Цитата
Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.
Ларри Кинг, тележурналист, США
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Академик живописи Михаил Коринфский
- 08 декабря 2018 года
На 4 аллее Арского кладбища, слева, рядом с Центральной аллеей, есть оригинальное надгробие архитектора Михаила Петровича Коринфского.
Архитектор, один из крупных представителей русского классицизма, академик Императорской Академии художеств (1829), потомственный дворянин (1844), надворный советник (1842), кавалер ордена св. Станислава III степени
Его настоящая фамилия - Варенцов. Как-то в присутствии императора он представил свой проект в коринфском стиле. Проект императору понравился, а фамилия автора – нет. Тогда по распоряжению государя архитектор Михаил Варенцов стал Михаилом Коринфским.
Отец Михаила Воронцова зарабатывал на жизнь резьбой по дереву – изготовлял церковные иконостасы. Он рано приобщил сына к творчеству. Мальчика отдали в Арзамасскую художественную школу академика А.В. Ступина, первую в провинции. 22-летний Михаил Варенцов учился там всего два месяца и стал одним из первых ее выпускников. Александр Васильевич заметил способности юноши к архитектуре. Летом 1810 года Варенцов сопровождал Ступина в Санкт-Петербург, где он представил ученика вице-президенту Академии художеств А.С. Строганову, известному своим покровительством талантов «из народа», и архитектору - академику А.Н. Воронихину, строителю Казанского собора. Так в 1810 году Воронцов попал в класс Воронихина в Императорской Академии художеств. Варенцову как лицу мещанского сословия было отказано в поступлении, и Воронихин устроил ему свободное посещение классов. Убежденный в преданности ученика избранному пути, Воронихин выступил перед президентом академии с просьбой исключить своего ученика из мещанского сословия. Такое решение императорским домом было принято.
Воронихин стал не только учителем начинающего архитектора, но и опекуном. В Петербурге Коринфский жил на его квартире, был помощником при строительстве собора. Впоследствии Михаил Петрович не раз черпал вдохновение в творчестве великого зодчего.
27 августа 1810 года Совет Академии художеств, рассмотрев представленные Коринфским планы Воскресенского собора для Арзамаса, одобрил их. На академической выставке 1811 года Варенцов получил серебряную медаль первого достоинства, что свидетельствовало о завершении обучения в академии. 16 декабря 1811 года ему выдали аттестат I степени с возведением в звание художника и шпагой в награду – единственный случай за всю историю академии, когда ее 9-летняя программа был пройдена за полтора года.
Осенью того же года скончался А.С. Строганов, Варенцов и Ступин потеряли своего влиятельного покровителя. Варенцов вернулся в Арзамас, к своей семье. Городским властям он представил законченный и утвержденный проект Воскресенского собора. Он был заложен летом 1814 года как памятник победе в Отечественной войне. Строительство было завершено лишь в 1842 году. Коринфский выполнил реконструкцию всей Соборной площади и привел ее к гармоничной масштабности. Пятиглавый собор доминировал в городской панораме, образованной многочисленными церковными и монастырскими главами. Собор, который сохранился до наших дней, как магнит, стягивает пространство всего городского центра.
В 1814 году Коринфский создал в Арзамасе художественное архитектурное училище, где обучались 15 юношей, в том числе его сын Александр. В Арзамасе по проектам Коринфского были построены многие жилые и учебные здания. Он активно проектировал и строил в Нижегородской губернии. Есть все основания считать, что около 1822 года Коринфский выполнил проект церкви Иоанна Предтечи в Саровской пустыни. Как правило, церкви Коринфского этого периода представляют ротонды со сферическим куполом и колокольнями, увенчанными шпилем. У молодого архитектора случались и неудачи: в 1816 году был отклонен его проект нижегородского дворянского собрания. Эксперты Академии художеств сочли, что здание напоминает храм.
В 1816 году в Министерстве просвещения рассматривались кандидатуры на престижную должность архитектора Казанского университета. Казус с проектом дворянского собрания исключил Коринфского из рассматриваемых кандидатур.
В 1823-1832 годах Коринфский работал в Симбирской губернской строительной комиссии. Им было выстроено в губернии немало гражданских зданий. Наиболее значительная его постройка в Симбирске – кафедральный Троицкий собор, завершивший ансамбль центральной площади и посвященный местному ополчению, сражавшемуся с Наполеоном. Коринфский разработал великолепную композицию одноглавого храма с мощным барабаном, ступенчато вырастающим из четверика. Проект был утвержден Александром I, посетившим Симбирск 7 сентября 1824 года и принявшим участие в закладке храма. При этом император сказал, что в архитекторе Коринфском «очень много вкуса». Строительство собора началось с 1825 года, освящение состоялось 15 сентября 1841 года.
Особое значение в творчестве архитектора имел проект карантинного здания на 250 человек, расположенного на морском берегу. Он получил это задание от Академии художеств. После его блестящего исполнения в 1829 году Коринфский был избран академиком архитектуры, и звучный псевдоним был за ним закреплен официально.
Михаил Петрович Коринфский. Портрет работы художника Зиновия Иванова. Середина XIX века
К 1832 году строительство кафедрального собора приостановилось на неопределенный срок. В это время архитектор получил предложение переехать в Казань, где планировалось большое строительство университетского комплекса. 8 ноября 1832 года Коринфский был «определен архитектором Казанского Университета и Гимназии». 23 мая 1833 года по Высочайшему повелению утвержден членом Строительного комитета при Казанском университете.
Коринфский соединил учебные постройки в великолепный ансамбль, решенный в едином стиле. Казанский университет – это крупный общественный комплекс, созданный по схеме городской усадьбы: симметричная пространственная композиция, главное здание формирует парадный уличный фасад, а «двор» застроен «флигелями».
Коринфский выстроил в 1834-1938 годах анатомический театр, библиотеку, химическую лабораторию, обсерваторию (проект выполнен с Н.И. Лобачевским), затем – хозяйственные постройки и клинику, объединив все улочкой и площадью. В 1848 году университетская площадь была завершена памятником поэту Г.Р. Державину.
В последующие годы архитектор занимался учебными зданиями: разработал проект Родионовского института благородных девиц, реконструировал здание первой мужской гимназии. В Казани Коринфский продолжал проектировать и церковные здания. По его проекту в 1842 году был построен величественный собор Грузинской Божьей Матери Раифского Богородицкого мужского монастыря близ Казани.
С 1837 года Коринфский преподавал в Казанском университете в должности профессора. В последние годы жизни ни один из проектов архитектора не был принят. Его историограф П.М. Дульский объяснял это тем, что произошла смена эпох в стилях архитектуры, и Коринфский не вписался в новый стиль. В конце 1830-х годов в общественном сознании классицизм стал ассоциироваться с казарменным государством Николая I, с обезличивающей силой и тотальным нивелированием. Коринфский решил попробовать себя в неорусском стиле. По его проекту в 1856 году (уже после смерти архитектора) в селе Отарки была выстроена Покровская церковь. Она стала единственным (и удачным) примером неорусской эклектики Коринфского.
В 1843 году Коринфский выполнил проект здания дворянского собрания Казани, и он также не был утвержден. Проект был изменен, фасады построенного в 1852 году здания имитируют итальянское палаццо. По проекту Коринфского в формах ампира был выстроен лишь колонный зал, великолепный по облику и акустике. В 1848 году Коринфский выполнил интерьер дворца казанского генерал-губернатора, построенного по проекту К.А. Тона в кремле. И в этой важной работе архитектор остался верным классицизму.
Проекты Коринфского конца 1830-1940-х годов разочаровывали заказчиков «старомодностью». Его работы отклонялись и переделывались под предлогом высокой стоимости (обсерватория, университетская клиника). Медленная карьера обманывала оптимистические надежды архитектора. И все-таки заслуги Коринфского были оценены по достоинству. 2 марта 1842 года Казанское дворянское депутатское собрание включило архитектора Коринфского в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии. Это решение было утверждено указом Герольдии 17 июня 1844 года. Он был удостоен ордена Станислава III степени и пожалован землей. Как профессионал Коринфский реализовал свой талант в полной мере, о чем сообщил потомкам в своей автобиографии.
Умер Михаил Петрович в Казани в 1851 году, после длительной болезни. Похоронен на Арском кладбище вместе с женой Настасьей Александровной под надгробием, которое, по семейному преданию, сам и спроектировал.
Надгробие, выполненное в 1851 году по рисунку самого архитектора, представляет двухступенчатую площадку (нижняя 120 на 120 см из каменных блоков 40 на 20 на 20 см, верхняя – 78 на 78 на 20 см, на которую поставлен пьедестал, выполненный из каменного монолита в виде десятигранника высотой в 65 см. Ребра украшены горельефными опрокинутыми стрельчатыми арками. На плоский верх пьедестала прикреплен каменный венок из дубовых ветвей и цветов, в середине – квадратная выемка, в которую был поставлен крест, поддерживаемый двумя руками, выходившими из пьедестала
На одной из боковых граней высеченная по камню надпись: «Михаилъ Петровичъ Коринфский. 1851 г. Анастасия Александровна Коринфская. 1862 г.».
Памятник сохранился, однако со временем исчезли распятие, чугунные руки, поддерживающие православный крест, сам крест, а также венок. В 2004 году, накануне 200-летнего юбилея Казанского университета, могила приведена в порядок.
В Казани есть улица, названая его именем. Она расположена в микрорайоне Радужный Советского района.
Захоронение Михаила Петровича Коринфского - объект культурного (исторического) наследия федерального значения.
Источники информации:
Коринфский Михаил Петрович, архитектор
Певец имперского величия - зодчий из Арзамаса Михаил Коринфский