Цитата
Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.
Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1904 – С 25 по 29 ноября в Казанском окружном суде слушалось дело о краже чудотворных икон из собора Богородицкого монастыря: Казанской Божией Матери, явленной в 1579, и Спасителя, обе в драгоценных ризах, стоящих до 100 тысяч рублей
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Родина начинается с любимой гимназии
- Любовь Агеева
- 25 сентября 2004 года
Как в непростых современных условиях учителя осуществляют связь времен, как воспитывают граждан, для которых слово «патриотизм» – не пустой звук? Как учат подрастающее поколение воспринимать противоречивость истории и суждений о ней? Что делают, чтобы грядущий юбилей Казани стал большим событием для всех и для каждого? Наш корреспондент искал ответы на эти и другие вопросы в гимназии №122.
Визитная карточка
Школа №122 открыта в сентябре 1959 г. В 1964-м получила статус учебного заведения с углубленным изучением английского языка, в 1991-1996 гг. была экспериментальной площадкой казанских ученых, с 1999 г. педагоги сотрудничают с исследователями Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования федерального министерства по реализации программы Ассоциации «Школа-2100». С 2000 г. – гимназия.
В гимназии 1362 учащихся, 40 классов. Английский язык изучается со 2 по 11 класс. Профильное обучение в старших классах по выбору учеников осуществляется по четырем направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, экономическое и гуманитарное.
Среди 90 педагогов 15 – бывшие выпускники школы №122.
ПРИМИТЕ В ПОДАРОК!
В том, что гимназия №122 – одно из лучших в Казани учебных заведений, никого убеждать не надо. Тем не менее, приведем несколько красноречивых фактов.
Воспитанники 122-й гимназии чаще других побеждают на разного рода олимпиадах и соревнованиях, занимая призовые места в командном и личном соперничестве, имеют дипломы лауреатов всероссийских и республиканских конкурсов. Успехи ребят стабильны, а потому, как нам показалось, порой их намеренно как бы не замечают, давая дорогу представителям других школ. Например, воспитанников 122-й гимназии не оказалось среди победителей последней Поволжской олимпиады имени Лобачевского. Возможно, работы на этот раз и в самом деле уступали по качеству, но не исключено, что жюри решило поощрить других – для мотивации на будущее. Зато гимназия стали победителем Всероссийского конкурса. Так высоко было оценено краеведческое исследование Инны Елизаровой, посвященное 30-летию Московского района. Инна обобщила в своей работе результаты собственных изысканий об истории и сегодняшнем дне района, привела цитаты из сочинений других ребят – от третьеклассников до выпускников. Получилась настоящая книга – «С чего начинается Родина…» (Московский район г.Казани глазами детей» – на трех языках: русском, татарском и английском. Руководитель проекта – Л.Яруллина. Исследование в Казани было отмечено дипломом победителя городского конкурса гидов-переводчиков в номинации «Экскурсионный маршрут», а в нынешнем году его заметили в Москве.
Успехи гимназистов – совсем не случайность: их обучают прекрасные педагоги, труд которых удостоен разных наград, государственных и профессиональных. Одна из самых значительных оценок учительской деятельности – звание учителя-исследователя. Такое звание имеют директор гимназии Ж.Зайцева, учитель математики Л.Гуськова и учитель английского языка Л.Яруллина.
Наукой в 122-й гимназии занимаются всерьез. Потому и понадобился научный руководитель. Их даже два: профессор Казанского государственного технического университета, член-корреспондент Российской академии образования А.Кирсанов и профессор Института среднего профессионального образования РАО П.Осипов. И вот результат – в педагогическом коллективе два кандидата наук и 1 соискатель.
Материальной оснащенности гимназии можно позавидовать. Здесь есть все необходимые учебные пособия и самое современное техническое оборудование. В гимназии два компьютерных класса, которые подключены к Интернету. 28 кабинетов из 30-ти аттестованы на «отлично». Кабинет истории в смотре-конкурсе 2003 года занял первое место. Здесь собран огромный фонд видеоматериалов и компьютерных пособий (электронные книги, мультимедийные учебники, репетиторы по истории), которые широко используются как на уроках, так и во внеурочное время. Наличие своей видеокамеры, современная проекционная и звукотехническая аппаратура, компьютер в каждом классе – все это позволяет учителям использовать самые современные методики. Кабинет – это еще и методический центр, значение которого в преддверии тысячелетия Казани трудно переоценить. Здесь собрана прекрасная коллекция книг по истории, которой могут позавидовать в любой библиотеке, в том числе дорогие справочники и энциклопедии.
Впрочем, восторги по поводу великолепной учебной базы в других школах вызывают не столько восторг, сколько раздражение. Не секрет, что 122-я гимназия – учебное заведение необычное: здесь обучаются в основном дети из состоятельных семей. Конечно, такие родители денег для своих чад не жалеют, а потому охотнее скидываются на нужды школы. Что поделаешь – такая форма содержания учебных заведений становится сегодня обычным делом. Есть в гимназии попечительский совет, который призван, в том числе, думать о школьном бюджете (директор этими деньгами без него не распоряжается). Однако с такими родителями, как в 122-й, – свои проблемы. Как правило, состоятельные папы и мамы мало понимают реальные условия, в которых приходится существовать современной школе. Бюджетное финансирование не покрывает даже элементарные потребности учебно-воспитательного процесса. Жанетта Абрамовна, директор гимназии, сетует на журналистов, которые любят писать пишут о школьных поборах: «Хоть бы один журналист посоветовал, как сводить концы с концами при тех деньгах, что нам выделяют из бюджета…»
Однако чем больше знакомишься с жизнью гимназии, тем отчетливее понимаешь, что решающее значение здесь имеет все-таки не материальная база, а качество преподавания. Не зря сюда водят детей из разных концов города. В конце концов, один из самых надежных источников укрепления этой самой базы – любовь к родной школе. Телевизор в кабинете истории – подарили родители. Картинная галерея «Казань в памятниках истории и культуры», которую не без гордости показывают гостям, – тоже подарок. Картины нарисовал Сергей Николаевич Краснов, папа одного из учеников 9г класса. Учитель истории Л.Галихинова показала мне роскошный альбом старинных карт, изданный не так давно в Петербурге. Прислал как напоминание о себе один из выпускников. Книги в библиотеке кабинета – в основном подарки, в том числе такие дорогие издания, как «Хроноскоп» и «Хроника человечества». Значительную часть методической литературы составляет личная библиотека ветерана педагогического труда Ольги Александровны, которая преподает историю в 122-й уже 00 лет.
Гимназия напоминает улей, куда все – от директора до первоклассника – собирают бесценный нектар. Кто чем может. Как говорится, с миру по нитке …
«Я – КАЗАНЕЦ»
Так называется программа воспитания патриотизма, развития творческой активности и интеллектуального потенциала, рассчитанная на 2001-2005 годы. Она разработана авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук, заслуженного учителя школы РТ, историка по образованию Ж.Зайцевой. Вместе с директором над программой работали Л.Ярулина, учитель-исследователь, кандидат педагогических наук; заместители директора А.Гришкина, Т.Подольская, Н.Шаяхметова, Л.Хрусталева и О.Тигина.В роли научного консультанта выступилпрофессор П.Осипов. Документ прошел серьезную научную экспертизу. Рецензентами были два доктора наук: Р.Богоудинова, проректор Казанской государственной академии культуры и искусства (педагогические науки) и Л.Волович, заведующий лабораторией гуманитарного образования Института среднего профессионального образования, член-корреспондент РАО (философские науки). Последней утверждающей инстанцией были педагогический совет гимназии и школьный совет.
«Формирование социально активной личности, ее гражданских качеств предусматривает знание и уважение исторического прошлого, современной действительности своего и других народов, ориентацию в политико-правовых, национальных, религиозных вопросах, приобщение к культурным и духовным ценностям своего народа, а главное – осознание себя частью этого процесса. Отказавшись от старых догм и лозунгов в воспитании, мы не имеем права отказаться от воспитания в душах и умах детей вечных человеческих ценностей, среди которых любовь к Родине, патриотизм. Мы имеем уникальную возможность успешно решать эти проблемы воспитания личности. Казань – наш родной город с неповторимой тысячелетней историей, традициями, с величайшим научным и культурным потенциалом, со всеми поколениями казанцев, которые творили великую историю своего народа, своей Отчизны», – на такой высокой ноте начинается этот важный документ.
Программа позволяет учителю рассматривать город, в котором мы живем, как социально-пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом – восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Казани как величайшей исторической ценности, имеющей общенациональное значение.
Педагогический коллектив гимназии, работая на протяжении ряда лет над проблемой формирования творческой активности и стимулирования самовоспитания личности школьника, нашел наиболее оптимальный путь перевода в практическую плоскость важной задачи – воспитание гражданина. Программа «Я – казанец» была удостоена диплома на третьем республиканском конкурсе авторских программ, и теперь в Казани у 122-й гимназии есть последователи.
Основные задачи программы:
– организовать такое взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственных цивилизованному человеку;
– формировать у учащихся эмоционально-ценностные ориентиры через осмысление истории культуры Казани в контексте национальной, российской, европейской и мировой культур;
– содействовать социальной адаптации школьника, сохранению его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, освоению им городского пространства и формированию образа своего города;
– воспитать в молодом жителе Казани реалистичность взглядов на современные проблемы города, на состояние окружающей среды, привлечь школьников к исследованиям и оценке состояния и перспектив развития города и его инфраструктуры;
– подготовить школьников к активному и творческому участию в развитии и благоустройстве родного города;
– развивать у учащихся навыки здорового образа жизни, готовить здоровое поколение жителей Казани.
Создание этой программы – шаг к проявлению в школе саморазвивающейся воспитательной системы, в которой все: и учителя, и учащиеся, и родители – стали бы полноправными субъектами воспитания.
Процесс воспитания не может ограничиваться рамками школы и семьи, поэтому программа «Я – казанец» нацелена на создание широкого, многостороннего воспитательного пространства, в которое включены не только общественные организации гимназии, но и органы местного, городского и республиканского управления, творческие союзы, средства массовой информации, культурные и научные учреждения Казани.
Программа рассчитана на учащихся 5-11-х классов и предусматривает следующиенаправления:
1 направление – «Сказание о земле Казанской» – это знакомство с родным городом, изучение его исторического прошлого. Стратегия знакомства с городом может быть разной, но организовать этот процесс важно не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном, и в поведенческом плане, считают педагоги. Необходимо помочь школьникам ощутить и пережить единение с городом, который для каждого – свой и неповторимый. Выработано немало способов решения этой важной воспитательной задачи.
2 направление – «Родники моей Родины» – предполагает приобщение юных казанцев к культурному и духовному наследию, которое само по себе несет огромный воспитательный потенциал. Это не просто изучение истории культуры народов, проживающих в Казани. Это воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование нравственности и патриотизма, выработка привычки к правильному поведению на основе многовековых национальных традиций и народной мудрости наших предков.
3 направление – «Казань – центр научной мысли» –– предусматривает поддерживание интеллектуальных традиций Казани, ее академического, университетского духа, что возможно только тогда, когда знания превращаются в нравственную ценность. Это направление – не только изучение истории науки, но и приобщение ребят к научной и исследовательской работе, установление творческих связей с учеными и высшими учебными заведениями Казани.
4 направление – «Казань сегодня» – дает возможность школьникам изучить и проанализировать реалии современной политической, экономической и социальной жизни Казани. Решение этой задачи поощряет стремление учащихся к познанию окружающего их мира, к осознанию своего места в нем, к определению собственной гражданской позиции, активное желание действовать. Этот раздел программы предполагает не только дискуссионное обсуждение проблем города, в том числе и на уроках, но и благотворительная помощь нуждающимся в ней.
5 направление – «Сотворим завтра своими руками» – включает конкретные дела по благоустройству школы, своего двора, улицы, района, города.
6 направление – «Здоровое поколение» – это не только изучение истории казанского спорта и выдающихся достижений спортсменов-казанцев, но и активные занятия спортом всех учеников гимназии, участие в спортивных состязаниях района и города. Пропаганда здорового образа жизни включает разнообразные акции против наркомании и других вредных и опасных для здоровья привычек.
7 направление – «Гражданин Казани – гражданин мира» – играет особую роль в понимании школьниками общности мирового процесса развития человечества и глобальных проблем, угрожающих его существованию. Демократические изменения в нашей стране, современные средства коммуникации позволяют учащимся участвовать в акциях общероссийского и общемирового масштаба. Здесь актуален принцип «Мыслить глобально – действовать локально».
Программа предусматривает специальные проекты, включающие детей в процесс подготовки к важным датам в жизни района, города, республики. В прошлом году это было 30-летие образования Московского района, нынешний год – 200-летие Казанского университета, подготовка к 1000-летию Казани рассчитана на несколько лет.
Реализация программы осуществляется на основе творческих проектов по предметным циклам: гуманитарному; естественно-математическому; оздоровительному. Программа включает также общешкольные коллективные творческие дела, позволяющие объединить усилия ученического, педагогического и родительского коллективов в единое целое.
Формы деятельности самые разные: встречи с участниками и очевидцами исторических событий, создание совместных программ взаимодействия с музеями, Институтом истории АН Татарстана, с высшими учебными заведениями города; участие в археологических и этнографических экспедициях, деятельность поискового отряда «Снежный десант»; работа клуба друзей ЮНЕСКО. В гимназии работает информационно-просветительский центр «Ватан».
В поисковой работе дети заняты с пятого класса. Сначала они пополняют копилку знаний об истории собственной школы, потом изучают историю района, далее – родного города. Назову темы творческих проектов кафедр гуманитарного цикла: «Казань – столица Казанского ханства», «Неизвестные страницы истории Казани», «Легенды и тайны Казани», «История улиц, площадей и зданий Казани», «Архитектурные шедевры Казани», «Великие люди Казани»… В гимназии проводится много конкурсов: юных лекторов, юных фототуристов… Работают клубы: дискуссионный длястаршеклассников «Так делалась история», знатоков истории Казани,заседания которого проводятся в форме викторин, заочных экскурсий, конкурсов, игр по типу брейн-ринг и «Поле чудес».
В планах работы гимназии немало акций милосердия. Совместно со студентами Казанского социально-юридического института создана «Зона милосердия» – помощь оказывается инвалидам, детям-сиротам, детским приютам, интернатам, дому престарелых.
Любовь АГЕЕВА
«Казанские истории», №17-18, 2004 год