Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Декабрь | 2024 | > | >> | ||
1 | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | |
30 | 31 |
-
1900 – Родился Салих Замалетдинович Сайдашев, композитор и дирижер, один из основателей татарской профессиональной музыки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Улетевшие навсегда
- 18 декабря 2017 года
О результатах своих многолетних исследований Ильдар Валеев сначала рассказал в СМИ, а в 2015 году издал книгу об истории казанской авиации. Его обращение в редакцию сетевого издания «БИЗНЕС Online» в 2013 году было связано не столько с желанием поделиться тем, что сделано, сколько со стремлением защитить могилы летчиков на Арском кладбище.
Еще в 2013 году Ильдар Анварович зафиксировал исчезновение трех захоронений экипажа Людвига Немета, погибшего 13 ноября 1941 года при испытании новых двигателей дальнего бомбардировщика ТБ-7.
Таким было захоронение в 1942 году, через год после катастрофы
Так выглядит захоронение в настоящее время
Вандалы оторвали от нескольких надгробных памятников металлические стилизованные самолетики.
Так выглядел памятник заслуженному летчику-испытателю СССР, Герою Советского Союза Борису Машковцеву и штурману-испытателю Владимиру Мешерякову летом 1996 года
Сегодня памятник без самолетика
Кто-то выдрал из земли и унес сделанные из нержавейки памятники экипажу Казанского вертолетного завода: пилоту Владимиру Стародубцеву и борт-инженеру Александру Куроптеву, погибшему в 1954 году при испытаниях первого серийного вертолета Ми-4, памятник испытателю казанского ОКБ «Сокол» Юрию Быкову, который погиб в 1968 году в Улан-Удэ, испытывая вертолет Ка-26.
Новые надгробия пилота Владимира Стародубцева и борт-инженера Александра Куроптева
Процесс варварства удалось приостановить, хотя многие утраты восполнить уже нельзя. Не удалось сохранить памятную табличку, изготовленную по его просьбе в КАПО, на памятнике летчика-испытателя Людвига Немета с фамилиями других членов экипажа. Чтобы не дразнить коллекционеров макетов самолетов на нескольких памятниках восстанавливать не стали.
Пока не получается установить памятную табличку на памятнике авиаконструктора Владимира Петлякова с именами трех членов экипажа, погибших вместе с ним 12 января 1942 года на самолете Пе-2 №14/11. В книге их фамилии называются впервые: летчик – старший лейтенант Ф.А. Овечкин, штурман М.И. Гундоров, радист В.Д. Скребнев. По сведениям Ильдара Валеева, экипаж был похоронен на Центральной аллее Арского кладбища вместе с авиаконструктором.
В 2015 году, к 70-летию Великой Победы, Ильдар Валеев выпустил книгу, которая из-за маленького тиража (500 экземпляров) сразу стала раритетом. «Державшим на плечах небо посвящается» – под этим заголовком – обращение к читателям заслуженного летчика-испытателя России Александра Васильевича Махалина. Его называют историком отечественной авиации. Александр Васильевич умер 5 марта 2017 года на 72-м году от тяжелой болезни, значит – книгу увидел. Погребен в родовом захоронении Махалиных на Преображенском кладбище Москвы.
В книге 5 глав: «Летчики-испытатели МАП» (Министерство авиационной промышленности), «Штурманы-испытатели МАП», «Летчики-испытатели Военного представительства МО СССР и РФ», «Летчики-перегонщики», «Аварии и катастрофы» (июль 1941 – апрель 1986). Это, по сути, – справочник с необходимой биографической информацией и снимком по большинству персон. Фотографии давали родственники, по качеству легко можно определить снимки из личных дел.
Как оказалось, ни по профессии и виду деятельности, ни по родству он не имеет никакого отношения к авиации. В 80-х годах он был членом клуба любителей истории авиации, который работал в Молодежном центре. Много читал об авиации и летчиках. Прежде всего, изучил материалы Казанского авиационного объединения имени С.П. Горбунова в заводском музее. Потом стал работать в архивах, чтобы больше узнать о тех, с чьей судьбой столкнулся. В книге использованы документы и фотоматериалы из Национального архива РТ, архивных фондов музея КНИТУ-КАИ, ФСБ по РТ, архивов А.А. Симонова (г.Жуковский), музея школы №7 г.Арска и, конечно, интернет-источников. Автор общался с летчиками, чья жизнь сложилась успешно, с родственниками погибших авиаторов, теперь переписывается уже с внуками. Много ценной информации он узнал от Геннадия Яковлевича Фомина, в прошлом ведущего инженера по Ту-4, начальника летно-испытательной станции и заместителя главного инженера КАПО, ветерана Великой Отечественной войны, штурмана-испытателя КАПО имени С.П. Горбунова Григория Григорьевича Балакина и бывшего шеф-пилота КАПО Михаила Лаврентьевича Ковбасенко.
Рамки исследования постепенно расширялись. Предметом изучения стала судьба летчиков-испытателей и штурманов авиационного завода на трех этапах его развития. Разные названия предприятия вынесены на обложку его книги, вышедшей из печати в 2015 году: Завод №124, Завод №22, КАПО имени Горбунова. Он не мог не заинтересоваться летчиками-перегонщиками. И само собой так получилось, что ему стали известны обстоятельства многих аварий и авиационных катастроф.
Большая часть героев Ильдара Валеева уже завершили свою земную жизнь. Они нашли вечный покой на казанских кладбищах, более всего – на Арском, где у южного входа есть специальный «уголок летчиков». Здесь захоронено несколько экипажей, о чем рассказано в отдельной публикации, а также пилоты и штурманы. Назовем несколько фамилий: заслуженный штурман-испытатель СССР Дмитрий Караблинов, летчики-испытатели 1-го класса Михаил Громов и Николай Модестов.
Заслуженный штурман-испытатель СССР Дмитрий Караблинов
Кто-то погиб при исполнении служебного долга, у кого-то лётная судьба оказалась более счастливой, как у Героя Советского Союза Александра Васильченко, заслуженного летчика-испытателя СССР Амира Каримова.
Герой Советского Союза Александр Васильченко
Много авиаторов захоронены на Сухорецком кладбище (заслуженный штурман-испытатель СССР Александр Семенов, заслуженный штурман-испытатель России Владимир Подрезенко, летчик-испытатель 1-го класса Борис Говоров, штурман-испытатель 2-го класса Григорий Балакин, штурман-испытатель 1-го класса Александр Воскресенский), Архангельском (заслуженный летчик-испытатель СССР Алексей Гордеев, летчики-испытатели 1-го класса Тихон Рябченко и Петр Яковлев), Самосыровском (заслуженный летчик-испытатель СССР Герман Богушевский), Татарском (заслуженный штурман-испытатель СССР Насыр Шамилов) кладбищах Казани, а также на кладбищах Москвы.
Отдельно в книге выделены летчики-испытатели, удостоенные высших наград: Российской империи – Михаил Гаранин, Борис Иванов, СССР – Николай Аржанов, Александр Васильченко, Борис Машковцев. В списке Героев Советского Союза, работавших в Казани – Степан Гайдаренко, Виктор Истомин, Михаил Симонов, а также знаменитые летчики Михаил Водопьянов и Георгий Байдуков.
Памятник Герою Советского Союза, полярному летчику Михаилу Водопьянову. Он умер 11 августа 1980 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве
В списке авиаторов Ильдара Валеева много авиаторов последнего поколения, как Николай Капелькин, летчик-испытатель 1-го класса, который живет в Жуковском, москвич заслуженный летчик-испытатель России Сергей Завалкин, казанцы: заслуженный штурман-испытатель России Георгий Цыкун, летчик-испытатель 1-го класса Алексей Рябов, летчик-испытатель 2-го класса Возих Гаптрахманов, штурман-испытатель 2-го класса Владимир Холкин. Кстати, среди «молодых» есть как работающие, так и пенсионеры. Не можем не назвать ветерана авиации, это полковник Михаил Сидоров, штурман-испытатель 1-го класса 1921 года рождения, участник Великой Отечественной войны, испытывал самолеты Пе-2, Ту-6, Ил-28, Ту-16, Ту-104, Ту-22, Ту-104, Ту-22. На пенсии с 1964 года.
Совсем не известная тема – казанские летчики-перегонщики. Оказывается, в июле 1941 года в Казани на аэродроме авиазавода №124 была расквартирована 1-я Отдельная перегоночная авиа-эскадрилья ВВС Красной Армии, экипажи которой занимались перегонами пикирующих бомбардировщиков Пе-2 с заводского аэродрома на фронтовые и тыловые аэродромы и в летные училища. Попутно перегоняли Пе-2 с авиазавода №39 в Иркутске. В 1944 году эскадрилью доукомплектовали до полка, и он стал называться 221-Первый перегонный авиаполк. Перегонами полк занимался до 1946 года, потом был расформирован. Бессменным командиром был Константин Ефремович Солдаткин. Ильдар Валеев приводит списочный состав полка, отмечая, кто погиб.
Большой интерес представляет глава «Катастрофы», которая иллюстрирована снимками и документами. Сведения для нее найти было не так-то просто. Как отмечает в предисловии В. Михалин, лишь с недавних времен начали приоткрываться документы с грифом «Секретно». В последнее время появилась еще одна трудность – нужны дополнительные усилия, чтобы не попасть под ограничения закона о персональных данных. Порой трудно разговорить авиаторов в личной беседе, особенно если были в их жизни аварии и катастрофы.
Книга Ильдара Валеева начинается с аварии 24 июля 1941 года. Она случилась на аэродроме завода №124. К счастью, два пилота не пострадали, но самолет пришлось списать. Раздел завершается аварией в апреле 1986 года, где тоже никто не погиб. А между ними 20 катастроф, в которых живых оставалось немного. Например, 21 марта 1942 года погиб весь экипаж бомбардировщика ТБ-7, с командиром А.Х. Ковалевым 8 человек. Они похоронены в братской могиле на Окольном кладбище Казани. Шестнадцать человек погибло в катастрофе 11 февраля 1944 года – летчики, штурманы, механики. В этот день на участке Арск – Казань – деревня Нижний Услон – деревня Имбюрти (Чувашия) в течение час разбилось 13 самолетов. Пилоты, не имеющие опыта, не смогли правильно сориентироваться при плохой погоде. Погибших захоронили на старорусском православном кладбище Арска, в деревнях Чепчуги и Имбюрти, в Нижнем Услоне.
В катастрофе самолета Пе-2 4 января 1943 года погибла Герой Советского Союза Марина Раскова. Она погибла при исполнении служебных обязанностей – вылетев на фронт из Казани к месту дислокации во главе новой эскадрильи, самолёт Расковой в сложных метеоусловиях потерпел аварию, и весь экипаж погиб. Похоронена М. Раскова в Москве на Красной площади, у Кремлёвской стены.
Летчица-штурман, майор, Герой Советского Союза Марина Раскова
В книге есть специальный фотоблок, который автор назвал «В небесах мы летали одних…» Здесь собраны старые фото из семейных альбомов, есть и современные снимки, в основном коллективные.
Заметим, что в книге довольно много вопросов. Более всего в датах смерти. Авиаторы увольняются, уезжают в другие города – и связь с ними теряется. Заметно, что автор вносил уточнения уже в отпечатанную книгу.
Несколько слов о выходных данных. Издание выпущено при содействии ЗАО «ТЦ КАПО», которым руководит Возих Гаптрахманов, подготовлено к печати в издательстве «Мастер-гриф», отпечатано в ООО «Главдизайн». Список людей, которых автор благодарит за помощь, внушителен. Огромная благодарность – Андрею Анатольевичу Симонову, Оксане Петровне Василюк и Алие Ильдаровне Валеевой. Отдельная благодарность – Владимиру Ивановичу Холкину и Николаю Николаевичу Капелькину.
При всей специфичности издания, книга будет интересна многим. Как отметил А.В. Махалин, это «концентрированная история лётной жизни легендарного авиационного предприятия и летчиков-испытателей – как широко известных, так и полузабытых.