Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Октябрь 2024 > >>
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
  • 1897 – На улице Большой Проломной (ныне ул. Баумана) появились первые уличные электрические фонари

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Национальная художественная галерея «Хазинэ»

23 августа 2005 года в Казанском Кремле, в здании бывшего юнкерского училища, открылась Национальная художественная галерея. 

Выставочные площади Национальной художественной галереи «Хазинэ» («Сокровищница» насчитывают около двух с половиной тысяч квадратных метров. Одновременно здесь могут экспонироваться полторы тысячи произведений искусства – картины, скульптура, графика, изделия декоративно-прикладного искусства.

Экспозиция Национальной художественной галереи отражает основные этапы развития искусства Казанского края и Татарстана, демонстрирует лучшие произведения за двухвековой период его исторического развития.

Составной частью Национальной галереи является персональная экспозиция народного художника СССР, академика Х.Якупова. В день торжественного открытия галереи в роли экскурсовода для почетных гостей выступил сам Харис Абдрахманович.

Первых гостей Национальной галереи встречает художник Харис Якупов. Фото Михаила Козловского

В декабре прошлого года знаменитый художник отметил свое 85-летие. За свою долгую творческую жизнь он создал более 300 работ, среди которых 20 крупных полотен и более 200 зарисовок. Значительные и самые ценные работы Харис Абдрахманович решил передать в дар столице Татарстана.

Персональная галерея художника представляет разные грани его творческого наследия. В экспозицию вошли 15 больших живописных работ, которые в разное время видели посетители крупнейших всесоюзных и международных выставок. Здесь также фронтовые зарисовки, сделанные Харисом Абдрахмановичем на войне.

В отдельной экспозиции Национальной галереи представлено искусство Казанской губернии XIX – начала XX века, особое внимание уделено творчеству художников, связанных с Казанской художественной школой (1895-1917).

В залах галереи отражены все этапы становления национального изобразительного искусства в ХХ веке. В произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства ярко проявляются особенности исторического и культурного развития края. Изобразительное искусство республики получило развитие на основе художественных традиций, в которых сложно взаимодействует восточная и западная культура. Казань многие столетия была центром культуры для огромного ареала Волги, Урала, Сибири.

Истоки татарского изобразительного искусства уходят своими корнями в глубокую древность – в традиции Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, которые базировались на исламе. Его главной составляющей вплоть до начала ХХ века были декоративно-прикладное искусство – вышивка, ткачество, кожаная мозаика, ювелирное искусство, каллиграфия, резьба по камню и дереву.

Появление собственно изобразительного искусства в нашем крае относится ко времени присоединение казанских земель к русскому государству в середине XVI века и первоначально связано с традициями православия. С XVIII века оно развивается параллельно с искусством Российской империи. В конце XVIII – первой половине XIX века в Казани работали в основном приезжие мастера, благодаря которым здесь возникла портретная и пейзажная живопись. Первыми преподавателями открывшейся в 1895 году Казанской художественной школы стали выпускники Академии художеств – Н.Белькович, И.Денисов, Г.Медведев, Х.Скорняков.

Школа сыграла исключительно важную роль в становлении художественного образования всего Поволжья и Урала. В историю мирового искусства вписано творчество Н.Фешина, ученика, затем преподавателя школы, академика живописи, мастера портрета и жанровой картины. Одновременно с Фешиным работали П.Беньков, П.Радимов, В.Тимофеев, тесно связанные с Казанской художественной школой. В скульптуре проявили свое дарование педагоги В.Богатырев и Г.Козлов.

Третья экспозиция Национальной галереи посвящена изображению Казани в искусстве русских и европейских мастеров ХVII-ХIХ веков. Она составлена на основе произведений графики, выполненных художниками – видописцами во время путешествий, из фондов Музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Многие из рисунков использовались затем в качестве гравированных иллюстраций, которыми часто сопровождались популярные в старые времена издания «живописных путешествий». Именно эти гравюры и рисунки сохранили для нас достоверный образ Казани и ее обитателей.

На выставке представлены старинные гравированные карты и ведуты, панорамы и городские «проспекты», литографированные романтические ландшафты, карандашные, акварельные и живописные этюды. Среди них карты XVII – XIX веков с обозначением территории Татарстана и Казани, исполненные крупнейшими голландскими, немецкими и отечественными граверами, картографами и издателями, вошедшие во всемирно известные атласы, такие, как: «Атлас» Герарда Меркатора (1607), «Российский Атлас» Александра Вильбрехта (1800) и другие.

Зрители смогут увидеть первые гравированные виды, сохранившие черты древней Казани, которыми иллюстрировали свои сочинения знаменитые голландские и немецкие путешественники XVII века: Адам Олеарий, Николас Витсен, Корнелис де Бройн.

В экспозиции демонстрируются также получившие известность панорамные гравированные виды Казани XVIII века, а также оригинальные рисунки, по которым они были сделаны: А.И.Свечина и ведущего мастера русской видописи XVIII века М.И.Махаева.

Экспозиция включает не только видовые, но и жанровые и костюмно-типажные изображения европейских и российских художников XVIII – XIX веков, и в том числе ведущего мастера этого жанра Е.М. Корнеева, участника кругосветных путешествий и экспедиций по России, автора первой большой отечественной серии о народах России (1808 – 1813), где целый раздел посвящен «татарским народам».

На выставке можно увидеть литографии, рисунки и акварели не только казанских художников I половины XIX века В.С.Турина, Э.Турнерелли, А.Н.Раковича, И.М.Белоногова, А.В.Ильина, но также картину и графику известнейших мастеров русского искусства, академиков живописи: А.Е.Мартынова, братьев Г.Г и Н.Г. Чернецовых, М.Г.Худякова, К.Ф.Гуна, А.П.Боголюбова.

Подборку материалов о реконструкции бывшего юнкерского училища и открытии Национальной галереи подготовили Регина Айбятова, Эльвира Гилемханова, Ирина Верясова, Светлана Горохова и Любовь Агеева

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить