Цитата
Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.
Вуди Аллен
Хронограф
<< | < | Ноябрь | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | |||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
-
1855 – При Казанском университете открыт повивальный институт, и с тех пор в университете начали учиться девушки
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Смерть стояла рядом с Михаилом Зевахиным четыре раза
- 05 мая 2019 года
К сожалению, статьи о Герое Советского Союза, летчике, капитане Михаиле Зевахине в «Татарской энциклопедии» нет. Восполним этот пробел.
Михаил Зевахин родился 12 сентября, 1922 года в деревне Горевская (ныне Санчурский район Кировской области), умер в одном из казанских военных госпиталей 13 января 1944 года. Похоронен на Арском кладбище, в «Уголке летчиков», недалеко от южных ворот, ближе к каменной ограде кладбища вместе с боевыми товарищами, с которыми не вернулся с, может быть, самого простого, своего задания.
Сын крестьянина Михаил Зевахин тоже собирался стать землепашцем, после окончания Корляковской семилетней школы поступил в Сарапульский сельскохозяйственный техникум. Как и многие его сверстники, одновременно учился в Ижевском аэроклубе.
В 1939 году Михаила направили в Пермскую военную авиационную школу пилотов, из которой менее чем через год он вышел летчиком. Служил в бомбардировочных авиачастях ВВС.
Как сложился для него первый год войны, неизвестно. В мае 1942 года младший лейтенант Зевахин прибыл в один из авиационных полков на Калининском фронте. Участвовал в боях под Ржевом, при освобождении Смоленской области. В одном из вылетов на ржевском направлении Пе-2 Зевахина был подбит. Летчик посадил горящую машину на нейтральной полосе и под прикрытием огня наземных войск вывел экипаж на свою территорию.
В ходе подготовки к Духовщинско-Демидовской операции в августе 1943 года экипажу Зевахина предстояло вскрыть оборону врага на новом рубеже северо-восточнее Витебска. При виде одиночного самолета-разведчика противник прекращал всякое движение. Все было замаскировано. Тогда Зевахин решил применить весьма рискованный способ: произвести воздушную разведку боем, то есть вызвать огонь зенитчиков на себя. Снизив Пе-2 до высоты 600 метров, стал сбрасывать на немецкие окопы бомбы небольшого веса. Противовоздушная оборона противника ожила. Был открыт ураганный огонь. Экипаж Зевахина приступил к выполнению задания.
Самолет получил серьезные повреждения. Летчик с трудом довел машину до аэродрома. Зато командование фронта получило достоверные данные об оборонительном рубеже противника.
6 октября 1943 года при выполнении разведки в районе озера Сенница - Опухлики самолет Зевахина был атакован истребителями противника. В воздушном бою он был подожжен, летчик получил ранение в ногу, но довел горящую машину на свою территорию, где экипаж покинул самолет.
И таких случаев в его личной истории войны было четыре. К сентябрю 1943 года старший лейтенант Михаил Зевахин командовал звеном 11 отдельного разведывательного авиаполка (ОРАП) 3 воздушной армии Калининского фронта. К тому времени он совершил 198 боевых вылетов на бомбардировку и разведку вражеских войск и объектов. Принял участие в 20 воздушных боях, в которых лично сбил 2 немецких самолёта. За боевые заслуги Михаил был представлен к высокому званию Героя Советского Союза.
Сведения ряда публикаций в Интернете о том, что Зевахин был тяжело ранен в одном из боёв в январе 1944 года, опровергаются документом из военного архива (ЦАМО, ф. 33, оп. 11458, д. 600, л. 101). Самолет потерпел катастрофу не в бою, а в мирном небе под Казанью. Но экипаж погиб при выполнении задания.
Как же это случилось? В конце ноября 1943 года небольшую группу экипажей 11 орап во главе с командиром звена М.С. Зевахиным направили в Казань для перегонки в полк новых самолетов Пе-2. Экипажи получили самолеты и начали их облет для проверки работы моторов, агрегатов и систем. Но неблагоприятные метеоусловия долгое время не позволяли сделать это в полном объеме. Лишь 13 января 1944 года выдался морозный солнечный день.
Экипаж Михаила Зевахина
Первым взлетел экипаж Михаила Зевахина. Однако из-за неисправности винтов мотора М-82 по маршруту он не пошел. Командир решил произвести посадку. Когда самолет находился на небольшой высоте в нескольких сотнях метров от начала взлетно-посадочной полосы, самолет резко снизился, приземлился на неукатанном глубоком снегу, скапотировал (капота́ж – аварийное опрокидывание самолёта на переднюю часть («нос») или переворачивание вверх шасси, на «спину», через «нос»), перевернулся и взорвался.
Командир звена капитан Зевахин получил тяжёлые ранения, но сумел довести самолёт до аэродрома. Был доставлен в Казанский военный госпиталь, но врачам спасти его не удалось – Зевахин скончался 13 января 1944 года. Весь экипаж: командир звена капитан М.С. Зевахин, летчик-наблюдатель лейтенант Геннадий Семенович Скуратов из Воронежской области, начальник связи АЭ лейтенант Федор Александрович Бублик из Запорожской области, похоронены на Арском кладбище, в одной могиле. Экипаж поименно был назван в секретном донесении руководителей 11 ОРАП от 27 января 19944 года.
Об указе Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года, в котором за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество» Михаилу Зевахину присваивается звание Героя Советского Союза, он не узнал.
Михаил Степанович был награждён двумя орденами Красного Знамени. Навечно зачислен в списки личного состава своей воинской части.
Имя М. Зевахина увековечено на Мемориальной стеле Героям Советского Союза у Вечного огня в городе Ижевске. Памятник Герою работы скульптора В.И. Рогожина установлен в Сарапуле. Бюст на постаменте в виде усечённой колонны открыт 5 мая 1980 года.
Бюст установлен и у техникума, где он учился.
Конверт с портретом Героя Советского Союза Михаила Зевахина