Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Мечеть Азимова расцвела на руинах классицизма
- Нияз Халит
- 23 апреля 2002 года
Наиболее значительным зданием, воплотившим в себе лучшие традиции казанского зодчества, стала мечеть Азимова в Плетенях (ныне ул. Вахитова 1). Она была построена купцом и промышленником Азимовым в 1887 году для рабочих мыловаренных заводов на месте старой деревянной мечети.
К середине ХIХ века идеология классицизма была полностью повержена, и на ее обломках мощно расцвел романтизм. Общей тенденцией российской культуры второй половины XIX века было обращение к наследию прошлого.
Эти новшества в культурной жизни России в значительной мере отразились и на архитектуре мечетей Казани, которая, как мы знаем, создавалась в большей степени русскими. Национальный стиль в архитектуре складывался, вбирая в себя волю и желание заказчика (традиции же национальной культуры, национальное и религиозное самосознание татар в то время были необычайно сильны), и, с другой стороны, стремление архитектора квалифицированно отразить эти пожелания. Национальное же содержание зданий при этом не менялось и отражало неизменные принципы организации пространства.
Богатые татарские купцы, духовенство и их родственники годами жили и обучались в Турции, Египте, Саудовской, купцы имели широкие связи и во всех городах России, Средней Азии и Закавказья, вели торговлю с Китаем, Ираном, странами Западной Европы..
Во второй половине XIX века татарские слободы Казани продолжали расширять свои границы. Старая Татарская слобода слилась с Плетенями и Новой Татарской слободой.
Так выглядит мечеть Азимова сегодня
Наиболее значительным зданием, воплотившим в себе лучшие традиции казанского зодчества, стала мечеть Азимова в Плетенях (ныне ул. Вахитова 1).Она была построена купцом и промышленником Азимовым в 1887 году для рабочих мыловаренных заводов на месте старой деревянной мечети.
Здание этой мечети отмечено той печатью эмоциональности, проявлением личного вклада зодчего, теми неповторимыми чертами, которые позволяют назвать постройку произведением искусства. Композиционно мечеть не отличается от всех предыдущих. К прямоугольному в плане одноэтажному зданию с двускатной крышей примыкает высокий и тонкий минарет. Планировка его очень простая: высокие двери у основания минарета ведут в небольшое вестибюльное помещение, а затем в высокий ритуальный зал. Внизу расположены обширные подвалы, служившие в прошлом, вероятно, складами для купеческих товаров.
Нарядная красавица-мечеть, стоящая на перекрестке двух улиц, застроенных одноэтажными деревянными домиками, вызывает неизменное восхищение, сколько бы раз мы ее ни видели. Это удивительное здание как будто пришло на улицы рабочей слободы из волшебных сказок, радуя глаз изысканностью пропорций, изяществом силуэта и узорочьем фасадов.
Необычайная динамичность силуэта мечети продиктована не только высотой минарета, превышающей длину здания, но и искусно организованным архитектором зрительным разрушением массивного объема здания средствами мелкой фасадной пластики. Как известно, увеличение количества членений на фасаде зрительно подчеркивает протяженность здания, но и в то же время измельчает его архитектурные формы. Именно этот профессиональный прием был с успехом применен здесь. Длинный, четко расчлененный корпус здания, на треть высоты закрытый ажурной деревянной оградой, как бы стелется под высоким стройным минаретом, основание которого к тому же зрительно отделено от здания и подчеркивает высоту башни.
Имя архитектора, проектировавшего мечеть Азимова, нам пока неизвестно, но это был, без сомнения, настоящий мастер своего дела. Создавая это замечательное здание, он использовал один из основных принципов средневекового среднеазиатского и мавританского зодчества, где простые геометрические объемы сочетались с тончайшей прорисовкой множества декоративных деталей, поражавших обилием и разнообразием. Восприятие этой мечети неоднозначно, многоступенчато благодаря «многослойности» ее художественного образа, властно овладевающего зрителем с первых мгновений ее появления в поле зрения. Изящный ажурный силуэт минарета, затем – прекрасно прорисованные, пестро расцвеченные фасады мечети приковывают взор по мере приближения к зданию. Обширная плоскость стены членится на регулярную, почти орнаментальную структуру, которая, в свою очередь, дробится на еще более мелкие декоративные детали, приковывающие взгляд на любом удалении от фасада.
Точно так же поступали зодчие Востока, умевшие делать зрительно почти невесомыми статичные массивные объемы под кисеей резной и накладной орнаментации. Стены мечети покрыты выпуклыми узорами в виде так называемой «сельджукской цепи», употреблявшейся российскими архитекторами XIX века в качестве одного из ярких образно-декоративных средств при стилизации «в мавританском вкусе». В обрамлении этих геометрических арабесок вписаны высокие проемы, завершенные подковообразными арками. «Сельджукская цепь», сталактиты, восьмилучевые звезды – эти характерные для зодчества Переднего Востока декоративные мотивы призваны были «породнить» оригинальное по своей архитектуре здание с зодчеством религиозно родственных стран и со средневековым искусством татар.
Длинный ряд высоких окон всем своим видом навевал воспоминания о мавританских аркадных залах и айванных галереях арабского Востока. Над ними выпукло нависает белокаменный резной сталактитовый карниз, в рисунке которого можно увидеть и традиционные для местного зодчества декоративные мотивы. Высокие входные порталы в основании минарета фланкированы стройными белокаменными полуколоннами на резных базах. Стрельчато-подковообразные арки галерей завершались орнаментальными витражами.
Подлинным украшением мечети служит высокий цилиндрический минарет. Он как бы вырастает из многогранного кессонированного основания с узкими щелевидными окнами, перекрытыми многолопастными арками. Их затейливые переплеты сверкают многоцветьем стекол. Стройный каннелированный стержень башни завершен галереей азанчи на сталактитовых консолях, подобно волшебному распустившемуся бутону. При 52-метровой высоте минарет имеет толщину всего три метра. Винтовая лестница внутри башни заканчивается круглой площадкой, освещенной высокими окнами с трехлопастными арками. Разноцветные затейливые витражи в виде фантастических цветов заполняют их по всей высоте. Внешняя консольная галерея ограждена металлической кованой решеткой, украшенной исламской символикой. Крутой ребристый шатер минарета, традиционно перебитый двухъярусным карнизом в нижней части, увенчан полумесяцем.
Некто В. Сидоров, побывавший в Казани в конце XIX века, с восхищением писал: «Азимовская мечеть... напоминала мне чудные минареты Орта-кой близ Константинополя». О «константинопольском стиле» этой мечети писали другие авторы того времени, например П. Верещагин. Нам остается только присоединиться к этому мнению. Минарет действительно напоминает турецкий, хотя в пропорциях и закономерностях членений отразил уже традиции местные. Неожиданный эффект дает искусно подобранная цветовая гамма фасадов. Небесно-голубой цвет стен в сочетании с белыми деталями, зеленой крышей и золотым навершием придает мечети необыкновенную нарядность. Яркие разноцветные витражи в виде пестрых сказочных цветов живописно читаются на этом фоне. Цвет вновь объединил архитектуру мечети Азимова с традициями народного зодчества, подчеркнув ее родство с памятниками Казани и села.
Ограда, окружающая мечеть, заставляет остановиться в восхищении любого человека, увидевшего ее впервые. Ее прекрасного рисунка геометрическая деревянная решетка отчетливо напоминает арабески Булгара и средневековой Казани. Подобная же решетка заполняет и обширный стрельчатый проем ступенчатого портала ворот, слева от которого идет деревянный забор с рельефным рисунком на массивных каменных столбах. Контрастное сочетание массивной кирпичной стены с кессонированными гранеными башенками и ажурной деревянной решеткой привлекает взор к выступу михраба, живописная резьбы которого просвечивает сквозь изящную арабеску ограды.
В интерьере здания ничто не отвлекает от основной идеи аскетичного по своему внешнему выражению мусульманского ритуала. Гладкие стены, высокий потолок, декорированный несложной орнаментальной лепкой, акцентированный «восточной» декорировкой михраб.
Талант архитектора в этом произведении проявился в полную меру именно в отвлеченности конкретных форм здания от знакомых каждому казанцу реальных прототипов и в умении чисто ассоциативными средствами сблизить его с лучшими чертами архитектуры Востока. Примененные архитектурные и декоративные мотивы никого и ничего конкретно не цитируют и специально направлены на стимулирование образного восприятия целого. Созерцание этой мечети возбуждает в сознании вторичный художественный образ, отличный от первоначально задуманного, опирающийся ууже на интеллектуальные и эмоциональные качества зрителя, его личный и социальный опыт. Именно в этом, может быть, кроется особая притягательная сила образа мечети Азимова, отличающая архитектурный шедевр от рядовых построек.
Нияз ХАЛИТ
«Казанские истории», №9-10, 2002 года
ПОСТСКРИПТУМ
В 2020 году после реставрации открылась Азимовская мечеть в Казани. Реставрация объекта исторического наследия проходила в рамках федерального партийного проекта «Единой России» «Историческая память». Работы шли практически четыре года. Более 70 миллионов было направлено на ремонт из федерального бюджета, часть средств выделил Татарстан.
Проектом реставрации предполагались следующие работы реставрация фасадов, усиление конструкций, устройство кровли, реставрация внутренней и внешней отделки минарета, ремонт электросетей и систем вентиляции.
Снимки сделаны в обновленной мечети