Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Октябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | |
28 | 29 | 30 | 31 |
-
1897 – На улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) появились первые уличные электрические фонари
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Национальная художественная галерея «Хазинэ»
- 23 августа 2005 года
23 августа 2005 года в Казанском Кремле, в здании бывшего юнкерского училища, открылась Национальная художественная галерея.
Выставочные площади Национальной художественной галереи «Хазинэ» («Сокровищница» насчитывают около двух с половиной тысяч квадратных метров. Одновременно здесь могут экспонироваться полторы тысячи произведений искусства – картины, скульптура, графика, изделия декоративно-прикладного искусства.
Экспозиция Национальной художественной галереи отражает основные этапы развития искусства Казанского края и Татарстана, демонстрирует лучшие произведения за двухвековой период его исторического развития.
Составной частью Национальной галереи является персональная экспозиция народного художника СССР, академика Х.Якупова. В день торжественного открытия галереи в роли экскурсовода для почетных гостей выступил сам Харис Абдрахманович.
Первых гостей Национальной галереи встречает художник Харис Якупов. Фото Михаила Козловского
В декабре прошлого года знаменитый художник отметил свое 85-летие. За свою долгую творческую жизнь он создал более 300 работ, среди которых 20 крупных полотен и более 200 зарисовок. Значительные и самые ценные работы Харис Абдрахманович решил передать в дар столице Татарстана.
Персональная галерея художника представляет разные грани его творческого наследия. В экспозицию вошли 15 больших живописных работ, которые в разное время видели посетители крупнейших всесоюзных и международных выставок. Здесь также фронтовые зарисовки, сделанные Харисом Абдрахмановичем на войне.
В отдельной экспозиции Национальной галереи представлено искусство Казанской губернии XIX – начала XX века, особое внимание уделено творчеству художников, связанных с Казанской художественной школой (1895-1917).
В залах галереи отражены все этапы становления национального изобразительного искусства в ХХ веке. В произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства ярко проявляются особенности исторического и культурного развития края. Изобразительное искусство республики получило развитие на основе художественных традиций, в которых сложно взаимодействует восточная и западная культура. Казань многие столетия была центром культуры для огромного ареала Волги, Урала, Сибири.
Истоки татарского изобразительного искусства уходят своими корнями в глубокую древность – в традиции Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, которые базировались на исламе. Его главной составляющей вплоть до начала ХХ века были декоративно-прикладное искусство – вышивка, ткачество, кожаная мозаика, ювелирное искусство, каллиграфия, резьба по камню и дереву.
Появление собственно изобразительного искусства в нашем крае относится ко времени присоединение казанских земель к русскому государству в середине XVI века и первоначально связано с традициями православия. С XVIII века оно развивается параллельно с искусством Российской империи. В конце XVIII – первой половине XIX века в Казани работали в основном приезжие мастера, благодаря которым здесь возникла портретная и пейзажная живопись. Первыми преподавателями открывшейся в 1895 году Казанской художественной школы стали выпускники Академии художеств – Н.Белькович, И.Денисов, Г.Медведев, Х.Скорняков.
Школа сыграла исключительно важную роль в становлении художественного образования всего Поволжья и Урала. В историю мирового искусства вписано творчество Н.Фешина, ученика, затем преподавателя школы, академика живописи, мастера портрета и жанровой картины. Одновременно с Фешиным работали П.Беньков, П.Радимов, В.Тимофеев, тесно связанные с Казанской художественной школой. В скульптуре проявили свое дарование педагоги В.Богатырев и Г.Козлов.
Третья экспозиция Национальной галереи посвящена изображению Казани в искусстве русских и европейских мастеров ХVII-ХIХ веков. Она составлена на основе произведений графики, выполненных художниками – видописцами во время путешествий, из фондов Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Многие из рисунков использовались затем в качестве гравированных иллюстраций, которыми часто сопровождались популярные в старые времена издания «живописных путешествий». Именно эти гравюры и рисунки сохранили для нас достоверный образ Казани и ее обитателей.
На выставке представлены старинные гравированные карты и ведуты, панорамы и городские «проспекты», литографированные романтические ландшафты, карандашные, акварельные и живописные этюды. Среди них карты XVII – XIX веков с обозначением территории Татарстана и Казани, исполненные крупнейшими голландскими, немецкими и отечественными граверами, картографами и издателями, вошедшие во всемирно известные атласы, такие, как: «Атлас» Герарда Меркатора (1607), «Российский Атлас» Александра Вильбрехта (1800) и другие.
Зрители смогут увидеть первые гравированные виды, сохранившие черты древней Казани, которыми иллюстрировали свои сочинения знаменитые голландские и немецкие путешественники XVII века: Адам Олеарий, Николас Витсен, Корнелис де Бройн.
В экспозиции демонстрируются также получившие известность панорамные гравированные виды Казани XVIII века, а также оригинальные рисунки, по которым они были сделаны: А.И.Свечина и ведущего мастера русской видописи XVIII века М.И.Махаева.
Экспозиция включает не только видовые, но и жанровые и костюмно-типажные изображения европейских и российских художников XVIII – XIX веков, и в том числе ведущего мастера этого жанра Е.М. Корнеева, участника кругосветных путешествий и экспедиций по России, автора первой большой отечественной серии о народах России (1808 – 1813), где целый раздел посвящен «татарским народам».
На выставке можно увидеть литографии, рисунки и акварели не только казанских художников I половины XIX века В.С.Турина, Э.Турнерелли, А.Н.Раковича, И.М.Белоногова, А.В.Ильина, но также картину и графику известнейших мастеров русского искусства, академиков живописи: А.Е.Мартынова, братьев Г.Г и Н.Г. Чернецовых, М.Г.Худякова, К.Ф.Гуна, А.П.Боголюбова.
Подборку материалов о реконструкции бывшего юнкерского училища и открытии Национальной галереи подготовили Регина Айбятова, Эльвира Гилемханова, Ирина Верясова, Светлана Горохова и Любовь Агеева