Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Старообрядческие храмы в Казани

Казанско-Вятская епархия Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), восстановленная в 1997 году, имеет в Казани два храма: церковь Иконы Божией Матери (Казанская) и собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор; Богородицкий собор).

Они находятся в одном и том же месте: собор – на улице Старообрядческой (ранее Старая), Казанская церковь – на улице Островского, напротив Баскет-холла.

Покровский собор уже многие годы находится в стадии реконструкции. После ее завершения это будет кафедральный собор, то есть главный храм в Казанско-Вятской епархии.

Старообрядцы, принадлежавшие, как известно, к предшественнице РПСЦ – Древлеправославной Церкви Христовой (ДПЦХ), пытались устроить свой храм в Казани, начиная еще с 1884 года, однако постоянно натыкались в своих устремлениях на ограничительные административные препоны. Они получили возможность построить в городе свой храм только после издания 17 апреля 1905 года манифеста императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости».

«Во имя Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы Ее во граде Казани»

В ноябре 1906 года был открыт подписной лист пожертвований на строительство храма. Средства жертвовали десятки казанских и московских купцов. Храм был заложен в июле 1907 года (данные о начале строительства в разных источниках разнятся).

Строительством храма руководили два казанских старообрядческих священника – Петр Данилович Залетов и Алексей Иванович Калягин. Калягин служил в Покровском храме с момента его строительства вплоть до закрытия в советское время. Залетов скончался в сентябре 1917 года и похоронен в храме под алтарем. Там же погребен епископ Казанский и Вятский Иоасаф (И.П. Зеленкин), который скончался в марте 1912 года.

Андрей Агафонов опубликовал эту иллюстрацию в журнале "Церковь" в 1909 году

Как пишут специалисты, собор возвели в духе национального романтизма, типичном для православных храмов начала XX века. Это крупная двусветная постройка приземистых пропорций, ориентированная алтарем на север, увенчанная декоративным пятиглавием, с массивной колокольней. Несколько необычный вид храму придало то, что он не возводился заново, а перестраивался из существующего здания, предназначавшегося в 1880-е годы под часовню и пробывшего четверть века под запретом.

6 сентября 1909 года (по старому стилю) храм был освящен «во имя Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы Ее во граде Казани».

Из публикации на сайте РПСЦ следует, что в освящении собора участвовали архиепископ Московский Иоанн (Картушин) и епископ Казанский Иоасаф. Н.И. Ивановский писал:

«Сегодня у нас особый день. Мы могли видеть, а многие и видели торжественную процессию с крестами и иконами, видеть могли вышитые архиерейские шапки на головах, омофоры на плечах, посохи в руках, могли услышать,– а иные из нас, может, и сейчас слышат, – старинное пение, и многое другое могли увидеть и услышать, напоминающее по внешности нашу старину, столь любимую и привлекательную»

 Из очерка Л. В Алексеевой мы узнаем другие подробности этого события.

Памятуя о том, кому в первую очередь они были обязаны возведением своего храма, в день его освящения казанские старообрядцы белокриницкого согласия составили благодарственный верноподданнический адрес Императору Николаю II (его оригинал хранится в Национальном архиве РТ. Свои подписи под ним поставили двадцать пять человек, в том числе: архиепископ Московский и всея России ДПЦХ Иоанн (в миру – И.А.Картушин), епископ Казанский и Вятский Иоасаф (в миру – И.П.Зеленкин), епископ Рязанский и Егорьевский Александр (в миру – А.П.Богатенко), казанские старообрядческие священники П.Д.Залетов и А.И.Калягин, самарский протоиерей М.В.Захарьичев, представители известных местных староверческих династий Барабановых, Свечниковых, Четверговых и другие. Весьма любопытно, что сам текст данного обращения напоминал местами молитву, возносимую староверами за самодержавного монарха и его семью. Вот что в нем говорилось:

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, ЦАРЬ САМОДЕРЖЕЦ всея Руси,

ГОСУДАРЬ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ!

Сего шестого сентября, Казанская старообрядческая община древле-православных русских христиан, приемлющих священство, торжественно празднует освящение своего Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани.

Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря ТВОЕМУ любвеобильному сердцу, ЦАРЬ ВСЕРОССИЙСКИЙ! Ты милостивым и прозорливым оком воззрел на нас, ТВОИХ верных подданных и слуг, исконных чад земли Русской, и как чадолюбивый ОТЕЦ ВЫСОЧАЙШИМ указом от 17 апреля 1905 года ТЫ даровал и нам возможность наряду со всеми ТВОИМИ верноподданными вьяве, а не сокровенно, как прежде, славословить Всевышнего, по постановлениям и обрядам древле-Всероссийской церкви.

Ныне, при освящении Святого нашего храма, сугубо и от глубины душевной воссылаем мы с нашими Архипастырями и священнослужителями горячие молитвы о ТЕБЕ, ГОСУДАРЬ, О ТВОЁМ НАСЛЕДНИКЕ – ЦЕСАРЕВИЧЕ со всем ТВОИМ Августейшим Семейством и о всей земле Свято-русской, к Царю-Царей во Святей Троице славимому Единому Богу и к Пречистой Заступнице гор.[ода] Казани, Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии со всеми Святыми. С умилением ума и сердца взываем мы, о ЦАРЮ! Да продлит Господь Бог ТВОИ драгоценные для России дни, да подает ОН мир и тишину земле Русской на возделание ей блага в любви, совете и соединении ТВОЁМ с ТВОИМИ верными подданными и слугами во славу ТВОЕГО Самодержавия…».

Вскоре старообрядческий адрес был представлен на докладе министра внутренних дел самому императору. Как сообщал 23 сентября 1909 года в Казань товарищ (заместитель) министра, шталмейстер Высочайшего Двора П.Г.Курлов, ознакомившись с адресом, Николай II «в 16 день сего Сентября собственноручно изволил начертать: «Прочел с удовольствием».

Мало кто из тех, кто подписал этот адрес, мог предположить, что не пройдет и десяти лет, как крепкая и многолюдная казанская старообрядческая община, вместе со всем местным обществом, окажется втянута в кровавый водоворот гражданского противостояния и последовавшего за ним богоборческого лихолетья, выбраться из которых суждено будет очень и очень немногим.

При храме было небольшое домовладение, состоявшее из дома для причта и богадельни.

Далее – фрагмент очерка об истории старообрядчества в нашем крае с сайта Казанско-Вятской епархии: с сайта Казанско-Вятской епархии:

Место старообрядцев в городе Казани

В 1914 году на старообрядческую Казанскую епархию был рукоположен епископ Филарет, который возглавлял епархию до 1930-х годов. В составе членов прихода были жители не только Казани и близлежащих мест, но и более отдаленных уездов – Лаишевского, Тетюшского и др. Сохранившиеся метрические книги позволяют судить о местах компактного проживания старообрядцев в Казанской губернии, о составе общины, родственных связях внутри нее и пр.

В конце XIX – начале XX века в Казани насчитывалось около семи тысяч старообрядцев (по официальной статистике); приблизительно более пяти процентов всего населения города. При рассмотрении этой цифры в контексте той основной социально-сословной (купечество и мещанство) среды, с которой было связано старообрядчество, «удельный вес» данной категории городского населения значительно возрастает.

Жили старообрядцы во всех частях Казани, населенных русскими горожанами. Более всего явно было их присутствие в районе улицы Георгиевской (Суконная слобода и прилегающие к ней кварталы). Здесь находились храм Белокриницкого согласия и несколько беспоповских молелен.

Состоятельные купцы-старообрядцы имели крупные домовладения в торговом центре Казани и соседних с ним улицах – на Большой Проломной, Вознесенской, даже на Грузинской (в исконно дворянской части города). Некоторые здания – городские купеческие усадьбы патриархального облика и особняки в новом вкусе – до сих пор украшают город.

Исстари много старообрядцев среднего и небольшого достатка обитало в городских окраинных слободах – Ямской, Мокрой, Ягодной, Козьей. Сохранялась старообрядческая среда и в пригородных селениях, где в начале XX века были построены несколько храмов Белокриницкого согласия и поморских молелен.

Происходило интенсивное развитие торгово-промышленной деятельности, увеличение личных и семейных состояний купцов-старообрядцев, рост их общественного авторитета. Особенно заметны были в городском обществе Романовы, Барабановы, Свечниковы, Четверговы, Афанасьев (Белокриницкое согласие).

Видные члены общины имели высокий социальный статус; среди них были коммерции советники, потомственные почетные граждане. Все они относились к первой купеческой гильдии, прошли путь от небольших заведений (или даже службы приказчиками) до крупных торговых домов.

С 1860-1870-х годов и в последующие полвека наиболее авторитетные члены общины занимали прочное положение в городском самоуправлении (являлись гласными Казанской городской думы; дважды избирались городскими головами); в ряде финансово-кредитных учреждений (банков) и обществ (прежде всего в Обществе взаимного кредита), Биржевом комитете. В общественной деятельности они представляли интересы купеческого сословия, были членами Купеческого собрания.

С начала XX века наблюдается участие казанских старообрядцев в политической деятельности; хотя оно и не отличалось особой активностью, но постепенно развивалось. Во время выборов в первую Государственную думу и подготовки первого Поволжского съезда Союза 17 Октября (1906) многие собрания казанских октябристов регулярно проводились в доме Белокриницкой общины рядом с храмом.

Община крупным планом

В списке членов Казанского губернского отдела ТПП были практически все видные представители старообрядческих общин. Комитет этой партии возглавлял Михаил Лукич Свечников, председатель Совета Белокриницкой общины. Членами комитета были в разные годы П.С. Барабанов, священник А.И. Калягин.

Конечно же, особое внимание привлекала проблема дальнейших движений государства по отношению к старообрядчеству. А.И. Калягин выступал в местной прессе по вопросу о свободе совести. Он разработал и опубликовал подробные предложения-поправки к законопроекту о старообрядческих общинах, внесенному Государственной думой в Государственный Совет.

Антон Юрьевич Шабалкин. 26 мая 2012

Развивалась благотворительность, причем она имела как патриархальные (лично-семейные) и общинные формы, так и осуществлялась через различные общества и попечительства. Казанские старообрядцы особенно опекали Александровскую ремесленную больницу, Общества призрения и образования глухонемых детей, трезвости, призрения бедных и больных детей.

Белокриницкая община заведовала бесплатной столовой имени старообрядцев Ивана и Марии Саниных (на Георгиевской улице), которая была учреждена «на вечные времена» потомственной почетной гражданкой М.К. Саниной (1913).

Старообрядцы также участвовали в развитии образовательных учреждений, главным образом, Реального и Коммерческого училищ.

Н.Я. Агафонов прославился как уникальный знаток-исследователь городской истории, автор книги «Казань и казанцы». Ценным источником остается описание казанских кладбищ, сделанное им, так как в нем выделены и старообрядческие захоронения. Это позволяет достаточно полно установить состав старообрядческих общин с конца XVIII по начало XIX века.

Собрание Н.Я. Агафонова включало крупную библиотеку (со значительным числом книг по истории старообрядчества), коллекцию рукописей и печатных документов, богатый личный архив. Он составил обширные материалы по родословиям и биографиям многих казанских дворян и купцов.

anna. 16 мая 2007

Купец Ф.Т. Васильев, член Совета Белокриницкой общины, был нумизматом, собирателем древностей, рукописных и старопечатных книг, старинных вещей. Он считался лучшим в Казани знатоком русского монетного дела; принял участие в систематизации коллекций Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Ф.Т. Васильев был одним из самых щедрых дарителей для городского научно-промышленного музея (ныне Национальный музей РТ), жертвовал книги, исторические документы, монеты, медали и другие предметы.

О книжном собрании Ф.Т. Васильева упоминает книговед У.Г. Иваск:

«Библиотека заключает в себе около 2 тысяч томов по русской истории и археологии, старопечатных книг, духовно-нравственных изданий и собрание лубочных картин». Ф.Т. Васильев обладал рукописью начала XIX века «Завещания епископа Павла Коломенского».

Н.М. Коровин, внук А.И. Коровина, начал коллекционерскую деятельность в первом десятилетии XX века. Уже к 1920-м годам он вошел в число наиболее известных коллекционеров города. «До сих пор он собирал разные предметы, относящиеся до русского народа: иконы, в особенности старого письма, бисер, лубочные картины, монеты, медали, посуду и др.». Кроме того, в состав собрания Н.М. Коровина входили предметы быта дворянского и купеческого сословий, произведения изобразительного искусства, старинные книги и рукописи, в том числе церковного происхождения. Так, у него был экземпляр Острожской Библии печатника И. Федорова (1581).

Вместо храма – архив

В 1917 году началась вторая полоса гонений. Теперь уже на всю церковь. В мае 1922 года Комиссия по фактическому изъятию церковных ценностей конфисковала из Покровского собора (в актах храм именуется церковью во имя Казанской Божьей Матери) более двух пудов серебра в виде окладов с икон, кадил, сосудов, монет и т.д. Через несколько лет храм был закрыт. Позднее он был передан Центральному государственному архиву ТАССР, и здесь хранились документы отдела дореволюционных фондов. Главное здание Центрального государственного архива ТАССР находилось на улице Кави Наджми.

Во время Великой Отечественной войны в соборе была также размещена часть эвакуированных в Казань архивов. Здесь хранились документы из государственных архивов Костромской, Мурманской областей, Центрального госархива Карело-Финской ССР из г. Петрозаводска и его филиала в г. Выборге. Всего в Казань поступило 5 вагонов (900 мест) архивных материалов.

В Казань были эвакуированы и ведомственные архивы – это архивы Президиума Академии наук СССР и ее 17 институтов, Наркомата пищевой промышленности СССР и его 15 главков, наркоматов финансов СССР, здравоохранения СССР и РСФСР, резиновой промышленности СССР, Главного управления гражданского воздушного флота СССР.

Академия наук СССР эвакуировала в Казань 15 000 дел, состоящие преимущественно из личных дел членов Академии и протоколов заседаний Президиума. Институты эвакуировали 13 222 дела.

В состав эвакуированных документов вошли рукописи научных трудов, планы и отчеты о научной деятельности, протоколы заседаний ученых советов, стенограммы научных заседаний, переписка, бухгалтерские документы, личные дела сотрудников. Так, например, среди документов Московской биогеохимической лаборатории АН СССР находились материалы научных экспедиций, переписка академика В.И.Вернадского с директором института профессором А.П.Виноградовым. В документах института физических проблем Академии наук СССР находились научные труды, переписка директора института и академика П.Л. Капицы.

Реэвакуация архивов началась уже в 1942 году, после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, хотя эвакуация архива вслед за действующим учреждением архивными органами не приветствовалась. Не торопиться с реэвакуацией ведомственных архивов призывала и резолюция кустового совещания.

Первым в феврале 1942 года вместе с наркоматом в Москву вернулся архив Наркомата финансов СССР, в марте 1943 года – архив Наркомата здравоохранения СССР. В 1944 году были реэвакуированы документы государственных архивов Карело-Финской республики и Костромской области, часть документов госархива Мурманской области. В первом квартале 1945 года была завершена реэвакуация Мурманского госархива.

Задача, поставленная перед архивистами самой историей, была выполнена. Документы ГАФ СССР, сохраненные усилиями казанских архивистов и сотрудников эвакуированных архивов, отправлялись домой.

Источник: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/anonymous/main/?path=/pages/ru/2nart/91vistavki/66_archives

«В пользование зарегистрированному религиозному обществу старообрядцев Белокриницкого согласия»

Современный период, начавшийся с середины 1980-х годов, проходит в Казани под знаком динамичного возрождения деятельности общины старообрядцев Белокриницкого согласия (с 1988 года – Русской православной старообрядческой церкви). Общине был передан бывший молитвенный дом Новопоморского согласия; освящение состоялось осенью 1989 года во имя Пресвятой Богородицы в честь явления Ее иконы во граде Казани.

Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан №642 от 1 августа 1996 года «О передаче памятника архитектуры республиканского (Республика Татарстан) значения – здания Покровской Старообрядческой церкви (г. Казань, ул. Старая, 17)» церковь (собор) была передана «в пользование зарегистрированному религиозному обществу старообрядцев Белокриницкого согласия» «для удовлетворения религиозных потребностей верующих». С этого времени заметно оживляется приходская жизнь, возвращаются потомки исконных старообрядцев, есть случаи перехода в старообрядчество лиц, не принадлежащих изначально к этой среде, в том числе представителей татарского населения.

В 1997 году была восстановлена Казанско-Вятская епархия РПСЦ. В состав епархии вошли приходы по республикам Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Мордовия; по Кировской и Ульяновской областям.

Началась реставрация Казанской церкви. Ранее в здании работала авторемонтная мастерская. Воссоздание храма велось исключительно на средства и усилиями прихожан. Начались реставрационные работы в Покровском соборе.

В 2002 году Ильнар Салимзянов студент Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева, проходивший производственную практику по журналистике в редакции газеты «Казанские истории», получил задание написать о Покровском соборе на улице Старой (№17).

«К сожалению, нынешнее состояние храма и прилегающей к ней территории можно оценить как плохое. Само здание представляет собой очень красивое сооружение. Но это на первый взгляд. На храме отсутствуют несколько куполов, на одном из оставшихся нет креста. Вместо стекол – полиэтилен. В некоторых местах обрушилась кирпичная кладка.

В церкви началась реставрация, и руководство республики заверило епископа Казанско-Вятского Андриана, уже в сане митрополита Московского и всея Руси (к сожалению, он очень мало проработал на этом посту – не позволила внезапная кончина), что поможет к тысячелетию Казани придать храму божеский вид. Не получилось.

Обидно, что буквально в двадцати шагах от Покровско-старообрядческой церкви идет строительство сооружений, мало сочетаемых со святым местом. И как-то не по себе становится, когда видишь, как буквально в течение пары месяцев возводятся новые здания. А тут разруха в центре города...»

Поскольку практикант не сумел написать обстоятельный материал о ситуации с реставрацией, его заготовка пролежала в архиве редакции до настоящего времени, и сегодня мы, наконец, можем сказать, что у собора Покрова Пресвятой Богородицы наступили более счастливые времена.

В 2003 году в сан митрополита Русской православной старообрядческой церкви был возведен Казанско-Вятский епископ Андриан, уроженец Казани, из знаменитой старообрядческой семьи Четверговых (Владыка Андриан: иконописец с иконописным ликом). Однако он пробыл на этом посту недолго – скончался в 2005 году.

Возможно, по этой причине реставрация Покровского собора сильно задержалась. Не удалось завершить ее к 1000-летию Казани, хотя прихожане очень надеялись на помощь республиканской и городской власти.

Не помог и столетний юбилей освещения собора. Из-за задержки с реставрацией юбилейные торжества пришлось отменить. А предполагалось собрать в Казани большой Старообрядческий собор… Собрали, но в другом месте.

Терентий. 22 марта 2012

Понадобились две встречи преемника владыки Андриана – митрополита Московского и всея Руси Корнилия (К.И.Титова) с Рустамом Миннихановым – в 2013 и 2015 годах, чтобы была оказана государственная поддержка. На средства из республиканского бюджета отремонтировали купола и кровля собора, были устранены причины подтопления подвалов здания, где планируется создать музей русского старообрядчества.

На сегодняшний день завершается внутренняя отделка храма, однако еще требуются довольно большие вложения. И хотя до финиша еще далеко, в соборе идут богослужения.

 Источники по истории старообрядчества и Покровского собора изучала Любовь Агеева

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить