Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Ноябрь 2024 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 1954 – Состоялось торжественное открытие памятника студенту Владимиру Ульянову, приуроченное к празднованию 150-летия Казанского университета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Профессор Аксянцев, ученый медик и директор

В истории казанской медицины важное место занимает профессор Моисей Израилевич Аксянцев, который в 1935 году был одновременно директором ГИДУВа и Казанского медицинского института.

Моисей (Мовша-Янкель) Израилевич Аксянцев родился в сентябре 1897 года в д. Черея Черейской волости Сеннинекого уезда Могилевской губернии (сейчас д. Черея Черейского сельсовета Чашникского района Витебской области) в семье рабочего портного. Семья жила очень бедно едва сводя концы с концами. Маленькому Моисею посчастливилось учиться только до 10 лет. Нужно было зарабатывать на кусок хлеба, и он пошел работать по найму к хозяину по шторному делу.

Так началась его трудовая жизнь. Потом в течение 8 лет работал шторником в мастерской братьев Берштейн (Могилевская губерния), затем рабочим ящичного и коробочного цехов на заводе «Франк и Бирман» в Козлове (Мичуринск), упаковщиком у Вяхирева (Воронеж). Служил в армии.

Но все эти годы он не оставлял надежды на продолжение учебы. Не только надеялся, но и делал все, чтобы мечта сбылась. Все эти годы с необычайным упорством он занимается самообразованием. И его труд не пропал даром. Успешно сдав экзамены за курс реального училища экстерном, Моисей поступил в 1918 году в Воронежский университет на медицинский факультет. Занимался с увлечением. В течение двух семестров он изучал анатомию человека, физику, неорганическую и органическую химию, ботанику, зоологию, гистологию с эмбриологией, паразитологию и даже минералогию с геологией.

Шла гражданская война. Вскоре Воронеж стал фронтом, местом кровопролитных боев. Пришлось на время отложить учебу и взять в руки оружие. Вместе с тысячами рядовых бойцов он участвует в обороне Воронежа, где был ранен. После выздоровления Моисей Израилович был направлен для продолжения службы в Казань, в Запасную Армию, в которой  прослужил в должности начальника отряда до 1921 года. Одновременно подал прошение ректору Казанского университета с просьбой зачислить в число студентов Казанского университета на третий семестр.

После окончания Казанского университета в 1923 году М.И. Аксянцев был оставлен при факультетской терапевтической клинике, которой руководил профессор М. Н. Чебоксаров. Будучи выдающимся клиницистом М.Н. Чебоксаров никогда не замыкался в рамках чисто клинического мышления, а настойчиво проводил сам и внушал своим ученикам широкий патофизиологический подход к клинике. Это сыграло решающую роль в направлении научно-исследовательской деятельности Моисея Израилевича. Это направление, имея своим первоисточником школу профессора Чебоксарова, нашло свое дальнейшее развитие в работе Аксянцева под руководством одного из лучших советских патофизиологов - профессора Н.Н. Сиротинина,

В эти годы  Аксянцев активно занимался научной работой, принимал участие в работе 10-го съезда бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей (сентябрь 1926 г.). На основании представления Казанского университета Комиссия по заграничным командировкам при Наркомпросе РСФСР в марте 1926 года постановила командировать М.И. Аксянцева в Германию для научной работы в области медицины сроком на 3 месяца.

Областной Совет профессионального союза рекомендовал его на должность заведующего  отделом рабочей медицины Татнаркомздрава, где он работал в 1926-1928 годах. 

После окончания ординатуры Моисей Израилевич работает практическим врачом в туберкулезной больнице, где не только совершенствует свои навыки, но и продолжает заниматься научной работой. На VII областном съезде врачей Татреспублики (январь 1927 года) доктор М.И. Аксянцев был избран в состав Бюро Врачебной Секции. С большим удовольствием работал в одном из старейших обществ врачей – при Казанском университете, где выступал с докладами, обобщавшими результаты многочисленных опытов. Некоторые материалы, которые были доложены па обществе, впоследствии были опубликованы. В 1928 году его избрали одним из пяти секретарей Общества, а в 1929 году – одним из четырех товарищей (заместителем) председателя.

В 1928 году к семи существовавшим в Обществе врачей  прибавилось две новых секции: педиатрическая (профессор В.К. Меньшиков) и туберкулезная (профессор Б.А. Вольтер). Направление деятельности туберкулезной секции, созданной по предложению профессора Аксянцева, во многом определялось решениями 4-го туберкулезного съезда (1928 год).

Секция просуществовала до мая 1931 года, когда на объединенном заседании всех медицинских обществ города Казани было принято решение об объединении всех обществ в единую Краевую медицинскую ассоциацию». Ее председателем был избран профессор И.С. Алуф. Доктор М.И. Аксянцев вошел в состав правления, а также возглавил сектор планирования, один из шести работавших при ассоциации.

В 1927 году в соответствии с постановлением Совнаркома Татреспублики был организован Туберкулезный институт, первым директором которого был назначен доктор Аксянцев. В институте имелось три отделения: клиническое, социальной патологии и экспериментальное. Клиническое отделение состояло из стационара для взрослых на 45 коек с лабораторией и рентгеновским кабинетом, детского стационара в детской клинике ГИДУВа на 12 коек и отделения для костного и железистого туберкулеза в ортопедической клинике ГИДУВа. Отделение социальной патологии включало тубдиспансер с ночным санаторием и детской площадкой. В экспериментальное отделение вошли бактериологическая и патанатомическая лаборатории. В состав института также входили два диспансера: Заречный и Забулачный, санатории «Каменка» и «Обсерватория».

11 мая 1928 года Совет Народных Комиссаров Татарской Республики назначил доктора М.И. Аксянцева заместителем наркома здравоохранения. В связи с этим он был освобожден от работы в туберкулезной больнице и утвержден членом вновь восстановленной коллегии Наркомздрава. И хотя круг обязанностей значительно расширился, тем не менее, Моисей Израилевич не прекратил экспериментальную работу.

В 1929 году Моисей Израилевич вернулся в Казанский университет. Профессор М.Н.Чебоксаров, рекомендуя своего ученика на должность младшего ассистента при кафедре общей патологии, писал:

«Д-р Аксянцев состоял в течение 3-х лет ординатором заведуемой мною факультетской терапевтической клиники и показал себя за это время весьма способным и трудолюбивым работником, живо интересующимся проблемами общей и экспериментальной патологии. Как за время своего пребывания в клинике, так и потом на должности врача тубдиспансера д-р Аксянцев сделал несколько ценных и интересных научных работ. Укажу также, что д-р Аксянцев хорошо владеет английским, немецким и французскими языками. Учитывая, наконец, организаторские способности д-ра Аксянцева я считаю себя вправе полагать, что он будет весьма полезным и ценным работником в должности ассистента при кафедре общей патологии». Предметная комиссия единогласно избрала М.И.Аксянцева в качестве кандидата на должность младшего ассистента. На заседании Ученого Совета медицинского факультета кандидатура Аксянцева была принята голосами всех членов Совета при отсутствии голосов против кандидатуры и воздержавшихся от голосования..».

В 1930 году Моисей Израилевич был назначен сначала заместителем директора по административно-хозяйственной части, а затем, в октябре 1931 года, - директором Института для усовершенствования врачей им. В.И.Ленина, которым был вплоть до 1937 года.

После выделения медицинского факультета Казанского университета в самостоятельный институт Аксянцев продолжал заведовать кафедрой патологической физиологии, но уже в Казанском медицинском институте. Когда встал вопрос об организации новой кафедры отравляющих веществ, профессор Н.Н. Сиротинин высказал свое мнение так:

«Единственным возможным кандидатом считаю д-ра Моисея Израилевича Аксянцева, который обладает достаточным терапевтическим опытом, эрудицией в вопросах патологической физиологии, владеет экспериментальной методикой. К тому же ему знакомо военно-санитарное дело, и он квалифицировался на курсах по химической обороне. В последнее время он много работает по лечению поражения ОВ и уже зарекомендовал себя как работник, владеющий основаниями этой науки».

 В 1931 году Аксянцев был утвержден штатным доцентом.

Среди других научных проблем Моисея Израилевича интересовала и проблема действия пониженного давления на человеческий организм. Видимо, это направление получило новый толчок в связи с приходом на кафедру профессора Н.Н. Сиротинина, который организовал несколько высокогорных экспедиций на Памир, Казбек и Эльбрус. Участвовал в них и М.И. Аксянцев. Сохранилась интересная копия документа за подписью директора медицинского института С.М.Курбангалеева:

«Для окончания его научной работы действия пониженного давления на человеческий организм – требуется камера, где можно получить разряжение равное таковому на высоте 5500 метров, к сожалению, ни в Казани, ни в других городах нашего Союза таковой не имеется. Принимая во внимание большое практическое значение его работы в деле авиации, деканат мединститута просит предоставить доктору М.И. Аксянцеву заграничную командировку в Берлин в лабораторию Landshochsel или в Америку в Рокфеллеровский Институт, а также в Сего de Pasco, где сможет проверить свои данные на высокогорной ж.д.».

К этому можно добавить, что Моисей Израилевич был знаком с будущим академиком В.В. Париным. По воспоминаниям Д.И. Малкиной, В.В. Парин неоднократно приезжал в Казань к Аксянцеву и последний несколько раз ездил к Парину. Так что  Аксянцева можно с полным основанием назвать одним из пионеров авиационной и космической медицины.

С апреля 1932 года по май 1933 года профессор Аксянцев находился за границей: в Германии, в Италии, Швейцарии и Австрии. В Италии  участвовал в конгрессе физиологов.

В 1934 году, после отъезда профессора Н. Н. Сиротинина в Киев, кафедру патофизиологии возглавил М. И. Аксянцев. Рекомендуя его на заведование кафедрой, директор мединститута профессор И. С. Алуф писал:

«Являясь созревшим научным работником, обладающим большой целеустремленностью в научном исследовании, т. Аксянцев как по своим работам, так и по своей эрудиции и пройденной солидной научной школе, вполне подготовлен к самостоятельному руководству кафедрой патофизиологии в Высшей Медицинской Школе, на которую я его рекомендую в полной уверенности, что в его лице кафедра приобретет ценного и энергичного как в научном, так и в общественно-политическом отношении руководителя».

1935 год был для Моисея Израилевича очень напряженным. Ввиду болезни директора Казанского медицинского института профессора И.С. Алуфа временное исполнение обязанностей директора КГМИ было возложено на директора ГИДУВа М.И. Аксянцева. На протяжении почти всего 1935 года он руководил двумя крупнейшими медицинскими учреждениями республики.

 В 1936 году защитил диссертацию на степень доктора медицинских наук на тему «Гемато-энцефалический барьер и его роль в антидифтерийном иммунитете», в начале 1937 года ему была присуждена ученая степень доктора медицинских наук.

1937 год стал для Моисея Израилевича, как и для многих советских людей трагическим. Шла активная кампания «по разоблачению скрытых троцкистов». В их числе оказался и профессор М.И. Аксянцев. 26 января 1937 года в ряду первых жертв по «изобличению скрытых троцкистов» профессор был освобожден от работы, исключен из партии (в рядах которой был с 1919), арестован, обвинен в троцкизме – 58 статья и лишение свободы на 10 лет с поражением в правах на 5 лет.

Формальным поводом для начала гонений можно считать собрание партийного актива Молотовского района г.Казани, состоявшегося в начале сентября 1936 года. Он единственный «удостоился чести» быть отмеченным в резолюции актива:

«Собрание партактива решительно осуждает антипартийное выступление Аксянцева, рассматривая его как попытку взять под защиту разоблаченных троцкистов и прикрыть свою связь с ними. В связи с этим собрание поручает райкому обсудить вопрос об Аксянцеве».

После этого события стали нарастать как снежный ком. В конце сентября 1936 года на партийном собрании Института усовершенствования врачей был заслушан доклад «Итоги обмена партийных документов». И хотя в отношении Аксянцева было сказано, что нет данных сомневаться в том, что он честный коммунист, тем не менее, в резолюции осудили проявление либерализма т. Аксянцева. В январе 1937 года на очередном партийном собрании ГИДУВа его не просто упоминают, его уже обвиняют в потере бдительности и покровительстве троцкистам.

Окончательно судьба Моисея Израилевича была решена 26 января 1937 года на заседании бюро Татарского обкома ВКП(б):

«В связи с имеющимися данными о контрреволюционной троцкисткой работе Аксянцева М.И., снять его с работы директора Института усовершенствования врачей, – указывалось в постановлении. – Дать санкцию Управлению НКВД на арест Аксянцева М.И.» 

На первом допросе 31 января на вопрос следователя: «Вы арестованы за участие в контрреволюционной троцкистской организации. Признаете ли Вы себя в этом виновным?», – последовал твердый ответ: «Я в контрреволюционной троцкистской организации никогда не состоял и никогда троцкистом не был». И этой позиции он придерживался во время всего следствия, которое продолжалось три месяца. 2 февраля 1937 года решение бюро Молотовского РК ВКП(б) было отменено «как политически ошибочное» и в этот же день на заседании парткома ГИДУВа Аксянцева вывели из состава парткома.

 В его трудовой книжке появилась такая запись: 1946-1947 – заведующий терапевтическим отделением больницы Индигирского горно-промышленного управления (Хабаровский край)».

После возвращения в Казань Аксянцев работал в Казанском НИИ травматологии и ортопедии (КНИИТО). В 1949 году был вновь освобожден от работы без объяснения причин и сослан в Красноярский край, где в течение пяти лет заведовал терапевтическим и туберкулезным отделениями райбольницы Соврудника поселка Северо-Енисейск. В 1954 году был реабилитирован, восстановлен в партии, но в партийных документах был отмечен перерыв с февраля 1937 по октябрь 1955 года. Профессор обратился в обком с просьбой выдать партийный билет с непрерывным партстажем с декабря 1919 года, которая была удовлетворена.

Приказом Министерства здравоохранения СССР он вновь был направлен научным сотрудником в КНИИТО, где работал до конца жизни. В 1962 году был утвержден в должности руководителя лаборатории патофизиологии. Будучи опытным экспериментатором и эрудированным теоретиком в области патофизиологии костно-мышечной системы, руководил научными исследованиями по ведущей проблеме института – реакции организма на травму и стимуляции процессов регенерации костной ткани. Лаборатория служила базой научных исследований не только для Казанского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, но и для Казанского государственного медицинского института и ГИДУВа. Он был консультантом 5 докторских и руководителем 7 кандидатских диссертаций.

Под руководством М.И. Аксянцева рентгенологи Казанского ГИДУВа вели ряд экспериментальных квалификационных работ по изучению функции лимфатической системы в организме, пораженном лучевой болезнью, осложненной повреждением. Профессор М.И. Аксянцев являлся  председателем проблемной комиссии по проблеме «Реакция организма на травму и стимуляция процессов регенерации костной ткани» и членом Ученого совета института.

В течение нескольких лет в ответ на настойчивое предложение Минздрава РСФСР о проведении конкурса на его место следовала не менее настойчивая просьба оставить профессора М.И. Аксянцева в занимаемой должности. Последнее обращение в Минздрав было в декабре 1964 года. а 10 января 1965 года Моисея Израилевича не стало.

Похоронен он на Арском кладбище, в самом начале третьей аллеи.

 

 Источники информации:

Ректоры Казанского медицинского института. Амиров Н.Х., Саркин В.Г., Красильников С.Н. Казань, 1994

Татарская энциклопедия. Т. 1. А–В.  Казань, 2002

Казанский университет. Библиографический словарь. Т.2. Казань, 2004

Казанский государственный медицинский университет (1804-2004 гг.): Заведующие кафедрами и профессора: Биографический словарь. Под ред. В.Ю.Альбицкого, Н.Х.Амирова. Казань: Магариф, 2004

Ректоры. Зыятдинов К.Ш., Красильников С.Н. Казань, Изд-во "Слово". 2015.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить