Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Здесь живые прощаются с усопшими

На территории Арского кладбища находится один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов города – каменная церковь во имя благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.

Анатолий Елдашев  так рассказывает о тех, в честь кого назван храм:

– Эти православные святые княжили в местах достаточно отдаленных от нашего города. Св. князь Феодор был правнуком Мономаха и сыном смоленского князя Ростислава. С молодых лет он отличался благочестием: не ссорился, не вступал в распри, занимался чтением священных книг, соблюдал строгую нравственность и отличался смирением.

Во время его правления Ярославское княжество благоденствовало. На его территории не велись феодальные войны, сюда не заходили ордынские рати. На Древней Руси главнейшими добродетелями князя считались правосудие, благотворительность вместе с храмоздательством. Эти качества князя Феодора и прославляют жития его.

После смерти своей первой супруги, Феодор женился на дочери золотоордынского хана Менгу-Тимура.Спустя некоторое время его жена приняла православие и крестилась с именем Анны.

Несмотря на почетное родство с ханом, св. Феодор нисколько не изменился к худшему и, пользуясь покровительством и уважением со стороны хана, построил в Орде несколько церквей. Казань, как один из булгарских форпостов, с первой половины XIII века входила в состав нового государственного образования – Золотой Орды.

За мужество, красоту и благородство народ нарек князя Феодора Чермным, что значит красивый. Святой князь Феодор вел жизнь истинно благочестивую. Старался исполнять заповеди Божии, любил святые книги, излюбленным местом его молитвы был Спасов монастырь.

Достигнув глубокой старости, князь принимает монашеское пострижение и схиму, перед смертью оставляет супруге и детям духовное завещание пребывать в мире, любви и единении:

«Бога бойтесь, и страх Его имейте всегда пред глазами вашими, не чуждайтесь церкви, святителей и весь священный и монашеский чин почитайте и любите, учению святых Писаний внимайте. Старейшин чтите, между собой в мире и любви живите, не стремитесь к хищению чужого достояния, убогих милуйте, помогайте беспомощным. Матери своей достойную честь воздавайте».

Кончина святого князя Феодора последовала 19 сентября (2 октября) 1299 года.

Родившиеся от Анны дети, Давид и Константин, наследовали благочестие отца своего. Старший сын Давид 22 года свято и богоугодно управлял Ярославским княжеством, оставив после себя сыновей Василия и Михаила. Младший сын Константин, смиренный в кротости, скончался безбрачным. Сыновья после кончины положены были подле отца своего, по их завещанию, в Спасской обители.

Святые мощи благоверных князей нетленными обретены были в 1463 году в подклети церкви Входа Господня в Иерусалим Спасского монастыря. Обретение мощей сопровождалось многими чудесами исцелений. В том же году Церковь причислила к лику святых князей Феодора и чад его Давида и Константина.

В настоящее время мощи святых пребывают в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля, даруя благодать и утешение всем страждующим.

 Фото Е.Н. Аршаулова. 1879 год. Архив Анатолия Елдашева

Имеются сведения, что еще до ее постройки на кладбище, первое массовое захоронение на котором было сделано в июле 1774 года, после боев за Казань с крестьянской армией Емельяна Пугачева, имелась часовня. Еще одно предположение – до постройки кладбищенской церкви покойников отпевали в церкви Св. Варвары в самом начале Арского поля. Якобы, она для этого и была построена.

С 1737 по 1796 года в Казани существовала одноименная церковь. Она находилась на месте цирка. Современная выступает как ее преемница.

Храм на Арской куртине (так называлось кладбище в народе) был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя св. Николая Чудотворца). Будучи приписанным к Варваринской церкви, он до 1818-1819 годов находился в ее ведении.

В 1843 году был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского). В 1844 году был перестроен и левый придел, освященный заново во имя трех святых: Николая Чудотворца, Льва I Великого, папы Римского и праведной Марфы.

В том же году по проекту казанского архитектора Фомы Ивановича Петонди была сооружена колокольня с колоколами. В настоящее время на колокольне восемь колоколов. По сведениям А. Елдашева, самый большой колокол (в 28 пудов, или 448 кг) отлит на заводе Бакулевых (гор. Слободской, Вятская губерния) в 1876 г., другой – на елабужском заводе Шишкина (9 пудов, или 144 кг); на остальных ни год, ни место отливки не отмечены.

Кстати, Петонди упокоился вместе с женой Надеждой Михайловной (урожд. Кузьминой) на Арском погосте, рядом с тестем – купцом Кузьминым. Это захоронение, к сожалению, утрачено.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к Благовещенскому кафедральному собору. Здесь обычно служили вдовые священники, переводимые из сельских приходов в награду за заслуги.

Так продолжалось до 1925 года. После закрытия Благовещенского собора кладбищенская церковь стала приходской.

 

16 (28) апреля 1861 года в церкви по инициативе демократически настроенных студентов Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии была совершена панихида по «за свободу убиенным» крестьянам, расстрелянным 12 (24) апреля в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии (так называемые «Бездненские волнения»), вошедшая в историю как «Куртинская панихида». Панихида, собравшая около четырехсот человек, переросла в массовую антиправительственную демонстрацию, на которой выступил профессор Казанской духовной академии А.П. Щапов. Это было первое политическое выступление студентов Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии.

Отметим, что в 20-е годы в церкви Ярославских чудотворцев служил известный и уважаемый в городе протоиерей Яблоков Андрей Поликарпович (1855-1933), выпускник Казанской духовной академии. В 1892-1918 годах он был ключарем, позже настоятелем Благовещенского собора. В сентябре 1918 года ушел из Казани с белогвардейцами, но вскоре вернулся. Похоронен на Арском кладбище. Могила его утеряна.

Одна из главных святынь церкви Ярославских чудотворцев – мощи святителя Гурия (Г. Г. Руготина) (ок. 1500-1563), первого архиепископа Казанского и Свияжского.

Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. Биография первого казанского архиепископа изложена в Житии святителей Гурия и Варсонофия, составленном примерно через 30 лет после смерти свт. Гурия и пересказана, по словам ее автора, священномученика Ермогена, со слов людей, хорошо знавших святителя Гурия.

Согласно Житию, написанному Григорий, хотя и происходил из дворянской семьи, еще в юности оказался в холопах («в услужении») у князя Ивана Пенькова, проявил себя верным, трудолюбивым и добросовестным слугой, которому хозяин доверял свое имущество и деньги.

Далее в Житии излагается история несправедливого обвинения в прелюбодеянии с женой хозяина, решения князя убить Григория, заступничества сына князя и двухлетнего заточения, во время которого Григорий питался только овсом в снопах, сбрасываемым в подземную темницу. При этом стражи передавали заключенному бумагу и краски, Григорий переписывал азбуки, а вырученные от их продажи деньги передавал в помощь бедным.

Через два года двери темницы по молитвам Григория чудесным образом открылись, он вышел и отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь, где и произошло его пострижение.

Там облекся в одежд у инока, приняв имя Гурия, и вскоре поставлен был (1522) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь, а 3 февраля 1555 года стал архиепископом новой Казанской епархии. Святитель Гурий преставился 4 декабря 1563 году и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля.

Спустя 32 года после кончины святого Гурия и через 20 лет со времени преставления его сподвижника – святого Варсонофия, по повелению царя Феодора Иоанновича, начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь преображения Господня. Когда 4 октября 1596 года начали копать рвы и выкопали гробницы святых Гурия и Варсонофия, а открыв гробы, нашли мощи нетленными. Открытие мощей совершил будущий патриарх Гермоген, который также составил первое краткое житие святителя Гурия. Честные мощи святителей переложили из тех гробов в новые ковчеги и при пении надгробных песнопений поставили поверх земли, чтобы все приходящие могли видеть их.

20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор города Казани.

Источник: http://www.pravchelny.ru/publications/?ID=9705

 До революции мощи находились в Благовещенском кафедральном соборе, а с осени 1918 года пребывали в Казанском Богородицком монастыре, затем – в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе.

В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, кладбищенский храм был передан обновленческому Казанскому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами рака с мощами святителя Гурия Казанского. Но большинство верующих и духовенство были против передачи храма обновленцам, и вскоре храм был возвращен православной соборной общине.

Частицы мощей покровителя столицы Татарстана есть и в Благовещенском кафедральном соборе в Казанском Кремле.

Мощи святителя Гурия в кладбищенской церкви помещены в массивную раку. Над ракой находится большой Нерукотворный образ Спасителя, копия с иконы, которая находилась на знамени Ивана IV при взятии Казани осенью 1552 года.

А. Елдашев пишет:

«По всей видимости, икона написана тогда же в XVI веке, и долгое время находилась на Спасской башне Казанского кремля. Собственно, и сама башня название получила от образа Спаса Нерукотворного. Сначала икона находилась в специальной нише, над проездными воротами, затем в 1862 году была перенесена в часовню, сооруженную перед башней; а в 1905 году – в часовню, построенную в псевдорусском стиле на средства П.В. Щетинкина по проекту Ф.Н. Малиновского. Эта часовня в 1927 году была разобрана, а образ нашел свое последнее пристанище в кладбищенском храме».

В церкви хранится также архиерейский посох святителя Гурия.

К концу 30-х годов все монастыри и большинство казанских храмов были закрыты, часть спасенных от реквизиции святынь перенесли в кладбищенский храм. С 1938 по 1946 год он был единственным действующим во всей Казани и потому имел статус кафедрального. Именно тогда здесь оказались Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), Икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), Икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви Казани) и др.

В годы Великой Отечественной войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. В послевоенное время в этом храме окормляли православную паству епископ Казанский и Чистопольский Иустин (Мальцев) (1949 – 1950) и архиепископ Сергий (Королев) (1950 – 1952). Оба похоронены за церковью.

И поныне храм Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. Это место нахождения чудотворной Казанской иконы Божией Матери, одного из списков середины XVIII века.

У левого клироса в передней части храма находится чтимый образ иконы Пресвятой Богородицы «Толгская» (8 августа, ст. ст.), которая по преданию, находится в храме с момента его открытия. Эта икона являлась келейным образом святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского. Димитрий Ростовский – выдающийся святитель, иерарх русской церкви. Большинству православных он известен как автор «Житий святых» и «Четьих Миней», которые на 12 месяцев – в 12-ти томах – рассказывают о жизни православных святых. Кроме того, святитель Димитрий прославился и как выдающийся подвижник, и, совершая молитвы в своей келье, он обращался именно к этому чудотворному образу.

Рядом с ракой с мощами святителя Гурия находится икона Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия с частицами их святых мощей. Можно предположить, что эта икона была написана в нашем городе и являлась святыней одного из казанских храмов.

Рядом с образом Казанских святителей находится икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская» (14 марта, ст. ст.), которая была святыней закрытого в конце 1930-х годов Феодоровского женского монастыря.

В обители было три чтимых «Феодоровские» иконы Пресвятой Богородицы, одна из них ныне находится в Николо-Низском кафедральном соборе у правого клироса; другая, которая использовалась для крестных ходов, – в храме Ярославских чудотворцев и третья – в епархиальной домовой церкви, к которой приложены частицы мощей святых мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата.

В задней части храма в левой стороне центральное место занимает образ преподобного Сергия Радонежского. У иконы долгая и интересная история. По преданию, этот образ был написан монахами-иконописцами Свято-Троице-Сергиевой Лавры и дан в благословение войску Иоанна Грозного. Часть этой иконы содержит в себе частицу гроба Сергия Радонежского, действительно фрагмент этого образа написан на доске от гроба преподобного.

После присоединения Казанского края к Московскому государству в Свияжске существовало подворье Троице-Сергиевой Лавры, и икона преподобного Сергия Радонежского являлась главной святыней обители. В XVIII столетии монастырь был упразднен и все храмы и святыни перешли в ведение Иоанно-Предтеченского женского монастыря, а после его закрытия образ оказался в храме на Арском некрополе.

По левую сторону от образа преподобного Сергия находится образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Скоропослушница» (9 ноября, ст. ст.). У этой иконы также интересная судьба. Сей образ принадлежал известному митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) († 2 ноября 1912). Сам образ находится на Афоне, в Дохиарском монастыре и почитается всем православным миром.

До 1989 года церковь святых благоверных князей Феодора Смоленского, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, оставалась одним из трех действовавших в Казани православных храмов. Помимо нее, функционировали Никольский собор и церковь Казанской иконы Божией Матери в поселке Царицыно.

Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края, в том числе профессоров Казанской духовной академии.

О них рассказано в отдельной публикации.

 

Фото Олега Маковского

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить