Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Декабрь 2024 > >>
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
  • 1918Совет Казанского университета с 1 января 1919 отчислил 96 профессоров и преподавателей, ушедших в сентябре с Белой Армией и не возвратившихся из отпуска

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Георгий Сергеевич Жирицкий, ученый-конструктор

Фамилию Г. Жирицкого можно увидеть на одной из мемориальных досок на фасадной стене первого здания Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева, где Георгий Сергеевич работал с осени 1940 года.

Это один из выдающихся ученых в области теплотехники,советский механик и инженер-конструктор, специалист в области теплотехники и турбостроения; один из пионеров отечественного авиационного и ракетного жидкостного двигателестроения, который вошел в истории не только КАИ, но и Киевского политехнического, Московского авиационного институтов и других вузов страны.  

Похоронен ученый в Казани, на Центральной аллее Арского кладбища, с правой стороны, недалеко от воинских захоронений. Он умер 4 июня 1966 года.

Георгий Сергеевич Жирицкий родился 26 сентября (8 октября) 1893 года в городе Крапивна (ныне – село Щёкинского района Тульской области), в семье лесничего С. Н. Жирицкого. Родители его вскоре разошлись; Георгия воспитывала мать, работавшая счетоводом в Киевской казённой палате, а затем – в Киевской городской управе. Уже с 14 лет Георгий самостоятельно зарабатывал, давая уроки.

Преподавал в Киевском политехническом институте, Московском высшем техническом училище, Московском энергетическом институте, Казанском авиационном институте; работал в КБ-2 при ОКБ-16 и ОКБ-РД в должности заместителя главного конструктора В.П. Глушко.

В 1937 году был необоснованно арестован, после чего сидел в ростовской тюрьме, а в 1939-1944 годах занимался конструкторскими разработками в «шарашках». В августе 1944 года освобождён.

Автор первого в СССР учебника по паровым турбинам, монографий и учебников по паровым машинам, газовым турбинам, реактивным двигателям летательных аппаратов. Один из основоположников фундаментального инженерного образования в области теплоэнергетики и теплотехники.

В 1939 году Жирицикй, который отбывал наказание с 1937 года, был переведён в Москву, для работы в конструкторской группе 4-го Спецотдела НКВД (так называемой шарашке) при Тушинском авиамоторостроительном заводе №82 НКАП, которая под руководством А Д. Чаромского занималась конструированием авиационных двигателей. С осени 1940 года группа работала на Казанском авиационном моторостроительном  заводе №16. Она занималась разработкой вспомогательных самолётных установок ЖРД с насосной подачей топлива. Г. Жирицкий приехал в Казань для участия в работе группы осенью 1941 года.

С осени 1941 года казанская спецтюрьма получила официальное название «ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР при заводе №16 НКАП» (ОКБ-16). Формально это особое КБ тюремного типа было утверждено приказом Наркомата авиационной промышленности СССР только в январе 1942 года.

В 1947 году Жирицкий создал в КАИ кафедру  турбомашин (с 2006 года – кафедра газотурбинных, паротурбинных установок и двигателей, ГПТУиД), которую возглавлял в течение 18 лет – до 1965 года. Кафедра специализировалась на лопаточных машинах, и прежде всего – на турбомашинах авиационно-ракетных двигателей.

Стараниями Жирицкого кафедра уже через год после основания обрела своё лицо и начала нормальный учебный процесс: развернулась научно-исследовательская работа, в основном сконцентрированная на исследовании систем охлаждения рабочих лопаток авиационных газовых турбин, было организовано курсовое проектирование по дисциплинам кафедры. Жирицкий исходил из того, что именно в организации и постановке проектирования закладываются основы высокого качества подготовки инженера по двигателям летательных аппаратов, и не уставал повторять:

«Без серьёзного, с высокой требовательностью, проектирования не может быть авиационного инженера».

 В 1957 году при кафедре турбомашин КАИ появилась проблемная лаборатория, что открыло новые возможности для интенсификации научных исследований и совершенствования учебного процесса.

Фрагмент экспозиции музея истории КАИ

В 1965 году он Жирицкий тяжело заболел: в результате инсульта у него была потеряна речь и парализована правая рука. Однако ученый научился писать левой рукой и незадолго до смерти практически закончил работу над рукописью своей последней книги. Скончался Георгий Сергеевич Жирицкий в Казани 4 июня 1966 года. 

В 1983 году, к 90-летию со дня рождения Г.С. Жирицкого, Совет Министров Татарской АССР принял постановление о размещении на главном здании КАИ мемориальной доски в честь выдающегося учёного.

Захоронение Георгия Сергеевича Жирицкого находится на главной аллее. Если идти от входа на Абжалилова, то с левой стороны. На могиле темный гранитный памятник.

Подробнее о Г.С. Жирицком -Конструктор из «шарашки» Георгий Жирицкий

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить