Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Январь 2025 > >>
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
  • 1938 –   Была введена в эксплуатацию ТЭЦ-2. Строительство началось в 1932 несколько севернее Казани. Первая очередь строительства была завершена в 1937, а через год были введены в эксплуатацию первые турбогенератор и котел

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Наследство Ахмета Хусаинова: полмиллиона на национальное образование

Ахмет (Ахмед) Галиевич (Галеевич) Хусаинов родился в 1837 году в Сеитовском Посаде (Татарской Каргале) под Оренбургом. Дальние предки будущего купца приехали сюда в середине XXIII века из деревни Кибяк-Козино Казанской губернии и на протяжении нескольких поколений с успехом занимались коммерцией.

Однако его отец, Гали Хусаинов, не был столь удачлив в делах – он умер в крайней нищете, оставив многодетную семью без средств к существованию. В двенадцать лет Ахмет стал главным кормильцем в доме. Он брался за любую работу, трудился не покладая рук и в конце концов сумел скопить 5 рублей. Именно с этой суммой старательный юноша начал собственное предприятие по торговле мелочным товаром и сырьем в Оренбурге, к которому позднее привлек своих братьев Махмуда (1839-1910) и Гани (1839-1902).

Вместе они создали фирму «Ахмет Хусаинов с братьями», которая осуществляла торгово-посреднические операции между европейской Россией и Средней Азией. Братья так распределили между собой основные направления деятельности: Габделгани контролировал туркестанские рынки сбыта, Махмуд распоряжался делами фирмы в Оренбуржье, Ахмет сбывал скот, сырье, верблюжью и овечью шерсть, приобретенную по самым низким ценам в Туркестане, на крупнейших ярмарках Н. Новгорода, Москвы, Казани и других городов. Здесь же он закупал по оптовым ценам промышленные товары и направлял их братьям для продажи или обмена на продукты животноводства и сырье для текстильного производства. Играя на существенной разнице цен на те или иные товары в разных регионах, предприниматели получали тройную и больше прибыль.

К 1873 году Хусаиновы, заработав капитал в 80 000 рублей, перебрались из Сеитовского посада в Оренбург. Еще через пять лет они довели свое состояние до 300 000 рублей. В этот период удачливые коммерсанты открыли ряд магазинов и торговых складов в губернском центре. Постепенно им удалось значительно расширить экономическую географию фирмы, выйдя на европейские рынки и заключая сделки с торговцами Берлина и Лондона.

В 1886 году Хусаиновы были перечислены из сеитовских мещан в оренбургское I гильдии купечество. За несколько десятилетий совместной деятельности братья, создав преуспевающую фирму с филиалами во многих крупных торговых центрах России, а также за рубежом, заработали почти четыре миллиона рублей. В 1896 году при разделе имущества каждому из них досталось по 1 миллиону 38 тысяч рублей.

В 1896 году, разделив с братьями заработанное совместным трудом богатство, Ахмет-бай Хусаинов переехал в Казань, где заявил о своих капиталах по I гильдии и поселился в великолепном особняке на Набережной Кабана (ул. Марджани, 42).

Наибольшую известность в татарском мире России Хусаиновы приобрели не столько благодаря богатству, сколько щедрой и целенаправленной благотворительности. Будучи глубоко верующими мусульманами, они особое внимание уделяли поддержке конфессиональных институтов татарского общества – мечети и медресе. В то же время оренбургские купцы, как и многие другие представители прогрессистской буржуазии, ясно осознавали насущную необходимость коренных реформ во всех сферах национальной жизни, и в первую очередь в системе народного образования. В них они видели не только строгую гарантию от миссионерских посягательств государства, но и уникальную для мусульман России возможность скорейшего приобщения к достижениям мировой цивилизации без потери национальной и религиозной самобытности.

Ахмет Хусаинову были присущи черты, характерные для коммерсантов и промышленников, ворвавшихся в деловой мир после отмены крепостного права. Вчерашние крестьяне, «отставные солдаты», они благодаря неимоверному трудолюбию, личным талантам и упорству добивались невероятных результатов, создавая буквально с нуля процветающие предприятия общероссийского масштаба.

Ахмет Хусаинов, проведший молодость за тяжелым трудом мелкого торговца, промышлявшего продажей саманных кирпичей, шкурок сусликов, за что навсегда получил прозвище Суслик, хорошо знал цену трудовым деньгам. Поэтому его, уже преуспевающего купца, владевшего значительной недвижимостью в различных городах империи, отличала удивительная бережливость и скромность. Он одевался как простой крестьянин, ездил в вагонах четвертого класса или на дешевых пароходах, при этом никогда не пользовался ресторанами, возя с собой нехитрую снедь в обычном холщовом мешке. Миллионер экономил даже на почтовых марках, отправляя корреспонденцию с нарочными.

Известная исследовательница оренбургского купечества М.Рахимкулова писала по этому поводу:

«По рассказам современников, Ахмед-бай в торговых делах был чрезвычайно неуступчив, в платежах честен, старался выгадать хотя бы копейку; для своих столовых и харчевен. И когда приглашаемые замечали, что от их посещения Ахмед-бай получит лишь копейку прибыли, он говорил, что самая надежная прибыль приходит по копейке».

Дом Ахмета Хусаинова в Казани: улица Шигабутдина Марджани, №42

Однако наибольшую известность в татарском мире России Хусаинов приобрел не столько благодаря богатству, сколько щедрой и целенаправленной благотворительности. Купец, так и не освоивший в стенах кадимистского мектебе элементарных навыков чтения и письма, но, несмотря на это, сумевший сколотить гигантское состояние, безусловно, главную причину народных бед, нищеты и невежества видел в архаичных порядках, царивших в тогдашней конфессиональной школе.

Он не раз повторял, что достойное образование помогло бы ему добиться еще более громких успехов на коммерческом поприще. Вот почему он осознанно и целеустремленно финансировал именно джадидские учебные заведения, оплачивал работу прогрессивно мыслящих мударрисов и мугаллимов по всей стране, не жалел средств на строительство школ, издание необходимой учебной литературы.

Купца по праву можно назвать выдающимся деятелем национального возрождения начала XX века, финансировавшим реформу народного просвещения.

По инициативе Ахмета Хусаинова в 1889 году в Оренбурге появилось медресе «Хусаиния» – одно из крупнейших мусульманских училищ нового типа, в котором работали и учились выдающиеся представители татарской интеллигенции – Сунгат Бикбулатов, Тахир Ильяси, Джамал Валиди, Гаяз Исхаки, Шариф Камал, Бурган Шараф, Нургали Надиев, Фатих Карими, Муса Бигиев, Гайса Еникеев, Закир Кадыри, Сагит Рамеев, Габдрахман Сагди, Муса Джалиль и многие другие.

Вместе с братьями Ахмет-бай возвел десятки мечетей в различных губерниях России с прекрасно оборудованными зданиями медресе при них.

Однако благотворители были резко настроены против иждивенчества, считая, что их средства должны побуждать людей к самостоятельным активным действиям. Рассказывают, что как-то к Ахмет-баю пришел имам построенной им мечети и пожаловался на бедность и плохое внутреннее убранство храма. Купец ответил просителю прямо и недвусмысленно:

«Мечеть построена – хорошо. Теперь пусть деревенские женщины соткут паласы, ковры, кошмы и украсят мечеть изнутри. Я не такой жадный человек, чтобы только самому совершить все богоугодные дела. Ограду мечети, хазрат, поставь сам...Я боюсь того, что, если все это сделаю я один, вы придете ко мне и скажете : «Бай абзый, и молитву соверши вместо нас».

Здесь вплоть до самой кончины (1906) предприниматель продолжал благотворительную деятельность, материально поддерживая все городские новометодные училища, в особенности медресе «Мухаммадия», мусульманское благотворительное общество.

Медресе «Мухаммадия»

Как писал Р.Фахрутдинов, «в течение десяти лет, проведенных в Казани, он, выделяя с каждого своего дохода 3000 и более рублей, построил 20 зданий мечетей и медресе, оплатил работу мугаллимов в 40 мектебе, обеспечил 200 школ необходимыми учебниками». Так, в 1906 году он пожертвовал Лаишевское подворье Нижегородской ярмарки в пользу 5-й Соборной мечети Казани. Крупнейшим вакфом Хусаинова на Нижегородчине была «Двухсветная гостиница» на Нижегородской ярмарке (ее вакуфный статус был провозглашен в 1906 г.).

В конце жизни Ахмет-бай завещал на нужды национального образования почти полмиллиона рублей, заключенных в вакуфном имуществе. Купец предполагал направить эти средства на создание солидной материальной базы крупнейших джадидских медресе, учреждение системы целевых стипендий на обучение талантливых шакирдов в средних, средних технических и высших учебных заведениях России, в мусульманских образовательных центрах арабского Востока. Он также ратовал за предоставление своеобразных «грантов» на написание и издание научно-популярной, учебной и просветительской литературы. Эти цели вплоть до Октябрьской революции успешно достигались особым Попечительным советом, в состав которого входили авторитетные духовные лидеры, представители буржуазии и интеллигенции.

Так неграмотный татарский торговец заложил прочную основу для новой национальной школы, дал путевку в жизнь десяткам талантливых мусульманских юношей, составивших впоследствии гордость и славу нашей культуры.

 Могила Ахмета Хусаинова – на Новотатарском кладбище.

Печатаем с разрешения автора

Источник: http://historybiz.ru/husainov-ahmed-galievich.html

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить