Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Кандаратские – Михаил Федорович и Валериан Сергеевич

На главной аллее Арского кладбища, недалеко от кладбищенской церкви, были захоронены два профессора медицины с одной и той же фамилией.

Михаил Федорович Кандаратский скончался в Казани в 1912 году, Валериан Сергеевич Кандаратский – в 1959 году. Их могилы оказались по соседству. Первый был хирургом, второй – акушером-гинекологом. Оба – выпускники медицинского факультета Императорского Казанского университета: Михаил Федорович получил диплом в 1881 году, Валериан Сергеевич – в 1910 (1912?) году.

Когда студентка КАИ Эльвира Камалова по моему заданию фотографировала исторические захоронения Арского кладбища, я обнаружила на снимках две могилы с одной фамилией, но в 2016 году нашла одно надгробие.

Нет данных, когда два захоронения оказались под одним надгробием. Долгое время не было известно, родственники они или просто однофамильцы. Поэтому в публикации 2016 года я рассказала сразу о двоих. Только прочитав недавно очерк Стеллы Владимировны Писаревой в журнале "Казань", №11, 2001 год, я узнала, что все-таки они были родственниками. Михаил Федорович был дядей Валериана Сергеевича.

Помню, в 2016 году я с трудом нашла захоронение, зная приблизительно, где оно находится, благодаря снимкам 2007 года. Захоронение в ограде заросло высокими кустами американского клена. Однажды  пришла на Арское кладбище с ножовкой, чтобы привести в порядок могилу мужа, и заодно срезала кусты вокруг надгробья. Тогда и увидела, что на памятной плите сразу две надписи. С одной стороны  - Валериан Сергеевич Кандаратский (22.VIII.1894 – 3.XI.1959), с другой стороны - Михаил Федорович Кандаратский (7.ХI–1854 – 20.X.1912). 

Когда двух профессоров уплотнили, узнать невозможно. В ходе разбирательства с администрацией кладбища выяснилось, что одна могила на двоих была уже в 2005 году. Это видно на буклете по Арскому некрополю, выпущенному в 2007  году, и по снимкам Камаловой. Памятник Викторина Сергеевича она  сфотографировала, когда шла по центральной аллее от церкви, а  памятник Михаила Федоровича - когда возвращалась назад. 

Если могила так успела зарасти, значит, шесть лет тут никого не было. А ведь оба Кандаратских для своего времени были персонами весьма известными.

Впрочем, нельзя сказать, что Кандаратских в Казани совсем забыли. На сайте кафедры  оперативной хирургии и топографической анатомии  Казанского государственного  медицинского университета - правопреемника медицинского факультета Казанского университета, есть рассказ об истории кафедры, которая начинается, кстати, с 1884 года. И среди других заведующих кафедрой называется Михаил Кандаратский, который руководил кафедрой с 1905 до 1913 года.

Валериану Сергеевичу повезло меньше – он не был заведующим кафедрой, а на сайте кафедры акушерства и гинекологии №1 Казанского государственного медицинского университета  вспоминают только о руководителях. Когда Валериан Сергеевич работал на кафедре, ею руководил его учитель – Викторин Сергеевич Груздев, находившийся в этой должности с 1900 по 1931 год. С 1922 по 1928 год Валериан Сергеевич был сверхштатным ординатором, как подающий надежды,  привлекался к научной работе.

Кстати, именно в это время была создана казанская школа акушеров-гинекологов, насчитывавшая около 50 учеников. И одним из ее учеников был, конечно, Кандаратский.

На сайте Лиги выпускников КГМУ опубликованы воспоминания Льва Александровича Козлова, профессора кафедры акушерства и гинекологии №1 Казанского государственного медицинского университета, доктора медицинских наук, об учителях. С большим уважением он пишет о Валериане Сергеевиче:

«Это был очень скромный, невысокого роста, полноватый и всегда доброжелательный человек. У него была интересная привычка во время разговора вставлять слова «знаете ли понимаете». Жил он недалеко, на улице Бутлерова, в деревянном доме, расположенном между глазной клиникой и финансовым институтом».

О Валериане Сергеевиче  Кандаратском  известно мало. Лишь несколько биографических подробностей. В «Биобиблиографическом словаре» выпускников Казанского университета (том 2) указано, что родом он из духовенства, родился 9 июля 1894 года в Казани. Окончил первое казанское реальное училище, в 1912 году поступил на медицинский факультет университета.  После получения диплома 6 лет служил врачом в действующей армии. Демобилизовавшись в возрасте 28 лет и работая в Казани врачом скорой помощи, мечтал стать акушером-гинекологом. И эту мечту осуществил, работая рядом с учителем. В 1943 году стал доцентом кафедры акушерства и гинекологии №1. Наверное, до этого работал в клинике.

За научную работу «Искусственное развитие желтого тела в яичнике кролика», первоначально опубликованную на немецком языке (ZentralblattfurGynakologie, 1936), а затем на русском (Тр. ТатНИИ теоретической и клинической медицины. Казань, 1937), ему была присуждена ученая степень кандидата медицинских наук. В 1956 году защитил докторскую диссертацию на тему «Состояние периферического отдела иннервационного аппарата матки при раковом поражении шейки последней».

К сожалению, это все, что удалось найти о Викторине Сергеевиче Кандаратском.

О его однофамильце известно гораздо больше. Родился Михаил Федорович Кандаратский  7 ноября (старый стиль) 1854 года в городе Свияжске в семье священника Богородице-Рождественского собора. Первоначальное образование получил в Чебоксарском духовном училище, учился в Казанской духовной семинарии, но ее не закончил. В 1876 году поступил на медицинский факультет Императорского Казанского университета, который закончил в 1881 году, получив звание лекаря и золотую медаль за сочинение «О действии бензокислоты на дыхание».

Был оставлен в Казанском университете при кафедре нормальной анатомии, позже перешел в хирургическую клинику, а летом 1885 года его командировали с научной целью за границу. В 1886-1888 годах он провел медицинское обследование марийского населения в 23 населенных пунктах. По его итогам появились доклад «Эндемическое распространение зоба и идиотизма среди луговых черемис Казанской губернии Чебоксарского и Царевококшайского уездов, в связи с фактами вымирания населения» (Санкт-Петербург, 1888 год) и книга «Признаки вымирания луговых черемис Казанской губернии (Казань,1889 год). Кстати, Михаила Федоровича в Чувашии не забыли, о нем есть статья  на сайте «Марийская история в лицах».  

В 1888 году Михаил Федорович, будучи удостоенным Санкт-Петербургской военно-медицинской академией степени доктора медицины, получил назначение в Казанский университет на должность прозектора при кафедре оперативной хирургии и приват-доцента.

Одновременно исполнял обязанности ординатора Александровской городской больницы, читал лекции студентам медфака, фармацевтических и акушерских курсов, братьям и сестрами милосердия Общества Красного Креста, а также публичные лекции по анатомии.

В период русско-японской войны с марта 1904 года Кандаратский заведовал санитарным отрядом, созданным Казанским университетом, который работал на Дальнем Востоке.  Отряд работал то в Харбине в  тылу военных действий, то на фронте, под Мукденом. Огромной заслугой Кандаратского было формирование санитарного поезда, который курсировал между   Мукденом и Харбином. За усердную службу он был награжден орденом св. Анны 2 степени и медалью Красного Креста.

К осени 1905 года отряд Казанского университета вернулся в Казань.  Вскоре состоялось его назначение экстра-ординарным профессором по кафедре оперативной хирургии с топографической анатомией, в 1910 году он был избран ординарным профессором по той же кафедре.

В 1907-1908 годах он был секретарем медицинского факультета. Наряду с научно-педагогической деятельностью в Казанском университете, с 1892 года в течение 13 лет был ординаторам, заведующим хирургическим отделением Александровской городской больницы Казани. Был почетным попечителем по медицинской части Шамовской больницы. Профессор был активным общественным деятелем, избирался гласным Казанской городской думы четырех созывов.

Известно, что с 8 до 10 часов утра Михаил Федорович  вел прием пациентов дома, в небольшом собственном деревянном особнячке на улице Большой Красной, в котором семья Кандаратских жила в 1895-1912 годы. По данным известного казанского любителя истории Рустема Ахунова (rustem_akhunov), в документах Казанской Городской Управы за 1912 год  владелицей деревянного дома значилась Кондратская (в фамилии две ошибки) Калерия Дмитриевна,  жена профессора, к тому времени действительного статского советника. 

Заметим: их праправнук, профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Алексей Дмитриевич Кривоносов, уже не увидел этого дома. В годы борьбы с трущобами его сначала подожгли, а потом сломали. Но могилу мужа Калерии Дмитриевны на Арском кладбище Алексей Дмитриевич посетил.

Подробнее - Казанские корни известного пиармена

Он с большим сожалением узнал от нас о том, что первоначальное захоронение его дальнего казанского родственника исчезло. В очерке С. Писаревой сообщается, что это была железная часовенка с каменной плитой на могиле с раскрытым Евангелием, на котором золотыми буквами, кроме имени и дат рождения и смерти, было написано: «Больше этой любви никто не имеет, как положить душу свою за друзей своих». У могилы были две мраморные вазы с искусственными цветами.

Скорее всего в 1917 году металлический склеп скинули, не стало и ваз. Небольшую часть плиты с надписью теперь можно видеть как часть ограды захоронения с его тыла.

«Он был не только известным казанским врачом, но и яркой личностью. Он много занимался тем, что сейчас называют фандрайзингом – собирал деньги благотворителей на строительство различных учреждений. Он был настоящим русским интеллигентом», – так Алексей Дмитриевич Кривоносов отозвался о своем родственнике.

Интересно порой пересекаются судьбы знаменитых людей. М.Ф. Кандаратский находился в родстве с Иваном Семеновичем Кривоносовым, председателем Императорского музыкального общества в Казани, по профессии – врачом-окулистом, полным тезкой своего деда – купца Кривоносова, известного казанского благотворителя.

Сын профессора Кандаратского  Владимир  был женат на дочери известного врача и ученого Владимира Михайловича Бехтерева – Екатерине.

Михаил Федорович Кандаратский – автор трудов по топографической анатомии. Написал несколько статей по историческому краеведению Казани. В 1912 году вышло издание под его авторством: «Сказания князя Курбского в изложении проф. Кандратского».

 В 1907 году он создал музей военно-полевой хирургии, в основу коллекции которого легли пули, осколки снарядов, образцы огнестрельного и холодного оружия, собранные Михаилом Федоровичем на полях сражений. В годы революции и Гражданской войны экспонаты были частично конфискованы, частично – утеряны.

Скончался Михаил Федорович в 9 часов утра 2 ноября (20 октября) 1912 года после продолжительной болезни от туберкулеза легких. Газеты «Казанский Телеграф» и «Камско-Волжская Речь»  5 ноября напечатали сообщение следующего содержания:

«Вчера в Казани состоялись похороны профессора Казанского университета Михаила Федоровича Кандаратского. Университетская церковь не могла вместить всех прибывших отдать последний долг незабвенному врачу-человеку. Много было студентов, особенно медиков, много профессоров во главе с ректором Г.Ф. Дормидонтовым. Вестибюль и коридоры университета были наполнены студентами, знакомыми и пациентами покойного, со слезами на глазах молящимися за упокой души сердечного врача. На отпевании, среди большого числа почетных граждан г. Казани, присутствовал городской голова С.А. Бекетов. В церкви член Государственной Думы, отец протоиерей А.В. Смирнов, совершивший заупокойную литургию и отпевание, сказал о покойном глубоко прочувствованное слово. После отпевания гроб был вынесен студентами из церкви и печальная процессия двинулась мимо Старой клиники на Николаевскую площадь и, пройдя Дворянское собрание, направилась по Большой Красной улице к дому покойного, где была отслужена лития. Всю дорогу до Арского кладбища гроб несли студенты-медики».

Удивительно, но в «Биобиблиографическом словаре» выпускников Казанского университета Михаила Федоровича Кандаратского нет. Теперь нет на Арском кладбище и его могилы. Но есть хотя бы табличка на чужом захоронении…

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить