимые святыни, сохранившиеся в церкви Ярославских чудотворцев – икона великомученицы Варвары (XVIII в.) и икона Жен-Мироносиц. 17 декабря, в престольный праздник (день святой Великомученицы Варвары), был совершен первый молебен.

Большую роль сначала в возвращении храма, а потом и в его восстановлении сыграл настоятель – протоиерей Виталий, выпускник Московской духовной семинарии и Московской духовной академии.

Церковь в новую эпоху своей истории оказалась на оживленной автомобильной трассе, которая проходила почти под ее окнами. Во время распутицы на красивые стены падали хлопья мокрого снега и грязи. Когда с улицы Н. Ерщова убрали трамвай, трассу от храма отодвинули на безопасное расстояние.

С 1995 года в здании храма начались реставрационные работы. Были покрыты позолотой купола, установлены новые кресты. Восстановлен храмовый иконостас, построена новая кирпичная ограда, благоустроена территория. В храме появился мраморный пол, в трапезной части разобран ветхий потолок, грозивший обрушиться, и устроен новый.

В ходе работ в трапезной, под слоем штукатурки удалось открыть масляную живопись сводов, но, к сожалению, из-за того, что она держалась на прогнившем деревянном «плафоне», сохранить ее оказалось невозможно.

Фото Олега Косова

Ныне храм заново выбелен, от старины в его интерьере ничего не осталось, кроме самих форм арок, сводов и окон.

Стоит отметить, что реставрационные работы оплачивались из средств храма. В основном это были добровольные пожертвования прихожан. Был в их числе и Геннадий Мамонтов, предприниматель (в центре фото Владимира Зотова).

В числе других благотворителей 2 сентября 1997 года он был приглашен в храм для встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В церкви еще шли реставрационные работы, но это не помешало высокому гостю отслужить здесь молебен.

Церковь во имя Великомученицы Варвары оказалась такой же великомученицей. Но ни многочисленные перестройки, ни артиллерийский огонь сражений, проходивших в этих местах, не стерли с лица земли этот удивительный храм веры и духа. К тысячелетию Казани церковь полностью обрела возрожденный облик.

Лилия АХМАДЕЕВА,

студентка КГТУ-КАИ

Использованы публикации из Интернета, в том числе: очерк

Оксаны Гармай из газеты «Казанские ведомости», 28 мая 1993 г.

В очерке использованы фото с сайтов www.kazeparhia.ru, http://www.photokzn.ru/places/0/63?_utl_t=ok, https://www.facebook.com/groups/Kazan.nostalgique/, http://www.tatarstan-mitropolia.ru/persons/v/?id=46113

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить