Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Георгий Сергеевич Жирицкий, ученый-конструктор
- 02 июня 2017 года
Фамилию Г. Жирицкого можно увидеть на одной из мемориальных досок на фасадной стене первого здания Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева, где Георгий Сергеевич работал с осени 1940 года.
Это один из выдающихся ученых в области теплотехники,советский механик и инженер-конструктор, специалист в области теплотехники и турбостроения; один из пионеров отечественного авиационного и ракетного жидкостного двигателестроения, который вошел в истории не только КАИ, но и Киевского политехнического, Московского авиационного институтов и других вузов страны.
Похоронен ученый в Казани, на Центральной аллее Арского кладбища, с правой стороны, недалеко от воинских захоронений. Он умер 4 июня 1966 года.
Георгий Сергеевич Жирицкий родился 26 сентября (8 октября) 1893 года в городе Крапивна (ныне – село Щёкинского района Тульской области), в семье лесничего С. Н. Жирицкого. Родители его вскоре разошлись; Георгия воспитывала мать, работавшая счетоводом в Киевской казённой палате, а затем – в Киевской городской управе. Уже с 14 лет Георгий самостоятельно зарабатывал, давая уроки.
Преподавал в Киевском политехническом институте, Московском высшем техническом училище, Московском энергетическом институте, Казанском авиационном институте; работал в КБ-2 при ОКБ-16 и ОКБ-РД в должности заместителя главного конструктора В.П. Глушко.
В 1937 году был необоснованно арестован, после чего сидел в ростовской тюрьме, а в 1939-1944 годах занимался конструкторскими разработками в «шарашках». В августе 1944 года освобождён.
Автор первого в СССР учебника по паровым турбинам, монографий и учебников по паровым машинам, газовым турбинам, реактивным двигателям летательных аппаратов. Один из основоположников фундаментального инженерного образования в области теплоэнергетики и теплотехники.
В 1939 году Жирицикй, который отбывал наказание с 1937 года, был переведён в Москву, для работы в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (так называемой шарашке) при Тушинском авиамоторостроительном заводе №82 НКАП, которая под руководством А Д. Чаромского занималась конструированием авиационных двигателей. С осени 1940 года группа работала на Казанском авиационном моторостроительном заводе №16. Она занималась разработкой вспомогательных самолётных установок ЖРД с насосной подачей топлива. Г. Жирицкий приехал в Казань для участия в работе группы осенью 1941 года.
С осени 1941 года казанская спецтюрьма получила официальное название «ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР при заводе №16 НКАП» (ОКБ-16). Формально это особое КБ тюремного типа было утверждено приказом Наркомата авиационной промышленности СССР только в январе 1942 года.
В 1947 году Жирицкий создал в КАИ кафедру турбомашин (с 2006 года – кафедра газотурбинных, паротурбинных установок и двигателей, ГПТУиД), которую возглавлял в течение 18 лет – до 1965 года. Кафедра специализировалась на лопаточных машинах, и прежде всего – на турбомашинах авиационно-ракетных двигателей.
Стараниями Жирицкого кафедра уже через год после основания обрела своё лицо и начала нормальный учебный процесс: развернулась научно-исследовательская работа, в основном сконцентрированная на исследовании систем охлаждения рабочих лопаток авиационных газовых турбин, было организовано курсовое проектирование по дисциплинам кафедры. Жирицкий исходил из того, что именно в организации и постановке проектирования закладываются основы высокого качества подготовки инженера по двигателям летательных аппаратов, и не уставал повторять:
«Без серьёзного, с высокой требовательностью, проектирования не может быть авиационного инженера».
В 1957 году при кафедре турбомашин КАИ появилась проблемная лаборатория, что открыло новые возможности для интенсификации научных исследований и совершенствования учебного процесса.
Фрагмент экспозиции музея истории КАИ
В 1965 году он Жирицкий тяжело заболел: в результате инсульта у него была потеряна речь и парализована правая рука. Однако ученый научился писать левой рукой и незадолго до смерти практически закончил работу над рукописью своей последней книги. Скончался Георгий Сергеевич Жирицкий в Казани 4 июня 1966 года.
В 1983 году, к 90-летию со дня рождения Г.С. Жирицкого, Совет Министров Татарской АССР принял постановление о размещении на главном здании КАИ мемориальной доски в честь выдающегося учёного.
Захоронение Георгия Сергеевича Жирицкого находится на главной аллее. Если идти от входа на Абжалилова, то с левой стороны. На могиле темный гранитный памятник.
Подробнее о Г.С. Жирицком -Конструктор из «шарашки» Георгий Жирицкий